о признании бездействия органа местного самоупоравления незаконным



Дело № 2- 47(1)/2010г.

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Балашов 09 марта 2010 года

Балашовский районный суд <адрес> в составе

ФИО9 судьи Тарараксиной С.Э.,

при секретаре ФИО1,

с участием помощника прокурора <адрес> Гончарова В.А.

представителя администрации <данные изъяты> по доверенности ФИО2

директора Муниципального общеобразовательного учреждения " Средняя общеобразовательная школа <адрес> " ФИО5

директора Муниципального общеобразовательного учреждения " Средняя общеобразовательная школа <данные изъяты> " ФИО6

представителя отдела государственного пожарного надзора по <данные изъяты> ФИО7

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> Попова А.В. ( в порядке ст. 45 ГПК РФ ) в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления, обязании устранения нарушений закона,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд с заявлением в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> в непринятии мер по содержанию и финансированию здания Муниципального общеобразовательного учреждения " Средняя общеобразовательная школа <адрес> " ( далее по тексту МОУ СОШ <адрес> ) и Муниципального общеобразовательного учреждения " Средняя общеобразовательная школа р.п. <адрес> " ( далее по тексту МОУ СОШ <данные изъяты> ) и возложении обязанности на администрацию <данные изъяты> устранить нарушения правил пожарной безопасности в соответствии с предписанием ОГПН по <адрес>, указывая, что Администрация <данные изъяты> является учредителем МОУ СОШ <адрес> и МОУ СОШ <данные изъяты>, и согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией <данные изъяты> денежные средства на устранение нарушений, указанных в предписании ОГПН по <данные изъяты> длительное время не выделяются, при этом денежных средств, необходимых на устранение нарушений МОУ СОШ <адрес> и МОУ СОШ <данные изъяты> не имеет.

В здании школы МОУ СОШ <адрес>, согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ в нарушении требований Правил пожарной безопасности ( далее по тексту ППБ 01-03 ), ст. 151 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ " Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ", Строительных норм и правил РФ " Пожарная безопасность зданий и сооружений ", принятых постановлением Минстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ ( далее по тексту СНиП 21-01-97*) на первом этаже лестничные клетки не отделены от примыкающих коридоров и других помещений противопожарными перегородками 1 типа, не установлены двери с уплотнениями в притворах и устройствами для самозакрывания, по периметру кровли здания учреждения отсутствует ограждения, предусмотренные ГОСТ 25772, в мастерской здания деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом, в районе пищеблока на первом этаже и кабинете технического персонала на пути эвакуации применяются перегородки, выполненные из сгораемых материалов, на территории школы отсутствует противопожарное водоснабжение. Данные нарушения нашли свое отражение в актах от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ ОГПН по <адрес>, о чем дано предписание ДД.ММ.ГГГГ.

В здании школы МОУ СОШ <данные изъяты>, согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ в нарушении тех же требований закона в области пожарной безопасности, а также СНиП ДД.ММ.ГГГГ.84, не установлен резервный насос в насосной станции или пожарной помпы, помещение спортивного зала не оборудовано установкой автоматической пожарной сигнализацией, деревянные конструкции сцены, декораций и занавеса не обработаны огнезащитным составом. Данные нарушения отражены в актах, соответственно от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ и предписаниях ОГПН по <адрес>.

Отсутствие финансирования со стороны администрации <данные изъяты> на проведение противопожарных мероприятий является бездействием по отношению к образовательному учреждению. Нарушение Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС РФ ДД.ММ.ГГГГ несет угрозу жизни и здоровью обучающихся детей, работников, родителей малолетних, в связи с чем, вынуждены обратиться в суд с данным иском в порядке ст. 45 ГПК РФ.

Помощник прокурора <адрес> Гончаров В.А. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объёме, выдвигая в их обоснование те же доводы. Пояснил, что в целях надзора за выполнением обязательных требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" проведена внеплановая проверка, в результате которой установлено, что здание школ <адрес>, и <данные изъяты> не соответствуют требованиям пожарной безопасности. Денежные средства на устранение нарушений пожарной безопасности, выявленных ОГПН по <адрес> длительное время не выделяются ответчиком, хотя действующим законодательством на учредителя, каким выступает администрация <данные изъяты>, возложена обязанность по обеспечению содержания зданий муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Отсутствие финансирования со стороны администрации на проведение противопожарных мероприятий в образовательных учреждениях является бездействием по отношению к подведомственному учреждению. Считал, необходимым возложить на администрацию <данные изъяты> <адрес> обязанности по выполнению соответствующих мероприятий. При этом в части заявленных требований от иска отказался, о чем представлено заявление прокурора <адрес>. Просил производство по иску прекратить в части исполнения предписания ОГПН по <данные изъяты> по МОУ СОШ <адрес> по проведению демонтажу на пути эвакуации людей перегородки, выполненной из сгораемого материала, проведению работ по установке на территории школы противопожарного водоснабжения.

