№ 2 - 301(1)/2011г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 мая 2011 года г. Балашов Балашовский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Тарараксиной С.Э. с участием адвоката Лебедевой Л.В., представившей ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверение № представителя администрации муниципального образования г. Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области по доверенности Мягковой О.Г., представителя администрации Балашовского муниципального района Саратовской области К.Д.В. при секретаре - Ж.И.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М.Л.В. к администрации муниципального образования г. Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения, УСТАНОВИЛ: М.Л.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования г. Балашов о предоставлении ей и членам семьи благоустроенное жилое помещение в соответствии с нормами предоставления жилья по Саратовской области. В обоснование заявленных требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ года проживает в квартире № дома № по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ею заключен договор социального найма. Решением межведомственной комиссии администрации Балашовского района от ДД.ММ.ГГГГ №-р дом признан аварийным, непригодным для проживания. В квартире зарегистрированы и проживают со дня рождения дочь М.Н.Г., внуки Ш.В.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Ш.А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Полагаясь на требования ст. 85 ЖК РФ, с ДД.ММ.ГГГГ года обращалась с просьбами о предоставлении жилого помещения согласно подпрограммы « Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда», однако никаких мер к улучшению их жилищных условий не предпринималось, в связи с чем вынуждена обратиться в суд за защитой своих прав. Истец М.Л.В. при рассмотрении дела ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала в полном объёме, выдвигая в их обоснование те же доводы. Пояснила, что учетом признания в ДД.ММ.ГГГГ году <адрес> аварийный и непригодными для проживания, с процентом износа в 80 %, до настоящего времени органы местного самоуправления не исполняют своих обязательств по предоставлению семье жилого помещения. Проживать в квартире невозможно, дом рушится, потолок свисает, несколько квартир первого этажа полностью разрушены, в зимнее время года температура ниже установленной нормы, стены промерзают. Просит суд обязать администрацию муниципального образования г.Балашов предоставить и членам её семьи другое благоустроенное пригодное для проживания жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарно-гигиеническим требованиям, в соответствии с нормами предоставления жилья по Саратовской области. Представитель администрации муниципального образования г. Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области по доверенности М.О.Г. исковые требования не признала, и пояснила, что предоставление жилых помещений гражданам, проживающим в ветхих и аварийных жилых домах, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства, согласно которому необходимо заключение специалистов о сносе аварийного дома. Адресная программа « Переселение граждан из аварийного жилья » по Федеральному закону № 185 - ФЗ 21 июля 2007 года «О фонде реформирования жилищно - коммунального хозяйства», утверждена Постановлением Администрации муниципального образования город Балашов № 45 от 11 мая 2011 года, согласно которому в приложении 1 определен перечень многоквартирных домов, из которых планируется переселение граждан, проживающих в городе Балашове из аварийного муниципального жилищного фонда, признанного непригодным для проживания в 2011 году», спорный дом в их число не вошел. Дом № № по <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году признан аварийным, однако не может быть включен в программу из-за отсутствия необходимого финансирования, в спорном доме большое число проживающих лиц, в том числе имеющих квартиры по праву приватизации. При этом для реализации программы переселения необходимо соблюдение условий, в том числе и согласие всех жильцов. Администрация муниципального образования город Балашов не бездействует, участвует во всевозможных программах по предоставлению жилья гражданам. В г. Балашове отсутствует строительство жилых домов. Просила в удовлетворении исковых требований М.Л.В. отказать в полном объеме. Представитель администрации Балашовского муниципального района Саратовской области К.Д.В. не возражал против требований истца, просил вынести решение в соответствии с требованиями действующего законодательства. Не отрицал обстоятельств признания в 2001 году аварийным дома № № по <адрес>. До ДД.ММ.ГГГГ года из-за отсутствия денежных средств вопрос о переселении граждан из аварийного жилья не решался. В ДД.ММ.