о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, о принании права на приватизацию и признании права собственности



Дело № 2-284(1)/2010г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 марта 2010 года                      г.Балашов Балашовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Тарараксиной С.Э.

с участием представителя истца по доверенности Л.Л.В.

при секретаре И.М.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.С.Н. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Балашовского муниципального района, открытому акционерному обществу "Росжелдорстрой", Строительно- монтажному поезду филиала Строительно- монтажного треста о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, права на приватизацию и признании права собственности,-

УСТАНОВИЛ:

С.С.Н. работал в должности каменщика в Строительном управлении с 1993 года, по месту работы в 1993 году в порядке улучшения жилищных условий предоставлены 2 комнаты в доме по <адрес> в <адрес>.

Истец С.С.Н. обратился в суд с настоящим иском, в котором просит признать за ними право на пользование жилым помещением квартирой дома по <адрес> на условиях социального найма, право на приватизацию и признать за ними право собственности указанной квартиры, мотивируя свои требования тем, что в 1993 году были предоставлены две комнаты и в доме А по <адрес>, которые фактически представляют собой двухкомнатную квартиру с удобствами, спорной квартирой пользовался со дня заселения, и значится зарегистрированным по указанному адресу. В апреле 2008 года обратился с заявлением о приватизации спорной квартиры, однако сообщением указано, что бесплатная передача в собственность занимаемых жилы помещений невозможна в виду того, что данное здание не является государственной или муниципальной собственностью, так как оно приватизировалось в соответствии с ФЗ РФ от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" путем передачи данного имущества в уставной капитал открытого акционерного общества "Российские железные дороги, а в 2006 году здание было передано компанией открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в качестве вклада в уставной капитал вновь созданной компании открытого акционерного общества "Росжелдорстрой" ( далее по тексту ОАО "РЖДстрой"), в собственности которого находится на данный момент, в связи с чем, вынужден обратиться в суд с настоящим иском за защитой своих прав, полагая, что его права нарушены.

Истец С.С.Н. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, доверяя представить интересы в суде представителю по доверенности адвокату Лебедевой Л.В.

Представитель истца по доверенности Лебедева Л.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, выдвигая в их обоснование теже доводы, полагая, что иск основан на законе и доказательства. Дополнила, что на основании действующего в 1993 году жилищного законодательства С.С.Н. предоставлено жилое помещение на условиях социального найма, и сама регистрация здания по <адрес>А как общежития, и последующая смена собственника не может лишать права на приватизацию. В дополнении просила о вынести решение о присвоении комнатам и единого номера .

Представитель комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Балашовского муниципального района Саратовской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть без участия представителя, и вынести решение в соответствии с действующим законодательством, возражений относительно иска не представил.

Представитель Строительно-монтажного -филиала ОАО "РЖДстрой" о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, согласно письменного заявления просили дело рассмотреть без участия их представителя по имеющимся в деле документам, в удовлетворении исковых требований отказать, мотивируя тем, до ДД.ММ.ГГГГ жильцы общежития пользовались на условиях социального найма, то есть до момента приватизации государственных предприятий железнодорожного транспорта. В настоящее время недвижимое имущество по адресу: <адрес> относится к частному жилому фонду и находится в частной собственности ОАО "РЖДстрой". Часть 1 статьи 49 ЖК РФ устанавливает, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного и муниципального жилого фонда. Жилое здание по адресу: <адрес> А, общей площадью 676,8 кв.м. значится как общежитие, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и находится на балансе производственного структурного подразделения Строительно-монтажного поезда Строительно-монтажного треста - филиала ОАО "РЖДстрой" и является собственностью ОАО "РЖДстрой". На основании ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации и передачи в собственность проживающих в них граждан, тем более о признании за истцами права на приватизацию, если оно уже отнесено к частному жилому фонду. Согласно ч.1 ст.60 ЖК РФ нанимателем по договору социального найма может быть только собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда.

Представитель ОАО "РЖДстрой" о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причина неявки неизвестна, каких- либо объяснений по иску суду не представили.

Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> о дне, времени и месте судебного разбирательства уведомленный надлежащим образом, не явился, согласно представленного суду отзыва на иск просил дело рассмотреть в отсутствие своего представителя и вынести решение об отказе в удовлетворении иска, мотивируя тем, что на основании ст.2 Закона РФ № 1541-1 от 04 июля 1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, вправе приобрести эти жилые помещения в собственность. Однако истцы не могут воспользоваться своим законным правом на приватизацию квартиры, расположенной по адресу: <адрес> А, в виде принадлежности ее на праве собственности ОАО "РЖДстрой". Передача в частную собственность квартиры по вышеуказанному адресу невозможна, так как согласно ст.1 ФЗ "О приватизации жилищного фонда в РФ", приватизации подлежат жилые помещения, находящиеся в муниципальной и федеральной собственности.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав и оценив письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственность.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права.