Представитель администрации <данные изъяты> по доверенности ФИО2 просила в удовлетворении требований в части признания бездействия администрации <данные изъяты> в непринятии мер по содержанию и финансированию зданий МОУ СОШ <адрес> и МОУ СОШ р<данные изъяты>, прокурору <адрес> отказать. Пояснила, что по результатам проведенной инспектором ОГПН по <адрес> проверки мероприятий по соблюдению законодательства, направленных на обеспечение безопасности жизни и здоровья учащихся во время организации образовательного процесса, составлены акты, согласно которым МОУ СОШ <адрес> и МОУ СОШ <данные изъяты> подлежит устранить нарушения в 2010 году, и в целях выполнения требований предписания ОГПН начата работа. Дополнила, что в 2009 году на противопожарные мероприятия школе <адрес> выделялись денежные средства на приобретение огнетушителей, поэтому полагает выводы прокурора <адрес> о несоблюдении требований законодательства по содержанию и финансированию школ не основаны на доказательствах. Кроме того, не отрицала отсутствие финансирования по МОУ СОШ <данные изъяты>, направленных на мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности. В части возложения обязанности на администрацию <данные изъяты> устранить нарушения правил пожарной безопасности в соответствии с предписанием ОГПН по <адрес> просила вынести решение в соответствии с требованиями законодательства. Не возражала против прекращения производства в части.

Директора МОУ СОШ <адрес> ФИО5, МОУ СОШ <данные изъяты> ФИО6 возражали против заявленных прокурором требований в части признания бездействия со стороны администрации <данные изъяты> по содержанию и финансированию школ. Пояснили, что выполнение всех требований предписания ОГПН не представляется возможным, согласно имеющихся технических характеристик конструкций и элементов здания школ требуется значительно вложение денежных средств, на что администрация по мере возможности выделяет денежные средства. Не возражали против отказа прокурора от иска в части исполненных обязательств. Директор МОУ СОШ <адрес> ФИО5 дополнила, что предписание ОГПН по <данные изъяты> частично исполнено, и при полном финансировании Администрации <данные изъяты> нарушения Правил пожарной безопасности будут устранены в ближайшее время, поскольку заключены договоры, выставлены счета-фактуры по оплате работ противопожарных мероприятий.

В судебном заседании заместитель начальника ОГПН по <адрес> по доверенности Главного Управления МЧС России по <адрес> ФИО7 подтвердил наличие указанных нарушений, согласно предписаний и актов проверки противопожарных мероприятий в МОУ СОШ <адрес> и МОУ СОШ <данные изъяты>, что создает угрозу жизни и здоровью обучающихся детей, работников, родителей малолетних, находящимся в здании школ, в случае возникновения пожара. В настоящее время проводятся школами при помощи администрации <данные изъяты> мероприятия по приведению в соответствие здания школ противопожарным правилам. Полагал необходимым удовлетворить требования прокурора <адрес> в полном объёме, за исключением возложения обязанностей на Администрацию <данные изъяты> тех мероприятий по которым устранены нарушения, в связи с чем не возражал о прекращении производства по иску прокурора <адрес> в части.

Определением <данные изъяты> суда от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску прокурора <адрес> прекращено в части исполнения предписания ОГПН по <данные изъяты> по МОУ СОШ <адрес> по проведению демонтажу на пути эвакуации людей перегородки, выполненной из сгораемого материала, проведению работ по установке на территории школы противопожарного водоснабжения.

Выслушав стороны, проверив материалы гражданского дела, суд находит заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу ст. 12 ГК защита гражданских прав осуществляется в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Судом, бесспорно, установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства на предмет обеспечения безопасности жизни и здоровья учащихся во время организации образовательного процесса в МОУ СОШ <адрес> и МОУ СОШ <данные изъяты>, соответствия зданий МОУ СОШ требованиям пожарной безопасности, по результатам которой установлено нарушение, образовательными учреждениями МОУ СОШ <адрес> и МОУ СШО <данные изъяты>, пожарным норм и правил при осуществлении образовательной деятельности по программам основного, общего образования.