ГГГГ году администрацией Балашовского муниципального района при разработке программы переселения граждан из аварийного жилья включен дом № № по <адрес>, однако из-за недостаточности средств, количество проживающих лиц значительно, заменен на другой дом. Министерство строительства жилищно - коммунального хозяйства утвердили сумму, под которую дом № № по <адрес> не подпадал под программу. В рамках реализации Федерального закона № 131 «Об общих принципах местного самоуправления», на основании Закона Саратовской области от 28 мая 2008 г. N 117-ЗСО "О разграничении муниципального имущества между Балашовским муниципальным районом Саратовской области и вновь образованными поселениями, входящими в его состав" согласно приложению № 16 в администрацию муниципального образования город Балашов передана недвижимость аварийного жилья в количестве 58 домов. Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства Саратовской области о дне слушания дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Согласно телефонограмме просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. Не обозначая позицию по настоящему иску. Выслушав стороны проверив материалы гражданского дела, суд находит иск обоснованным, и подлежащим удовлетворению в части. В судебном заседании бесспорно установлено, и не оспаривалось сторонами, что на основании решения Балашовского городского совета народных депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ и ордера № от ДД.ММ.ГГГГ квартиросъемщиком квартиры № дома № по ул. Красина г. Балашова, состоящей из двух комнат, жилой площадью 23,3 кв. м, являлась Х.Л.В. На основании распоряжения РЭМП центрального района г. Балашова № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с выбытием основного квартиросъемщика, лицевой сет переоформлен на имя М.Л.В. Как следует из сведений общества собственников жилья « <данные изъяты> » и подтверждается копией домовой книги в квартире № дома № по <адрес> значатся зарегистрированными с ДД.ММ.ГГГГ М.Л.В., с ДД.ММ.ГГГГ М.Н.Г., с ДД.ММ.ГГГГ Ш.А.Д., с ДД.ММ.ГГГГ Ш.В.Д. и проживают в спорной квартире по договору социального найма. В соответствии со статьей 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Согласно представленному суду акту обследования технического состояния несущих и ограждающих конструкций жилого дома по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, дом отнесен к категории аварийного состояния с учетом износа в 80 %. Дом № по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, без коммунальных услуг, число этажей 2. Частичное разрушение кирпичной кладки стен, отсутствует гидроизоляция, состояние фундамента в неудовлетворительном состоянии, наблюдалось намокание стен до 2 этажа. Балки перекрытия сгнили, потолок провис, оконные переплеты и подоконные доски и конструкции пола повреждены гнилью. Распоряжением главы Объединенного муниципального образования Балашовского района Саратовской области №-р от ДД.ММ.ГГГГ одобрена муниципальная программа « Переселение граждан из аварийного и ветхого жилого фонда по Балашовскому муниципальному образованию на 2003-2010 г.г. ». На основании акта обследования, в числе 58 жилых домов, дом № № по <адрес> признан аварийным, что следует из распоряжения главы Объединенного муниципального образования Балашовского района Саратовской области №-р от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. В силу пункта 1 части 2 той же статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. В судебном заседании представителем администрации муниципального образования г. Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области по доверенности М.О.Г., указано на отсутствие сведений свидетельствующих о постановке М.Л.В. и членов её семьи на очередь, как нуждающейся в улучшении жилищных условий. Ст. 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость, как от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, так и от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). При этом, отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции. Истец М.Л.В. совместно с членами семьи М.Н.Г., Ш.А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Ш.В.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения проживают в жилом помещении по адресу: <адрес> по договору социального найма, о чем свидетельствует ордер № от ДД.ММ.ГГГГ на право занятия муниципального жилого помещения и договор социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Балашовского муниципального района и М.Л.В.. В судебном заседании бесспорно установлено, и не оспаривалось сторонами, что жильцами дома, неоднократно обращалось внимание органов местного самоуправления на аварийность жилого дома № по <адрес>. Согласно коллективного обращения о признании жилого дома № № по <адрес> аварийным, непригодным для проживания, и.о. главы Балашовского муниципального района дан ответ ДД.ММ.ГГГГ №/ж-91 о направлении пакета документов по всем жилым домам, признанными аварийными и непригодными для проживания в Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области. На обращение жильцов дома ДД.ММ.ГГГГ о признании дома аварийным, непригодным для дальнейшего проживания администрацией Балашовского муниципального района сообщено о включении в адресную программу « Переселение граждан из аварийного жилого фонда на 2008-2011 годы » ( ответ № от ДД.ММ.ГГГГ ). Решением Собрания депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена адресная программа « « Переселение граждан из аварийного жилого фонда на 2009-2010 г.