о признании незаконным бездействия ФГКЭУ `206 КЭЧ района`



2-254 (1)/2011 г.

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2011 года                г. Балашов

Балашовский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Тарараксиной С.Э.,

при секретаре Ж.И.С.

с участием представителя администрации муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области по доверенности Б.О.Х.

представителя ФГКЭУ « <данные изъяты> » по доверенности А.В.Н.

представителя УВД по Балашовскому муниципальному району У.А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования г. Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному квартирно- эксплуатационному учреждению «<данные изъяты>» о признании незаконным бездействия по освещению дорожно- уличной сети микрорайона « Военный городок » г. Б.И.В., обязании обеспечить уличное освещение с момента наступления вечерних сумерек,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования г. Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области обратилась в суд с иском, в котором просит признать незаконным бездействие Федерального государственного квартирно- эксплуатационного учреждения по освещению дорожно- уличной сети микрорайона « Военный городок » г. Б.И.В. и возложении обязанности по обеспечению постоянного уличного освещения микрорайона « Военный городок », указывая, что в нарушение Федерального закона «О безопасности дорожного движения» освещение улично- дорожной сети микрорайона « Военный городок » г. Б.И.В. не осуществляется на всем протяжении суток, что подтверждается актом контрольной проверки эксплуатационного состоянии дорог и улиц от ДД.ММ.ГГГГ, письмом ОАО « <данные изъяты> » филиала « <данные изъяты> » об отключении питания на уличное освещение в военном городке Балашов- 3. В соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597 « Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. Бездействие ФГКЭУ « <данные изъяты>» по исполнению требований законодательства поставило под угрозу жизнь и здоровье не только участников дорожного движения, но и пешеходов, нарушая их право на безопасные условия движения по дорогам и тротуарам.

В судебном заседании представитель администрации муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области по доверенности Б.О.Х. поддержал требования в полном объёме, выдвигая в их обоснование те же доводы. Пояснил, что в соответствии с Федеральным законом № 196 - ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» к основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения относятся: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении. ФГКЭУ «<данные изъяты>» является постоянным (бессрочным) пользователем земельного участка, что согласно ст. ст. 42, 43 Земельного кодекса РФ обязывает лиц, не являющихся собственниками земельных участков соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно - гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. В обязанности ФГКЭУ «<данные изъяты>» входит надлежащее содержание земельного участка, находящегося в их пользовании, использование его по целевому назначению, а также дорожная деятельность в отношении дорог, находящихся на земельном участке, в том числе в отсутствие на земельном участке каких - либо имущественных комплексов. ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором дорожного надзора отделения ГИБДД УВД по Балашовскому муниципальному району У.А.А. совместно с начальником отдела по жилищно- коммунальному хозяйству администрации муниципального образования город Балашов проведена контрольная проверка текущего эксплуатационного состояния дорог и улиц микрорайона «Военный городок», в ходе которой установлено отсутствие освещения улично - дорожной сети на всем протяжении времени суток. Нарушения ФГКЭУ «<данные изъяты>» по отключению освещения дорожно - уличной сети микрорайона лишает граждан возможности на безопасное передвижение по улицам данного микрорайона с момента наступления вечерних сумерек до момента наступления утренних сумерек, и противоречит требованиям Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196 ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Представители ФГКЭУ « <данные изъяты> » по доверенности Ц.С.В., допрошенная в ходе рассмотрения дела ДД.ММ.ГГГГ, и представитель А.В.Н. в судебном заседании исковые требования не признали и указали, что ФГКЭУ «<данные изъяты>» является ненадлежащим ответчиком по гражданскому делу. Федеральный закон № 196 - ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения», Земельный кодекс РФ не могут быть применены, поскольку в системе Министерства обороны РФ создано несколько специализированных организаций. ФГКЭУ «<данные изъяты>» находится на стадии ликвидации. За электроснабжение в Министерстве обороны РФ отвечает специализированная организация ОАО «<данные изъяты>», созданная в соответствии с Указом Президента РФ № 1359 от 15 августа 2008 года и распоряжениемПравительства РФ от 02 февраля 2010 года № 78. ОАО «<данные изъяты>» является единственной организацией, отвечающей за эксплуатацию энергетики, является единственным поставщиком электроэнергии. ФГКЭУ «<данные изъяты>» лишена функций по электроснабжению, что подтверждается письмом заместителя Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ , в котором указано, что Министерством Обороны РФ проведены закрытые конкурсные процедуры по выбору сторонних специализированных организаций для выполнения функций по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию фондов Министерства Обороны РФ. ДД.ММ.ГГГГ с филиалом «<данные изъяты>» ОАО «<данные изъяты>» заключен государственный контракт -эх на оказание услуг выполнения работ по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию объектов электросетевого хозяйства Министерства Обороны РФ. Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ « О закреплении движимого и недвижимого имущества, находящегося в хозяйственном ведении федерального государственного унитарного предприятия ОАО «<данные изъяты>», прекращено право оперативного управления федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «<данные изъяты>» на энергетическое оборудование согласно перечню, приложенному к приказу Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Представитель А.В.Н. дополнила, что за ФГКЭУ «<данные изъяты>» согласно перечню имущества, который закреплен на праве оперативного управления, автомобильные дороги, как объект недвижимости, на территории военного городка отсутствуют. При этом указала, что все имущество, находящееся на праве оперативного пользования ФГКЭУ «<данные изъяты>» является правом собственности и правом оперативного управления Российской Федерации. Просила в иске отказать.

