о признании решения незаконным и оязании провести начисление мер социальной поддержки



№ 2- 313(1)/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 мая 2011 года                                                                                        г. Балашов              

Балашовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Климовой С.В.

при секретаре ФИО3

с участием прокурора ФИО4, истца ФИО1, представителей государственного учреждения «Управление социальной поддержки населения Балашовского района» по доверенностям ФИО5 и ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Балашова в интересах ФИО1 к государственному учреждению «Управление социальной поддержки населения Балашовского района» о признании решения незаконным и обязании произвести начисление мер социальной поддержки «Ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»,-

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора города Балашова в интересах ФИО1 обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконным решение начальника государственного учреждения «Управление социальной поддержки населения Балашовского района» (далее по тексту ГУ «УСПН Балашовского района») от *** о прекращении назначения ежемесячной денежной выплаты ФИО1 на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обязать ГУ «УСПН Балашовского района» производить начисление мер социальной поддержки «Ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» в соответствии со ст. 2 Закона Саратовской области от 26 ноября 2009 года № 174-ЗСО «О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области», а именно в размере 50 % от стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи.

В обоснование заявленных требований указывая на то, что в результате проведенной проверки обоснованности уменьшения ГУ «УСПН Балашовского района» ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выявлены нарушения требований действующего законодательства, выразившиеся в неполучении ФИО1 ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 % от стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи. Поскольку прекращение данной выплаты является необоснованным и нарушает конституционные права ФИО1 на получение меры социальной поддержки, заместитель прокурора вынужден обратиться в суд с настоящим исковым заявлением.

В судебном заседании помощник прокурора г. Балашова ФИО4 исковые требования поддержал в полном объеме, полагая, что иск основан на законе и доказательствах.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.

Представители государственного учреждения «Управление социальной поддержки населения Балашовского района» по доверенностям ФИО5 и ФИО6 в судебном заседании просили в удовлетворении заявленных исковых требованиях отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что ФИО1 имеет статус гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом. С января 2010 года выплата ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначена и выплачена по данным организаций, предоставлявших меры социальной поддержки в натуральной форме. В связи с предоставлением ФИО1 документов в сентябре 2010 года, ему был сделан перерасчет, поскольку он обладает правом собственности на жилое помещение, находящееся по адресу: *** на основании договора купли-продажи, однако им не приватизирована. В соответствии со ст. 17 Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), то есть иные условия предоставления мер социальной поддержки. Таким образом, законодатель указывает на взаимосвязь между видом жилищного фонда и правом на получение мер социальной поддержки.

Выслушав мнение сторон, проверив материалы гражданского дела, суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы человека и гражданина.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N 1244-1 регулирует отношения, связанные с защитой прав и интересов граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.

Согласно п. 3 ст. 14 названного Закона (в действующей редакции) указанным гражданам гарантирована оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.

Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.

При этом собственник жилого помещения в многоквартирном доме несет также бремя содержания общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме. Собственник жилого помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. Если собственники помещений в многоквартирном доме не приняли на общем собрании решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение к новому собственнику переходит обязательство по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома.

В силу ч 13 ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ (в действующей редакции) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).

Таким образом, указанным законом льгота по оплате за содержание и ремонт жилья предусмотрена только в домах государственного или муниципального жилищного фонда.

Понятие жилищного фонда и его видов приведено в Жилищном кодексе РФ. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на: 1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; 2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); 3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Согласно п. 1 ст. 2 Закона Саратовской области от 26 ноября 2009 года № 174-ЗСО «О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области» ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан устанавливается в процентном соотношении от стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина, установленных органом исполнительной власти области в сфере государственного регулирования тарифов: для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и совместно проживающих с ними членов их семей, имеющих право на аналогичные меры социальной поддержки, - 50 процентов; для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, и совместно проживающих с ними членов их семей, имеющих право на аналогичные меры социальной поддержки, - 10 процентов; для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, - 40 процентов.

Согласно договору купли-продажи от *** ФИО1 на праве собственности принадлежит ***, расположенная по адресу: ***, в которой вместе с ним проживают и зарегистрированы ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11

ФИО1 относится к категории граждан, перенесших лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, и является инвалидом 2 группы инвалидности бессрочно, что подтверждается копией удостоверения *** от *** и копией справки Сер. МСЭ 007 *** от ***, выданной руководителем учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы.

Согласно протоколу ГУ «Управление социальной поддержки населения Балашовского района» от *** ФИО1 назначена мера социальной поддержки с *** в размере 1379,81 руб.

Распоряжением начальника ГУ «УСПН Балашовского района» от *** ФИО1 назначена мера социальной поддержки в сумме 1386,32 руб. с *** по ***, и 725,21 руб. с ***.

В соответствии с п. 16 Постановления Правительства Саратовской области от 30 декабря 2009 года № 675-П "Об утверждении Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" гражданам, которым до 1 января 2010 года предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с января по декабрь включительно 2010 года назначается и выплачивается без представления заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящего Положения. Ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 1 января 2011 года производится гражданам на основании документов, указанных в пункте 5 настоящего Положения.

Таким образом, с *** ФИО1 назначена и выплачена ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по данным организации, предоставлявшей меры социальной поддержки.

*** ФИО1 обратился в ГУ «УСПН Балашовского района» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, также представил документы согласно пункту 5 указанного выше Положения, однако ему на основании решения директора ГУ «Управление социальной поддержки населения Балашовского района» от *** было прекращено назначение меры социальной поддержки с *** в сумме 725,22 руб.

С *** ФИО1 пересчитана мера социальной поддержки в сумме 616,14 руб., что подтверждается копией распоряжения руководителя ГУ «УСПН ***» о перерасчете назначения ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от ***.

Из представленного договора-купли-продажи квартиры от *** усматривается, что ***, расположенная по адресу: ***, принадлежала ФИО2 на праве собственности на основании договора *** на приватизацию жилого помещения от ***.

Поскольку в данном случае занимаемая истцом квартира принадлежит ему на праве собственности, то есть относится к частному жилищному фонду, как указано выше, ФИО1 права на предоставление 50-процентной скидки на оплату жилого помещения не имеет.

К тому же полномочия по предоставлению таких льгот Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации на основании ст. 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ. Данным же законом скидка на оплату жилья установлено только для жилья, относящегося к государственному или муниципальному жилищным фондам. Иного законодательными актами Саратовской области также не установлено.

Поскольку ФИО1 проживает со своей семьей в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности на основании договора купли-продажи, с учетом правил п. 3 ст. 14 Закона РФ № 1244-1, предусматривающей льготу по оплате 50 % занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях, суд приходит к выводу о не применении льготы по оплате за жилое помещение.

В судебном заседании стороны подтвердили, что ФИО1 начисление и оплата коммунальных услуг производится в размере 50% от стандартов стоимости жилищно- коммунальных услуг на одного члена семьи.

Оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объёме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора города Балашова в интересах ФИО1 о признании решения незаконным и обязании произвести начисление мер социальной поддержки «Ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Балашовский районный суд со дня изготовления мотивированного решения (06 июня 2011 года).

Председательствующий                                                               С.В. Климова