Согласно статье 32 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об образовании" к компетенции образовательного учреждения, в частности, относится оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемое в пределах собственных финансовых средств. Кроме того, образовательное учреждение несет в установленном законом порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В соответствии с пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ N 313, данные Правила обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, гражданами Российской Федерации в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Между тем, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, городского округа в силу пунктов 11 части 1 статьи 15 и пункта 13 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ отнесена к вопросам местного значения соответственно муниципального района и городского округа.

Согласно п. 7 ч. 3 ст. 50 указанного закона в собственности муниципального района может находится имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Согласно п. 4 ч. 1 Закона Российской Федерации "Об образовании" от ДД.ММ.ГГГГ к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений и обустройство прилегающих к ним территорий.

Статьей 210 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Обращение прокурора <адрес> в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц вызвано существованием опасности (угрозы) причинения вреда в будущем неопределенному кругу лиц в случае возникновения пожара в результате нарушения ответчиками требований пожарной безопасности в здании МОУ СОШ <адрес> и МОУ СОШ р<данные изъяты>.

Так, в МОУ СОШ <адрес> с 8 апреля по ДД.ММ.ГГГГ инспектором ОГПН по <данные изъяты> проведено мероприятие по проверки соблюдения требований пожарной безопасности, в ходе которого выявлены нарушения требований пожарной безопасности в количестве 15 пунктов, о чем дано предписание по устранению таковых в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в МОУ СОШ <адрес> проводилась проверка готовности школ к новому учебному 2009/2010 году. В ходе проверки инспектором ОГПН по <адрес> выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: на первом этаже лестничные клетки не отделены от примыкающих коридоров и других помещений противопожарными перегородками 1 типа, не установлены двери с уплотнениями в притворах и устройствами для самозакрывания, по периметру кровли здания учреждения отсутствует ограждения, в мастерской здания деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом, в районе пищеблока на первом этаже и кабинете технического персонала на пути эвакуации применяются перегородки, выполненные из сгораемых материалов, на территории школы отсутствует противопожарное водоснабжение. Членом приемочной комиссии от Государственного пожарного надзора по <адрес> УГПН МЧС России по <адрес> направлены замечания председателю комиссии по приему образовательных учреждений к началу 2009/2010 учебного года ФИО8, согласно которых государственным инспектором указано не невозможность эксплуатации объекта с невыполненными противопожарными мероприятиями.

Так, в МОУ СОШ р.п. <адрес> ДД.ММ.ГГГГ инспектором ОГПН по <данные изъяты> проведено мероприятие по проверки соблюдения требований пожарной безопасности, в ходе которых выявлены нарушения требований пожарной безопасности в количестве 9 пунктов, дано предписание по устранению таковых в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

К устранению нарушений требований пожарной безопасности, каких- либо мер не принималось, о чем свидетельствует акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ МОУ СОШ <адрес>, предписание по устранению нарушений . При этом нарушения пожарной безопасности имели место быть МОУ СОШ <адрес> и в 2008 году, в МОУ СОШ р.п. Пинеровка ДД.ММ.ГГГГ.

Предписание ОГПН <адрес> не было исполнено на день август 2009 года, что нашло свое отражение в акте готовности МОУ СОШ р.п. <адрес> к новому учебному 2009/2010 году.

Согласно п. 1.8 Устава образовательных учреждений МОУ СОШ <адрес> и МОУ СОШ <данные изъяты>, является юридическим лицом и имеет обособленное имущество на праве оперативного управления.

В силу ст. 37, 38 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать, осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества.

Факт нарушения администрацией <данные изъяты> правил и требований пожарной безопасности установлен. Ответчиком не представлены бесспорные доказательства предпринятых все зависящих от собственника имущества мер по соблюдению норм и правил противопожарной безопасности.

Так, доводы представителя администрации <данные изъяты> по доверенности ФИО2 о полном содержании и финансировании МОУ СОШ <адрес> и МОУ СОШ р<данные изъяты> со стороны учредителя, которым в соответствии с п. 1.6 Устава образовательного учреждения выступает администрация <данные изъяты>, не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются исследованными письменными доказательствами по делу, в частности обращений директоров школ к Главе администрации <данные изъяты> о необходимости устранений нарушений требований пожарной безопасности и выделении средств на выполнение соответствующих мероприятий.