г.». В перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан, не вошел дом № № по <адрес>. Как следует из показаний, допрошенного в судебном заседании заместителя начальника управления СЖКХ администрации Балашовского муниципального района Саратовской области К.А.И., в ДД.ММ.ГГГГ году при обследовании технического состояния жилого дома № № по <адрес>, установлено нарушение строительной целостности здания, дом признан аварийным и непригодным для проживания. Строительные конструкции и инженерное оборудование представляет опасность для проживающих. В 2009 году указанный дом включался в федеральную программу по переселению граждан из аварийного жилья в рамках Федерального закона № 185 - ФЗ 21 июля 2007 года «О фонде реформирования жилищно - коммунального хозяйства», для чего подготовили и разработали соответствующую документацию. Планируемые выделенные денежные средства уменьшены. Из-за того, что дом, расположенный по вышеуказанному адресу, является многоквартирным, дом исключен из программы. Оснований не доверять показаниям свидетеля у суда не имеется, какой- либо заинтересованности не усматривается. Начальником государственной жилищной инспекции Саратовской области ( исх. 2855-02 от ДД.ММ.ГГГГ ) обращено внимание главы администрации Балашовского муниципального района на крайне неудовлетворительное техническое состояние жилого дома № по <адрес>. Предложено взять на контроль вопрос об отселении жителей дома. В рамках реализации Федерального закона № 131 «Об общих принципах местного самоуправления», на основании Закона Саратовской области от 28 мая 2008 г. № 117-ЗСО "О разграничении муниципального имущества между Балашовским муниципальным районом Саратовской области и вновь образованными поселениями, входящими в его состав" и ЗСО № 22 от 26 марта 2009 года « О некоторых вопросах разграничения имущества между муниципальными образованиями области » решением собрания депутатов утвержден перечень имущества, передаваемого из собственности Балашовского муниципального района в администрацию муниципального образования город Балашов, в том числе и недвижимость аварийного жилья в количестве 58 домов. М.Л.В. администрацией муниципального образования г. Балашов, соответственно ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, даны ответы, что вопрос об отселении будет рассмотрен при формировании программы на 2011 год. Однако, ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации Балашовского муниципального образования г. Балашов утверждена адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилого фонда на 2011 г.г.». В перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан не вошел дом № № по <адрес>. Допрошенные в судебном заседании свидетели А.Г.В., Т.О.И., указали на ветхое состояний жилого дома № по <адрес>, жители которого неоднократно обращались в администрацию муниципального района с вопросом предоставления жилья, в виду признания дома аварийным. Дом построен в ДД.ММ.ГГГГ году, второй этаж возведен в ДД.ММ.ГГГГ году. Первый этаж в части разрушен, присутствует сырость, грибковые заболевания стен, гниль половых покрытий. Т.О.И. дополнила, что ей, как ветерану войны представили жилое помещение в ДД.ММ.ГГГГ года, пригодное для проживания. С.Е.С., работавшая техником - смотрителем в РЭМП Балашовского района, пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ году осуществляла контроль за рабочей группой, проводивших ремонт лестничного марша в <адрес>. Смена стоек и подкосов под балки перекрытий невозможна. Дом находился в ветхом состоянии, денежные средства для капитального ремонта такового вкладывать было нерентабельно. В ДД.ММ.ГГГГ году <адрес> признан аварийным, о чем составлен акт, и указывалось на переселение жильцов дома. Показания данных свидетелей суд оценивает как объективные доказательства по делу, поскольку бесспорно установлено, что данные свидетели являлись непосредственными очевидцами возникших правоотношений. Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста К.С.В. начальник Балашовского отделения Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - федеральное БТИ» пояснил, дом № № по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, в ДД.ММ.ГГГГ году признан аварийным. Дом возведен из кирпича и деревянного сруба, пристройка шлакоблочная, которая в результате ветхости полностью разрушена. Техническая инвентаризация проводилась последний раз в 80-х годах. На первом этаже проживать невозможно, полы и междуэтажные перекрытия сгнили, коммунальных услуг в доме нет. Деревянная лестница, ведущая на второй этаж с наружной стороны здания разрушается. В доме имеется нарушение строительной целостности здания, заключающееся в отклонении блоков от вертикальных осей и горизонтальных плоскостей за счет просадок в основании здания, построенного без фундаментов. Техническое состояние строительных конструкций и инженерного оборудования представляет опасность для проживающих, к данному заключению пришла комиссия, которая осматривала дом в ДД.ММ.ГГГГ году. Письменное заключение не составлялось. Данные обстоятельства нашли свое подтверждение показаниями свидетеля, допрошенного по ходатайству истца, в обоснование доводов о невозможности капитального строительства, С.В.