о признании право на предоставление жилого помещения



Дело № 2-35 (1) / 2010 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Балашов 11 февраля 2010 года

Балашовский районный суд <адрес> в составе:

ФИО14 судьи Тарараксиной С.Э.

при секретаре ФИО3

с участием истца ФИО1

представителя истца по доверенности ФИО6.

представителя администрации Балашовского муниципального района по доверенности ФИО4

представителя войсковой части <адрес> по доверенности ФИО10,

представителя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации. <данные изъяты> по доверенности ФИО5,

представителя Администрации муниципального образования <адрес> ФИО9

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Балашовского <данные изъяты> <адрес>, комитету по управлению муниципальным имуществом администрации <данные изъяты> администрации муниципального образования <адрес> о признании права на жилое помещение и понуждение к заключению договора социального найма,-

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 проходит военную службу в войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ, стоял в очереди военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 обратился в суд с иском, в котором просит признать право на предоставление ему квартир, расположенной по адресу: <адрес>-3, <адрес>, заключить с ним договор социального найма на спорную квартиру, указывая, решением жилищной комиссии войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ протокол ему членам его семьи была распределена спорная квартира для заселения по договору социального найма. Обратившись в администрацию <данные изъяты> с заявлением о предоставлении указанной квартиры в порядке повторного заселения и заключении договора социального найма ФИО1 получен ответ, в котором ему рекомендовано обратиться в комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Балашовского муниципального района <адрес> по вопросу заключения на спорное жилье договор аренды. Считая решение незаконным, принятым в нарушение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ « О статусе военнослужащих», вынужден обратиться в суд за защитой своих прав, при этом взыскать с ответчика уплаченную им государственную пошлину при подаче иска в суд в размере 100 руб.

Определением Балашовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по данному гражданскому делу в части исковых требований о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 100 руб. прекращено в связи с отказом истца от данной части исковых требований.

Истец ФИО1, представитель по доверенности ФИО6 исковые требования в судебном заседании поддержали в полном объёме, выдвигая в их обоснование теже доводы. ФИО6 дополнил, что согласно норм жилищного законодательства истцу рассчитана площадь жилого помещения по норме 18 кв. метров на 1 человека, что соответствует площади 3-х комнатной квартиры. В июне 2009 года за выездом военнослужащего ФИО7 освобождена квартира по адресу: Балашов 3, <адрес>, а в декабре 2008 года за выездом военнослужащего ФИО8 освобождена <адрес>. 23 Балашов-3, в связи с чем, квартиры согласно ФЗ «О статусе военнослужащих» распределены другим военнослужащим, согласно списка очередности. При освобождении военнослужащим квартиры руководство войсковой части принимает меры к обеспечению жильем других военнослужащих согласно очередности, при несогласии с предложенным вариантом военнослужащие указывают в рапорте, и составляется список отказавшихся. ФИО1 согласился с предложенным вариантом, в связи с чем был подан рапорт и проведено заседание жилищной комиссии при войсковой части, на котором распределено спорное жилье.

Представитель ответчика администрации <данные изъяты> по доверенности ФИО4 в судебном заседании просила суд в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать, ссылаясь на то, что жилищный фон, находящийся в федеральной собственности и закрепленный на праве оперативного управления за 206 квартирно-эксплуатационной частью (района) был передан в муниципальную собственность с согласия Министерства обороны РФ и правом владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом обладает только орган местного самоуправления. Вопросы местного значения, такие как содержание и использование муниципального жилищного фонда, относятся к ведению муниципальных образований, допуская заселение освобожденных военнослужащими жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, другими военнослужащими и членами их семей, на условиях аренды помещений войсковой частью, так как предоставление жилых помещений в аренду является формой оказания содействия органов местного самоуправления воинским частям в реализации права военнослужащих на жилище, которые в установленном законом порядке признаны органом местного самоуправления нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Администрацией <данные изъяты> предлагалось ФИО1 заключить договор аренды спорного жилого помещения. В ст.57 ЖК РФ указан исчерпывающий перечень граждан, которые имеют право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, военнослужащие к данной категории не относятся. В настоящее время в очереди на получение жилого помещения в <адрес> состоит более 800 человек. При этом администрацией <данные изъяты> поставлено под сомнение правомерность действий жилищной комиссии войсковой части <адрес> о перераспределении жилья, находящегося в муниципальной собственности. Решение вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя.

