восстановление на работе



Дело (1)/2011

                                                           РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 января 2011 года                                                                                     город Балашов

Балашовский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Чередниковой И.Т., при секретаре ФИО5, с участием помощника прокурора города Балашова ФИО6, истца ФИО1, представителя истца по доверенности ФИО7, представителей ответчика Администрации Балашовского муниципального района ФИО11, по доверенностям ФИО8, ФИО9, представителя ответчика муниципального учреждения «<данные изъяты> ФИО12, рассмотрев гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Балашовского муниципального района Саратовской области, муниципальному учреждению <данные изъяты> о восстановлении на работе, взыскании оплаты за время вынужденного прогула и морального вреда,

                                                  УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд к Администрации Балашовского муниципального района Саратовской области, муниципальному учреждению <данные изъяты> (далее МУ <данные изъяты>») с иском о восстановлении на работе, взыскании оплаты за время вынужденного прогула и морального вреда.

Обосновывая требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ заключен трудовой договор с администрацией Балашовского муниципального района Саратовской области о назначении на должность редактора МУ «<данные изъяты>» без определения срока действия. Распоряжением и.о. главы администрации Балашовского муниципального района Саратовской области ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ освобождена с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 от должности редактора в связи с принятием собственником имущества организации решения о досрочном прекращении трудового договора на основании п.2 ст.278 Трудового кодекса Российской Федерации, с выплатой компенсации в размере 3-х месячного денежного содержания на основании ст.279 Трудового кодекса Российской Федерации, на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ выплатить редактору МУ «<данные изъяты>» компенсацию за неиспользованный отпуск за 19 календарных дней. При прекращении трудового договора работодатель не выдал трудовую книжку и не произвел расчет при увольнении. Руководитель муниципального учреждения считает увольнение незаконным, принятым работодателем в нарушение п.12 ч.1 ст.36 Устава Балашовского муниципального района, по которому освобождение от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений возможно при наличии согласования с главой муниципального района, до издания распоряжения об освобождении от должности редактора муниципального учреждения согласования с главой Балашовского муниципального района не производилось. Кроме того, МУ «<данные изъяты> является редакцией средства массовой информации, деятельность которого регламентируется Законом Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», газета «<данные изъяты>» в установленном законом порядке зарегистрирована как средство массовой информации и в Уставе МУ «<данные изъяты>» отражено, что учредитель имеет право назначать на должность и освобождать от должности главного редактора, а коллектив журналистов - штатных сотрудников редакции дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности по инициативе учредителя главного редактора. Освобождение руководителя редакции газеты от должности произведено с нарушением указанного порядка, без согласия коллектива журналистов. Также считает дискриминацией, как руководителя и депутата, решение о досрочном прекращении трудового договора, свидетельствующим о злоупотреблении правом, предоставленным главе администрации Балашовского муниципального района трудовым законодательством, так как является депутатом Собрания депутатов Балашовского муниципального района, где имеется противодействие между депутатами, на внеочередном заседании Собрания депутатов ДД.ММ.ГГГГ как депутат голосовала за отстранение от должности главы администрации Балашовского муниципального района ФИО10, на период вступления в законную силу судебного акта по иску о расторжении контракта с главой администрации Балашовского муниципального района, с изданием ДД.ММ.ГГГГ распоряжения об увольнении, в нарушение Постановления Конституционного Суда РФ от 15.03.2005 г. № 3-П по делу о проверке конституционности положений п.2 ст.278 и ст.279 Трудового кодекса Российской Федерации, законодательное закрепление права досрочно прекратить трудовой договор с руководителем организации без указания мотивов увольнения не означает, что собственник обладает неограниченной свободой усмотрения при принятии такого решения, не принимая во внимание законные интересы организации.

При этом считает, глава администрации Балашовского муниципального района лично не является собственником имущества муниципального учреждения и при принятии решения о досрочном расторжении трудового договора должен руководствоваться публичными интересами населения муниципального района, незаконными действиями работодателя причинены моральные страдания, выраженные в нервном напряжении, бессоннице, постоянном состоянии тревоги, волнения, нанесении урона, как руководителю и человеку незаконным увольнением. За восстановлением нарушенных прав руководитель муниципального учреждения обратился к Работодателю, как учредителю муниципального учреждения и собственнику имущества муниципального образования, от имени которого действует орган местного самоуправления, в суд с иском о восстановлении на работе в должности редактора муниципального учреждения «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании с муниципального учреждения <данные изъяты> оплаты за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по день принятия решения суда и взыскании с Администрации Балашовского муниципального района Саратовской области компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб.

