о взыскании ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации за вред здоровью и взыскании задолженности



Дело № 2 - 634(1)/ 2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 августа 2010 года                                                                     город Балашов                                                                                                               

Балашовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Ерохиной И.В.

при секретаре Стоякиной Д.Д.,

с участием старшего помощника прокурора Склемина А.М.,

представителя истца по доверенности Кибальник В.С., представителя ответчика <данные изъяты> по доверенности Бурениной О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Балашовского районного суда гражданское дело по иску Бригинца Николая Степановича к <данные изъяты> о взыскании ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации за вред здоровью и взыскании задолженности,

УСТАНОВИЛ:

Истец Бригинец Н.С. обратился в суд с иском, в котором просит с учетом измененных на основании ст. 39 ГПК РФ требований, обязать <данные изъяты> (далее по тексту <данные изъяты>) с ДД.ММ.ГГГГ выплачивать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты>, ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере <данные изъяты>, ежегодную денежную компенсацию за вред здоровью в размере <данные изъяты>, с обязательной последующей их индексацией, а также взыскать с <данные изъяты> задолженности по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации за вред здоровью в общем размере <данные изъяты>. В обоснование иска ссылается на то, что как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС состоит на учете в УСЗН Балашовского района, где ему производится начисление соответствующих выплат. Вступившее в законную силу решение Балашовского городского суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ обязало выплачивать ему ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты>, ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере <данные изъяты>, ежегодную денежную компенсацию за вред здоровью в размере <данные изъяты>, при этом ответчик добровольно не индексирует указанные суммы, при том, что законодательными актами РФ установлены индексы инфляции в размере 1,1 в 2005 году; 1,09 в 2006 году; 1,08 в 2007 году; 1,105 в 2008 году; 1,13 в 2009 году; 1,1 в 2010 году, вследствие чего образовалось задолженность, послужившая основанием для обращения в суд с целью устранения нарушения его прав на получение положенных законом выплат.

В судебное заседание Бригинец Н.С. не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя по доверенности Кибальник В.С.

             Представитель истца по доверенности Кибальник В.С. в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования в полном объеме, приводя в обоснование иска изложенные в исковом заявлении обстоятельства.

Представитель ответчика <данные изъяты> по доверенности Буренина О.И. возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, а именно, в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации. Ввиду отсутствия указания в судебном решении о последующей индексации установленных решением суда выплат, у <данные изъяты> отсутствуют правовые основания для самостоятельного их перерасчета, поскольку присужденные суммы с учетом их индексации до перехода на новый способ исчисления размеров и иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда здоровью, превышают суммы, которые во исполнении законодательного требования установлены были Правительством Российской Федерации.

Заслушав представителей истца, ответчика, исследовав и оценив письменные доказательства, выслушав заключение прокурора, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании достоверно установлено и подтверждено доказательствами, имеющимися в материалах, что Бригинец Н.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом 2 группы, причина инвалидности - заболевание, связанное с катастрофой на Чернобыльской АЭС (справка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверение перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием; ставшего инвалидом серии ).

Вступившее в законную силу решение Балашовского городского суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ обязало <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ выплачивать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты>, ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере <данные изъяты> и ежегодную компенсацию за вред здоровью в размере <данные изъяты>.

Справка, представленная заместителем начальника <данные изъяты>, содержит информацию о том, что Бригинец Н.С. состоит на учете в управлении с ДД.ММ.ГГГГ и ему на основании ст.14 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» назначена и выплачена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с применением коэффициентов роста прожиточного минимума 1,12; 1,12; 1,1 в размере <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год с применением коэффициентов роста прожиточного минимума 1,02; 1,08 в размере <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время с применением коэффициента 1,085 - <данные изъяты>.

Статьей 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" для инвалидов, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой, из числа указанных в названной норме лиц была предусмотрена выплата ежегодной компенсации за ущерб здоровью в размере четырех- (III группа) либо пятикратной (I и II группы) суммы минимальной заработной платы. В соответствии с той же нормой в редакции Федеральных законов от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ и от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ выплаты были установлены уже за вред здоровью и в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности (соответственно 400 и 500 рублей).

Пунктом 22 ч. 1 ст. 14 названного Закона Российской Федерации (в ред. от 18 июня 1992 г.) для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, а также проживающих с ними детей, не достигших 14-летнего возраста, гарантировалось обеспечение продовольственными товарами в соответствии с рациональными нормами потребления продуктов питания с оплатой 50 процентов их стоимости либо ежемесячная выплата им в размере установленного законом минимального месячного размера оплаты труда. Согласно тому же пункту в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров составила трехкратный установленный законом минимальный размер оплаты труда, а Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" ее размер был определен в твердой сумме - 300 руб.

Возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в редакции ФЗ от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ предполагалось выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей (п.25 ст.14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").

