признание незаконным решения представительного оргаа



Дело (1)/2011

                                                           РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 марта 2011 года                                                                                  город Балашов

        Балашовский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Чередниковой И.Т., при секретаре ФИО2, с участием представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО3, представителя ответчика Собрания депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области по доверенности ФИО5, помощника прокурора города Балашова ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Собранию депутатов Балашовского муниципального района о признании незаконным Решения Собрания депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>», взыскании морального вреда,      

                                                        УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд к Собранию депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области (далее Собрание депутатов) с иском о признании незаконным Решения Собрания депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>», взыскании морального вреда,                                                   обосновывая требования тем, что Решением Собрания депутатов Балашовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ о назначении на должность главы администрации Балашовского муниципального района и заключением контракта ДД.ММ.ГГГГ сроком действия на пять лет, ДД.ММ.ГГГГ из администрации Балашовского муниципального района получено письмо от и.о. главы администрации Балашовского муниципального района с приложением копии Решения Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, Решения Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано о прекращении полномочий как главы администрации Балашовского муниципального района и досрочном расторжении контракта. Истец считает Решение от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, нарушающим трудовые права, что заключенным контрактом главой Балашовского муниципального района на главу Администрации Балашовского муниципального района в соответствии со ст.11 Трудового кодекса Российской Федерации распространяется действие трудового законодательства с спецификой, определенной Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», что порядок расторжения контракта с главой местной администрации определяется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где в статье 37 указывается, что контракт с главой местной администрации может быть расторгнут в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения, в связи с несоблюдением ограничений, установленных ч.9 настоящей статьи, а расторжение контракта с главой местной администрации по основаниям, указанным в Решении Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено. Также в статье 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определен перечень случаев досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, согласно ст.35 Устава Балашовского муниципального района полномочия главы администрации прекращаются по истечении срока контракта, заключаемого на пять лет, и контракт с главой администрации может быть расторгнут в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения. Истец указывает, что срок действия контракта не истек, и документов несоблюдения запрета, связанного с муниципальной службой, установленного п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», как указано в Решении Собрания депутатов, не имеется. Кроме того, истец указывает, что оспариваемое решение принято в период временной нетрудоспособности; вынесением незаконного Решения работодателем причинены моральные страдания, выраженные в нервном напряжении, постоянном состоянии волнения, причинении психологической травмы как гражданину и лицу, исполняющему полномочия главы администрации на принципах единоначалия. За защитой нарушенных прав глава местной администрации обратился в суд к представительному органу муниципального образования с иском о признании незаконным Решения Собрания депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>» и взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб.

Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием представителя по доверенности ФИО3

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО3 на удовлетворении заявленных требований настаивает, в обоснование приводя нормы действующего законодательства, что указанные в оспариваемом Решении основания прекращения полномочий главы администрации и расторжения контракта не предусмотрены Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Федеральном законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регламентирующих порядок расторжения контракта с главой местной администрации, основания иска о вынесении оспариваемого Решения в период временной нетрудоспособности просила не принимать.

Представитель ответчика Собрания депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области по доверенности ФИО5 с заявленными требованиями не согласна, просила в удовлетворении отказать, указывая, что в соответствии со ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава администрации подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования, ФИО1 нарушил порядок прохождения муниципальным служащим муниципальной службы в соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», что отражено в протоколе 69 внеочередного заседания депутатов Собрания Балашовского муниципального района, на котором присутствовало 18 депутатов, голосовавших за проект решения единогласно. Кроме того, оспариваемое Решение Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, являясь нормативно-правовым актом, не опубликовано в средствах массовой информации, следовательно, не вступило в законную силу, вследствие чего не повлекло правовых последствий, и спора не имеется, трудовые отношения не прекращены с истцом, который являлся зарегистрированным кандидатом в депутаты Собрания депутатов Балашовского муниципального района и на период избирательной компании находился в отпуске с ДД.ММ.ГГГГ, после окончания отпуска ДД.ММ.ГГГГ приступил к обязанностям (л.д.32-34).

Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, мнение помощника прокурора города Балашова ФИО4, полагавшего заявленные требования оставить без удовлетворения, исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает иск подлежащим удовлетворению в части.

Федеральным законом от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ч.3 ст.9, ч.2 ст.11) глава местной администрации, замещающий должность по контракту, отнесен к муниципальным служащим. В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

В силу статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе.

Статьей 19 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определены основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим, в том числе в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона.

Как предусмотрено ч.7 ст.16 указанного Федерального закона, гражданин, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт. Порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии с ч.2 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года. Согласно ч.6.1 указанной статьи глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта, подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования.

В статье 10 названного Федерального закона приведен перечень случаев, когда полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно. Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 9 настоящей статьи.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определены в Уставе Балашовского муниципального района Саратовской области.

Из материалов дела усматривается, что решением представительного органа муниципального образования истец назначен на должность главы местной администрации с заключением контракта сроком действия на пять лет. Решением указанного органа о прекращении полномочий главы администрации Балашовского муниципального района и досрочном расторжении заключенного контракта принято решение о прекращении полномочий и досрочном расторжении контракта по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством и нормативно-правовыми актами. Принятое представительным органом местного самоуправления решение не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает законные права главы местной администрации.

Изложенные обстоятельства подтверждаются Решением Собрания депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении главы администрации Балашовского муниципального района» о назначении на должность главы администрации Балашовского муниципального района ФИО1, с указанием об ознакомлении ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).