В судебном заседании истец, совместно с представителем по доверенности ФИО7 отказались от основания в части не выдачи трудовой книжки, не получения расчета при увольнении, на других основаниях, изложенных в исковом заявлении, настаивают, в обоснование требований приводят нормы действующего законодательства, показания свидетелей, также пояснили, что распоряжение об открытии лицевых счетов в период работы руководителем муниципального учреждения ФИО1, учредителем не издавалось, и изменения в Устав муниципального учреждения «<данные изъяты>» в части расчетных и иных счетов в банковских учреждениях не внесены.

Представители ответчика Администрации Балашовского муниципального района Саратовской области и.о. главы администрации Балашовского муниципального района ФИО11, по доверенностям ФИО8, ФИО9 с исковыми требованиями не согласны, просили в удовлетворении отказать в связи с законностью порядка увольнения руководителя муниципального учреждения, в обоснование законности увольнения ссылаясь на ч.2 ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. При этом в положении ст.ст.33, 34, 36 Устава Балашовского муниципального района, администрация Балашовского муниципального района Саратовской области осуществляет полномочия собственника муниципального имущества, администрацией Балашовского муниципального района руководит глава на принципах единоначалия, который в пределах своей компетенции приобретает и осуществляет имущественные права и обязанности, назначает руководителей муниципальных предприятий и учреждений, следовательно, п.12 ч.1 ст.36 Устава Балашовского муниципального района Саратовской области в части, предусматривающей согласование главой администрации назначения и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений с главой муниципального района, не соответствуют федеральному законодательству и не подлежит применению. Также согласия коллектива журналистов на освобождение руководителя ФИО1 от должности не требовалось, поскольку данная процедура не предусмотрена действующим законодательством, устав МУ <данные изъяты> (в действующей редакции) принят общим собранием коллектива журналистов ДД.ММ.ГГГГ, утвержден Учредителем ДД.ММ.ГГГГ, редакция является некоммерческой организацией, муниципальным учреждением, учредителем которого является Администрация Балашовского муниципального района, имущество муниципального учреждения находится в муниципальной собственности, газета «<данные изъяты>» является общественно-политической газетой и основным публикатором правовых актов, принимаемых на территории Балашовского муниципального района, поскольку согласно ст.17 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления обладают полномочиями на учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии общественной инфраструктуры и иной официальной информации. При этом, пункт 5.5 Устава МУ «<данные изъяты>, содержащий положения о необходимости дачи коллективом журналистов согласия назначения на должность и освобождение от должности главного редактора, считают, противоречит действующему законодательству и ограничивает права учредителя по управлению муниципальным учреждением. В силу Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут быть учредителем печатного средства массовой информации, создавать муниципальные предприятия и учреждения, назначать на должность и освобождать от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений. Федеральным законом «О средствах массовой информации» предусмотрено, что учредитель утверждает устав редакции и заключает договор с редакцией средства массовой информации (главным редактором), и в силу статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор с руководителем организации прекращается в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора, п. «з» п.6.2 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Руководителем муниципального учреждения ФИО1, закреплено о расторжении трудового договора по данным основаниям, назначение редактора на должность и освобождение от должности осуществляется учредителем, в связи с данным положением, считают, п.5.5 Устава муниципального учреждения не соответствует действующему законодательству о создании муниципального учреждения, Федеральному закону «О средствах массовой информации» и трудовому законодательству, не подлежит применению, и ссылку истца на ст.17 Закона «О средствах массовой информации» необоснованной. Кроме того, ответчик считает доводы истца о злоупотреблении правом, предоставленном главе администрации Балашовского муниципального района, о дискриминации, в связи с голосованием ФИО1 за удовлетворение представления прокуратуры города Балашова о несоответствии занимаемой должности главы администрации Балашовского муниципального района ФИО10, не соответствующим обстоятельствам дела, так как решение об увольнении руководителя муниципального учреждения принималось исполняющим обязанности главы Администрации Балашовского муниципального района ФИО11, в соответствии с заключенным трудовым договором между руководителем и работодателем, с прекращением трудового договора по основаниям ст.278 Трудового кодекса Российской Федерации. Считают, что истцом не представлено доказательств злоупотребления правом главы Администрации Балашовского муниципального района ФИО10 на увольнение ФИО1 При этом считают, что в соответствии с бюджетным законодательством муниципальное учреждение обязано открыть лицевой счет в комитете по финансам администрации Балашовского муниципального района, финансирование производится из средств районного бюджета и МУ «<данные изъяты>» должно вести учет, согласно инструкции по бюджетному учету, предоставлять отчет по результатам деятельности главному распорядителю и (или) в финансовый орган по месту открытия лицевого счета, лицевой счет руководителем муниципального учреждения в финансовом органе администрации Балашовского муниципального района не открыт, изменения в п.1.10 Устава МУ «<данные изъяты>» не внесены, расчетный счет открыт в коммерческом банке. МУ «<данные изъяты>» является единственным публикатором муниципальных правовых актов в Балашовском муниципальном районе и получателем бюджетных средств, предусмотренных для финансирования периодической печати и издательства органами законодательной и исполнительной власти, оплату услуг за опубликование муниципальных актов производить не представлялось возможным из-за отсутствия в муниципальном учреждении открытых лицевых счетов в территориальном органе Федерального казначейства. В связи с длительными нарушениями бюджетного законодательства со стороны руководителя муниципального учреждения ФИО1 собственником имущества муниципального учреждения принято решение об освобождении руководителя муниципального учреждения от занимаемой должности (т.1 л.д.147-151, т.2 л.д.31-35, т.2 л.д.49-51).