Представитель УВД Балашовскому муниципальному району У.А.А. в судебном заседании не возражал против заявленных требований заместителя прокурора. Указал на необходимость со стороны ФГКЭУ «<данные изъяты>» осуществить безопасное передвижение по улицам микрорайона « Военный городок » с момента наступления вечерних сумерек до момента наступления утренних сумерек, уличным освещением, в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196 ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Представитель филиала «<данные изъяты>» ОАО «<данные изъяты> » в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя, просили в удовлетворении требований администрации Балашовского муниципального образования г. Балашов отказать. Согласно письменному отзыву указали, что ОАО «<данные изъяты> » владеет на праве собтвенности электрическими сетями, от которых производилось освещение дорожно-уличной сети микрорайона «Военный городок» г. Б.И.В. с момента наступления вечерних сумерек до момента наступления утренних сумерек, и осуществляла передачу электрической энергии через принадлежащие ОАО «<данные изъяты> » объекты электросетевого хозяйства. Объем потребленной электроэнергии на нужды освещения микрорайона «Военный городок» г. Б.И.В. не оплачивается, отсутствует договор энергоснабжения между Потребителем и энергосбытовой организацией. В соответствии с п. 151, 162 Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530 « Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии ( далее по тексту Правил) при выявлении фактов потребления электрической энергии, осуществляемого юридическими или физическими лицами в отсутствие заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и (или) с использованием энергопринимающих устройств, присоединенных к электрической сети сетевой организации с нарушением установленного порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям (далее - бездоговорное потребление электрической энергии), сетевая организация вводит в установленном порядке полное ограничение режима потребления электрической энергии в отношении лиц, осуществляющих бездоговорное потребление электрической энергии. Согласно п. 163 Правил полное ограничение режима потребления влечет за собой прекращение подачи электрической энергии потребителю путем осуществления переключений на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации. Прекращение подачи электрической энергии на освещение микрорайона было осуществлено после предварительного уведомления Администрации муниципального образования г. Балашов.

Определением Балашовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования администрации муниципального образования г. Балашов Балашовского муниципального района в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному квартирно- эксплуатационному учреждению в части признания незаконным бездействия по освещению дорожно- уличной сети микрорайона « Военный городок » г. Б.И.В., прекращены производством, в связи с отказом истца от иска.

Выслушав стороны, проверив материалы гражданского дала, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Государственным стандартом РФ ГОСТ 50597 -93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» от 11.10.1993г.- автомобильные дороги, а так же улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы наружным освещением. Согласно п. 4.6.1. включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк., при этом доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. Не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.

В судебном заседании бесспорно установлено, и не оспаривалось сторонами, что с момента наступления вечерних сумерек до момента наступления утренних сумерек на территории микрорайона « Военный городок » г. Б.И.В. отсутствует освещение дорожно- уличной сети, что подтверждено актом контрольной проверки эксплуатационного состояния дорог и улиц от ДД.ММ.ГГГГ, составленным государственным инспектором дорожного надзора отделения ГИБДД УВД по Балашовскому муниципальному району У.А.А., совместно с начальником отдела ЖКХ администрации муниципального образования г. Балашов.

