о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по органазации процесса сбора и вывоза бытовых отходов и мусора



2-61(1)/2011

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 марта 2011года

Балашовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Тарараксиной С.Э.

при секретаре ДД.ММ.ГГГГ

с участием помощника прокурора Пафнутова Ю.Н., подтвердившего полномочия на представительство по поручению заместителя прокурора г. Балашова

представителя администрации муниципального образования г. Балашов Б.О.Х.

начальника территориального отдела комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области по Балашовскому и Романовскому районам К.В.И.

представителя Муниципального унитарного предприятия « <данные изъяты>» Ш.Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора ( в порядке ст.45 ГПК РФ) прокуратуры г. Балашова в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования г. Балашов о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов в границах поселения и об обязании организовать в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями сбор и вывоз твердых бытовых отходов,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора г. Балашова обратился с иском ( в порядке ст.45 ГПК РФ) в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования г. Балашов о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования, заключающегося в отсутствии надлежащей организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов в границах поселения и об обязании организовать в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями сбор и вывоз твердых бытовых отходов в районе <адрес>, свои требования мотивировал тем, что в соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ « Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации » организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории г. Балашова является вопросом местного значения муниципального образования г. Балашов. Между тем, в ходе проверки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлено место несанкционированной свалки мусора в овраге в районе <адрес>, русло которого впадает в реку Хопер, что ставит под угрозу санитарно- эпидемиологическое благополучие населенного пункта, подвергая жителей муниципального образования опасности заражения инфекционными заболеваниями.

В судебном заседании помощник прокурора г. Балашова Пафнутов Ю.Н. поддержал требования в полном объеме, выдвигая в их обоснование теже доводы. Пояснил, что прокуратурой г. Балашова совместно с руководителем территориального отдела комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области по Балашовскому и Романовскому районам проведена проверка исполнения законодательства в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, в результате которой выявлены нарушения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, непосредственно Федеральных законов РФ «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», конституционных прав граждан поселения. В районе <адрес> на протяжении длительного времени бездействием администрации муниципального образования г. Балашов образована несанкционированная свалка, каких- либо мер к ликвидации таковой предпринято не было, несмотря на обращения граждан. Отсутствуют контейнеры для сбора отходов, не налажена планово-санитарная очистка территории, вывоз мусора не организован, твердые бытовые отходы и мусор складируется на необорудованном и не узаконенном в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями участке, в овраге в районе <адрес>, русло которого впадает в реку Хопер, что ставит под угрозу население.

В судебном заседании представитель администрации муниципального образования г. Балашов Б.О.Х. исковые требования заместителя прокурора г. Балашова не признал, и пояснил, что органами местного самоуправления проведены организационные мероприятия по исполнению полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в черте поселений. Создано муниципальное унитарное предприятие « <данные изъяты>», размещен муниципальный заказ на сбор и вывоз мусора с территории муниципального образования г. Балашов в 1-ом квартале 2011 года, решением Совета муниципального образования г. Балашов от ДД.ММ.ГГГГ приняты « Правила благоустройства территории муниципального образования г. Балашов ». Порядок вывоза отходов с территории муниципального образования установлен Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов утвержденных Постановлением Правительства РФ 10 февраля 1997 года № 155. Согласно данных Правил органы местного самоуправления указанную деятельность осуществляют не сами, а через организации различной организационно- правовой формы, оказывающих потребителям услуги по вывозу бытовых отходов по возмездному договору. Контрольными полномочиями по проверке соблюдения физическими и юридическими лицами требований по сбору и утилизации отходов администрация муниципального образования г. Балашов не обладает. Отсутствуют и правовые полномочия борьбы с несанкционированными свалками.

Руководитель территориального отдела комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области по Балашовскому и Романовскому районам К.В.И. поддержал требования заместителя прокурора. Пояснил, что в связи с обращением гражданки С.В.П., проживающей по адресу: <адрес>, по вопросу ликвидации свалки мусора в овраге и принятии мер органами местного самоуправления и экологической службой совершен выезд Жилищно - коммунальным хозяйством администрации Балашовского муниципального района совместно с инспектором Комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области на место, где действительно обнаружена несанкционированная свалка, образованная жителями ближайших домов. Несоблюдение федерального и местного законодательства об отходах производства и потребления влечет возникновение чрезвычайных ситуаций и создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также окружающей природной среде. Дополнил, что администрация муниципального образования г. Балашов обязана заключать договора на оказание услуг с жителями территории г. Балашова на вывоз мусора, участковых инспекторов не привлекают. Согласно Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Представитель Муниципального унитарного предприятия « <данные изъяты>» Ш.Е.В. возражала против заявленных исковых требований заместителя прокурора г. Балашова и пояснила, что администрация муниципального образования г. Балашов, не является контролирующим органом. Участковые инспекторы УВД по Балашовскому муниципальному району каких-либо мер к реализации возложенных на них обязанностей по привлечению к ответственности лиц, загрязняющих поселение не предпринимают. Жители не желают заключать договора на вывоз мусора и продолжают создавать несанкционированные свалки в ближайших оврагах и на заброшенных земельных участках. В рамках муниципального контракта вывоз мусора производится по заданию администрации муниципального образования г. Балашов. Муниципальное унитарное предприятие « <данные изъяты>» принимает меры к очистке территорий в районе несанкционированных свалок, в связи с обращениями граждан.