Представитель комитета по управлению муниципальным имуществом администрации <данные изъяты> по доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признал, просил суд в их удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что спорная квартира, находящаяся в федеральной собственности и закрепленная на праве оперативного управления за 206 квартирно-эксплуатационной частью (района) была передана в муниципальную собственность и жилищная комиссия войсковой части была не правомочна принимать решение о предоставлении ФИО1 спорной квартиры. Правом владения, распоряжения и пользования имеет только орган местного самоуправления. Заселение освобожденных военнослужащими жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, другими военнослужащими и членами их семей, ограничивает право местного самоуправления владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью, а также граждан, которые в установленном законом порядке признаны органом местного самоуправления нуждающимися в жилых помещениях. Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» органы местного самоуправления оказывают содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений. В ст.57 ЖК РФ указан закрытый перечень граждан, которые имеют право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, военнослужащие к данной категории не относятся.

Представитель Администрации муниципального образования <адрес> ФИО9 просила в удовлетворении требований ФИО1 отказать, указывая, что администрация муниципального образования на день рассмотрения настоящего дела не является надлежащим ответчиком, поскольку процедура исполнения решения Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ о передачи жилого фонда муниципальному образованию <адрес> лишь начата.

Представитель войсковой части <адрес> по доверенности ФИО10 не возражал против удовлетворения требований ФИО1, указывая на из законность, ссылаясь на положения Федерального Закона «О статусе военнослужащих» и ФИО2 РФ «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации», поясняя, что в силу закона ФИО1 имеет право на предоставление ему двух квартир однокомнатной и двухкомнатной, а также заключения с ним договора социального найма на данное жилое помещение. В соответствии со ст. 1 ЖК РФ жилищные права органов местного самоуправления могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в которой это необходимо в целях обеспечения обороны и безопасности государства. В целях реализации военнослужащими права на жилище жилищные права органов местного самоуправления на основании п. 5 ст. 15 закона «О статусе военнослужащих» ограничен. Согласно ФЗ «О статусе военнослужащих» в особую категорию граждан, нуждающихся в жилье, выделены военнослужащие, к которым отнесен и истец ФИО1 Порядок приобретения и реализации им этого права регулируется жилищным законодательством РФ.

Суд, выслушав стороны, третьих лиц, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Военная служба, по смыслу статей 59 и 71 (пункт "т") Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций для военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Тем самым государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении указанной категории граждан.

В силу ст. 15 п. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О статусе военнослужащих" в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Таким образом, за военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом. При этом реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений, в частности, к муниципальному жилищному фонду.

Данная правовая норма является императивной.

В судебном заседании бесспорно установлено и не оспаривалось сторонами, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО1 проходит военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации в войсковой части <адрес> и состоит в указанной войсковой части на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, о чем свидетельствует справка войсковой части , выданная ДД.ММ.ГГГГ, список нуждающихся в жилплощади военнослужащих войсковой части на ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписки из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ и списка распределения жилой площади по войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на семью из четырех человек была распределена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>-3, <адрес>, общей площадью 48,27 кв.м., в том числе жилой площадью 31,09 кв.м., и однокомнатная квартира по адресу: <адрес>-3, <адрес>, общей площадью 31,55 кв. м., жилой 16,27 кв. метров, с исключением из списка нуждающихся в жилой площади военнослужащих войсковой части <адрес>.

ФИО1 и члены его семьи: супруга ФИО11, сын ФИО12, дочь ФИО13 зарегистрированы по адресу: войсковая часть , семейное общежитие. Собственниками объектов недвижимости семья истца не является, о чем представлены сообщение Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» <данные изъяты>, Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Как установлено, ранее <адрес>- 3 занимал военнослужащий ФИО8 со своей семьей, <адрес>-3, военнослужащий ФИО7, освободившие квартиры в связи с увольнением с военной службы и выделении субсидий на приобретение жилья, соответственно в Саратовской и Московской областях. Согласно сведений ООО « Управляющей компании « Домоуправление » <адрес>- 3 свободна с ДД.ММ.ГГГГ от регистрации и проживания семьи ФИО8, <адрес>-3 свободна с ДД.ММ.ГГГГ от регистрации и проживания семьи ФИО7

Оспаривая заявленные требования ФИО1 представитель Администрации <данные изъяты> по доверенности ФИО4 считала выводы жилищной комиссии при проверки жилищных условий истца, как нуждающегося в получении жилья при отсутствии документов по аренде жилья между Министерством обороны РФ и собственником данной квартиры, как того требует ФИО2 РФ от ДД.ММ.ГГГГ , незаконными.