К основным началам жилищного законодательства Жилищный кодекс Российской Федерации, его статья 1, относит реализацию гражданами закрепленного в статье 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах.

В судебном заседании достоверно установлено, что С.С.Н. работал в должности каменщика в Строительном управлении с 1993 года, по месту работы в 1993 году в порядке улучшения жилищных условий предоставлены 2 комнаты в доме по <адрес>, переданы ключи от спорной квартиры, куда вселился и стал проживать.

В силу ст. 5 ФЗ РФ " О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" новый жилищный Кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые могут возникнуть после введения его в действие, соответственно право на спорное жилое помещение регулируется нормами ЖК РСФСР.

В судебном заседании установлено, что правоотношения сторон по вселению в спорное жилое помещение возникли в период действия ЖК РСФСР, соответственно регулировались ст. 28-29, 43 ЖК РСФСР.

В силу статьи 43 ЖК РСФСР, жилые помещения предоставляются гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденному исполнительным комитетом районного Совета народных депутатов.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 585 от сентября 2003 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги" учреждено открытое акционерное общество "РЖД", уставный капитал которого составляет имущество и имущественные комплексы организаций федерального железнодорожного транспорта, за исключением имущества, не подлежащего приватизации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального Закона от 27 февраля 2003 года № 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создается единый хозяйствующий субъект путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.

Перечень организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых подлежит внесению в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 4 Закона).

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Правительства Российской Федерации утвержден перечень организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых передается в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта - ОАО "РЖД". Предприятие ФГУП Юго-Восточной железной дороги включено в данный перечень под порядковым номером 7. Имущество Федерального государственного унитарного предприятия Дорожный строительно-монтажный трест (Дорстройтрест) находящееся в его собственности передано в уставный капитал ОАО "РЖД" по сводному передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в уставный капитал ОАО "РЖД" было передано общежитие на 50 мест по адресу: <адрес>А, стоимостью <данные изъяты> рублей.

Согласно акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ ОАО "РЖД" передало движимое имущество, в том числе общежитие на 50 мест по адресу: <адрес>, находящееся в его собственности в качестве вклада в Уставный капитал ОАО "РЖДстрой", в собственности которого находится по настоящее время (свидетельство государственной регистрации права серия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ).

Жилое помещение - общежитие, расположенное по адресу: <адрес> числится на балансе Строительно-монтажного поезда производственного структурного подразделения Строительно-монтажного треста - филиала ОАО "РЖДстрой", что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно данным технического паспорта, выданного Балашовским отделением Саратовского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" ДД.ММ.ГГГГ общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, построено в 1982 году и имеет общую площадь 676,8 кв.м.

Таким образом, суд приходит к выводу, что дом по <адрес> был построен, в период времени, когда ФГУП Дорстройтрест» Юго-Восточной железной дороги являлось государственным предприятием.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.

В апреле 2008 году и.о. начальника Строительно-монтажного поезда структурного подразделения Строительно-монтажного треста - филиала ОАО "РЖДстрой" обращался с ходатайством о передаче общежития, в котором проживает 25 семей, расположенного по адресу: <адрес>А, в муниципальную собственность Балашовского муниципального района, в последующем в августе 2009 года ответчик вновь обращается с аналогичным ходатайством.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ОАО "РЖДстрой" филиал "Строительно-монтажный трест " Производственное структурное подразделение Строительно-монтажный поезд Ртищевский строительный участок усматривается, что в квартире , дома по <адрес> значится зарегистрированным и проживающим С.С.Н.

В силу положений ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартира). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.

В судебном заседании допрошенные в качестве свидетелей В.Л.П. и Т.Т.И. показали, в 1993 году совместном заседании администрации профсоюзного комитета С.С.Н. была предоставлена двухкомнатная квартира - дома по <адрес> со всеми удобствами, кроме ванной комнаты и горячей воды. При заселении выдавались только ключи от квартиры и был открыт лицевой счет, договора найма не заключались, ордера не выдавались. Жилое помещение, занимаемое истцом представляет собой отдельную квартиру, с туалетной комнатой, с жилыми комнатами, с предметами домашней обстановки и утвари, приобретенные истцом на личные денежные средства. При вселении квартира мебелью и инвентарем укомплектована не была. С 2003 года с ОАО " РЖД строй " договор также не заключался.