Выслушав стороны, их представителей, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В судебном заседании бесспорно установлено и не оспаривалось сторонами, что в ходе проверки Жилищно - коммунальным хозяйством администрации Балашовского муниципального района совместно с инспектором Комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлено место несанкционированной свалки мусора в овраге в районе <адрес>, русло которого впадает в реку <адрес>

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьёй 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено правило, согласно которому, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.

Как установлено судом, в нарушение указанных требований закона администрацией муниципального образования г. Балашов надлежащий сбор и вывоз отходов на территории муниципального образования не организован, вывоз бытовых отходов и мусора в микрорайоне близ <адрес> происходил по мере поступления заявок от жителей. В районе указанного поселения места сбора отходов и контейнеры не установлены.

В результате указанных нарушений на территории муниципального образования г. Балашов в районе оврага, который впадает в реку Хопер образовалась несанкционированная свалка.

В обоснование возражений по иску прокурора г. Балашова представитель администрации муниципального образования г. Балашов Б.О.Х. пояснил, что органами местного самоуправления проведены организационные мероприятия по исполнению полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в черте поселений, путем учреждения МУП « <данные изъяты> », которое является самостоятельным юридическим лицом и осуществляет вывоз отходов с территории муниципального образования г. Балашов. Собственник ( учредитель) не отвечает по обязательствам предприятия.

Доводы представителя администрации муниципального образования г. Балашов не могут быть приняты к вниманию, поскольку противоречат представленным и исследованным судом доказательствам, муниципальным контрактом, соответственно за 1, 2 квартал 2010 года, и 1 квартал за 2011 года на выполнение работ по санитарной уборке отдельных частей города и вывозу мусора в несанкционированных свалках, техническими заданиями в приложении к муниципальным контрактам, а также показаниям представителя МУП « <данные изъяты>» Ш.Е.В., из которых следует, что вывоз мусора производится в рамках муниципального контракта, исключение составляет обращение граждан и отдельное задание администрации муниципального образования г. Балашов. Предприятие принимает меры к очистке территорий, в тех районах, где размещены мусорные контейнеры.

Путевые листы за период 2010 года и 2011 года, исследованные судом, списки контейнеров и контейнерных площадок, с которых производится сбор и вывоз мусора спец.техникой не подтверждают очистку территории спорного района по <адрес> МУП « <данные изъяты>». Напротив опровергнуты показаниями представителя МУП « Благоустройство и озеленение » из которых следует, что в районе <адрес>, русло которого впадает в реку <адрес>, не организован вывоз мусора, контейнерные площадки не оборудованы.

Отсутствие организации надлежащим образом процесса сбора и вывоза бытовых отходов, оборудованной контейнерной площадки в районе <адрес> подтверждается проверкой, которая проведена на основании обращения Комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области по жалобе гражданки С.В.П.

Таким образом, суд приходит к выводу, что доводы прокурора о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования г. Балашов, заключающегося в отсутствии надлежащей организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора в границах поселения МО г. Балашов, являются обоснованными и нашли свое подтверждение в судебном заседании. При этом принимает решение о возложении на данное муниципальное образование предусмотренную законом обязанность.

Согласно п. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, подлежат взысканию с ответчика в доход государства.

В соответствии со ст. 333.19 НК РФ размер государственной пошлины, подлежащей взысканию, составляет 4 000 рублей

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора прокуратуры г. Балашова в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействия администрации муниципального образования г. Балашов по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов в границах поселения.

Обязать администрацию муниципального образования г. Балашов организовать в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями сбор и вывоз твердых бытовых отходов в районе <адрес>.

Взыскать с Администрации муниципального образования г. Балашов <данные изъяты> ( четыре тысячи ) рублей государственной пошлины в доход государства.

Решение может быть обжаловано в течении 10 дней в Саратовский областной суд со дня изготовления мотивированного решения с 9 марта 2011 года, путем подачи жалобы через Балашовский районный суд.

Председательствующий     С.Э. Тарараксина