Представитель ответчика МУ <данные изъяты>» ФИО12 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, в обоснование доводов возражений согласен с доводами возражений ответчика Администрации Балашовского муниципального района.     

Выслушав объяснения истца, представителя истца, представителей ответчиков, свидетелей, мнение помощника прокурора города Балашова ФИО6, полагавшего заявленные требования удовлетворить в части, исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает иск подлежащим удовлетворению в части.

В соответствии со статьей 391 Трудового кодекса Российской Федерации, непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об оплате за время вынужденного прогула.

Согласно пункту 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовой договор с руководителем организации прекращается по основаниям в связи с принятием уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.

Исходя из смысла положений пункта 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, при расторжении трудового договора с руководителем организации по решению уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица или органа не требуется указания конкретных обстоятельств, подтверждающих необходимость прекращения трудового договора.

В толковании Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 марта 2005 года № 3-П по делу о проверке конституционности положений п.2 ст.278 и ст.279 Трудового кодекса Российской Федерации, законодательное закрепление права досрочно прекратить трудовой договор с руководителем организации без указания мотивов увольнения не означает, что собственник обладает неограниченной свободой усмотрения при принятии такого решения, вправе действовать произвольно, вопреки целям предоставления указанного правомочия, не принимая во внимание законные интересы организации, а руководитель организации лишается гарантий судебной защиты от возможного произвола и дискриминации. Общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, как запрещение дискриминации при осуществлении прав и свобод, включая запрет любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (статья 17, часть 3, статья 19 Конституции Российской Федерации), в полной мере распространяются на сферу трудовых отношений, определяя пределы дискреционных полномочий собственника.

Необходимость соблюдения общественно значимых интересов при принятии решения об увольнении руководителя муниципального учреждения - руководителя общественно-политического средства массовой информации, обуславливает обязанность работодателя обосновать досрочное расторжение трудового договора по п.2 ст.278 Трудового кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами. Аналогичная норма предусмотрена ст.9 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

На основании статьи 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от имени муниципального образования, права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Между тем, муниципальное учреждение, зарегистрированное в качестве юридического лица, на основании утвержденного распоряжением администрации Балашовского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ Устава «<данные изъяты>» учредителя, и принятого общим собранием коллектива журналистов редакции газеты «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, в котором осуществляла обязанности руководителя истец в должности редактора, является редакцией средства массовой информации, деятельность которого регламентируется и специальным Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», регулирующим правоотношения в сфере организации деятельности средств массовой информации, с определением статуса редакции средства массовой информации, по установленным требованиям, предъявляемым к уставу редакции средства массовой информации.

Статьей 5 указанного Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В статье 7 Федерального закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» учредителем печатного средства массовой информации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" может быть орган местного самоуправления.

Не требуется регистрация средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов (в силу статьи 12 Закона).

Из материалов дела усматривается, что «<данные изъяты>» является общественно-политической газетой, зарегистрированной в установленном законом порядке как средство массовой информации, о чем выдано свидетельство о регистрации газеты средства массовой информации.

