о признании незаконным действия ООО `Главная управляющая компания` по начислению и взымания с населения , проживающего в индивидуальных и многоквартирных домах плату за очистку сточных вод



№ 2-149(1)/ 2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 апреля 2011 года          г.Балашов

Балашовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Тарараксиной С.Э.,

при секретаре ФИО1

с участием заместителя прокурора г. Балашова Сотникова А.А.

представителя общества с ограниченной ответственностью « <данные изъяты> » по доверенности ФИО3

представителя МУП « <данные изъяты> » по доверенности ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Балашова Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью « <данные изъяты> » о признании незаконными действий по начислению и взиманию платы за очистку сточных вод,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора г. Балашова Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц ( в порядке ст. 45 ГПК РФ ) предъявил в суд требования, в котором просил признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью « <данные изъяты> » ( далее по тексту ООО «<данные изъяты> » ) по начислению и взиманию платы за очистку сточных вод, мотивируя требования тем, что в ходе проведенной прокуратурой города проверки установлено, что ООО «<данные изъяты>» с населения взимается плату за очистку сточных вод на основании постановления администрации МО город Балашов от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства № 603-р от 30 ноября 2010 года, что противоречит ст. 154 Жилищного кодекса РФ и Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 « О порядке предоставления коммунальных услуг » от 23 мая 2006 года, согласно которым под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающие комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Данными Правилами не предусмотрено оказание таких коммунальных услуг, как очистка сточных вод. Считает, что действиями ООО «<данные изъяты>» нарушают права жителей индивидуальных и многоквартирных домов, неправомерно возлагая на последних обязанность вносить плату за очистку сбрасываемых сточных вод.

В судебном заседании заместитель прокурора г. Балашова Сотников А.А. поддержал требования в полном объёме, выдвигая в их обоснование теже доводы.

Представитель ООО «<данные изъяты> » по доверенности ФИО3 исковые требования заместителя прокурора г. Балашова не признала, просила об их отклонении, и пояснила, что договора на очистку сточных вод с собственниками помещений в многоквартирных домах не заключены в письменной форме по причине того, что данные договора являются публичными. Договор на водоснабжение и водоотведение заключается путем конклюдентных действий, а не составления единого документа, подписываемого сторонами. В связи с тем, что договор на водоснабжение и водоотведение считается заключенным с момента первого фактического подключения гражданина к соответствующей сети, то права и обязанности сторон возникают именно с этого момента, и гражданин обязан платить за водоснабжение и очистку стоков с момента своего первого фактического подключения к системе водоснабжения и водоотведения. Дополнила, что система водоотведения - это комплекс инженерных сооружений, предназначенных для отвода сточных вод от потребителя и их последующей доставки к очистным системам. Согласно п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307, состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю коммунальные услуги, в том числе и услуги по водоотведению, которые представляют собой отвод (транспортировка) бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной канализационной сети и очистку сточных вод.

Представитель МУП « <данные изъяты> » по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражал против заявленных требований заместителя прокурора г. Балашова, считал необходимым в удовлетворении требований отказать.

Выслушав стороны, проверив материалы гражданского дела, суд находит иск необоснованным и подлежащим отклонению по следующим основаниям.

В судебном заседании бесспорно установлено, что распоряжением Главы администрации Балашовского муниципального района № 1679-р от 31 июля 2007 года разрешено МУП Балашовского муниципального района « <данные изъяты> » передать муниципальное имущество в аренду ООО « <данные изъяты>». С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ канализационные сети и очистные сооружения находились в пользовании ООО « <данные изъяты> » на основании заключенных договоров аренды.

Согласно выписки из Единого Государственного реестра юридического лица ООО « <данные изъяты>» образовано ДД.ММ.ГГГГ, основным видом деятельности предприятия является удаление сточных вод, отходов, сбор, очистка и распределение воды.

Эксплуатируя переданные в пользование канализационные сети и очистные сооружения, общество осуществляет деятельность по очистке сточных вод в г. Балашове.

ДД.ММ.ГГГГ в ООО «<данные изъяты>» для оказания услуг населению и юридическим лицам по очистке сточных вод по договорам субаренды от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и актам приема - передачи (прилагаются) был передан комплекс очистных сооружений.

Согласно пункту 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающего в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.

Пунктом 4 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно п. 3 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 года № 167 и действующих в редакции от 23 мая 2006 года, определено, что они не распространяются на отношения между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и гражданами, отношения между которыми регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307.

В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг (которым может выступать, в том числе, товарищество собственников жилья) по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Исходя из положений вышеназванных норм права, с учетом содержащегося в пункте 6 Правил № 307 понятия водоотведения, под которым понимается отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети, заместитель прокурора г. Балашова считает, что очистка сточных вод в качестве самостоятельной коммунальной услуги ни Жилищным кодексом Российской Федерации, ни Правилами № 307 не предусмотрена, и оснований для предъявления за нее отдельной платы не имеется.

Суд находит доводы необоснованными и не отвечающими требованиям закона.

