признание права на приватизацию



Дело (1)/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 мая 2011 года                             город Балашов

Балашовский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Чередниковой И.Т., при секретаре ФИО6, с участием истцов ФИО3, ФИО4, представителя третьего лица Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «<данные изъяты>» по доверенности ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, ФИО4 к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, третьему лицу Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению «<данные изъяты>» Министерства обороны Российской Федерации о признании права на приватизацию и признании права собственности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3, ФИО4 обратились в суд к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, третьему лицу Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению «<данные изъяты>» Министерства обороны Российской Федерации с иском о признании права на приватизацию и признании права собственности, мотивируя требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 на основании ордера на семью из двух человек предоставлена по месту работы в ремстройгруппе <данные изъяты> района в порядке улучшения жилищных условий <адрес> по <адрес>, состоящая из одной комнаты, площадью 17,3 кв.м., находящаяся в собственности Российской Федерации и в оперативном управлении Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «<данные изъяты>» Министерства обороны Российской Федерации, в которую вселились и проживают. Истцы указывают, что на обращение к ответчику с заявлением о приватизации занимаемой жилой площади, отказано в связи с тем, что квартира является служебной и отчуждению не подлежит. Истцы считают, что спорные правоотношения возникли до вступления в силу Жилищного кодекса РФ и их жилищные правоотношения должны регулироваться Жилищным кодексом РСФСР, занимаемое жилое помещение в установленном законом порядке служебным не признавалось, предоставлялось в порядке улучшения жилищных условий, по очереди, договор найма служебного жилого помещения с ними не заключался, фактически жилое помещение предоставлялось на условиях социального найма. В связи с намерением воспользоваться правом на приватизацию занимаемого жилого помещения истцы обратились в суд за защитой нарушенных жилищных прав.

Истцы ФИО3, ФИО4 в судебном заседании на заявленных требованиях настаивают, выдвигая в обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении.

Ответчик Министерство обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил.

Ответчик Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, просил рассмотреть дело без участия представителя, в отзыве, поступившем посредствам факсимильной связи, указывает, что является ненадлежащим ответчиком на основании ст.4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» служебные жилые помещения приватизации не подлежат, и исключение служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда запрещено, приватизация служебного жилого помещения возможна по решению собственника (л.д.82).

Представитель третьего лица Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «<данные изъяты>» по доверенности ФИО7 возражала по заявленным требованиям и в удовлетворении просила отказать, пояснив, что спорное жилое помещение является служебным и относится к собственности Российской Федерации, находится на праве оперативного управления в ФГКЭУ «<данные изъяты>», в силу ст.4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» служебное жилое помещение приватизации не подлежит, и Министерство обороны РФ не принимало решение о передаче служебного жилья в собственность граждан.

Выслушав объяснения истцов, представителя третьего лица Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «<данные изъяты>» ФИО7, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Исходя из положения статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Согласно статье 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.

Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года № 42 предусмотрено, что к служебным жилым помещениям относятся отдельные квартиры. Не допускается выделение под служебное жилое помещение комнат в квартирах, в которых проживает несколько нанимателей и собственников жилых помещений. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами. Орган управления в срок, предусмотренный в пункте 13 настоящих Правил, принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.

В статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» указывается, что к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Жилищные отношения у истцов возникли в 1994 году до введения в действие с 1 января 2005 года Жилищного кодекса Российской Федерации, при вселении в жилое помещение на условиях улучшения жилищных условий.

В соответствии со статьей 43 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения. В случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, работникам медицинских, культурно-просветительных учреждений, предприятий общественного питания и других предприятий, учреждений, организаций, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилые помещения предоставляются предприятиями, учреждениями, организациями, коллективы которых они непосредственно обслуживают, наравне с рабочими и служащими этих предприятий, учреждений, организаций.

Статьями 51, 53 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер. Члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители.

Согласно статье 101 Жилищного кодекса РСФСР, действующей на день выдачи истцам ордера на право занять жилое помещение, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов (местной администрации).

Жилое помещение предоставлялось истцам непосредственно по основаниям улучшения жилищных условий, без соблюдения условий, указанных в законе при предоставлении служебного жилого помещения.

При этом статья 102 Жилищного кодекса РСФСР предусматривала перечень категорий работников, которым могут быть предоставлены служебные помещения, установленный законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР.

В толковании постановления Пленума Верховного Суда РСФСР «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР» № 5 от 26.12.1984 года (в редакции от 10.10.2001 года) помещения в домах государственного, муниципального жилищного фонда считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных.

По правилам статьи 105 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации предприятия, учреждения, в ведении которых находились эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдавался ордер на служебное жилое помещение.

Требования статьи 106 Жилищного кодекса РСФСР предусматривали, что с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключался письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлялось это помещение.

Материалами дела установлено, что при предоставлении спорного жилого помещения одному из истцов, на семью из двух человек, предоставлялось жилое помещение, не обладающее статусом служебного, решение исполнительного комитета соответствующего местного Совета народных депутатов о присвоении жилому помещению статуса служебного не принималось. Договор о найме служебного жилого помещения с истцами не заключался.

Ответчиками не представлены доказательства о заключении с истцами договора найма служебного жилого помещения и о присвоении жилому помещению, в котором проживают истцы, статуса служебного жилого помещения.

В соответствии с частью 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

На основании статей 2, 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях, служебные жилые помещения и другие помещения, указанные в статье 4 настоящего Закона.

Исходя из п. 4 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации общая собственность возникает при поступлении в собственность двух лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи).

