о признании приказа недействительным



Дело № 2-9(1)/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 января 2011 года              г. Балашов

Балашовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Невесенко В.Н.,

при секретаре ФИО1,

с участием помощника прокурора г. Балашова - Бочарова И.В.,

представителя ответчика ФИО4, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Балашовского районного суда Саратовской области гражданское дело по иску прокурора г. Балашова (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью <данные изъяты> о признании недействительным приказа общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> № 47 от 28 июня 2010 года о проведении корректировки размера платы в период отопительного сезона 2009 - 2010 г.г.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Балашова в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью <данные изъяты> (далее по тексту ООО <данные изъяты> о признании незаконными действий ООО <данные изъяты> по производству корректировки платы за отопление в отопительный период 2009-2010 г.г. непосредственно жителям г. Балашова, указывая на то, что прокуратурой г. Балашова по обращению жителей микрорайона КПТ г. Балашова, была проведена проверка в части законности начисления ответчиком корректировки платы за отопление в период 2009-2010 г.г. жителям г. Балашова, в ходе которой выявлены нарушения закона. Установлено, что в соответствии с приказом № 47 от 28 июня 2010 года генерального директора ООО <данные изъяты> ФИО3 проведена корректировка размера платы в период отопительного сезона 2009-2010 г.г. Между ООО <данные изъяты> и организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, заключены договора на поставку тепловой энергии в соответствии с которыми энергоснабжающая организация - ООО <данные изъяты> поставляет, а абоненты - ТСЖ, ЖСК и управляющие организации оплачивают полученную тепловую энергию. Кроме того, договорами управления между управляющими компаниями, жильцами многоквартирных домов, собственниками нежилых помещений и администрацией МО г. Балашова, как представителем неприватизированных жилых помещений определено, что управляющая организация организует начисление платы за коммунальные услуги в соответствии с договорами на их предоставление, а также осуществляет контроль над качеством предоставляемых коммунальных услуг. В свою очередь собственники обязуются оплачивать полученные коммунальные услуги. Истец считает, что между ответчиком и собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, отапливаемых данной теплоснабжающей организацией напрямую какие-либо договора на поставку тепловой энергии не заключены, какой-либо публичный договор не заключался, а следовательно ООО <данные изъяты> не является исполнителем коммунальной услуги по теплоснабжению. Действиями ООО <данные изъяты> нарушен порядок предоставления коммунальных услуг гражданам, нарушены права граждан - собственников помещений многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, ТСЖ, ЖСК. Считает, что своими действиями ответчик нарушил права неопределенного круга лиц. Принятое решение о проведении корректировки размера платы за отопление в период 2009-2010 г.г., в соответствии с оспариваемым приказом не устанавливает определенный круг лиц, на которых распространяется данная корректировка платы, а следовательно затрагивает интересы неопределенного числа лиц, проживающих в жилых помещениях отапливаемых в ООО «<данные изъяты> домов. В судебном заседании истец изменил требования иска и просил признать недействительным приказ ООО <данные изъяты> № 47 от 28 июня 2010 года о проведении корректировки размера платы в период отопительного сезона 2009 - 2010 г.г.

В судебном заседании истец, заявленные исковые требования поддержал, и просил признать недействительным приказ ООО <данные изъяты> № 47 от 28 июня 2010 года о проведении корректировки размера платы в период отопительного сезона 2009 - 2010 г.г., выдвигая в их обоснование вышеизложенные доводы, кроме того, указал, что ООО <данные изъяты> является не исполнителем коммунальных услуг, а энергоснабжающей организацией, соответственно у него не имеется оснований производить расчет размера платы начисления, а также выставлять корректировку такой платы за потребленные услуги.

