Дело №(1)/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 мая 2011 года город Балашов Балашовский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Чередниковой И.Т., при секретаре ФИО4, с участием истца ФИО1, представителя третьего лица Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «<данные изъяты>» по доверенности ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, третьему лицу Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению «<данные изъяты> Министерства обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратился в суд к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, третьему лицу Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению «<данные изъяты>» Министерства обороны Российской Федерации с иском о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, мотивируя требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ по месту работы газосварщиком <данные изъяты> района в порядке очередности на основании ордера № предоставлена <адрес>, общей площадью 41,8 кв.м., находящаяся в собственности Российской Федерации, переданная в оперативное управление Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению «<данные изъяты>» Министерства обороны Российской Федерации, в которую вселился и проживает. Истец указывает, что в силу ст.5 Федерального закона РФ от 29.12.2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые могут возникнуть после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом, и спорные правоотношения по вселению в жилое помещение возникли в 2004 году, в период действия ЖК РСФСР и регулируются Жилищным кодексом РСФСР. Истец указывает, что по действовавшему до 01 марта 2005 года жилищному законодательству, основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленный формы ордер, квартира которую занимает, в установленном законом порядке не признавалось служебной, предоставлена в порядке улучшения жилищных условий, договор найма служебного жилого помещения не заключался, жилое помещение предоставлялось на условиях социального найма. За защитой нарушенных жилищных прав наниматель обратился в суд к собственнику жилого помещения. Истец ФИО1 в судебном заседании на заявленных требованиях настаивает, выдвигая в обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении. Ответчик Министерство обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил. Ответчик Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело без их участия, в поступившем посредством факсимильной связи отзыве указывает, что является ненадлежащим ответчиком, на основании ст.4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» служебные жилые помещения приватизации не подлежат, и исключение служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда запрещено, приватизация служебного жилого помещения возможна по решению собственника (л.д.63). Представитель третьего лица Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «<данные изъяты>» по доверенности ФИО5 возражает по заявленным требованиям и просит отказать в удовлетворении, считает, что спорное жилое помещение является служебным, которое относится к собственности Российской Федерации и находится на праве оперативного управления в ФГКЭУ «<данные изъяты>», договор социального найма не может быть заключен. Выслушав объяснения истца, представителя третьего лица Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «<данные изъяты> ФИО5, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Исходя из положения статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Согласно статье 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года № 42 предусмотрено, что к служебным жилым помещениям относятся отдельные квартиры. Не допускается выделение под служебное жилое помещение комнат в квартирах, в которых проживает несколько нанимателей и собственников жилых помещений. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами. Орган управления в срок, предусмотренный в пункте 13 настоящих Правил, принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами. Статья 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» гласит, что к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Жилищные права на занимаемое жилое помещение возникли в 2004 году при вселении в порядке улучшения жилищных условий на условиях социального найма. В соответствии со статьей 43 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения предоставлялись гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения. В случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, работникам медицинских, культурно-просветительных учреждений, предприятий общественного питания и других предприятий, учреждений, организаций, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилые помещения предоставлялись предприятиями, учреждениями, организациями, коллективы которых они непосредственно обслуживают, наравне с рабочими и служащими этих предприятий, учреждений, организаций. Статьями 51, 53 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключался в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер. По статьям 47, 105 Жилищного кодекса РСФСР ордер на жилое помещение являлся основанием для вселения в жилое помещение. На основании статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на день выдачи ФИО1 ордера на право занятия жилого помещения, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов (местной администрации). Жилое помещение предоставлялось истцу непосредственно в связи с улучшением жилищных условий, без соблюдения условий, указанных в законе при предоставлении служебного жилого помещения. При этом статья 102 Жилищного кодекса РСФСР предусматривала перечень категорий работников, которым могут быть предоставлены служебные помещения, устанавливается законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР. В толковании постановления Пленума Верховного Суда РСФСР «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР» № 5 от 26.12.1984 года (в редакции от 10.10.2001 года) помещения в домах государственного, муниципального жилищного фонда считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных. По правилам статьи 105 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации предприятия, учреждения, в ведении которых находились эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдавался ордер на служебное жилое помещение. Требования статьи 106 Жилищного кодекса РСФСР предусматривали, что с гражданином, на имя которого выдавался ордер на служебное жилое помещение, заключался письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлялось это помещение. Материалами дела установлено, что жилое помещение истцу предоставлялось без установления статуса служебного, решением исполнительного комитета соответствующего местного Совета народных депутатов не присваивался жилому помещению статус служебного. Договор о найме служебного жилого помещения с истцом не заключался. Ответчиками не представлены доказательства о заключении с истцом договора о найме служебного жилого помещения и присвоения статуса служебного жилого помещения, соответственно не может применяться правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставляемых по условиям договора социального найма. Изложенные обстоятельства подтверждаются талоном к ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным ФИО1 на право занятия двух комнат площадью 24,0/41,8 кв.м., в <адрес> (л.д.11). Лицевым счетом квартиросъемщика ФИО1 по адресу: <адрес> (л.д.6). Справкой общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты> №» № от ДД.ММ.ГГГГ, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. значится зарегистрированным по адресу: <адрес> (л.д.12). Справкой Балашовского отделения Саратовского филиала ФГУП «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ №, что ФИО1 не числится собственником объектов недвижимости, расположенных на территории Балашовского района (л.д.13). Уведомлением Балашовского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ №, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права ФИО1 не зарегистрированы (л.д.14). Уставом Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «<данные изъяты>», утвержденного Приказом командующего войсками Приволжско - Уральского военного округа № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36-47). Свидетельством серии № № о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ за государственным регистрационным номером № (л.д.50). Выпиской из реестра федерального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, внесенная в реестр федерального имущества, находящееся в оперативном управлении Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «<данные изъяты>», является федеральной собственностью (л.д.52). Распоряжением руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении имущества на праве оперативного управления за <данные изъяты>) с перечнем основных средств федерального имущества <данные изъяты>), в том числе однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.53-56). Сообщением руководителя Департамента имущественных отношений № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, что обращение направлено в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ (л.д.58). В соответствии с требованиями части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказательств те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Исследованными документами опровергаются доводы возражений третьего лица Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «<данные изъяты> Министерства обороны РФ, что занимаемое истцом жилое помещение обладает статусом специализированного жилого помещения и в установленном законом порядке признано служебным жилым помещением. Собственником жилого помещения доказательств о наличии решения об отнесении спорного жилого помещения к специализированному фонду, в том числе о заключении с истцом договора найма служебного жилого помещения, которые имеют существенное значение для рассмотрения возникшего спора, в суд не представлено. При установленных обстоятельствах истец проживает и использует по назначению занимаемое жилое помещение, находящееся в собственности государственного жилищного фонда, предоставленное на условиях социального найма в период действия ранее действующего жилищного законодательства, на момент возникновения жилищных правоотношений. Представленные истцом допустимые доказательства подтверждают вселение и проживание в жилом помещении на условиях социального найма, за которое производит ежемесячно оплату коммунальных услуг. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Удовлетворить иск ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, третьему лицу Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению «<данные изъяты>» Министерства обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма. Признать за ФИО1 право социального найма на пользование жилым помещением <адрес>, общей площадью 41,8 кв.м., в том числе жилой 24,0 кв.м. На решение может быть подана кассационная жалоба в Саратовский областной суд через Балашовский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме (24 мая 2011 года). Председательствующий И.Т. Чередникова