Показания данных свидетелей суд оценивает как объективные доказательства по делу, поскольку бесспорно установлено, что данные свидетели являлись непосредственными очевидцами возникших правоотношений.

Согласно письменного отзыва на заявленные С.С.Н. требования, представитель ответчика Строительно-монтажного -филиала ОАО "РЖДстрой" не отрицает, что истец пользовался квартирой на условиях социального найма до ДД.ММ.ГГГГ.

Не представлены и доказательства стороной ответчика, о предоставлении мебели и других необходимых для проживания предметов после реорганизации предприятия "Дорожный строительно -монтажный трест ЮВЖД" жильцами дома по <адрес>, заключении договоров по пользованию жилым помещением на иных условиях, кроме социального найма.

Согласно техническому паспорту, изготовленному ДД.ММ.ГГГГ Балашовским отделением Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» квартира ,, расположенная по адресу: <адрес>, имеет общую площадь 36,3 кв.м., в том числе жилую 30,2 кв.м.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

Следовательно, суд не может руководствоваться нормами, определяющими правовой статус данного жилого помещения как общежитие, так как на момент предоставления истцам жилого помещения оно не соответствовало нормам ст. 109 ЖК РСФСР и Примерному положению об общежитиях ( утв. Постановлением СМ РСФСР от 11 августа 1988 года № 328) (с изменениями от 23 июля 1993 года), то есть общежитию.

На основании исследованных доказательств, суд полагает, что данное жилое помещение не может быть также отнесено к категории общежития по правилам, установленным Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений".

Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Как следует, из сообщения председателя комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ передача в частную собственность спорной квартиры невозможна, поскольку приватизации подлежат жилые помещения, находящиеся в муниципальной и федеральной собственности, а согласно реестру муниципального жилого фонда Балашовского района данная квартира не относится к муниципальной собственности.

В силу ст.ст. 7, 8, 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на бесплатную приватизацию жилого помещения один раз. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов о приватизации жилья, он вправе обратиться в суд за защитой нарушенного права.

Согласно п. 4. Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.08.93 г. № 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", ст. 18 Закона Российской Федерации с последующими изменениями и дополнениями "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

Истец не может воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, что существенно нарушает положения ст. 35 Конституции Российской Федерации и ст. 2 Закона Российской Федерации " О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

После вступления в силу Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" статус данного дома как общежития был утрачен в силу закона и у граждан, в том числе истца по настоящему делу, занимающего в этом доме изолированное жилое помещение, имеется право приобрести его в собственность согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Таким образом, у суда имеются основания признать, что спорное жилое помещение в соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" подлежит передаче в собственность в порядке приватизации.

Ранее правом на приватизацию истец не пользовался, что подтверждается сообщениями Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Балашовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, а также справками, выданными Балашовским отделением Саратовского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" о том, что С.С.Н. не числится собственником объектов недвижимости, расположенных на территории Балашовского района, что также подтверждается данными Единого государственного реестра прав на недвижимое имущества и сделок с ним.

Статьей 1 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрена бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации занимаемых ими жилых помещений в государственном муниципальном жилищном фонде.

Таким образом, в соответствии с указанным выше Законом общежитие фактически утрачивает свой статус и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, представленных по договорам социального найма, по вышеуказанным основаниям суд не может принять во внимание доводы ответчика как основание к отказу в иске.

Принимая во внимание, что признание права является установленным ст.218 ГК РФ и ст.2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда" являются основанием возникновения права собственности, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований и считает возможным признать право собственности на квартиру -, состоящей из двух комнат, дома по <адрес> по праву приватизации за С.С.Н., с присвоением единого номера , а также право пользование жилым помещением на условиях социального найма.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,-

РЕШИЛ:

Исковые требования С.С.Н. удовлетворить полностью.

Признать за С.С.Н. право пользования жилым помещением квартирой дома по <адрес> на условиях социального найма.

Признать за С.С.Н. право на приватизацию квартиры в доме по <адрес> и право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - квартиру в доме по <адрес>, общей площадью 36,3 кв.м., в том числе жилой площадью 30,2 кв.м., с присвоением единого номера 25.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд со дня изготовления мотивированного решения с 2 апреля 2010 года путем подачи кассационной жалобы через Балашовский районный суд Саратовской области.

             Председательствующий Тарараксина С.Э.