В силу статьи 17 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» права и обязанности учредителя и редакции, предусмотренные настоящим Законом, возникают с момента регистрации средства массовой информации, а предусмотренные уставом редакции - с момента его утверждения. Учредитель, редакция, издатель, распространитель могут дополнительно установить на договорной основе взаимные права и обязанности. Положения устава и договоров не должны противоречить настоящему Закону и иным актам законодательства Российской Федерации.

Статьей 18 указанного Закона установлено, что учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор с редакцией средства массовой информации (главным редактором). Учредитель не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором).

Редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором) (ст.19 Закона).

Администрация Балашовского муниципального района не оспаривает обстоятельства, что редактор «<данные изъяты>» выполнял обязанности руководителя и руководил редакцией в пределах полномочий, определенных трудовым договором и Уставом.

Устав редакции средства массовой информации в соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» принимается на общем собрании коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем. В уставе редакции должны быть определены взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора, полномочия коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции, порядок назначения (избрания) главного редактора.

При этом, журналистом, как указано в статье 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», является лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию.

Уставом муниципального учреждения «<данные изъяты>», принятым общим собранием коллектива журналистов редакции газеты «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, и утвержденным распоряжением администрации Балашовского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 12-18), в п.5.5 определено, коллектив журналистов состоит из штатных сотрудников редакции, занимающихся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для газеты, имеющих в соответствии с законодательством о средствах массовой информации специальный статус журналиста. Применительно к понятию коллектив - группа лиц, объединенных общей работой, учебой, общими интересами (в толковании из словаря С.И. Ожегова).

Из материалов дела установлено, что работодателем (собственником имущества муниципального учреждения) истец назначен на должность руководителя муниципального учреждения с заключением трудового договора на неопределенный срок. Трудовым договором с руководителем муниципального учреждения регулируются отношения между Работодателем и руководителем, назначенного на должность редактора с определенными правами и обязанностями руководителя, оплатой труда согласно локальным актам муниципального учреждения и иными условиями в части, не предусмотренной договором, стороны руководствуются законодательством Российской Федерации и Уставом муниципального учреждения. При прекращении трудового договора с руководителем муниципального учреждения редакции газеты допущены нарушения, установленные законодательством процедуры увольнения, без согласия коллектива журналистов, состоящих из штатных сотрудников редакции на освобождение от должности по инициативе учредителя главного редактора, предусмотренного Уставом муниципального учреждения редакции газеты, принятого общим собранием коллектива журналистов редакции газеты и утвержденного администрацией муниципального района, в соответствии действующим законодательством, выявленные нарушения влекут за собой незаконность прекращения трудового договора. Муниципальное учреждение, в котором в должности редактора, с обязанностями руководителя, работала ФИО2, является редакцией средства массовой информации, зарегистрированного в установленном законом порядке, деятельности которого регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 27.12.1991 г. « 2124-1 «О средствах массовой информации».

Изложенные обстоятельства подтверждаются трудовым договором с руководителем муниципального учреждения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным Администрацией Балашовского муниципального района Саратовской области (Работодателем) с ФИО1 (Руководителем), п.1.1 о назначении на должность редактора Муниципального учреждения «<данные изъяты>», п.1.2 ФИО2 назначается на должность редактора муниципального учреждения с ДД.ММ.ГГГГ без определения срока, с определением прав и обязанностей разделом 2, где, п.2.1 определяет, что руководитель является единоличным исполнительным органом муниципального учреждения, действует на основе единоначалия, в п.4.1. заложена оплата труда руководителя, состоит из должностного оклада (устанавливается согласно штатному расписанию), выплат стимулирующего и компенсационного характера, иных выплат, согласно локальным актам муниципального учреждения, п.7.2 закреплено- в части, не предусмотренной договором, стороны руководствуются законодательством Российской Федерации и уставом муниципального учреждения (т.1 л.д.7-11).

Распоряжением и.о.главы Администрации Балашовского муниципального района Саратовской области ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ «Об увольнении ФИО1», освобождена с ДД.ММ.ГГГГ редактор муниципального учреждения «<данные изъяты>» ФИО2 от занимаемой должности, в связи с принятием собственником имущества организации решения о досрочном прекращении трудового договора на основании пункта 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, с выплатой компенсации в размере 3-х месячного денежного содержания на основании статьи 279 Трудового кодекса Российской Федерации, без указания об ознакомлении (т.1 л.д.203).