Представитель ответчика по доверенности ФИО4 заявленные исковые требования не признал, обосновывая тем, что в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, исполнитель коммунальных услуг вправе по итогам года производить корректировку размера платы за коммунальные услуги по отоплению. В соответствие с указанными выше правилами исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Между ООО <данные изъяты> и организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, заключены договора на поставку тепловой энергии в соответствие с которыми энергоснабжающая организация - ООО <данные изъяты> поставляет, а «абонент» - ТСЖ, ЖСК и управляющие организации оплачивают полученную тепловую энергию. В соответствие с действующим законодательством, одним из основных признаков управляющей организации является предоставление коммунальных услуг гражданам, предварительно купив ресурс у энергоснабжающей компании. Однако данное требование законодательства не исполняется управляющими компаниями, ведущими деятельность на территории микрорайона КПТ г. Балашова, управляющие организации начисление платы за коммунальные услуги фактически не ведут, все расчеты за коммунальные услуги жильцы производят непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, осуществляя тем самым непосредственное управление домом. Таким образом, считает, что приказ № 47 от 28 июня 2010 года о проведении корректировки размера платы в период отопительного сезона 2009 - 2010 г.г. ООО <данные изъяты> вынесен законно.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, допросив свидетелей, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В ч. 4 ст. 154 ЖК РФ установлен исчерпывающий перечень коммунальных услуг, за которые вносится оплата. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке (ч.ч.2, 4 ст. 155 ЖК РФ).

В силу ч.7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

В соответствии с ч.9 ст. 155 ЖК РФ собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

В судебном заседании достоверно установлено и подтверждается материалами дела, что 28 июня 2010 года генеральным директором ООО <данные изъяты> издан приказ № 47, которым произведена корректировка размера платы за отопление и приказано в июле 2010 года выставить счета потребителям по корректировкам размера платы за отопление за период отопительного сезона 2009-2010 г.г. (л.д.7)

Во исполнение вышеуказанного приказа произведен расчет корректировки за отопительный сезон 2009-2010 г.г., что подтверждается имеющимися в материалах дела расчетами (л.д.9,10,13-15)

В уставе ООО <данные изъяты> утвержденным решением единственного участника ООО <данные изъяты> № 16 от 06 октября 2009 года, указано, что общество является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д.33-37)

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 (в редакции постановления Правительства от 29 июля 2010 года № 580), регулируют взаимоотношения между потребителями и исполнителями коммунальных услуг.

Согласно п.п. «а» п.19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с указанными Правилами.

Из п. 3 Правил усматривается, что "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.

Из смысла ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

С основаниями изложенными в исковом заявлении, что ООО <данные изъяты> не является исполнителем коммунальных услуг по предоставлению теплоснабжения как энергоснабжающая организация, суд согласен и принимает при принятии решения.

Это подтверждается договорами между ООО <данные изъяты> именуемым энергоснабжающей организацией и организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами - товариществом домовладельцев <данные изъяты> <данные изъяты> ТСЖ <данные изъяты> ООО «<данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, ТСЖ <данные изъяты>, ТСЖ <данные изъяты> именуемыми в данных договорах «Абонентом», усматривается, что за предоставленную тепловую энергию энергоснабжающей организации платит Абонент (л.д. 18-19, 20, 21, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30-32).

Договором и дополнительным соглашением заключенным между ООО <данные изъяты>» и управляющей организацией - ООО <данные изъяты>», предусматривается, что энергоснабжающая организация обязуется поставить нанимателям и собственникам жилья (абонентам) тепловую энергию. Оплата за предоставляемую тепловую энергию оплачивается абонентами непосредственно в энергоснабжающую организацию (л.д.22-23).

Согласно имеющихся в материалах дела договоров между ООО <данные изъяты> и собственником нежилых помещений, в лице администрации МО, а также между собственниками жилых помещений, ООО <данные изъяты> являющееся исполнителем приняло на себя обязательства по выполнению работ по управлению, обслуживанию, санитарному содержанию и ремонту имущества, а также по обеспечению организации содержания и ремонта общего имущества жилых домов, однако в данных договорах не имеется прямого указания на поставку тепловой энергии, а также не оговаривается кому непосредственно производится оплата за потребляемую тепловую энергию (л.д. 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103-110, 111-118, 119-126, 127-168).

Кроме того, допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО5, ФИО6, показали суду, что ввиду сложившейся практики, оплата за тепловую энергию производится собственниками помещений и нанимателями непосредственно через расчетно-кассовые центры в ресурсоснабжающую организацию. Данные показания свидетелей не оспариваются и сторонами.