С данными доводами представителя Администрации <данные изъяты> суд согласится не может, поскольку не отвечает требованиям законодательства. Доказательств нарушения прав иных лиц решением жилищной комиссии при войсковой части представителем Администрации Балашовского муниципального района суду не представлено, при этом решение жилищной комиссии не оспорено.

ДД.ММ.ГГГГ необходимые документы для распределения жилья ФИО1 были оформлены войсковой частью <адрес> и направлены в администрацию <данные изъяты> для решения вопроса о заключении договора социального найма на жилое помещение.

Главой администрации <данные изъяты> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ указано на требование п. 3 ст. 15 Федерального закона « О статусе военнослужащих », согласно которых органы местного самоуправления оказывают содействие воинским частям в предоставлении по праву аренды жилых помещений, по вопросу чего предложено обратиться в комитет по управлению муниципальным имуществом администрации <данные изъяты>. В случае не заключения договора аренды, данные жилые помещения будут предоставляться гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий в порядке очередности.

Согласно распоряжению -р от ДД.ММ.ГГГГ квартира, расположенная по адресу: <адрес>-3, <адрес>, и по адресу: г. балашов-3, <адрес>, находящиеся в федеральной собственности и закрепленная на праве оперативного управления за 206 квартирно-эксплуатационной частью района, передана в муниципальную собственность <данные изъяты> <адрес>.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не изменил положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющего право на повторное заселение.

Таким образом, предоставление военнослужащему жилого помещения из муниципального жилищного фонда в порядке повторного заселения является обязанностью администрации муниципального образования.

Что касается доводов представителя Администрации <данные изъяты> о том, что у войсковой части <адрес> имеется возможность предоставления военнослужащему ФИО1 непосредственно по месту службы жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, а также о том, что предоставление жилого помещения из муниципального жилищного фонда в порядке повторного заселения является правом, а не обязанностью администрации муниципального образования основан на неправильном толковании норм ФЗ « О статусе военнослужащих ».

Возражая против требований ФИО1 представитель администрации <данные изъяты> сообщила о наличии в собственности сына истца ФИО12 1/7 доли в квартире по адресу: <адрес>, ул. 50 лет ВЛКСМ, <адрес>, что не позволяет признать такового нуждающимся в жилом помещении.

Между тем, само по себе это обстоятельство не является безусловным основанием для отказа ФИО1 в предоставлении жилого помещения.

Соглашением между муниципальным образованием <адрес> и Балашовским муниципальным районом от ДД.ММ.ГГГГ закреплена передача осуществления части полномочий органов местного самоуправления <адрес> в том числе и вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, и содержание муниципального жилищного фонда. Срок действия соглашения истек ДД.ММ.ГГГГ, однако процедура передачи полномочий органов местного самоуправления не завершена.

В соответствии со ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопрос о передаче данного имущества в собственность муниципального образования подлежит разрешению в соответствии с порядком, утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ принято Собранием депутатов <данные изъяты> <адрес> решение « Об утверждении перечня имущества, передаваемого из собственности Балашовского муниципального района в собственность муниципального образования <адрес> согласно <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗСО "О некоторых вопросах разграничения имущества между муниципальными образованиями области"

Как следует из показаний представителя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации <данные изъяты> по доверенности ФИО5 данный перечень и решение представительного органа муниципального района об утверждении указанного перечня, на день рассмотрения дела, в уполномоченный орган исполнительной власти области по управлению имуществом области для разработки проекта закона области о разграничении муниципального имущества, не направлен.

Анализируя собранные по делу доказательства, в их совокупности, учитывая, что вопрос предоставления жилья войсковой частью <адрес> решен в соответствии с требованиями п. 5 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О статусе военнослужащих" путем предоставления ФИО1 жилого помещения, ранее занимаемого другим военнослужащим и освободившегося после его выезда на другое место службы, приходит к выводу об обоснованности исковых требований и считает возможным признать право на предоставление ФИО1 спорных квартир, и обязать администрацию <данные изъяты> заключить с ним договор социального найма на спорную квартиру.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить в полном объёме.

Признать право ФИО1 на предоставление квартир, расположенных по адресу: <адрес>-3, <адрес>-3, <адрес>.

Обязать администрацию <данные изъяты> <адрес> заключить с ФИО1 договор социального найма на квартиры, расположенные по адресу: <адрес>-3, <адрес>, и <адрес>-3, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд со дня изготовления мотивированного решения ДД.ММ.ГГГГ, путем подачи жалобы через Балашовский районный суд

Председательствующий С.Э. Тарараксина