Из справки, представленной Управлением образования администрации <данные изъяты> о финансировании и оплате на пожарные мероприятия усматривается, что в 2008 году МОУ СОШ <адрес> выделено денежных средств в размере 3446 рублей, что не подтверждено выпиской реестра платежных поручений за 2008 год, 2500 рублей направлены лишь на подготовку ответственных по пожарной безопасности ДД.ММ.ГГГГ, в 2009 году выделены денежные средства 6116 рублей 05 копеек, на что приобретены огнетушители ДД.ММ.ГГГГ. МОУ СОШ <данные изъяты> денежные средства направленные на противопожарные мероприятия, как в 2008,так и в 2009 году учредителем не выделялись.

Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии финансирования в обеспечение осуществления мер пожарной безопасности в соответствии с предписаниями и актом ОГПН по <адрес> со стороны администрации Балашовского муниципального района, расценивается судом, как неисполнение возложенных законом обязательств и определяться как бездействие.

Судом установлено, что лишь управлением образования администрации <данные изъяты> запланировано финансирование противопожарных мероприятий в учреждениях образования <данные изъяты> на 2010 год, в частности в МОУ СОШ <адрес> 370 тысяч рублей, в МОУ СОШ <данные изъяты> 330 тысяч рублей, частично приняты меры к устранению нарушений требований пожарной безопасности, о чем представлены суду платежные поручения по перечислению денежных средств в МОУ СОШ <адрес> на соответствующие мероприятия.

Вместе с тем, доводы помощника прокурора <адрес> Гончарова В.А. о бездействии администрации <данные изъяты>, выразившиеся в неприятии мер по содержанию в МОУ СОШ <адрес>, МОУ СОШ <данные изъяты> не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела по существу, напротив опровергнуты выпиской фактических расходов, понесенных управлением образования администрации <данные изъяты>, соответственно по МОУ СОШ <адрес> и МОУ СОШ <данные изъяты>, согласно которых усматривается правовое регулирование вопросов организации учебного процесса местными органами власти, в собственности которых находятся указанные образовательные учреждения, финансирование всех расходов, в том числе по обеспечению образовательного процесса, расходов на содержание зданий и коммунальных расходов.

Предметом обжалования являются бездействие органов местного самоуправления, в результате которых нарушены права и свободы гражданина. Бездействие является основным объектом абсолютных правоотношений и представляет собой неправомерное воздержание от действий.

Анализируя собранные по делу доказательства, в их совокупности, суд принимает решение об удовлетворении требований прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц в части признания бездействия администрации Балашовского муниципального района в непринятии мер по финансированию зданий образовательных учреждений на проведение, указанных в предписаниях и акте ОГПН по <адрес> противопожарных мероприятий, которые по своему характеру являются первичными мерами пожарной безопасности и обеспечением осуществления данных мер в границах населенных пунктов, что в соответствии с уставом отнесено к вопросам местного значения муниципального района (подпункт 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ.

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> в непринятии мер по финансированию Муниципального общеобразовательного учреждения " Средняя общеобразовательная школа <адрес> и Муниципального общеобразовательного учреждения " Средняя общеобразовательная школа <данные изъяты> " на проведение противопожарных мероприятий.

В удовлетворении требований прокурора <адрес> в части признания незаконным бездействия администрации <данные изъяты> по содержанию Муниципальных общеобразовательных учреждений, отказать.

Обязать администрацию <данные изъяты> <адрес> устранить нарушения правил пожарной безопасности в соответствии с предписание ОГПН по <адрес> в Муниципальном общеобразовательном учреждении " Средней общеобразовательной школе <адрес>":

- на первом этаже лестничную клетку отделить от примыкающих коридоров и других помещений противопожарными перегородками 1 типа;

- установить двери с уплотнениями в притворах и устройствами для самозакрывания;

- по периметру кровли здания учреждения оборудовать ограждения, предусмотренные ГОСТ 25772;

- в мастерской здания деревянные конструкции чердачного помещения обработать огнезащитным составом.

в Муниципальном общеобразовательном учреждении " Средней общеобразовательной школе р.п. <адрес>":

- установить резервный насос в насосной станции или пожарную помпу;

- помещение спортивного зала оборудовать установкой автоматической пожарной сигнализацией;

- деревянные конструкции сцены, декораций и занавеса обработать огнезащитным составом.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения с ДД.ММ.ГГГГ, путем подачи жалобы через Балашовский районный суд <адрес>.

Председательствующий С.Э. Тарараксина