Дело №(1)/2010 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 апреля 2010 года город Балашов Балашовский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Чередниковой И.Т., при секретаре ФИО2, с участием помощника прокурора города Балашова ФИО3, представителя ответчика ФИО1, представителя третьего лица ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Балашова (в порядке статьи 45 ГПК РФ) в защиту интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к Государственному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «<данные изъяты> <адрес>, Министерству образования Саратовской области, третьим лицам Министерству финансов Саратовской области, Комитету по управлению имуществом Саратовской области, отделу государственного пожарного надзора по Балашовскому муниципальному району о возложении обязанности устранить нарушения пожарных норм и правил, УСТАНОВИЛ: Прокурор города Балашова обратился в суд в защиту интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к Государственному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья <данные изъяты> Министерству образования Саратовской области, третьим лицам Министерству финансов Саратовской области, Комитету по управлению имуществом Саратовской области, отделу государственного пожарного надзора по Балашовскому муниципальному району с вышеуказанным иском, и просит обязать Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «<данные изъяты> <адрес>, Министерство образования Саратовской области устранить нарушения правил пожарной безопасности: оборудовать здание школы вторым эвакуационным выходом; перенести приборы приемно-контрольные автоматической пожарной сигнализации в здание с круглосуточным пребыванием дежурного персонала; заменить сгораемую отделку стен, потолков, пола в зданиях школы и общежития на несгораемую, мотивируя тем, что в результате проведенной проверки установлено, что Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья <данные изъяты>» <адрес> длительное время осуществляет образовательную деятельность с нарушением пожарных норм и правил, в нарушение п.53 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 313, п.6.25* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 года № 18-7 в здании школы и общежития на путях эвакуации для отделки стен, потолков и на полу применяются сгораемые материалы; также в нарушение п.6.13* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» в здании отсутствует второй эвакуационный выход; кроме того, в нарушение п.12.48* Норм пожарной безопасности НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Номы и правила проектирования», утвержденные приказом ГУГПС МВД РФ от 4 июня 2001 года № 31 приборы приемно-контрольные АПС установлены в зданиях не с круглосуточным пребыванием дежурного персонала, указанные нарушения зафиксированы в предписании ОГПН по Балашовскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ, однако, до настоящего времени не устранены, и данные нарушения указывают на отсутствие системы обеспечения пожарной безопасности и небезопасность пребывания детей и подростков в зданиях образовательного учреждения. Истец указывает, что одной из причин неустранения нарушений пожарных норм и правил является отсутствие денежных средств, необходимых для выполнения работ по обеспечению пожарной безопасности у образовательного учреждения, и отсутствие финансирования на противопожарные цели со стороны учредителя образовательного учреждения- Министерства образования Саратовской области; действующим законодательством обязанность по устранению выявленных нарушений пожарных норм и правил возлагается на образовательное учреждение и на учредителя, нарушения правил пожарной безопасности несут угрозу для жизни и здоровья детей, обучающихся в образовательном учреждении, поэтому истец обратился в суд за защитой нарушенных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Определением Балашовского районного суда Саратовской области от 28 апреля 2010 года производство по делу в части возложения обязанности заменить сгораемую отделку стен и потолков в зданиях школы и общежития на несгораемую прекращено, в связи с отказом истца от заявленных требований в части. Помощник прокурора города Балашова ФИО3 в судебном заседании на заявленном иске, с учетом отказа от заявленных требований в части настаивает, выдвигая в обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья <данные изъяты>» <адрес> директор учреждения ФИО1 в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, и пояснила, что меры по устранению нарушений пожарных норм и правил принимаются, ряд нарушений устранены, и ряд нарушений не могут быть устранены из-за учебного процесса, в период летних каникул будут выполнены остальные работы. Ответчик Министерство образования Саратовской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела без участия представителя, и отзыв об оспаривании доводов иска, с которым не согласны и просили отказать в требованиях в части исполнения пунктов СНиП 21-01-97, так как пунктом 2 Постановления министерства строительства РФ от 13 февраля 1997 года № 18-7, положения СНиП 2.01.02-85х, на которых основаны требования строительных норм и правил по проектированию зданий и сооружений различного назначения и инженерных систем, продолжают действовать до пересмотра строительных норм на эти здания и сооружения; строящиеся и вводимые в эксплуатацию объекты (жилые, общественные, производственные, складские и другие здания и сооружения), запроектированные ранее в соответствии с требованиями СНиП 2.01.02-85 «Противопожарные нормы» и действующих СНиП на конкретные виды зданий и их инженерных систем, могут строиться и вводиться в эксплуатацию по ранее утвержденной в установленном порядке документации без ее корректировки на соответствие требованиям СНиП 21-01-97 (л.д.60-61). Представитель третьего лица отдела государственного пожарного надзора по Балашовскому муниципальному району по доверенности ФИО4 в судебном заседании просил удовлетворить заявленные требования. Третье лицо Министерство финансов Саратовской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось, представили письменное ходатайстве о рассмотрении дела без участия представителя, и письменные объяснения о том, что Министерство финансов Саратовской области является органом исполнительной власти Саратовской области, проводящим политику в финансово-бюджетной сфере области, и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти области, и не обладает полномочиями собственника в отношении имущества ГСКОУ «<данные изъяты>» <адрес>, Уставом которого предусмотрено, что финансирование учреждения осуществляется учредителем Министерством образования Саратовской области, за счет средств областного бюджета, также в соответствии с Законом Саратовской области от 25 ноября 2009 года № 182-ЗСО «Об областном бюджете на 2010 год» главным распорядителем средств областного бюджета Саратовской области является, не только Министерство финансов Саратовской области, но и ряд других органов власти Саратовской области, в том числе Министерство образования Саратовской области, которое обладает всеми признаками, присущими главному распорядителю средств бюджета субъекта Российской Федерации - главному распорядителю средств областного бюджета Саратовской области, и определенными статьей 158 Бюджетного кодекса РФ (л.