А., имеющего специальность инженера по строительству, который в дополнении указал, что дом № № по <адрес> смешанной конструкции из кирпича и сруба дерева. Второй этаж из шлакоблоков, перекрытие деревянное. Дом находится в аварийном состоянии, разрушены все элементы здания. Причиной разрушений является неправильный выбор основы здания, строительство на заболоченной местности, что из года в год приводит к деформации здания. Каких- либо оснований не доверять показаниям свидетеля у суда нет оснований, тем более они согласуются с иными доказательствами по материалам дела. В обоснование доводов возражения представитель администрации муниципального образования г. Балашов М.О.Г. указала на отсутствие в акте обследования технического состояния несущих и ограждающих конструкций жилого дома по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, необходимых условий, предусмотренных ст. 86 ЖК РФ, при которых разрешены вопросы о возможной реконструкции дома, либо его сносе. На момент признания дома аварийным действовало Положение по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденное приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 года № 529, в соответствии с которым был составлен и утвержден акт от 21 марта 2001 года. Согласно Положению рассмотрение вопросов о непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания возлагается на межведомственные комиссии исполкомов районных (городских, районных в городах) Советов народных депутатов. В соответствии с п.п. 2.2. к категории непригодных для постоянного проживания жилым домам относятся каменные дома с физическим износом свыше 70 %, деревянные дома и дома со стенами из местных материалов свыше 65 %. По смыслу ч. 2 ст. 15 ЖК пригодность для проживания граждан предполагает соответствие помещения установленным санитарным и техническим правилам. Каких - либо доказательств, свидетельствующих о возможной реконструкции дома, проведении в доме капитального ремонта, администрацией муниципального образования г. Балашов представлено не было. Не подвергались сомнению условия, при которых дом по <адрес> подлежит сносу. Таким образом, анализируя в совокупности, все добытые судом доказательства, суд приходит к выводу о непригодности для постоянного проживания как жилого дома в целом, так и отдельных жилых помещений, учитывая технические характеристики дома ( технический паспорт дома), процент износа жилого дома, год постройки ДД.ММ.ГГГГ, отсутствие коммунальных услуг, и невозможности их установления в виде признания дома аварийным и непригодным для проживания, не возможность обеспечения нормальных условий проживания для неотселенных жителей. Между тем, разрешая требования М.Л.В. по существу, суд не может согласиться с доводами истицы о возложении обязанности на ответчика по предоставлению жилого помещения по нормам предоставления жилья по Саратовской области. Частью 1 статьи 89 ЖК РФ установлено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного Кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по вопросам применения статей 86-89 ЖК РФ. Таким образом, поскольку жилое помещение предоставляется истцам не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания, то предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий. Вместе с тем, так как муниципальный жилищный фонд находится в ведении администрации муниципального образования <адрес>, конкретные жилые помещения, которые могут быть предоставлены истице и членам её семьи, представителем ответчика не указаны, суд считает возможным вынести решение, не определяя конкретные благоустроенные жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма истцу. Благоустроенным считается жилое помещение, равноценное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее санитарным и техническим нормам и требованиям, а также иным требованиям законодательства и находящееся в черте соответствующего поселения. Поскольку М.Л.В., как следует из технического паспорта, с членами семьи занимает жилую квартиру общей площадью 29,4 кв. м, администрация муниципального образования <адрес> обязана предоставить ей другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населённого пункта <адрес>, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, не менее 29,4 кв. м. Довод представителя администрации муниципального образования <адрес> о том, что переселение граждан осуществляется в очередности по утвержденной программе и реестру переселения, не может служить основанием к отказу в иске. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования М.Л.В. к администрации муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> о предоставлении благоустроенного жилого помещения, удовлетворить частично. Обязать администрации муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> предоставить М.Л.В. и членам её семьи, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта <адрес>, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилом помещению не менее 29,4 кв. м, и находящееся в черте населенного пункта <адрес>. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течении 10 дней со дня изготовления мотивированного решения ДД.ММ.ГГГГ, путем подачи жалобы через Балашовский районный суд. Председательствующий С.Э. Тарараксина