Дело № 2-86(1)/2011 РЕШЕНИЕ 16 марта 2011 года город Балашов Балашовский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Климовой СВ. при секретаре ФИО5 с участием истцов ФИО3 и ФИО4, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО1, представителя истца ФИО3 по доверенности ФИО6, третьего лица ФИО4 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, ФИО4, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО1, к Министерству обороны Российской Федерации о признании права на приватизацию и признании права общей долевой собственности, - УСТАНОВИЛ: Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском, в котором просят признать за ФИО3 и ФИО1 право на приватизацию *** в *** и признать право общей долевой собственности за ФИО3 3/4 доли, за ФИО1 1/3 долю указанной квартиры. Свои требования обосновывая тем, что с *** по *** ФИО3 работал в Домоуправлении *** Балашовской КЭЧ района. *** на основании ордера *** ФИО3 на семью была предоставлена трехкомнатная *** в ***. Наймодателем квартиры является ФГЭУ «206 КЭЧ района». Обратившись с заявлением о приватизации спорной квартиры, истцам было отказано, поскольку указанная квартира является служебной и отчуждению не подлежит, с чем истцы не согласны, поэтому вынуждены обратиться в суд за защитой своих прав. Истцы ФИО3, ФИО4, действующая в интересах несовершеннолетней ФИО1, и представитель истца ФИО3 по доверенности ФИО6 в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме, выдвигая в их обосновании вышеуказанные доводы. Представитель Министерства обороны Российской Федерации о месте, дне и времени судебного заседания извещенный надлежащим образом не явился, возражений относительно иска не представил. Третье лицо ФИО4 в судебном заседании просила суд вынести решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Третье лицо ФИО7 о дне, месте и времени судебного разбирательства извещенный надлежащим образом, не явился, согласно письменного заявления просил дело рассмотреть в его отсутствии, исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «206 квартирно-эксплуатационная часть района», извещенный надлежащим образом о дне, времени и месте судебного разбирательства, не явился, согласно представленного ходатайства просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, из представленных возражений на иск усматривается, что просят суд в удовлетворении исковых требований отказать, при этом указывая, что жилое помещение по адресу: *** находится в оперативном управлении ФГКЭУ «206 КЭЧ района», является федеральной собственностью РФ, внесена в реестр федерального имущества, и является служебным жилым помещением. В соответствии с Уставом ФГКЭУ «206 КЭЧ района», собственником имущества Учреждения является Российская Федерация, а Министерство обороны РФ является органом, осуществляющим полномочия в отношении Учреждения Министерство РФ не принимало распоряжение о передаче данной служебной квартиры в какую-либо собственность. Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по *** от *** ***-р, ***, не передана в муниципальную собственность. ФИО3 предоставили жилое помещение в связи с тем, что он относился к гражданскому персоналу, связанному с обслуживанием казарменно- жилищного фонда. В настоящее время ФИО1 никакого отношения к Министерству обороны РФ не имеют. Третье лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области о месте и времени судебного заседания извещенное надлежащим образом не явилось, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, из представленного отзыва усматривается, что в соответствии с ордером на жилое помещение, расположенное по адресу: ***, является служебной. В соответствии со ст.4 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» служебные помещения отчуждению не подлежат. Однако, согласно постановлению Правительства № 1053 от 29.12.2008 г. «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и сделок с ним, а также осуществляет передачу имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственность. В судебном заседании установлено, что ФИО3 с *** по *** состоял в трудовых отношениях с Домоуправлением *** квартирно-эксплуатационной части и работал в должности каменщика, слесаря-сантехника, техника (трудовая книжка на имя ФИО3). *** ФИО3 с учетом состава его семьи был выдан ордер *** на право занятия двух комнат в ***. В настоящее время в спорной квартире значатся зарегистрированными и проживают: ФИО3, его жена ФИО4, сын ФИО7 и дочь ФИО1, что подтверждается справкой ООО «Управляющая компания «Домоуправление ***» *** от *** и копией лицевого счета, выданными ООО «Управляющая компания «Домоуправление ***». Согласно техническому паспорту, изготовленному *** Балашовским отделением Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» ***, расположенная по адресу: ***, имеет общую площадь 48,0 кв.м., в том числе жилую площадь 31,1 кв.