№ 2-266(1)/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 04 мая 2011 года город Балашов Балашовский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Климовой СВ. при секретаре ФИО4 с участием истца ФИО3, представителей Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда РФ в *** по доверенностям ФИО5 и ФИО6 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в *** о признании права на назначение досрочной пенсии,- УСТАНОВИЛ: Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просит признать право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, включив в специальный стаж период службы в рядах Вооруженных Сил СССР: *** по *** и в выборной должности секретаря комитета ВЛКСМ совхоза «Искра» с *** по ***, признать решение комиссии *** от *** незаконным в части исключения из льготного стажа данных периодов, обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ в *** назначить досрочную пенсию с момента обращения, то есть с ***. В обоснование иска указал, что истец с *** по настоящее время работает в Искровской средней школе. С *** по *** (2 года 00 месяцев 00 дней) проходил службу в рядах Вооруженных Сил СССР, с *** по *** работал в выборной должности секретаря комитета ВЛКСМ совхоза «Искра» (2 года 1 месяц 00 дней). Обратившись в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в *** с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью истцом получено решение комиссии по пенсионным вопросам. Согласно решению из специального стажа исключены периоды прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с *** по *** и работа в выборной должности секретаря комитета ВЛКСМ совхоза «Искра» с *** по ***. Не согласившись с данным решением комиссии по пенсионным вопросам Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в *** ФИО3 вынужден обратиться в суд за защитой своих прав. Истец ФИО3 исковые требования поддержал в полном объеме, выдвигая вышеуказанные доводы, полагая, что иск основан на законе и доказательствах. Представители Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда РФ в *** по доверенностям ФИО5 и ФИО6 в судебном заседании просили в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку вопрос установления пенсий за выслугу лет педагогических и медицинских работников до 1 октября 1993 года регулировался постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397. Согласно указанному документу при исчислении стажа работы по специальности различаются: работа, дающая право на пенсию по Перечню учреждений, организаций и должностей, и работа и другие виды деятельности, подлежащие зачету в стаж по специальности по Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. Время работы и другой деятельности, указанной в Положении засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии приходилось на работу, предусмотренную Перечнем. После принятия постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 лицам, которым время работы и другой деятельности засчитывалась в соответствии с Постановлением № 1397, стало известно, что их работа после 1 октября 1993 года не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с педагогической или медицинской деятельностью. Кроме того, согласно абзацу 2 пункта 4 Положения в стаж работы включаются служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и в партизанских отрядах, а также в войсках и органах, указанных в п.п. «г» п.1 Положения не зависимо от наличия 2/3 стажа работы в должностях, предусмотренных Перечнем. Суд, выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. В силу статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. При оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчёта государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу названного выше Федерального закона (п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24 мая 2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции РФ, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Реализуя названные предписания, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации постановлением от 17 октября 2003 года № 70 утвердило разъяснение «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 ноября 2003 года № 5280), в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» также признано конституционным производить оценку приобретённых прав по исчислению трудового стажа и размера пенсии, приобретённых гражданином до 1 января 2002 г., по нормам ранее действовавшего законодательства. Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка (Постановление Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий»). Педагогическая деятельность ФИО3 исчисляется с *** с назначением его на должность военрука в Искровскую среднюю школу, где он работает и по настоящее время учителем (копия трудовой книжки серии АТ-1V ***). *** ФИО3 обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в *** с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в *** *** от *** ФИО3 отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, поскольку у него отсутствует требуемый педагогический стаж работы - не менее 25 лет. Согласно протоколу комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан *** от *** стаж работы ФИО3, исчисленный с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от *** ***-П составляет 22 года 4 месяца 02 дн. Период службы в составе Вооруженных Сил СССР с *** по *** и период работы в выборной должности секретаря комитета ВЛКСМ совхоза «Искра» с *** по *** не может быть засчитан в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как данные учреждение и должность не предусмотрены Списками, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067, ни постановлением Совета Министров СССР от 6 сентября 1991 года № 463. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. В оспариваемый ответчиком период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктами «а,г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, а также служба в составе Вооруженных Сил СССР. Устав Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, принятый XIV съездом ВЛКСМ установил руководящим принципом организационного строения комсомола демократический централизм, означающий, в том числе, выборность всех руководящих органов комсомола снизу доверху (п.11). Работа истца в должности секретаря комитета ВЛКСМ совхоза «Искра» является выборной. Должность истца в комсомольском органе должна быть не только выборной, но и освобожденной, что следует из Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года № 1-63-И, которое к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относит работу в качестве освобожденного секретаря. Данное обстоятельство подтверждается записью *** трудовой книжки на имя ФИО3, что не оспаривается ответчиком. В п 3.1 названного выше Инструктивного письма перечислены виды выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах, ограничение данный пункт не содержит. Согласно военному билету серии НП ***, выданному *** военным комиссариатом ***, ФИО3 проходил службу в составе Вооруженных Сил СССР в период с *** по ***. В силу п.4 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 перечисленные в подпунктах «а,г» пункта 1 периоды засчитываются в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Суд считает неправомерной ссылку представителей ответчика на абзац 2 пункта 4 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, согласно которому в стаж работы включается служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и в партизанских отрядах, а также в войсках и органах, указанных в п.п. «г» п.1 Положения, независимо от наличия 2/3 стажа работы в должностях, предусмотренных Перечнем. Абзац 1 пункта 4 указанного Положения содержит условия включения в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения для назначения пенсий за выслугу лет, а абзац 2 пункта 4 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, предусматривает засчитывать в такой стаж независимо от условия, указанного в абзаце 1 пункта 4, службу медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и в партизанских отрядах, а также в войсках и органах, указанных в подпункте «г» пункта 1 Положения, следовательно, свое действие на ФИО3 абзац 2 пункта 4 Положения не распространяет. Таким образом, вышеназванные периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР и освобожденным секретарем комитета ВЛКСМ подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него этого права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целям, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы. В этой связи доводы представителя ответчика о том, что у истца отсутствует необходимый стаж работы на *** (отмена постановления СМ СССР от 17 декабря 1959 года № 1397), дающий право на досрочное назначение пенсии, не могут служить основанием для отказа в иске, так как они опровергаются нормативными актами, исследованными в судебном заседании, при этом истец имеет право на досрочное назначение пенсии, независимо от того, когда был приобретен необходимый стаж. Из материалов дела видно, что ФИО3 на момент обращения за назначением пенсии имел 22 года 4 месяца 02 дня специального стажа работы,включая спорные периоды, что составляет 4 года 1 месяц 00 дней, стаж педагогической деятельности ФИО3 составляет более 25 лет. Согласно требованиям ст. 19 Федерального Закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. С учетом периодов педагогической деятельности истца, которые не оспаривались ответчиком, у него на момент обращения с заявлением имелся необходимый для досрочного назначения пенсии двадцатипятилетний стаж осуществления педагогической деятельности, что является основанием для удовлетворения требований истца в полном объеме и назначения ему пенсии со дня обращения. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования ФИО3 удовлетворить полностью. Признать право ФИО3 на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, включив в специальный стаж период прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР с *** по *** и в выборной должности секретаря комитета ВЛКСМ совхоза «Искра» с *** по ***. Признать решение комиссии Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в *** *** от *** в части исключения из льготного стажа периода прохождения ФИО3 службы в составе Вооруженных Сил СССР с *** по *** (2 года 00 месяцев 00 дней) и в выборной должности секретаря комитета ВЛКСМ совхоза «Искра» с *** по *** (2 года 1 месяц 00 дней) незаконным. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в *** назначить ФИО3 досрочную пенсию с момента обращения, то есть с ***. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Саратовский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Балашовский районный суд со дня изготовления мотивированного решения (10 мая 2011 года). Председательствующий С.В.Климова