Так, п. 8 ст. 2 ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» № 210 от 30 декабря 2004 года указывает на ценовые ставки, которые включают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, обеспечивающих производство товаров (оказание услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, без учета надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

На основании подпункта "а" пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в качестве абонента (потребителя), определяет ресурсоснабжающая организация на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы

Согласно пунктам 3 и 49 Правил в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 3 и подпунктами "а" - "г" пункта 49 Правил обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Согласно подпункту "г" пункта 49 Правил исполнитель коммунальных услуг обязан обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, как самостоятельно, так и с привлечением других лиц на основании возмездного договора.

В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Согласно п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

На основании действующего закона № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" постановлением администрации муниципального образования г. Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области № 28-п от 27 ноября 2009 года установлены тарифы на услуги по водоснабжению и очистке сточных вод для потребителей ООО " <данные изъяты> " с 1 января 2010 года.

Постановлением Правительства РФ № 520 от 14 июля 2008 года утверждены Основы ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, пункт 6 которого к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относит, как тарифы на холодную и горячую воду, так и тарифы на водоотведение и очистку сточных вод, а также утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.

Распоряжением Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Саратовской области № 603 от 30 ноября 2010 года ( с изменениями на основания распоряжения № 28-р от 1 февраля 2011 года) установлены тарифы в действие с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года на услуги водоснабжения и очистки сточных вод ООО " <данные изъяты> "

Из чего следует, что очистка сточных вод является одной из коммунальных услуг, предоставляемых гражданам.

Федеральной службой по тарифам, в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.10.2010г. № 1802-р "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2011 год", в том числе в Саратовской области, согласно Приложения.

В определении пункта 2 статьи 2 ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", которым система коммунальной инфраструктуры определена как совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов, линий электропередачи и иных объектов, используемых в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, не исключая при этом и отнесения к ним зданий, сооружений, а также иных объектов и входящего в их состав инженерного оборудования, предназначенных для функционирования жилищного фонда, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 7 Правил № 307, собственники помещений в многоквартирном доме (при непосредственном управлении) или собственники жилых домов в случае отсутствия у них договоров с лицом, одновременно отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем и за подачу коммунальных ресурсов, вправе заключить договоры ресурсоснабжения о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.

В случае, когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы (отношения ресурсоснабжения), ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг и несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе присоединения сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, к сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно пункту 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" потребителями услуг в сфере водоснабжения и водоотведения в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, которые приобретают указанные услуги для их предоставления лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме.

Как указывалось выше пункт 3 Правил № 307 определяет граждан (жителей домов) как потребителей коммунальных услуг, предоставляемых исполнителем (в данном случае управляющей компанией), приобретающей коммунальные ресурсы, используемые для предоставления коммунальных услуг.

Следовательно, потребителями граждане являются в отношениях с управляющей компанией.

В соответствии с подп. "в" п. 49 Правил № 307 для исполнения своих обязанностей, предусмотренных ст. 162 ЖК РФ, управляющая компания, должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные услуги, необходимые для предоставления населению.

Однако, каких- либо доказательств заместителем прокурора г. Балашова о заключении управляющими организациями договоров о приобретении коммунальных услуг для последующей подачи жильцам дома, а равно и водоотведению, очистки сточных вод, с поставщиком коммунальных ресурсов не представлено.

Анализируя нормы закона, суд считает, что к отношениям, возникшим между собственником и нанимателями жилых помещений и ресурсоснабжающей организацией ООО "<данные изъяты>", следовало применить нормы Гражданского кодекса РФ о договоре энергоснабжения.

Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии со ст. 540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

ООО « <данные изъяты> » оказывает услуги по очистке сточных вод, а МУП «<данные изъяты>» за отвод ( транспортировку) бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной канализационной сети.

И поскольку покупателем выступает непосредственно собственник ( наниматель) жилого помещения, следовательно, обязательства по оплате представленной энергии должен нести последний.

Передача гарантированному поставщику права на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию, газ, тепло, воду непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений означает передачу исполнителем коммунальных услуг принадлежащего ему права требований на основании обязательства собственников и нанимателей по уплате потребленной энергии, водоснабжения и водоотведения. Внесение платы за потребленное водоснабжение и водоотведение непосредственно на счет ресурсоснабжающей организации не нарушает прав и законных интересов собственников( нанимателей) жилых помещений, поскольку размер платы, сроки и порядок внесения за услугу не изменяется.

Право ресурсоснабжающей организации на получение платы за фактически предоставленные коммунальные услуги от собственников и нанимателей жилых помещений основано на положении ст. ст. 382, 384 и 544 ГК РФ.

Ссылка заместителя прокурора г. Балашова на отсутствие заключенных в письменной форме договоров на очистку сточных вод с населением, не могут быть приняты во внимание, и расценивает как неправильное толкование нормы материального права. Отсутствие договора не освобождает собственников и нанимателей жилых помещений от обязанности своевременно произвести оплату фактически принятых коммунальных ресурсов.

Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности,суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований заместителю прокурора г. Балашова.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора г. Балашова Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью « <данные изъяты> » о признании незаконными действий по начислению и взиманию платы за очистку сточных вод, отказать.

Решение может быть обжаловано в течении 10 дней в Саратовский областной суд со дня изготовления мотивированного решения с 26 апреля 2011 года, путем подачи жалобы через Балашовский районный суд.

Председательству С.Э. Тарараксина