В судебном заседании стороны не оспаривали назначение на должность редактора руководителя муниципальным учреждением, порядок оплаты труда по месту работы муниципальным учреждением, факт ознакомления руководителя ФИО1 с распоряжением об увольнении.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за подписью шести штатных сотрудников МУ «<данные изъяты>» об отсутствии рассмотрения вопроса об увольнении редактора газеты «<данные изъяты>», как предусмотрено Уставом МУ «<данные изъяты> что с журналистами - штатными сотрудниками редакции не согласовывался (т.1 л.д.21).

Протоколом собрания журналистов - штатных сотрудников муниципального учреждения «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, о принятом собранием коллектива журналистов решении о согласии с предложением Учредителя газеты «<данные изъяты>» вернуть редакции статус муниципального учреждения и дачи согласия назначить на должность редактора муниципального учреждения «<данные изъяты>» ФИО2 (т.1 л.д.108-109).

Протоколом собрания журналистов - штатных сотрудников муниципального учреждения «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, с указанием решения собрания коллектива журналистов о принятии Устава муниципального учреждения «<данные изъяты>» в новой редакции (т.1 л.д.110-111), действующей на ДД.ММ.ГГГГ.

Свидетельством от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации средства массовой информации «<данные изъяты>», общественно-политической газеты г.Балашова и Балашовского района Саратовской области, учредитель- Администрация Балашовского муниципального района, с указанием, что газета «<данные изъяты>» зарегистрирована Средне - Волжским Управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия ДД.ММ.ГГГГ, СМИ перерегистрировано в связи со сменой учредителя (т.1 л.д.112).

Решением Собрания депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении статусом официального публикатора» о наделении общественно-политической газеты <данные изъяты>» статусом официального публикатора муниципальных правовых актов и иной официальной информации органов местного самоуправления Балашовского муниципального района (т.1 л.д.113).

Уставом муниципального учреждения «<данные изъяты>», принятым общим собранием коллектива журналистов редакции газеты «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, и утвержденным распоряжением администрации Балашовского муниципального района Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ, муниципальное учреждение «<данные изъяты>» является некоммерческой организацией, средством массовой информации, где учредителем является администрация Балашовского муниципального района Саратовской области (т.1 л.д.12).

В пункте 4.1 Устава муниципального учреждения «<данные изъяты>» установлено, что учредитель имеет право назначать на должность и освобождать от должности главного редактора в установленном настоящим Уставом порядке (т.1 л.д.14), где в п.5.5 Устава отмечено, коллектив журналистов дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности по инициативе учредителя главного редактора (т.1 л.д.16) и учредитель обязан соблюдать положения настоящего Устава (п.4.2) (т.1 л.д.14).

При заключении Работодателем трудового договора с руководителем муниципального учреждения ФИО1, Устав муниципального учреждения - редакции газеты «<данные изъяты>», принятый также общим собранием коллектива журналистов редакции протокол от ДД.ММ.ГГГГ, и утвержденный распоряжением главы администрации Балашовского района от ДД.ММ.ГГГГ, в пункте 11, предусматривалось, что редактор назначается и освобождается от должности учредителем по согласованию с коллективом штатных журналистов редакции (т.1 л.д.115).

Штатным расписанием от ДД.ММ.ГГГГ, действующим на ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ муниципального учреждения «<данные изъяты>», значится должность редактора (т.1 л.д.194-195), иной должности руководителя не имеется.

Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ муниципального учреждения «<данные изъяты>» (т.2 л.д.11-13).

Доводы возражений Администрации Балашовского муниципального района Саратовской области о противоречии п.5.5 Устава муниципального учреждения «<данные изъяты> федеральному законодательству являются несостоятельными, поскольку коллектив журналистов наделен определенными полномочиями, закрепленными в Уставе редакции, которые не противоречат законодательству о средствах массовой информации и имеют прямое указание в законе, при этом Устав МУ «<данные изъяты> с указанием о даче согласия на назначение на должность и освобождение от должности по инициативе учредителя главного редактора, одобрен учредителем при утверждении Администрацией Балашовского муниципального района Саратовской области и доказательства о наличии разногласий не представлено.

Основания требований о незаконном увольнении, что Работодатель не получил согласие коллектива журналистов на освобождение от должности редактора муниципального учреждения, предусмотренное Уставом муниципального учреждения «<данные изъяты>», подтверждается аналогичными показаниями свидетелей ФИО14, ФИО15, журналистов штатных сотрудников «<данные изъяты>».

