Дело № 2-35 (1) / 2010 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ город Балашов 11 февраля 2010 года Балашовский районный суд <адрес> в составе: ФИО14 судьи Тарараксиной С.Э. при секретаре ФИО3 с участием истца ФИО1 представителя истца по доверенности ФИО6. представителя администрации Балашовского муниципального района по доверенности ФИО4 представителя войсковой части № <адрес> по доверенности ФИО10, представителя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации. <данные изъяты> по доверенности ФИО5, представителя Администрации муниципального образования <адрес> ФИО9 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Балашовского <данные изъяты> <адрес>, комитету по управлению муниципальным имуществом администрации <данные изъяты> администрации муниципального образования <адрес> о признании права на жилое помещение и понуждение к заключению договора социального найма,- УСТАНОВИЛ: ФИО1 проходит военную службу в войсковой части № с ДД.ММ.ГГГГ, стоял в очереди военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратился в суд с иском, в котором просит признать право на предоставление ему квартир, расположенной по адресу: <адрес>-3, <адрес>, заключить с ним договор социального найма на спорную квартиру, указывая, решением жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ протокол № ему членам его семьи была распределена спорная квартира для заселения по договору социального найма. Обратившись в администрацию <данные изъяты> с заявлением о предоставлении указанной квартиры в порядке повторного заселения и заключении договора социального найма ФИО1 получен ответ, в котором ему рекомендовано обратиться в комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Балашовского муниципального района <адрес> по вопросу заключения на спорное жилье договор аренды. Считая решение незаконным, принятым в нарушение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ « О статусе военнослужащих», вынужден обратиться в суд за защитой своих прав, при этом взыскать с ответчика уплаченную им государственную пошлину при подаче иска в суд в размере 100 руб. Определением Балашовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по данному гражданскому делу в части исковых требований о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 100 руб. прекращено в связи с отказом истца от данной части исковых требований. Истец ФИО1, представитель по доверенности ФИО6 исковые требования в судебном заседании поддержали в полном объёме, выдвигая в их обоснование теже доводы. ФИО6 дополнил, что согласно норм жилищного законодательства истцу рассчитана площадь жилого помещения по норме 18 кв. метров на 1 человека, что соответствует площади 3-х комнатной квартиры. В июне 2009 года за выездом военнослужащего ФИО7 освобождена квартира по адресу: Балашов 3, <адрес>, а в декабре 2008 года за выездом военнослужащего ФИО8 освобождена <адрес>. 23 Балашов-3, в связи с чем, квартиры согласно ФЗ «О статусе военнослужащих» распределены другим военнослужащим, согласно списка очередности. При освобождении военнослужащим квартиры руководство войсковой части принимает меры к обеспечению жильем других военнослужащих согласно очередности, при несогласии с предложенным вариантом военнослужащие указывают в рапорте, и составляется список отказавшихся. ФИО1 согласился с предложенным вариантом, в связи с чем был подан рапорт и проведено заседание жилищной комиссии при войсковой части, на котором распределено спорное жилье. Представитель ответчика администрации <данные изъяты> по доверенности ФИО4 в судебном заседании просила суд в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать, ссылаясь на то, что жилищный фон, находящийся в федеральной собственности и закрепленный на праве оперативного управления за 206 квартирно-эксплуатационной частью (района) был передан в муниципальную собственность с согласия Министерства обороны РФ и правом владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом обладает только орган местного самоуправления. Вопросы местного значения, такие как содержание и использование муниципального жилищного фонда, относятся к ведению муниципальных образований, допуская заселение освобожденных военнослужащими жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, другими военнослужащими и членами их семей, на условиях аренды помещений войсковой частью, так как предоставление жилых помещений в аренду является формой оказания содействия органов местного самоуправления воинским частям в реализации права военнослужащих на жилище, которые в установленном законом порядке признаны органом местного самоуправления нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Администрацией <данные изъяты> предлагалось ФИО1 заключить договор аренды спорного жилого помещения. В ст.57 ЖК РФ указан исчерпывающий перечень граждан, которые имеют право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, военнослужащие к данной категории не относятся. В настоящее время в очереди на получение жилого помещения в <адрес> состоит более 800 человек. При этом администрацией <данные изъяты> поставлено под сомнение правомерность действий жилищной комиссии войсковой части № <адрес> о перераспределении жилья, находящегося в муниципальной собственности. Решение вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя. Представитель комитета по управлению муниципальным имуществом администрации <данные изъяты> по доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признал, просил суд в их удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что спорная квартира, находящаяся в федеральной собственности и закрепленная на праве оперативного управления за 206 квартирно-эксплуатационной частью (района) была передана в муниципальную собственность и жилищная комиссия войсковой части № была не правомочна принимать решение о предоставлении ФИО1 спорной квартиры. Правом владения, распоряжения и пользования имеет только орган местного самоуправления. Заселение освобожденных военнослужащими жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, другими военнослужащими и членами их семей, ограничивает право местного самоуправления владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью, а также граждан, которые в установленном законом порядке признаны органом местного самоуправления нуждающимися в жилых помещениях. Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» органы местного самоуправления оказывают содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений. В ст.57 ЖК РФ указан закрытый перечень граждан, которые имеют право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, военнослужащие к данной категории не относятся. Представитель Администрации муниципального образования <адрес> ФИО9 просила в удовлетворении требований ФИО1 отказать, указывая, что администрация муниципального образования на день рассмотрения настоящего дела не является надлежащим ответчиком, поскольку процедура исполнения решения Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ о передачи жилого фонда муниципальному образованию <адрес> лишь начата. Представитель войсковой части № <адрес> по доверенности ФИО10 не возражал против удовлетворения требований ФИО1, указывая на из законность, ссылаясь на положения Федерального Закона «О статусе военнослужащих» и ФИО2 РФ № «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации», поясняя, что в силу закона ФИО1 имеет право на предоставление ему двух квартир однокомнатной и двухкомнатной, а также заключения с ним договора социального найма на данное жилое помещение. В соответствии со ст. 1 ЖК РФ жилищные права органов местного самоуправления могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в которой это необходимо в целях обеспечения обороны и безопасности государства. В целях реализации военнослужащими права на жилище жилищные права органов местного самоуправления на основании п. 5 ст. 15 закона «О статусе военнослужащих» ограничен. Согласно ФЗ «О статусе военнослужащих» в особую категорию граждан, нуждающихся в жилье, выделены военнослужащие, к которым отнесен и истец ФИО1 Порядок приобретения и реализации им этого права регулируется жилищным законодательством РФ. Суд, выслушав стороны, третьих лиц, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Военная служба, по смыслу статей 59 и 71 (пункт "т") Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций для военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Тем самым государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении указанной категории граждан. В силу ст. 15 п. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О статусе военнослужащих" в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Таким образом, за военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом. При этом реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений, в частности, к муниципальному жилищному фонду. Данная правовая норма является императивной. В судебном заседании бесспорно установлено и не оспаривалось сторонами, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО1 проходит военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации в войсковой части № <адрес> и состоит в указанной войсковой части на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, о чем свидетельствует справка войсковой части №, выданная ДД.ММ.ГГГГ, список нуждающихся в жилплощади военнослужащих войсковой части № на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписки из протокола № заседания жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ и списка распределения жилой площади по войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на семью из четырех человек была распределена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>-3, <адрес>, общей площадью 48,27 кв.м., в том числе жилой площадью 31,09 кв.м., и однокомнатная квартира по адресу: <адрес>-3, <адрес>, общей площадью 31,55 кв. м., жилой 16,27 кв. метров, с исключением из списка нуждающихся в жилой площади военнослужащих войсковой части № <адрес>. ФИО1 и члены его семьи: супруга ФИО11, сын ФИО12, дочь ФИО13 зарегистрированы по адресу: войсковая часть №, семейное общежитие. Собственниками объектов недвижимости семья истца не является, о чем представлены сообщение Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» <данные изъяты>, Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Как установлено, ранее <адрес>- 3 занимал военнослужащий ФИО8 со своей семьей, <адрес>-3, военнослужащий ФИО7, освободившие квартиры в связи с увольнением с военной службы и выделении субсидий на приобретение жилья, соответственно в Саратовской и Московской областях. Согласно сведений ООО « Управляющей компании « Домоуправление № » <адрес>- 3 свободна с ДД.ММ.ГГГГ от регистрации и проживания семьи ФИО8, <адрес>-3 свободна с ДД.ММ.