В соответствии со статьями 7, 8, 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на бесплатную приватизацию жилого помещения один раз. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов о приватизации жилья вправе обратиться в суд за защитой нарушенного права.

Из материалов дела видно, что занимаемое истцами жилое помещение располагается в многоквартирном доме, находящемся в государственной собственности, переданном в оперативное управление. Занимаемое жилое помещение предоставлялось истцам государственным учреждением, в период действия ранее действовавшего жилищного законодательства, что не оспаривается ответчиками. Жилое помещение, о котором возник спор, не обладает статусом служебного жилого помещения и не соответствует специальному правовому режиму служебного жилого помещения. Ответчиками не представлены допустимые доказательства об отнесении занимаемого истцами жилого помещения к специализированному фонду, в том числе, обладающего статусом служебного, соответственно, к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по условиям договора социального найма. Правом на приватизацию жилого помещения истцы не пользовались. Занимаемое жилое помещение используется истцами по назначению в равных долях, о чем между членами семьи достигнуто соглашение об определении размера долей.

Изложенные обстоятельства подтверждаются талоном к ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, выданным ФИО3 с семьей, состоящей из 2 человек (жена ФИО4), на право занятия одной комнаты площадью 17,11 кв.м., в <адрес> по <адрес> (л.д.22).

Лицевым счетом квартиросъемщика ФИО3 по адресу: <адрес> <адрес>», <адрес>, состав семьи: жена-ФИО4 (л.д.7).

Заявлением ФИО3 как нанимателя <адрес> в Министерство обороны РФ Департамент имущественных отношений, Министерство обороны РФ Департамент жилищного обеспечения о разрешении приватизировать занимаемое жилое помещение, отправленным адресатам ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23,24).

Справкой общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты> » от ДД.ММ.ГГГГ, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированы по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25).

Техническим паспортом на помещение- квартиру, изготовленным ДД.ММ.ГГГГ Балашовским отделением Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ», что общая площадь <адрес> составляет 33,0 кв.м., в том числе жилая 17,3 кв.м. (л.д.26-27).

Справками Балашовского отделения Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ №№ , что ФИО3, ФИО4 не числятся собственниками объектов недвижимости, расположенных на территории Балашовского района (л.д.28, 29).

Сообщением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Балашовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, что ФИО3, ФИО4, зарегистрированные по адресу: <адрес>, не участвовали в приватизации на территории города Балашова и Балашовского района Саратовской области (л.д.32).

Уведомлениями Балашовского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ , , что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права ФИО4, ФИО3 не зарегистрированы (л.д.30, 31).

Свидетельством о заключении брака между ФИО3 и ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ, о чем в книге регистрации актов о заключении брака ДД.ММ.ГГГГ произведена запись за , после заключения брака жене присвоена фамилия ФИО3 (л.д.33).

Сообщением руководителя Департамента имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, что обращение о приватизации квартиры направлено в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ (л.д.54).

Уставом Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «<данные изъяты>», утвержденного Приказом командующего войсками Приволжско - Уральского военного округа от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.56-67).

Свидетельством серии о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ за государственным регистрационным номером (л.д.70).

Распоряжением руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении имущества на праве оперативного управления за <данные изъяты>) с перечнем основных средств федерального имущества <данные изъяты>), в том числе однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.72-75).

Выпиской из реестра федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ о том, что однокомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, внесенная в реестр федерального имущества, находящееся в оперативном управлении Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения « <данные изъяты>», является федеральной собственностью (л.д.76).

В соответствии с требованиями части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказательств те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Исследованными доказательствами опровергаются доводы возражений третьего лица Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «<данные изъяты>» Министерства обороны РФ, что занимаемое истцами жилое помещение, о котором возник спор, обладает статусом специализированного жилого помещения и в установленном законом порядке признавалось служебным жилым помещением.

Собственником жилого помещения решение об отнесении спорного жилого помещения к специализированному фонду, в том числе заключения с истцами договора найма служебного жилого помещения, которые имеют существенное значение для рассмотрения возникшего спора, таких доказательств в суд не представлено.

Исходя из статьи 1 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрена бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

При установленных обстоятельствах истцы проживают и используют по назначению занимаемое жилое помещение, находящееся в собственности государственного жилищного фонда. Истцы являются гражданами Российской Федерации, ранее правом на приватизацию не пользовались и обладают правом на бесплатную передачу в общую долевую собственность занимаемого жилого помещения, предоставленного на условиях социального найма в период действия ранее действовавшего на момент возникновения жилищных правоотношений жилищного законодательства. Представленные истцами допустимые доказательства подтверждают вселение на законных основаниях и проживание в жилом помещении, предоставленном на условиях социального найма, за которое производят оплату коммунальных услуг. Истцы проживают совместно, являются членами семьи и обладают равными правами на бесплатную передачу с правом общей долевой собственности в равных долях каждому.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить иск ФИО3, ФИО4 к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, третьему лицу Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению «<данные изъяты>» Министерства обороны Российской Федерации о признании права на приватизацию и признании права собственности,

Признать за ФИО3, ФИО4 право на приватизацию <адрес>, общей площадью 33,0 кв.м., в том числе жилой 17,3 кв.м.

Признать за ФИО3, ФИО4 право общей долевой собственности по 1/2 доли за каждым на однокомнатную квартиру, общей площадью 33,0 кв.м., в том числе жилой 17,3 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Саратовский областной суд через Балашовский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме (24 мая 2011 года).

Председательствующий                                          И.Т. Чередникова