Свидетель ФИО7, показал суду, что является председателем правления ТСЖ <данные изъяты> ТСЖ <данные изъяты> не заключало каких-либо договоров с расчетно-кассовыми центрами на оплату услуг за отопление. Расчет гражданами за потребленную тепловую энергию, в связи со сложившейся практикой, производится непосредственно с ресурсоснабжающей компанией ООО <данные изъяты>». ТСЖ <данные изъяты> начисление платы за коммунальные услуги, а именно за теплоснабжение в отопительный сезон 2009-2010 г.г., а также начисление корректировки не производило.

Допрошенные в качестве свидетеля ФИО8, ФИО4, кроме того, дополнили, что являются заместителями директора ООО <данные изъяты> Все вопросы по расчетам за отопление в 2009-2010 г.г. с населением производятся непосредственно с ними, как с ресурсоснабжающей организацией, минуя управляющие компании, ТСЖ и ЖСК. По вопросам расчетов с гражданами за потребленную тепловую энергию, ООО <данные изъяты> заключен договор с расчетно-кассовым центром. В связи с чем ООО <данные изъяты> произведена корректировка оплаты за тепловую энергию за 2009-2010 г.г., что по их мнению является законным.

Показания свидетелей подтверждаются договором от ДД.ММ.ГГГГ на расчетно-вычислительные и информационно-вычислительные услуги, заключенный между ООО <данные изъяты> и ООО <данные изъяты> по условиям которого ООО <данные изъяты> принимает на себя обязательства по оказанию расчетно-вычислительных и информационно-аналитических услуг связанных с приемом платежей за теплоснабжение и горячее водоснабжение от населения и прочих потребителей (л.д.95-96), а также протоколом от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания собственников помещений, согласно которого квартиросъемщики в многоквартирных домах, расположенных по адресам: <адрес>, отопление оплачивают самостоятельно в то предприятие, которое предоставляет эту услугу (л.д.92-94).

Каких-либо оснований подвергать сомнению показания свидетелей у суда не имеется. Данных о какой-либо заинтересованности свидетелей в исходе дела нет, их показания соответствуют и не противоречат обстоятельствам дела, которые содержатся в других собранных по делу доказательствах, поэтому суд считает их правдивыми и достоверными, принимая их в качестве доказательств по делу.

Таким образом, показания свидетелей и исследованные доказательства свидетельствуют о том, что начисление платы за коммунальные услуги, а именно за теплоснабжение в отопительный сезон 2009-2010 г.г. производилось только ООО <данные изъяты> Корректировка размера платы также производилась только ресурсоснабжающей компанией, иные управляющие организации начисление платы за коммунальные услуги (теплоснабжение), а также начисление корректировки не производили.

Начисление корректировки размера платы за отопление не противоречит действующему законодательству, а именно предусмотрен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307.

С учетом установленных по делу обстоятельств, следует признать, что приказ № 47 от 28 июня 2010 года о проведении ООО <данные изъяты> корректировки размера платы в период отопительного сезона 2009-2010 г.г., не повлек нарушений прав граждан.

То обстоятельство, что ООО <данные изъяты> ненадлежащим образом осуществляет поставку коммунального ресурса, а именно производит отопление, в обоснование чего представлены копии обращений граждан - жильцов многоквартирных домов, расположенных в микрорайоне КПТ г. Балашова на имя прокурора г. Балашова, судом не принимается во внимание, поскольку никаких правовых последствий по данному делу не создает.

Доводы возражений ответчика о том, что ООО <данные изъяты> является исполнителем, в обоснование чего были представлены копии представлений прокурора г. Балашова об устранении нарушений требований действующего законодательства, свидетельствующие о ненадлежащим исполнении управляющими компаниями своих обязательств по договорам, заочные решения и.о. мирового судьи судебного участка № 1 г. Балашова от ДД.ММ.ГГГГ, обращения генерального директора ООО <данные изъяты> в управляющие организации о предоставлении правоустанавливающих документов по управлению многоквартирными домами, а также решение Балашовского районного суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ, суд считает несостоятельными ввиду того, что это противоречит Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении иска прокурору г. Балашова, действующему в защиту неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью <данные изъяты> о признании недействительным приказа общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> № 47 от 28 июня 2010 года о проведении корректировки размера платы в период отопительного сезона 2009 - 2010 г.г.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Саратовский областной суд через Балашовский районный суд Саратовской области в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного решения (25 января 2011 года).

Председательствующий            В.Н. Невесенко