признание недействительным пункта Устава



        Дело (1)/2011                                                                                          

                                                      РЕШЕНИЕ

                                        ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                                                       

          14 января 2011 года                 город Балашов

Балашовский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Чередниковой И.Т., при секретаре ФИО1, с участием представителя Администрации Балашовского муниципального района Саратовской области по доверенности ФИО2, представителя Собрания депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области по доверенности ФИО5 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Балашовского муниципального района Саратовской области к Собранию депутатов Балашовского муниципального района о признании недействительным п.12 ч.1 ст.36 Устава Балашовского муниципального района,

                                                  УСТАНОВИЛ:

Решением Балашовского районного Совета за от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Устав Балашовского муниципального района Саратовской области, официально опубликованный от ДД.ММ.ГГГГ в газете «<данные изъяты>» за .

Принятым Собранием депутатов Балашовского муниципального района решением за от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Устав Балашовского муниципального района» внесены изменения в пункт 12 части 1 статьи 36 Устава Балашовского муниципального района, изменения официально опубликованы ДД.ММ.ГГГГ в газете «<данные изъяты>» за .

Пунктом 12 части 1 статьи 36 Устава Балашовского муниципального района утверждено, что глава администрации Балашовского муниципального района утверждает уставы муниципальных предприятий и учреждений, по согласованию с главой муниципального района назначает и освобождает от должности руководителей данных предприятий и учреждений, ежегодно заслушивает отчеты об их деятельности.

Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области обратилась в суд с требованиями о признании недействительным пункта 12 части 1 статьи 36 Устава Балашовского муниципального района Саратовской области с момента вступления Устава в законную силу, в обоснование иска ссылается на противоречие пункта 12 части 1 статьи 36 Устава требованиям статьи 8, ч.1 статьи 34 Конституции Российской Федерации, статьям 77-84.1 Трудового кодекса Российской Федерации, так как исключается возможность увольнения руководителя муниципального унитарного предприятия и муниципального учреждения, работодателем, главой администрации Балашовского муниципального района, в том числе за нарушение трудовых обязанностей, что считает злоупотреблением права, искажающим существо принципа свободы на труд, также противоречие статьям 8, 19, 34, 37, 55 Конституции РФ. Кроме того, считает порядок увольнения, предусмотренный вышеуказанным пунктом Устава Балашовского муниципального района, нарушает права работника на право быть уволенным по собственному желанию, освобождение от должности руководителей муниципальных предприятий, учреждений по согласованию с главой Балашовского муниципального района противоречащим статье 5 Трудового кодекса РФ, принимаемые органами местного самоуправления нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права, должны соответствовать Трудовому кодексу РФ, а принятые в соответствии с ним и иным нормативно-правовым актам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Заявитель указывает, что оспариваемый пункт Устава Балашовского муниципального района для работодателя устанавливает правило, которым лишает его возможности увольнение лиц с занимаемой должности директоров и руководителей муниципальных унитарных предприятий и учреждений в случае необходимости дачи согласия на увольнение представительным органом - главой Балашовского муниципального района, в соответствии со статьей 6 Трудового кодекса РФ порядок расторжения (прекращения) трудовых договоров относится к ведению федеральных органов государственной власти, и основания прекращения трудового договора устанавливаются кодексом и иными федеральными законами (ст.77 Трудового кодекса РФ), вопросы увольнения работников являются исключительной компетенцией федеральных органов власти и регулируются нормами федерального законодательства, а нормы Трудового кодекса РФ и иных федеральных законов не предусматривают процедуру согласования увольнения лиц, замещающих должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений, с представительным органом местного самоуправления. При этом заявитель считает, что в статье 20 Трудового кодекса РФ закреплено понятие сторон трудовых отношений, которыми являются работник и работодатель, работодателем заключаются трудовые договоры с руководителями муниципальных учреждений и предприятий Балашовского района, которым является глава администрации Балашовского муниципального района, а глава Балашовского муниципального района правом заключать трудовые договоры не наделен, также в статье 21 Федерального закона № 161-ФЗ от 14.11.2002 года «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» руководитель унитарного предприятия назначается на должность собственником имущества унитарного предприятия, и частью 4 статьи 33 Устава Балашовского муниципального района утверждено, что администрация Балашовского муниципального района осуществляет полномочия собственника муниципального имущества, и глава администрации от имени администрации Балашовского муниципального района в пределах своей компетенции приобретает и осуществляет имущественные права и обязанности, в том числе назначение и увольнение руководителей муниципальных предприятий и учреждений. По мнению заявителя, оспариваемый пункт Устава противоречит действующему федеральному законодательству, в части возложения обязанности на работодателя в лице главы администрации Балашовского муниципального района осуществлять процедуру согласования с главой Балашовского муниципального района, чем могут быть нарушены права работника и работодателя.