В редакции ФЗ от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ в п.25 ст.14 указанного выше Закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливалось выплатой ежемесячной денежной компенсации соответственно инвалидам I группы - 5000 рублей; инвалидам II группы - 2500 рублей; инвалидам III группы - 1000 рублей.

В действующем в настоящее время Законе Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены в п.15 ст.14 и соответствуют приведенным выше размерам.

Частью 3 статьи 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред.Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнении указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации Постановлением от 25 мая 2005 года № 326 утверждает Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 год гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 847, от 7 мая 2005 года № 292, от 25 апреля 2006 года № 246, от 21 марта 2007 года №171, от 21 декабря 2007 года № 914, от 16 декабря 2009 года № 1024 утверждены Правила индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, начиная с 2004 года.

Этими постановлениями Правительства РФ в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

Таким образом, суд при рассмотрении настоящего дела исходит из того, что вопрос индексации указанных компенсаций и выплат уже решен на законодательном уровне.

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от 24 апреля 2008 года № ГКПИ08-525 определено, что устанавливая порядок индексации размера компенсационных выплат, Правительство РФ действовало в полном соответствии со ст.1 Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ, ч.3 ст.5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1, поскольку каких-либо других критериев индексации названных выплат и компенсаций данными законами не предусмотрено.

При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объём возмещения вреда, причинённого здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 года № 35, в редакции от 5 апреля 2005 года № 7 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 1 июля 2000 года с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст.1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», а не из базовой суммы, установленной ст.4 Федерального закона. Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п.15 ст.14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного Суда РФ не была признана неконституционной.

Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляций, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, установленной в соответствующих постановлениях Правительства Российской Федерации.

То есть вышеназванными Постановлениями Правительства РФ индексация сумм денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусматривалась впервые в отличие от сумм возмещения вреда, причиненного здоровью, которые подлежали индексации и ранее - исходя из минимального размера оплаты труда, пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации или субъекте Российской Федерации.

Между тем, положения Федерального закона от 26.04.2004 N 31-ФЗ, которыми вводится новый порядок индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС - исходя из уровня инфляции, признаны не предполагающими придания обратной силы к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым более высокие размеры таких выплат были установлены на основании судебных решений, что следует из Определения Конституционного Суда РФ от 04.10.2005 N 364-О.

Поскольку в ст.5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 26 апреля 2004 года) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом (за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами), ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке определяемом Правительством РФ, и индексация выплат на основание постановлений Правительства РФ истцу не производилась, начиная с 2007 года, в 2006 году индексирована данная выплата с применением коэффициента, равного 1,08, дополнительно проиндексировано на коэффициент 1,02, доводя его до 1,1, без учета позже вынесенного Постановления Правительства РФ от 3 марта 2007 года № 143, уточнившего коэффициент за 2005 год до 1,11, то суд приходит к выводу о необходимости индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, предусмотренную п.15 ст.14 базового Закона, с применением следующих коэффициентов: в 2005 году в размере 1,11, в 2006 году с учетом Постановления Правительства РФ от 3 марта 2007 года № 143 - 1,09, в 2007 году - 1,08, в 2008 году с учетом Постановления Правительства от 3 сентября 2008 года № 655 - 1,105, в 2009 году с учетом Постановления Правительства от 24 декабря 2008 года № 992 - 1,13, в 2010 году - 1,1.

Права на индексацию сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в порядке, предусмотренном для ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью с учетом установленных в судебном заседании на основании приведенных нормативно-правовых актов обстоятельств дела Бригинец Н.С. не имеет, поскольку данные компенсации индексируются путем повышения фиксированного размера в соответствии с приведенными выше Постановлениями Правительства РФ, поэтому в этой части исковых требований Бригинцу Н.С. следует отказать.

Представленный истцом расчет задолженности по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью содержит неточность в применяемом коэффициенте за 2005 год, а также взятой за основу суммы, индексируемой исходя из коэффициента 1,1, без учета того, что она была уже проиндексирована на коэффициент 1,08.

При таких обстоятельствах ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью:

ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит <данные изъяты>. Недоплата за ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит <данные изъяты>. Недоплата за ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит <данные изъяты>. Недоплата за ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит <данные изъяты>. Недоплата за ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит <данные изъяты>. Недоплата за ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ составит <данные изъяты>. Недоплата за 8 месяцев ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) составляет <данные изъяты>.

Недоплата с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью составила <данные изъяты>, которые подлежат взысканию с ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

             Исковые требования Бригинца Николая Степановича к <данные изъяты> о взыскании ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации за вред здоровью и взыскании задолженности удовлетворить частично.

Взыскать с <данные изъяты> за счет средств федерального бюджета в пользу Бригинца Николая Степановича задолженность по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.

Взыскивать с <данные изъяты> за счет средств федерального бюджета в пользу Бригинца Николая Степановича ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты>, с последующей индексацией исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В удовлетворении остальной части иска Бригинцу Николаю Степановичу отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Балашовский районный суд.

Председательствующий                                     И.В.Ерохина