Свидетель ФИО14 в судебном заседании пояснил, что работает в должности заместителя редактора «<данные изъяты>», является журналистом, принимал участие в голосовании журналистов, при обращении главы администрации Балашовского района о назначении на должность редактором газеты «<данные изъяты>» ФИО1, из администрации Балашовского района к коллективу журналистов заявления о дачи согласия об освобождении от занимаемой должности редактора ФИО2 не поступало, полномочия коллектива журналистов определены Уставом муниципального учреждения «<данные изъяты>» и Законом «О средствах массовой информации».

Свидетель ФИО15 в суде показала, что является журналистом и сотрудником «<данные изъяты>», где работает в должности корреспондента, принимала участие в голосовании за назначение на должность редактором ФИО1, коллектив журналистов не рассматривал заявление на дачу согласия на освобождение от должности редактора ФИО1.

Показания указанных свидетелей суд расценивает как объективные и достоверные, так как они последовательны, дополняются исследованными письменными доказательствами, являются допустимыми доказательствами и не противоречат собранным по делу доказательствам.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, как установлено требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Основания заявленных требований руководителем муниципального учреждения о нарушениях со стороны Работодателя при прекращении трудового договора пункта 12 части 1 статьи 36 Устава Балашовского муниципального района Саратовской области, что глава Администрации Балашовского муниципального района Саратовской области по согласованию с главой муниципального района назначает и освобождает от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений (т.1 л.д.59), не соответствуют действующему трудовому законодательству.

В статьях 33, 34 Устава Балашовского муниципального района Саратовской области Администрация Балашовского муниципального района от имени муниципального района может осуществлять право собственника имущества муниципального района в соответствии с муниципальными правовыми актами Собрания депутатов Балашовского муниципального района, управлять и распоряжаться муниципальным имуществом в порядке, определенном муниципальными правовыми актами Собрания депутатов Балашовского муниципального района. Глава Администрации Балашовского муниципального района утверждает уставы муниципальных предприятий и учреждений, по согласованию с главой муниципального района назначает и освобождает от должности руководителей данных предприятий и учреждений (п.12 ч.1 ст.36 Устава). Необходимость согласования главы Администрации Балашовского муниципального района назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных учреждений и предприятий с главой муниципального района противоречит нормам действующего трудового законодательства, при заключении и расторжении трудового договора работодателем издается соответствующее распоряжение, нормами Трудового кодекса Российской Федерации и иными федеральными законами не предусматривается процедура согласования назначения и увольнения лиц, замещающих должности руководителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений с представительным органом местного самоуправления, вопросы увольнения работников, в том числе установления порядка и процедуры увольнения являются исключительной компетенцией федеральных органов власти и регулируются нормами федерального законодательства.

Основания заявленных требований о дискриминации и злоупотреблении правом главой администрации Балашовского муниципального района ФИО10, при принятии решения об увольнения руководителя муниципального учреждения ФИО1 не подтверждаются представленными истцом доказательствами, поскольку распоряжение об увольнении издано исполняющим обязанности главы администрации Балашовского муниципального района ФИО11

В обоснование мотивов принятого собственником имущества организации решения об увольнении руководителя муниципального учреждения Работодатель указывает о нарушениях, допущенных руководителем муниципального учреждения ФИО1 в области бюджетного законодательства, выразившиеся в не открытии лицевого счета в территориальном органе Федерального казначейства, что не подтверждается допустимыми доказательствами.

Доказательств об издании собственником имущества муниципального учреждения распоряжения об открытии лицевого счета и не исполнении руководителем муниципального учреждения «<данные изъяты>» ФИО1 в суд не представлено, при этом невозможность открытия лицевого счета руководителем подтверждается п.1.10. Устава муниципального учреждения «<данные изъяты>, редакция имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банковских учреждениях, и далее по тексту (т.1. л.д.12).

В статье 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2421-1 «О средствах массовой информации» под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации.

Работодателем Администрацией Балашовского муниципального района, обязанным представить допустимые доказательства по делу в обоснование законности увольнения в соответствии с действующим законодательством и отсутствие нарушения процедуры увольнения при оформлении прекращения трудового договора, не представлено доказательств, законности увольнения руководителя муниципального учреждения.