Контрактом с главой администрации Балашовского муниципального района, заключенным ДД.ММ.ГГГГ главой Балашовского муниципального района и ФИО1, назначенным на должность главы администрации Балашовского муниципального района на основании Решения Собрания депутатов Балашовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ , об исполнении главой администрации Балашовского муниципального района ФИО1 полномочий по решению вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами и законами области, контракт заключен сроком на пять лет, глава администрации Балашовского муниципального района действует на основе единоначалия. Согласно п.8 контракта, контракт с главой администрации Балашовского муниципального района может быть прекращен или расторгнут в случаях, установленных федеральным законом (л.д.14-19).

Решением Собрания депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>» о прекращении полномочий главы администрации Балашовского муниципального района Саратовской области ФИО1, досрочном расторжении заключенного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с несоблюдением запрета, связанного с муниципальной службой, установленного п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», на основании п.3 ч.1 ст.19 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» без указания об ознакомлении ФИО1 (л.д.36).

Исходя из п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.

Доказательств несоблюдения главой местной администрации запрета, установленного вышеуказанным Федеральным законом, представительным органом, принявшим оспариваемое Решение, не представлено.

Повесткой дня 69-го внеочередного заседания Собрания депутатов Балашовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной главой Балашовского муниципального района, с указанием под номером 19- о главе администрации Балашовского муниципального района (л.д.38-40).

Протоколом шестьдесят девятого внеочередного заседания Собрания депутатов Балашовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, в пункте 17 «О главе администрации Балашовского муниципального района» принято решение о прекращении полномочий главы администрации Балашовского муниципального района ФИО1 и расторжении контракта, заключенного ДД.ММ.ГГГГ (л.д.41-49). Протокол заседания Собрания депутатов Балашовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует повестке дня заседания Собрания депутатов Балашовского муниципального района, утвержденной главой Балашовского муниципального района и оспариваемому решению.

Регламентом Собрания депутатов Балашовского муниципального района, утвержденным Решением Собрания депутатов Балашовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями) и определяющим порядок деятельности, основные правила и процедуру работы Собрания депутатов Балашовского муниципального района, согласно ст.8 Регламента глава Балашовского муниципального района на основании решения Собрания подписывает контракт с главой администрации Балашовского муниципального района (л.д.67-90).

Статьей 31 Устава Балашовского муниципального района Саратовской области предусмотрено, что глава Балашовского муниципального района заключает контракт с главой администрации Балашовского муниципального района на основании решения Собрания депутатов Балашовского муниципального района (л.д.110).

В статье 35 Устава Балашовского муниципального района Саратовской области указано, что глава администрации Балашовского муниципального района назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности, контракт заключается сроком на 5 лет; полномочия главы администрации Балашовского муниципального района прекращаются досрочно в случае: смерти, отставки по собственному желанию, расторжения контракта в соответствии с ч.14 настоящей статьи, отрешения от должности в соответствии с федеральным законом, признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным, признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим, вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда, выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства, прекращения гражданства Российской Федерации, иностранного государства, призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, преобразования муниципального района, осуществляемого в соответствии с частями 3,4-7 ст.13 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», упразднения муниципального района, увеличения численности избирателей муниципального района более чем на 25 процентов. Частью 14 указанной статьи предусмотрено, что контракт с главой администрации Балашовского муниципального района может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления Собрания депутатов Балашовского муниципального района или главы Балашовского муниципального района в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного назначения (л.д.112-114).

Заявлениями представителя истца по доверенности ФИО3 и представителя ответчика по доверенности ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ о признании факта в соответствии с ч.2 ст.68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о предоставлении и нахождении ФИО1 в ежегодном оплачиваемом отпуске с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.164, 165).

В толковании Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Доводы возражений Собрания депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области о том, что оспариваемое Решение является нормативным правовым актом, не опубликованным в установленном законом порядке, и, следовательно, не вступившим в законную силу, не подтверждаются самим Решением, вступающим в силу со дня принятия (как указано в оспариваемом Решении) и представленными сторонами доказательствами.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, как установлено требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Собранием депутатов Балашовского муниципального района, обязанным представить допустимые доказательства по делу в обоснование законности принятого решения о прекращении полномочий и досрочном расторжении контракта с главой администрации в соответствии с действующим законодательством, не представлено доказательств законности принятого решения о прекращении полномочий и досрочном расторжении контракта с главой администрации муниципального образования.

При установленных обстоятельствах по делу отсутствуют данные о законности принятого представительным органом муниципального образования решения о прекращении полномочий и расторжении контракта с главой администрации муниципального образования, что является основанием для удовлетворения заявленных требований.

Также главой администрации муниципального образования заявлены требования о взыскании компенсации морального вреда.

Истцом не представлены доказательства причинения представительным органом местного самоуправления нравственных страданий вынесением оспариваемого Решения, следовательно, требования о взыскании компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.

При установленных обстоятельствах представительным органом муниципального образования принято решение с нарушением прав главы местной администрации, назначенного на должность главы администрации муниципального образования по контракту, что служит основанием для признания принятого решения незаконным.

Руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать в части удовлетворения иска ФИО1 к Собранию депутатов Балашовского муниципального района о признании незаконным Решения Собрания депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>», взыскании морального вреда.

Признать незаконным с момента принятия Решение Собрания депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>».

На решение может быть подана кассационная жалоба в Саратовский областной суд через Балашовский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме (17 марта 2011 года).

Председательствующий              И.Т. Чередникова