м. Согласно ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по мету работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов (местной администрации). В соответствии со ст. 102 ЖК РСФСР перечень категорий работников, которым могут быть предоставлены служебные помещения, устанавливается законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР. В соответствии с правилами ст. 105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. Требования ст. 106 ЖК РСФСР предусматривали, что с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение. Судом бесспорно установлено, что при предоставлении спорной квартиры ФИО3 вышеуказанные правовые требования ответчиками не соблюдены. В соответствии с Приказом МО СССР №285 от 10.11.1975 г. «О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью советской армии и военно-морском флоте» гражданский персонал вооруженных сил обеспечивается не более 3% от общей жилой площади, непосредственных связанных с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений. По должности ФИО3 не относился к данной категории гражданского персонала КЭЧ Балашовского района. В судебном заседании установлено, что в нарушение вышеуказанных требований ст. 106 ЖК РСФСР с ФИО3 факт заключения договора найма служебного жилого помещения не имел место. Ордер, выданный ФИО3, не отвечает вышеуказанным требованиям ст. 105 ЖК РСФСР. Документов, подтверждающих статус спорной квартиры как служебной, суду не представлено. В соответствии с требованиями ст. 420 ГК РФ и 421 ГК РФ договором признается соглашение двух и нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Все вышеуказанные доказательства свидетельствуют об отсутствии факта заключения между сторонами рассматриваемого гражданского спора, соглашения в предоставлении, пользования жилым помещением, на условиях ограничения жилищных прав истцов, и приводят суд к выводу, что вселение и пользование семьёй ФИО1 спорным жилым помещением имело место по договору социального найма. Рассматриваемые правоотношения возникли в период действия ЖК РСФСР и в силу ст.5 ФЗ «О введение в действие ЖК РФ к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введение его в действие. Согласно разъяснений постановления Пленума Верховного Суда РСФСР «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР» № 5 от 26.12.1984 года в редакции от 10.10.2001 года) помещения в домах государственного, муниципального жилищного фонда считаются служебными со времени внесения решения местной администрации о включении их в число служебных; если в служебное жилое помещение по служебному ордеру вселено лицо, не относящееся к категории работников, которым может быть предоставлено такое жилое помещение, ордер признается недействительным с наступлением последствий, предусмотренных ст.100 ЖК РСФСР. В соответствии со ст.217 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. В соответствии со ст.ст. 1,2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4.07.1991 г. № 1541-1 (с последующими изменениями и дополнениями) приватизация жилья - бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане РФ, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору социального найма вправе с согласия всех совместно проживающих приобрести эти помещения в собственность. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Целью этого Закона, как указано в части 2 его преамбулы, является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда. Согласно положениям ст. 6 указанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 7 Закона). Распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области от 16 октября 2008 года №1146-р вышеуказанное имущество закреплено за ФГКЭУ «206 КЭЧ района» на праве оперативного управления. Право оперативного управления ФГКЭУ «206 КЭЧ района» на данный объект недвижимого имущества не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При таких обстоятельствах следует признать, что спорное жилое помещение относится к ведомственному жилищному фонду и подлежит приватизации на общих основаниях. В силу статьи 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. Исходя из этого конституционного положения, право на бесплатную приватизацию занимаемых гражданами жилых помещений должно быть представлено в равной мере всем нанимателям и членам их семей. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения. В судебном заседании достоверно установлено и не оспаривалось сторонами, что истцы несут расходы по содержанию жилого помещения и производят оплату за коммунальные услуги, ранее правом на приватизацию не пользовались. Учитывая, что в материалах дела имеются письменные согласия жены и сына ФИО3 ФИО4 и ФИО7, в котором они отказываются от причитающихся им долей и, принимая во внимание вышеуказанные правовые требования при отсутствии добровольного разрешения данного спора собственником во внесудебном порядке, нарушенное право истцов на приватизацию и право собственности на спорное жилое помещение, которым последние пользовались на условиях социального найма, восстанавливается судом. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования ФИО3, ФИО4, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО1, удовлетворить в полном объёме. Признать за ФИО3, ФИО1 право на приватизацию ***. Признать право общей долевой собственности за ФИО3 на 3/4 доли, за ФИО1 на 1/4 долю ***, общей площадью 48,0 кв.м, в том числе жилой площадью 31,1 кв.м. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Саратовский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Балашовский районный суд со дня изготовления мотивированного решения (21 марта 2011 года). Председательствующий С.В.Климова