В судебном заседании представитель Администрации Балашовского муниципального района Саратовской области по доверенности ФИО2 поддержала заявленные требования, приводя в обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель Собрания депутатов Балашовского муниципального района по доверенности ФИО3 с заявленными требованиями не согласился, просил в удовлетворении отказать, пояснив, что изменения в Устав Балашовского муниципального района, в части полномочий главы администрации Балашовского муниципального района об утверждении уставов муниципальных предприятий и учреждений, согласования с главой муниципального района назначения и освобождения от должности руководителей данных предприятий и учреждений, внесены на основании решения Собрания депутатов Балашовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Устав Балашовского муниципального района», и направлялись в отдел Управления Министерства юстиции РФ по Приволжскому федеральному округу в Саратовской области для регистрации, и данная норма не противоречит действующему законодательству, так как в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» муниципальное предприятие является унитарным, имущество которого принадлежит на праве собственности муниципальному образованию, от имени которого права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, пунктом 7 части 1 статьи 20 указанного федерального закона установлено, что собственник имущества унитарного предприятия назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает, изменяет и прекращает с ним трудовой договор, в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами. И руководитель унитарного предприятия является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия, который организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия, от руководителя зависит эффективность управления муниципальным имуществом, находящимся в ведении муниципального предприятия. Также п.п.5, 6 части 1 статьи 23 Устава закреплено, что в исключительной компетенции Собрания депутатов Балашовского муниципального района находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, и п.6 части 1 статьи 34 Устава, администрация Балашовского муниципального района осуществляет управление и распоряжение муниципальным имуществом в порядке, определенном муниципальными правовыми актами Собрания депутатов Балашовского муниципального района, поэтому в целях более эффективного управления муниципальным имуществом в Устав Балашовского муниципального района внесены изменения об установлении согласования с главой администрации Балашовского муниципального района назначения и увольнения руководителей муниципальных предприятий и учреждений. В обоснование законности принятых изменений в Устав считает заявителем ошибочно указано основание об увольнении руководителя муниципального предприятия, учреждения, которым является решение представительного органа, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 18 Устава Балашовского муниципального района глава Балашовского муниципального района возглавляет Собрание депутатов Балашовского муниципального района, который является органом местного самоуправления, обладающим собственными полномочиями и издающим собственные правовые акты. При этом, основанием для принятия на работу или увольнения руководителя муниципального предприятия является правовой акт главы администрации Балашовского муниципального района и решение главы администрации Балашовского муниципального района должно быть принято по согласованию с главой Балашовского муниципального района (л.д.86-88).

Выслушав объяснения представителя Администрации Балашовского муниципального района, представителя Собрания депутатов Балашовского муниципального района, изучив материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом.

Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам. Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу требований статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров. Общие основания прекращения трудового договора указаны в статье 77 Трудового кодекса РФ, дополнительные основания содержатся в иных статьях Трудового кодекса Российской Федерации и других федеральных законах.

Таким образом, вопросы увольнения работников, в том числе установления порядка и процедуры увольнения являются исключительной компетенцией федеральных органов власти и регулируются нормами федерального законодательства.

В статье 20 Трудового кодекса Российской Федерации отражено, что сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Под работодателем понимается физическое либо юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Учитывая, что нормативные правовые акты органов местного самоуправления, в силу Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральному закону, и в толковании постановления № 12-П от 17 июня 2004 г. Конституционного Суда Российской Федерации указано, что нарушения требований определенности, ясности, недвусмысленности законодательного регулирования не обеспечивают единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, допускают возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведут к произволу, а значит к нарушению конституционных принципов равенства и верховенства закона. Приведенная правовая позиция имеет общее значение для всех сфер законодательного регулирования.

Доводы представителя Собрания депутатов Балашовского муниципального района по доверенности ФИО3 о том, что оспариваемый в части пункт Устава не противоречит федеральному законодательству, опровергаются отраженным положением в пункте Устава Балашовского муниципального района и основаны на неправильном толковании названных норм федерального законодательства.

Статьями 33, 34 Устава Балашовского муниципального района закреплено, что администрация Балашовского муниципального района осуществляет полномочия собственника муниципального имущества в порядке, определенном муниципальными правовыми актами Собрания депутатов Балашовского муниципального района.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что работодателем по отношению к руководителям муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений является глава администрации Балашовского муниципального района, которым заключаются соответствующие трудовые договоры с работником. Статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены основания расторжении трудового договора по инициативе работодателя.

Из материалов дела усматривается, что решением от ДД.ММ.ГГГГ Собрания депутатов Балашовского муниципального района внесены изменения в пункт 12 части 1 статьи 36 Устава Балашовского муниципального района (л.д.89-102), официально опубликованные в газете <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.64-67), о согласовании главой администрации Балашовского муниципального района с главой Балашовского муниципального района назначения и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений (л.д.31), что противоречит нормам действующего трудового законодательства, при заключении и расторжении трудового договора работодателем издается соответствующее распоряжение, и нормы Трудового кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов не предусматривают процедуру согласования назначения и увольнения лиц, замещающих должности руководителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений с представительным органом местного самоуправления.

В силу части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт.

Доказательств, подтверждающих обоснованность законности оспариваемого пункта Устава в части по согласованию с главой муниципального района назначения и освобождения от должности руководителей данных предприятий и учреждений, и соответствия этой части вышеуказанного пункта Устава Балашовского муниципального района требованиям правовой определенности, органом, принявшим оспариваемый нормативно правовой акт, в суд не представлено.

Исходя из части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим в части со дня принятия или иного указанного судом времени.

С учетом установленных обстоятельств оспариваемую правовую норму в части считать недействующей с момента вступления внесенных в Устав изменений в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                                  РЕШИЛ:

Установить, что в части пункт 12 части 1 статьи 36 Устава Балашовского муниципального района Саратовской области противоречит пункту 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, статьям 5, 81 Трудового кодекса Российской Федерации и признать недействительным с момента вступления в законную силу часть пункта 12 части 1 статьи 36 Устава Балашовского муниципального района Саратовской области по согласованию с главой муниципального района назначения и освобождения от должности руководителей данных предприятий и учреждений.

Сообщение о решении суда после вступления его в законную силу подлежит публикации в общественно-политической газете города Балашова и Балашовского района «<данные изъяты>».

На решение может быть подана кассационная жалоба в Саратовский областной суд через Балашовский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме (19 января 2011 года).

Председательствующий                                 И.Т. Чередникова