№ 2-108(1)/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 марта 2011 года город Балашов Балашовский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Климовой СВ. при секретаре ФИО6 с участием представителя истцов адвоката ФИО7 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей, к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению «206 квартирно-эксплуатационная часть района» о признании права на приватизацию и признании права общей долевой собственности,- УСТАНОВИЛ: Истцы ФИО1 обратились в суд с вышеуказанным иском, в котором просят признать за ними право на приватизацию *** *** по *** и право общей собственности на вышеуказанную квартиры в равных долях, то есть по 1/4 доли каждому. В обоснование иска указывая, что *** ФИО1 по месту работы в Балашовском ВВАУЛ в должности начальника котельной на основании ордера *** на семью в порядке улучшения жилищных условий была предоставлена спорная квартира. С указанного времени семья ФИО1 пользуется спорной квартирой. В настоящее время в ***А по *** значатся зарегистрированными и проживают ФИО1, его жена ФИО2, сыновья ФИО5 и ФИО4 Спорная квартира находится на балансе федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «206 квартирно-эксплуатационная часть района» в оперативном управлении Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту- ФГКЭУ «206 КЭЧ района») и относится к федеральной собственности. Спорная квартира предоставлена семье ФИО1 фактически на условиях социального найма, который с ФИО1 не заключался. В установленном законом порядке квартира служебной не предоставлялась, была получена в порядке очередности по обычному ордеру и относится к категории государственного жилищного фонда. Обратившись с заявлением о приватизации спорной квартиры, было отказано, поскольку служебные жилые помещения отчуждению не подлежат. ФИО1 считают, что нарушены их жилищные права, поскольку пользуются спорной квартирой на условиях социального найма, следовательно, у них возникает законное право на приватизацию занимаемого ими жилого помещения. Истцы ФИО1, ФИО2, действующая за себя и в интересах несовершеннолетних детей, о времени, дне и месте судебного заседания извещенные надлежащим образом не явились, согласно письменного заявления просили дело рассмотреть без их участия, с участием представителя по доверенности ФИО7 Исковые требования поддержали в полном объеме. Представитель истцов адвокат ФИО7 исковые требования ФИО1 поддержала в полном объеме, выдвигая вышеуказанные доводы, полагая, что иск основан на законе и доказательствах. Представитель Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, каких-либо возражений на иск суду не представлено. Представитель Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «206 квартирно-эксплуатационная часть района», извещенный надлежащим образом о дне, времени и месте судебного разбирательства, не явился, письменным отношением просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, из представленных письменных возражений на иск усматривается, что просят суд вынести решение в соответствии с действующим законодательством, при этом указывая, что *** по *** находится на балансе ФГКЭУ «206 КЭЧ района» на праве оперативного управления и является собственностью Российской Федерации. Постановлением администрации Балашовского муниципального района *** от *** вышеуказанная квартира признана служебной и предоставлена ФИО1 в связи с работой как служебная на семью из четырех человек (ФИО1, его жена ФИО2 и сыновья ФИО4 и ФИО5). На момент предоставления ФИО8 жилья он работал начальником котельной Балашовского ВВАУЛ и в соответствии со ст.10 приказа Министра обороны 1975 года № 285 «О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте» рабочим и служащим СА И ВМФ, непосредственно связанным с обслуживанием казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, предоставлялись служебные помещения. На момент предоставления истцу жилой площади ордер на служебное помещение являлся единственным основанием для вселения в служебное жилое помещение. Право оперативного управления за 206 КЭЧ района закреплено распоряжением территориального управления по управлению муниципальным имуществом Саратовской области № 1146-р от 16 октября 2008 года. В соответствии со ст.4 Закона РФ № 1541-р «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июня 1991 года служебные помещения не подлежат приватизации. Законодатель предоставил право собственнику соответствующего жилищного фонда принимать решение о приватизации служебных жилых помещений. Министерство обороны Российской Федерации не принимало решений о передаче служебного жилья в собственность граждан. Суд, выслушав представителя истцов, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст.35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственность. В соответствии со ст.217 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Согласно положениям ст. 6 указанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 7 Закона). В судебном заседании установлено, что *** на основании талона к ордеру *** ФИО1, работающему в Балашовском ВВАУЛ в должности начальника котельной, и членам его семьи была предоставлена *** по ***. Основным квартиросъемщиком является ФИО1, что подтверждается копией лицевого счета. В настоящее время в спорной квартире значатся зарегистрированными и проживают ФИО1, его жена ФИО2 и их сыновья ФИО5 и ФИО4 (справка *** от ***, выданная обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Домоуправление ***», копия лицевого счета, копия паспорта на имя ФИО1 и ФИО2). Нахождение ***А по *** на балансе ООО «Управляющая компания «Домоуправление ***» подтверждается выданной ООО «Управляющая компания «Домоуправление ***» справкой *** от *** и копией лицевого счета. Согласно техническому паспорту, изготовленному *** Балашовским отделением Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное-БТИ», общая площадь *** по *** составляет 52,5 кв.