Представитель администрации муниципального образования г. Балашов Б.О.Х. в судебном заседании указал на требование ст. 42 ЗК РФ, при котором лицо, использующее земельный участок на титуле безвозмездного бессрочного пользования, обязано поддерживать земельный участок в надлежащем состоянии и налагает на землепользователей обязанность по соблюдению при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, санитарных и иных норм и правил.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под владельцами автомобильных дорог понимаются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 216 ГК РФ к вещным правам отнесены: право собственности, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, сервитуты, право хозяйственного ведения, право оперативного управления.

Как следует из распоряжения Территориального управления по Саратовской области Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом -р от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> предоставлены в постоянное бессрочное пользование земельные участки из земель поселения, в составе единого землепользования, по адресу: <адрес>, производственная территория и жилье военного городка, общей площадью 1160299 кв. м., на основании чего проведена регистрация и выдано свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ( <данные изъяты> ).

В соответствии с пунктом 1.5. Устава ФГКЭУ «<данные изъяты>» собственником имущества, закрепленным за Учреждением, а также переданных ему земельных участков, является Российская Федерация. Учредителем ФГКЭУ «<данные изъяты>» является Правительство РФ, органом, осуществляющим полномочия в отношении учреждения, является Министерство обороны РФ (пункт 1.2 ).

Из приказа Министра обороны от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» усматривается реорганизация с ДД.ММ.ГГГГ федерального государственного учреждения « Приволжско- Уральского территориального управления имущественных отношений » Министерства обороны РФ путем присоединения к нему федеральных государственных квартирно- эксплуатационных учреждений Министерства обороны РФ, указанных в приложении , куда входит ФГКЭУ «<данные изъяты>» г. Б.И.В..

Кроме того, приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ « О закреплении недвижимого и движимого имущества в хозяйственном ведении федерального государственного унитарного предприятия « <данные изъяты> » Министерства обороны РФ прекращено право оперативного управления ФГКЭУ «<данные изъяты>». Федеральным государственным учреждением « Приволжско<данные изъяты>» Министерства обороны РФ во исполнение вышеуказанного приказа, согласно акту приема передач от ДД.ММ.ГГГГ ФГКЭУ «<данные изъяты>» переданы объекты основных средств( кроме зданий, сооружений) машины, оборудование, передаточные устройства и механизмы электро- сетевого хозяйства.

Открытое акционерное общество « <данные изъяты> » является правопреемником федерального государственного унитарного предприятия « <данные изъяты> » Министерства обороны РФ ( п. 1.1. Устава). ДД.ММ.ГГГГ Приказом генерального директора ОАО « <данные изъяты> » создан филиал « <данные изъяты> » ОАО « <данные изъяты> » по адресу: <адрес>

На основании приказа генерального директора ОАО « <данные изъяты> » от ДД.ММ.ГГГГ создано обособленное подразделение филиала « <данные изъяты> » ОАО « <данные изъяты> ».

Как следует из объяснений представителя ФГКЭУ «<данные изъяты>» по доверенности Ц.С.В., давшей показания ДД.ММ.ГГГГ, главе администрации муниципального образования город Балашов ФИО9 и начальнику Саратовского филиала «<данные изъяты>» ОАО «<данные изъяты>» ФГКЭУ «<данные изъяты>» предоставлялись сведения о передаче инженерных сетей электроснабжения в филиал «<данные изъяты>» ОАО «<данные изъяты>» и о необходимости заключения договора купли - продажи (поставки) электрической энергии на уличное освещение жилой зоны военного городка г. Б.И.В..

Данные обстоятельства подтверждаются письменным уведомлением, соответственно от ДД.ММ.ГГГГ на имя главы Балашовского муниципального района, и от ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника Саратовского отделения филиала «<данные изъяты> ОАО «<данные изъяты>».

Договор энергоснабжения на поставку электроэнергии между ОАО «<данные изъяты>» и ФГКЭУ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ между Министерством обороны РФ, действующим от имени РФ и ОАО «<данные изъяты>» заключен государственный контракт на поставку электрической энергии (мощности) потребителям Министерства обороны РФ.