ГГГГ от регистрации и проживания семьи ФИО7 Оспаривая заявленные требования ФИО1 представитель Администрации <данные изъяты> по доверенности ФИО4 считала выводы жилищной комиссии при проверки жилищных условий истца, как нуждающегося в получении жилья при отсутствии документов по аренде жилья между Министерством обороны РФ и собственником данной квартиры, как того требует ФИО2 РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, незаконными. С данными доводами представителя Администрации <данные изъяты> суд согласится не может, поскольку не отвечает требованиям законодательства. Доказательств нарушения прав иных лиц решением жилищной комиссии при войсковой части № представителем Администрации Балашовского муниципального района суду не представлено, при этом решение жилищной комиссии не оспорено. ДД.ММ.ГГГГ необходимые документы для распределения жилья ФИО1 были оформлены войсковой частью № <адрес> и направлены в администрацию <данные изъяты> для решения вопроса о заключении договора социального найма на жилое помещение. Главой администрации <данные изъяты> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № указано на требование п. 3 ст. 15 Федерального закона « О статусе военнослужащих », согласно которых органы местного самоуправления оказывают содействие воинским частям в предоставлении по праву аренды жилых помещений, по вопросу чего предложено обратиться в комитет по управлению муниципальным имуществом администрации <данные изъяты>. В случае не заключения договора аренды, данные жилые помещения будут предоставляться гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий в порядке очередности. Согласно распоряжению №-р от ДД.ММ.ГГГГ квартира, расположенная по адресу: <адрес>-3, <адрес>, и по адресу: г. балашов-3, <адрес>, находящиеся в федеральной собственности и закрепленная на праве оперативного управления за 206 квартирно-эксплуатационной частью района, передана в муниципальную собственность <данные изъяты> <адрес>. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не изменил положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющего право на повторное заселение. Таким образом, предоставление военнослужащему жилого помещения из муниципального жилищного фонда в порядке повторного заселения является обязанностью администрации муниципального образования. Что касается доводов представителя Администрации <данные изъяты> о том, что у войсковой части № <адрес> имеется возможность предоставления военнослужащему ФИО1 непосредственно по месту службы жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, а также о том, что предоставление жилого помещения из муниципального жилищного фонда в порядке повторного заселения является правом, а не обязанностью администрации муниципального образования основан на неправильном толковании норм ФЗ « О статусе военнослужащих ». Возражая против требований ФИО1 представитель администрации <данные изъяты> сообщила о наличии в собственности сына истца ФИО12 1/7 доли в квартире по адресу: <адрес>, ул. 50 лет ВЛКСМ, <адрес>, что не позволяет признать такового нуждающимся в жилом помещении. Между тем, само по себе это обстоятельство не является безусловным основанием для отказа ФИО1 в предоставлении жилого помещения. Соглашением № между муниципальным образованием <адрес> и Балашовским муниципальным районом от ДД.ММ.ГГГГ закреплена передача осуществления части полномочий органов местного самоуправления <адрес> в том числе и вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, и содержание муниципального жилищного фонда. Срок действия соглашения истек ДД.ММ.ГГГГ, однако процедура передачи полномочий органов местного самоуправления не завершена. В соответствии со ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопрос о передаче данного имущества в собственность муниципального образования подлежит разрешению в соответствии с порядком, утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ принято Собранием депутатов <данные изъяты> <адрес> решение № « Об утверждении перечня имущества, передаваемого из собственности Балашовского муниципального района в собственность муниципального образования <адрес> согласно <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗСО "О некоторых вопросах разграничения имущества между муниципальными образованиями области" Как следует из показаний представителя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации <данные изъяты> по доверенности ФИО5 данный перечень и решение представительного органа муниципального района об утверждении указанного перечня, на день рассмотрения дела, в уполномоченный орган исполнительной власти области по управлению имуществом области для разработки проекта закона области о разграничении муниципального имущества, не направлен. Анализируя собранные по делу доказательства, в их совокупности, учитывая, что вопрос предоставления жилья войсковой частью № <адрес> решен в соответствии с требованиями п. 5 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О статусе военнослужащих" путем предоставления ФИО1 жилого помещения, ранее занимаемого другим военнослужащим и освободившегося после его выезда на другое место службы, приходит к выводу об обоснованности исковых требований и считает возможным признать право на предоставление ФИО1 спорных квартир, и обязать администрацию <данные изъяты> заключить с ним договор социального найма на спорную квартиру. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования ФИО1 удовлетворить в полном объёме. Признать право ФИО1 на предоставление квартир, расположенных по адресу: <адрес>-3, <адрес>-3, <адрес>. Обязать администрацию <данные изъяты> <адрес> заключить с ФИО1 договор социального найма на квартиры, расположенные по адресу: <адрес>-3, <адрес>, и <адрес>-3, <адрес>. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд со дня изготовления мотивированного решения ДД.ММ.ГГГГ, путем подачи жалобы через Балашовский районный суд Председательствующий С.Э. Тарараксина