д.48-51). Третье лицо Комитет по управлению имуществом Саратовской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось, в письменном заявлении просили рассмотреть дело без участия представителя, возражений по обстоятельствам не представлено. Выслушав объяснения помощника прокурора ФИО3, представителя ответчика ФИО1, представителя третьего лица ФИО4, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случае, если гражданин по возрасту не может сам обратиться в суд. Согласно статье 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. В соответствии со статьями 20, 41 Конституции РФ, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров. Пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» гласит, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Статьей 6 названного Федерального закона указывается, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах. Статьей 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что требования к объектам защиты, процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям Федерального закона. Пунктом 6.2 статьи 29 указанного Закона определены полномочия органов государственной власти субъекта РФ в сфере образования по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В силу статьи 32 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. В соответствии со статьей 39 Закона РФ «Об образовании» за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество, принадлежащее учредителю на праве собственности или арендуемое им у третьего лица (собственника). Объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения. Статьей 41 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что финансирование федеральных государственных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации. Исходя из смысла статьи 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно статье 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушения требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций. Из материалов дела видно, что образовательное учреждение, в котором обучаются воспитанники с ограниченными возможностями здоровья, и учредителем является Министерство образования Саратовской области, осуществляет образовательную деятельность с нарушением пожарных норм и правил; нарушения, указанные в предписании, выданном отделом по государственному пожарному надзору, не устранены; нарушения правил пожарной безопасности нарушают права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на охрану жизни и здоровья. Изложенные обстоятельства подтверждаются договором № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между министерством образования Саратовской области «Учредитель) и ГСКОУ «<данные изъяты> <адрес>» (образовательное учреждение), где п.1.2 предусмотрена обязанность Учредителя принимать на себя все расходы на содержание основных фондов, используемых непосредственно на образовательные цели, на текущий и капитальный ремонт образовательного учреждения при периодичности капитального ремонта (по необходимости), текущего ремонта (ежегодно), выделять денежные средства согласно смете расходов на очередной финансовый год (л.д.7-8). Актом проверки органом государственного пожарного надзора № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ГСКОУ «<данные изъяты>» <адрес>, согласно которому в ходе проверки установлено, что в зданиях школы и общежития на путях эвакуации для отделки стен, потолков и на полу применяются сгораемые материалы; в здании школы отсутствует второй эвакуационный выход; приборы приемно-контрольные АПС установлены в зданиях не с круглосуточным пребыванием дежурного персонала (л.д.9). Предписанием № на устранение нарушений требований пожарной безопасности, выданным ГСКОУ «<данные изъяты> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, на устранение выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10). Должностной инструкцией директора ГС(К)ОУ «<данные изъяты> <адрес>, согласно которой директор несет ответственность за нарушение правил пожарной безопасности (л.д.11-13). Уставом Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «<данные изъяты>» <адрес>, утвержденным министром образования Саратовской области ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Учредителем Учреждения является Министерство образования Саратовской области, и Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с назначением имущества, уставными целями деятельности, законодательством РФ (л.д.14-23). Договором № на производство работ по дооборудованию и наладке пожарной сигнализации, заключенным между ООО «<данные изъяты> и Специальным коррекционным образовательным учреждением для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «<данные изъяты> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35). Локальной сметой № на производство работ по доблокировке пожарной сигнализации, заказчик Специальное коррекционное образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «<данные изъяты> <адрес> (л.д.36-37). Письмом директора Государственного специального коррекционного образовательного учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии «<данные изъяты>.Родничок Балашовского района» № от ДД.ММ.ГГГГ министру образования Саратовской области об увеличении сметных назначений, в том числе, для прокладки полевого провода пожарной сигнализации с выводом на единый контрольный пункт-20257 (л.д.42). Письмом директора Государственного специального коррекционного образовательного учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии «<данные изъяты> <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ министру образования Саратовской области об увеличении сметных назначений и выделении денежных средств по предписанию устранений нарушений требований пожарной безопасности (л.д.43). Приказом министра образования Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ФИО1 на должность директора Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения «<данные изъяты> <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ (л.д.68). Письмом директора Государственного специального коррекционного образовательного учреждения для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ министру образования Саратовской области о выделении средств для переноса приборов приемно-контрольных АПС в здание общежития (с круглосуточным пребыванием дежурного персонала) (л.д.73). При установленных обстоятельствах, ответчиками не представлено доказательств устранения нарушений пожарных норм и правил, выявленных отделом государственного пожарного надзора, доводы истца подтверждаются представленными доказательствами о нарушении прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на охрану жизни и здоровья. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд РЕШИЛ: Удовлетворить иск прокурора города Балашова (в порядке статьи 45 ГПК РФ) в защиту интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к Государственному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «<данные изъяты> <адрес>, Министерству образования Саратовской области, третьим лицам Министерству финансов Саратовской области, Комитету по управлению имуществом Саратовской области, отделу государственного пожарного надзора по Балашовскому муниципальному району о возложении обязанности устранить нарушения пожарных норм и правил. Обязать Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «<данные изъяты> <адрес>, Министерство образования Саратовской области устранить нарушения правил пожарной безопасности: оборудовать здание школы вторым эвакуационным выходом, перенести приборы приемно-контрольные автоматической пожарной сигнализации в здание с круглосуточным пребыванием дежурного персонала, заменить сгораемую отделку пола в зданиях школы и общежития на несгораемую. На решение может быть подана кассационная жалоба в Саратовский областной суд через Балашовский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме (04 мая 2010 года). Председательствующий И.Т. Чередникова