Данные обстоятельства не оспаривались в судебном заседании представителем администрации муниципального образования г. Б.И.В. Балашовского муниципального района, которому разъяснено право на замену надлежащего ответчика по заявленным требованиям, свои правом сторона ответчика не воспользовалась.

На основании ст.ст. 12, 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с ч. 1, 6, 12 ст. 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 5 указанного закона к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Согласно ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» от 11.10.1993г наружное освещение, обеспечивается организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

Возражая против требований администрации Балашовского муниципального образования г. Балашов представитель ФГКЭУ «<данные изъяты>» А.В.Н. пояснила, что согласно распоряжения Территориального управления по Саратовской области Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом -р от ДД.ММ.ГГГГ за ФГКЭУ «<данные изъяты>» закреплено на праве хозяйственного управления имущество, согласно приложения, однако автомобильной дороги, как самостоятельного объекта недвижимого имущества, в перечне не имеется.

В судебном заседании бесспорно установлено, что на территории микрорайона « Военный городок » г. Б.И.В. оборудованы и установлены дорожные знаки и препятствия, ограничивающие скорость движения, а также сформированы регулярные автобусные маршруты, что подтверждает наличие автомобильных дорог на территории микрорайона « Военный городок » г. Б.И.В..

Данные обстоятельства не опровергнуты представителем ФГКЭУ «<данные изъяты>» в ходе рассмотрения дела по существу.

Между тем, в соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Статьей 12 вышеуказанного закона, а так же п. 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возложена на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

В соответствии с п.п. 21 ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация в границах поселения освещения улиц.

Согласно ст. 30 Устава Муниципального образования г. Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области администрация муниципального образования ( администрация города ) - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения.

К полномочиям главы администрации относится исполнение полномочий местной администрации муниципального образования по реализации вопросов местного значения (ч. 1 ст. 32 Устава).

Из смысла ст. 2 Устава муниципального образования г. Балашов к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством.

На основании статей 2, 11 и 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на территории Балашовского муниципального района Законом Саратовской области от 27 декабря 2004 года № 101 ЗСО « О муниципальных образованиях, входящих в состав Балашовского муниципального района » установлены границы муниципального образования город Балашов (приложение 1), наделив его статусом городского поселения, с административным центром - город Балашов ( ст. 1 ).

Доказательств, свидетельствующих о расположении микрорайона « Военный городок » вне границах поселения муниципального образования г. Балашов, истцом не представлено.

Из заявления администрации муниципального образования г. Балашов Балашовского муниципального района следует, что на территории военного городка г. Балашова, входящего в состав муниципального образования г. Балашов, отсутствует уличное освещение с наступлением сумерек.

Решением Балашовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ по исковым требованиям прокурора г. Балашова в интересах неопределенного круга лиц, администрация Балашовского муниципального образования обязана к обеспечению организации освещения улиц поселения г. Балашова в период с 23 часов до утренних сумерек.

Доводы, представителя администрации Балашовского муниципального образования г. Балашов, что в обязанности ФГКЭУ «<данные изъяты>» входит надлежащее содержание земельного участка, находящегося в их пользовании, в соответствии с требованиями ст. ст. 42, 43 Земельного кодекса РФ, использование его по целевому назначению, а также дорожная деятельность в отношении дорог, находящихся на земельном участке, в том числе в отсутствие на земельном участке каких - либо имущественных комплексов, суд не может принять во внимание, расценивает как неправильное толкование нормы материального права.

Каких- либо иных доказательств в подтверждение доводов по нарушению прав неопределенного круга лиц, со стороны Федерального государственного квартирно- эксплуатационного учреждения «<данные изъяты>» администрацией Балашовского муниципального образования г. Б.И.В., не представлено.

Таким образом, анализируя собранные по делу доказательства, в их совокупности, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований администрации Балашовского муниципального образования г Б.И.В..

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Администрации муниципального образования г. Балашов Балашовского муниципального района в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному квартирно- эксплуатационному учреждению «<данные изъяты>» об обязании обеспечить уличное освещение микрорайона « Военный городок » г. Б.И.В. с момента наступления вечерних сумерек, отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течении 10 дней со дня изготовления мотивированного решения с 20 мая 2011 года, путем подачи жалобы через Балашовский районный суд.

Председательствующий     С.Э. Тарараксина