о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старовсти в связи с педагогической деятельностью



           Дело № 2-451(1)/ 2010 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 мая 2010 года                  г.Балашов     

Балашовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Тарараксиной С.Э.

при секретаре И.М.Е.

с участием представителя истца адвоката Марусевой Е.Н., представившей ордер № 826 от 15 апреля 2010 года, удостоверение № 1590

представителя Управлению Пенсионного Фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области Б.О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И.Е.В. к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Решением комиссии по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ И.Е.В. было отказано в назначении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и не включен в стаж работы, дающей право в назначении досрочной трудовой пенсии период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как указанный отпуск не предусмотрен для включения в стаж на соответствующих видах работы.

И.Е.В. обратилась в суд с исковыми требованиями к Управлению пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области ( далее УПФ РФ в Балашовском районе ) о признании права на досрочную пенсию по старости периода работы по педагогической деятельности, мотивируя свои требования тем, что, имея стаж педагогической работы с 1981 года, она ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФ РФ с заявлением о назначении пенсии по старости в связи с педагогической деятельность, ею были представлены необходимые документы, подтверждающие педагогическую деятельность в указанный период, однако, не все приняты к зачету в специальный стаж, поскольку не соответствовали требованиям пенсионного законодательства. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в назначении указанной пенсии ей было отказано и не включен в стаж работы, дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как указанный отпуск не предусмотрен для включения в стаж на соответствующих видах работы. Основание отказа считает необоснованным, а поэтому обратилась за защитой своего права истица вынуждена обратиться в суд.

И.Е.В. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие, доверяя представлять интересы в суде адвокату Марусевой Е.Н.

Адвокат Марусева Е.Н. поддержала требования И.Е.В. в полном объёме. Просили обязать УПФ РФ в Балашовском районе включить в стаж, дающий право на назначение льготной пенсии, период нахождения в дополнительном отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, а именно с момента обращения в УПФ РФ в Балашовском районе с заявлением о назначении досрочной пенсии. Считая, что требования соответствуют закону.

Представитель ответчика Управления пенсионного фонда РФ в Балашовском районе по доверенности Б.О.А., исковые требования И.Е.В. не признала, пояснив, что основание отказа комиссии объективно, обосновывая свою позицию тем, что к пенсионным правоотношениям, возникшим ДД.ММ.ГГГГ - день обращения истицы в УПФ РФ в Балашовском районе, подлежит применению п. 21 Разъяснений Министерства труда РФ от ДД.ММ.ГГГГ и пункта 7 Разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ « О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения трех лет ». Просили в иске И.Е.В. отказать. Дополнила, что изменения порядка подсчета специального стажа и включение в него периода отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет является прерогативой законодателя и Правительства РФ.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает исковые требования И.Е.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Право каждого гражданина на социальное обеспечение гарантируется ст. 39 Конституции РФ и Федеральными законами.

Судом бесспорно установлено и не оспаривалось сторонами, что педагогическая деятельность истицы И.Е.В. исчисляется с 1981 года.

Имея необходимый страховой стаж, ДД.ММ.ГГГГ И.Е.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Балашовском районе с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ И.Е.В. было отказано в назначении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью по основаниям отсутствия у неё необходимого педагогического стажа 25 лет. ( стаж работы составил 23 год 9 месяцев 7 дней )

Согласно указанного решения комиссии в стаж, дающей право на досрочное назначение И.Е.В. пенсии, в связи с педагогической деятельностью, не включен в стаж работы, дающей право в назначении досрочной трудовой пенсии период нахождения в дополнительном отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Основанием отказа является то, что включение периодов нахождения в дополнительном отпуске по уходу за ребенком до трех лет в стаже работы, дающей право на досрочную пенсию, не предусмотрен ни Правилами, утвержденными, постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, ни Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516.

С данными основаниями отказа и вышеприведенными доводами представителя ответчика, суд не может согласиться по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно ст. 28 Федерального закона « О трудовых пенсиях в РФ » от 17 декабря 2001 года, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ для определения права на трудовую пенсию по старости (в том числе досрочную), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы. Правила подсчета стажа определяются также на основании ранее действующего законодательства.

Указанный порядок подсчета применяется, если до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного акта полностью выработан необходимый специальный стаж, дававший право на пенсию на льготных условиях.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включении указанного периода в специальный стаж работы дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Истицей И.Е.В. заявлены требования о включении в специальный стаж периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - времени отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, то есть до вступления в силу названного Закона.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с настоящим законом.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Кроме того, пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Ссылки представителей ответчика Управление пенсионного фонда РФ в Балашовском районе о невозможности назначения досрочной пенсии И.Е.В. на положения пункта 7 Разъяснений "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет", утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11 не указывающего, что время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, не могут быть приняты во внимание, поскольку данный пункт не содержит и каких-либо ограничений по возможности учета времени дополнительного неоплачиваемого отпуска в стаже, дающем право на пенсию на льготных условиях. Единственным ограничением по учету времени дополнительных отпусков, в настоящем пункте, поименован стаж, дающий право на ежегодные оплачиваемые отпуска.

Кроме того, положения Разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11, не могут рассматриваться в отрыве от нормативного регулирования данных правоотношений, установленного в КЗоТ РСФСР и допускавшего до 6 октября 1992 возможность включения времени дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в специальный стаж работы по специальности, в т.ч. и для случаев назначения пенсии на льготных условиях.

Согласно сведениям трудовой деятельности истца на день обращения ДД.ММ.ГГГГ о назначении пенсии, её педагогический стаж работы составлял 23 года 9 месяцев 7 дней, а включая спорные периоды, стаж педагогической деятельности И.Е.В. составляет более 25 лет.

Согласно требований ст. 19 Федерального Закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации » трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией.

При таких обстоятельствах суд, удовлетворяя требования истца И.Е.В. о досрочном назначении ей пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, принимает решение об обязанности пенсионного органа назначить И.Е.В. пенсию со времени её обращения с таким заявлением в пенсионный орган.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за И.Е.В. право на досрочное назначение

трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.

     Обязать Управление пенсионного фонда РФ в Балашовском районе включить И.Е.В. в педагогический стаж, предоставляющий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период нахождения в дополнительном отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области произвести назначение И.Е.В. трудовой пенсии по старости со дня обращения в Управление пенсионного фонда РФ Балашовского района с заявлением о назначении досрочной пенсии, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.

        Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения с 19 мая 2010 года, путем подачи жалобы через Балашовский районный суд.

Председательствующий     Тарараксина С.Э.