м., в том числе жилая площадь 32,6 кв.м. Указанное жилое помещение является собственностью Министерства Обороны Российской Федерации, что не оспаривается сторонами. Судом бесспорно установлено, что постановлением администрации *** от *** *** *** *** по *** признана служебной. Согласно ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов (местной администрации). В соответствии со ст. 102 ЖК РСФСР перечень категорий работников, которым могут быть предоставлены служебные помещения, устанавливается законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР. В соответствии с правилами ст. 105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. В документах архивного фонда администрации Балашовского муниципального района Саратовской области за 1995-1998 г.г. ни постановления, ни распоряжения администрации о представлении служебной квартиры ФИО1 по адресу: *** *** не имеется. Требования ст. 106 ЖК РСФСР предусматривали, что с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение. В судебном заседании установлено, что в нарушение вышеуказанных требований ст. 106 ЖК РСФСР с ФИО1 факт заключения договора найма служебного жилого помещения не имел место. Ордер, выданный ФИО1, не отвечает вышеуказанным требованиям ст. 105 ЖК РСФСР. В соответствии с Приказом МО СССР №285 от 10.11.1975 г. «О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью советской армии и военно-морском флоте» гражданский персонал вооруженных сил обеспечивается не более 3% от общей жилой площади, непосредственных связанных с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений. По должности ФИО1 не относился к данной категории гражданского персонала КЭЧ Балашовского района. В соответствии с требованиями ст. 420 ГК РФ и 421 ГК РФ договором признается соглашение двух и нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Все вышеуказанные доказательства свидетельствуют об отсутствии факта заключения между сторонами рассматриваемого гражданского спора, соглашения в предоставлении, пользования жилым помещением, на условиях ограничения жилищных прав истца, и приводят суд к выводу, что вселение и пользование семьёй ФИО1 спорным жилым помещением имело место по договору социального найма. Таким образом, договор найма служебного жилого помещения не заключался, а изменение статуса жилого помещения ущемило право истцов на приватизацию занимаемой квартиры, предусмотренное Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Рассматриваемые правоотношения возникли в период действия ЖК РСФСР и в силу ст.5 ФЗ «О введение в действие ЖК РФ к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введение его в действие. Суд делает вывод, что вселение и пользование семьёй ФИО1 спорным жилым помещением имеет место по договору социального найма. Квартира *** в *** по *** является федеральной собственностью (выписка из реестра федерального имущества *** от ***, свидетельство о государственной регистрации права от ***). Распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области от 16 октября 2008 года №1146-р вышеуказанное имущество закреплено за ФГКЭУ «206 КЭЧ района» на праве оперативного управления (свидетельство о государственной регистрации права от ***). При таких обстоятельствах следует признать, что спорное жилое помещение относится к ведомственному жилищному фонду и подлежит приватизации на общих основаниях. В соответствии со ст.ст. 1,2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4.07.1991 г. № 1541-1 (с последующими изменениями и дополнениями) приватизация жилья - бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане РФ, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору социального найма вправе с согласия всех совместно проживающих приобрести эти помещения в собственность. Целью этого Закона, как указано в части 2 его преамбулы, является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда. В силу статьи 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. Исходя из этого конституционного положения, право на бесплатную приватизацию занимаемых гражданами жилых помещений должно быть представлено в равной мере всем нанимателям и членам их семей. Принимая во внимание вышеуказанные правовые требования при отсутствии добровольного разрешения данного спора собственником во внесудебном порядке, нарушенное право истцов на приватизацию и право собственности на спорное жилое помещение, которым последние пользуются на условиях социального найма, восстанавливается судом. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования ФИО1, ФИО2, действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей, удовлетворить полностью. Признать право ФИО1, ФИО2, ФИО4 и ФИО5 на приватизацию *** по ***, общей площадью 52,5 кв.м, в том числе жилой площадью 32,6 кв.м. Признать за ФИО1, ФИО2, ФИО4 и ФИО5 право общей долевой собственности, в равных долях каждому по 1/4 доли, на *** по ***, общей площадью 52,5 кв.м, в том числе жилой площадью 32,6 кв.м. Исключить учетную запись из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации права оперативного управления Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «206 квартирно-эксплуатационная часть района» и право собственности Российской Федерации на *** по ***. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Саратовский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Балашовский районный суд со дня изготовления мотивированного решения (28 марта 2011 года). Председательствующий С.В.Климова