При установленных обстоятельствах по делу отсутствуют данные о законности процедуры увольнения руководителя муниципального учреждения при принятии собственником имущества организации решения о прекращении трудового договора, что является основанием для удовлетворения заявленных требований о восстановлении на работе в должности редактора, согласно штатному расписанию.

Заявленные требования о взыскании оплаты за время вынужденного прогула со дня увольнения и по день восстановления на работе подлежат удовлетворению, в связи с признанием увольнения незаконным и восстановлением на прежнем месте работы.

Исходя из статьи 394 Трудового кодекса РФ, в случае признания увольнения незаконным, работник должен быть восстановлен на прежнем месте органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.

Статьей 139 Трудового кодекса РФ определено, что при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.

Муниципальным учреждением «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ представлена справка, что среднемесячная заработная плата редактора МУ «<данные изъяты>» ФИО1 за 12 месяцев, предшествующих дате увольнения, составила <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (т.1 л.д.99).

Запиской - расчетом при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнение) от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ средний дневной заработок составляет <данные изъяты>. (т.1 л.д.140).

Сторонами размер средней заработной платы и среднего дневного заработка не оспаривается.

П.4.2 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного Работодателем Администрацией Балашовского муниципального района Саратовской области с Руководителем муниципального учреждения <данные изъяты>» ФИО1, предусмотрено, что заработная плата и вознаграждение Руководителю выплачиваются одновременно с выплатой заработной платы всем работникам Учреждения (т.1 л.д.9).

По условиям трудового договора руководителю муниципального учреждения заработная плата выплачивается наравне с работниками муниципального учреждения, в связи с восстановлением на работе по месту работы подлежит взысканию заработная плата со дня, следующего за увольнением, ФИО2 уволена с ДД.ММ.ГГГГ, взысканию подлежит средняя заработная плата с ДД.ММ.ГГГГ по день восстановления на работе ДД.ММ.ГГГГ, включительно.

В части взыскания с муниципального учреждения «<данные изъяты>» среднего заработка за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по день принятия судом решения ДД.ММ.ГГГГ, требования подлежат удовлетворению из расчета средней заработной платы работника за два месяца 12 дней в размере <данные изъяты>

Также руководителем муниципального учреждения заявлены требования о взыскании с работодателя компенсации морального вреда.

       В случае увольнения с нарушением установленного порядка увольнения суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями, размер этой компенсации определяется судом, предусмотрено статьей 394 Трудового кодекса Российской Федерации,

По пункту 7.2 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного Администрацией Балашовского муниципального района Саратовской области с ФИО1, в части, не предусмотренной настоящим договором, Стороны руководствуются законодательством Российской Федерации и Уставом Учреждения (т.1 л.д.11).

Судом установлены допущенные работодателем нарушения установленной процедуры увольнения руководителя муниципального учреждения и требования о взыскании компенсации морального вреда подлежат удовлетворению в части, руководителю муниципального учреждения принятием незаконного решения об увольнении причинен моральный вред, выразившийся в нравственных переживаниях, с работодателя подлежит взысканию компенсация морального вреда в денежном выражении.

Государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, предусмотренного статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

С муниципального учреждения «<данные изъяты>» подлежит взысканию государственная пошлина в связи с освобождением истца от уплаты государственной пошлины при обращении в суд. Заявленные истцом требования удовлетворены в части, что является основанием для взыскания государственной пошлины пропорционально удовлетворенных исковых требований.

Руководствуясь статьями 194-199, 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить в части иск ФИО1 к Администрации Балашовского муниципального района Саратовской области, муниципальному учреждению <данные изъяты>» о восстановлении на работе, взыскании оплаты за время вынужденного прогула и морального вреда.

Восстановить ФИО2 в должности редактора муниципального учреждения «<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с муниципального учреждения «<данные изъяты>» в пользу ФИО1 средний заработок за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включительно, в размере <данные изъяты>.

Взыскать с муниципального учреждения «<данные изъяты> государственную пошлину в соответствующий бюджет, согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации в размере <данные изъяты>.

Взыскать с Администрации Балашовского муниципального района Саратовской области в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.

Немедленному исполнению подлежит решение суда в части восстановления на работе ФИО1 в должности редактора муниципального учреждения <данные изъяты>

На решение может быть подана кассационная жалоба в Саратовский областной суд через Балашовский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме (24 января 2011 года).

Председательствующий              И.Т. Чередникова