о признании права на приватизацию, признании права общей долевой собственности



Дело № 2-116(1 )/2010 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 марта 2010 года город Балашов

Балашовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Тарараксиной С.Э.,

при секретаре И.М.Е.,

с участием истцов Ф.И.В., Ф.Н.И.

представителя истца адвоката Лебедевой Л.В., представившей ордер от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверение

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ф.И.В., Ф.Н.И. к Федеральному государственному квартирно- эксплуатационному учреждению « 206 квартирно- эксплуатационная часть района» Министерства Обороны РФ, Министерству обороны РФ о признании права на приватизацию и признании права общей долевой собственности,

УСТАНОВИЛ:

Ф.И.В. является нанимателем квартиры дома по <адрес> на основании ордера на вселение от ДД.ММ.ГГГГ.

Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском, в котором просят признать за ними право на приватизацию и право общей долевой собственности на квартиру дома » по <адрес>. В обоснование требований указали, что с 1997 года пользуются квартирой, которая находится на балансе ФГКЭУ «206 КЭЧ района» в оперативном управлении Министерства обороны РФ и относится к федеральной собственности. В настоящее время в спорной квартире значатся зарегистрированными и проживают истцы. Обратившись с заявлением о приватизации спорной квартиры, истцу было отказано, поскольку квартира находится в государственной собственности и на отчуждение этого имущества у ФГКЭУ «206 КЭЧ района» нет полномочий, чем, по мнению истцов, нарушаются его жилищные права, в связи с чем обратился в суд.

Истцы Ф.И.В. и Ф.Н.И., адвокат Лебедева Л.В. исковые требования поддержали в полном объеме, выдвигая вышеуказанные доводы, дополнив, что в целях уточнения исковых требований просят исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации права собственности за Российской Федерацией и право оперативного управления за ФГКЭУ «206 КЭЧ района».

Представитель Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «206 квартирно-эксплуатационная часть района», извещенный надлежащим образом о дне, времени и месте судебного разбирательства, не явился, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Согласно представленных письменных возражений просили суд принять решение в соответствии с действующим законодательством, при это указывая, что квартира в доме по <адрес> является собственностью Российской Федерации, внесено в реестр федерального имущества. Распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ квартира в доме по <адрес> не передана в муниципальную собственность. При отсутствии добровольного разрешения собственником имущества по приватизации право истцов на приватизацию восстанавливается судом.

Представитель Министерства обороны РФ Департамента имущественных отношений в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, каких-либо возражений относительно иска суду не представили.

Третье лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> о дне, месте и времени судебного заседания извещенное надлежащим образом не явилось, согласно письменному отзыву на исковое заявление просили дело рассмотреть без участия их представителя, при этом письменно указав, что согласно постановлению Правительства № 1053 от 29 декабря 2008г. «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим не только функции по управлению федеральным имуществом, но и проводит мероприятия по подготовке подведомственных ему организаций и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества, в связи с чем, надлежащим органом, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, Является Министерство Обороны РФ.

Суд, выслушав истцов, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственность.

В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно положениям ст. 6 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 7 Закона).

При этом отсутствие решения органа местного самоуправления о включении соответствующего дома в муниципальный жилищный фонд не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

В судебном заседании достоверно установлено, что Ф.И.В. является нанимателем квартиры дома по <адрес> на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ на вселение членов семьи в составе четырех человек.

Спорное жилое помещение находится в оперативном управлении ФГКЭУ «206 КЭЧ района» и является государственной собственностью, что усматривается из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно копии лицевого счета ООО «Управляющая компания «Домоуправление », основным квартиросъемщиком является Ф.И.В. в спорной квартире значатся зарегистрированными и проживают совместно с нанимателем жилого помещения Ф.Н.И.

Сыновья Ф.А.И. и Ф.А.И. сняты с регистрационного учета, соответственно ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

Спорная квартира находится на балансе ООО «Управляющая компания «Домоуправление »

Из выписки Балашовского отделения Саратовского филиала федерального государственного унитарного предприятия «Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ», от ДД.ММ.ГГГГ видно, что общая площадь квартиры в доме по <адрес> составляет 65,9 кв.м., в том числе жилая площадь 39,2 кв.м.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что истцы занимают квартиру по договору социального найма.

Согласно выписке из реестра федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ спорная квартира является федеральной собственностью, что подтверждается и выпиской из единого Государственного реестра прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное имущество закреплено за ФГКЭУ «206 КЭЧ района» на праве оперативного управления.

Право оперативного управления ФГКЭУ «206 КЭЧ района» на спорную квартиру зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что усматривается из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах следует признать, что спорное жилое помещение относится к ведомственному жилищному фонду и подлежит приватизации на общих основаниях.

В соответствии со ст.ст. 1,2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4.07.1991 г. № 1541-1 (с изменениями и дополнениями) приватизация жилья - бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане РФ, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору социального найма вправе с согласия всех совместно проживающих приобрести эти помещения в собственность.

Целью этого Закона, как указано в части 2 его преамбулы, является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

В силу статьи 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом.

Исходя из этого конституционного положения, право на бесплатную приватизацию занимаемых гражданами жилых помещений должно быть представлено в равной мере всем нанимателям и членам их семей.

В судебном заседании достоверно установлено, что истцы, проживая по вышеуказанному адресу по договору найма, ранее не воспользовались правом на приватизацию иного жилого помещения, что подтверждается справками Управления Федеральной регистрационной службы по Саратовской области -Балашовское отделение, Балашовского отделения Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», в добровольном порядке воспользоваться этим правом не смогли, в связи с чем, обратились в суд.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ ( с последующими изменениями и дополнениями) " О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним "государственная регистрация прав и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Согласно ст. 17 указанного Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода и ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, вступившие в законную силу судебные акты.

Принимая во внимание, что признание права является установленным ст. 218 ГК РФ и ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» являются основанием признания права общей долевой собственности, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований и считает возможным признать право на приватизацию и право общей долевой собственности за Ф.И.В. и Ф.Н.И. на квартиру дома по <адрес>.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ф.И.В., Ф.Н.И. удовлетворить.

Признать за Ф.И.В., Ф.Н.И. право на приватизацию и право общей долевой собственности в равных долях за каждым на квартиру дома по <адрес>, общей площадью 65,9 кв. м., в том числе жилой 39,2 кв. м.

Исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации права собственности на квартиру дома по <адрес> за Российской Федерацией и право оперативного управления за Федеральным государственным квартирно-эксплуатационным учреждением «206 квартирно-эксплуатационная часть района».

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения с 19 марта 2010 года, путем подачи жалобы через Балашовский районный суд.

Председательствующий С.Э. Тарараксина