о признании права на приватизацию и право собственности



2-324(1)/2011                                                         

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 мая 2011 года                                                                                            город Балашов                                                                                                  

Балашовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Ерохиной И.В.

при секретаре ФИО3,

представителя третьего лица федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «206 квартирно-эксплуатационная часть района» ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации о признании договора найма служебного помещения недействительным, признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, признании права на приватизацию и признании права общей долевой собственности,-

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2 обратились с иском, в котором просят признать недействительным договор найма служебного помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФГКУ «206 КЭЧ района» в лице начальника ФИО5 и ФИО1, признать за ФИО1 и ФИО2 право пользования квартирой, расположенной по адресу: <адрес>-А, <адрес>, на условиях социального найма, а также признать за ними право на приватизацию и право общей долевой собственности в равных долях на вышеуказанную квартиру. В обоснование иска указали, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 по месту работы в 206 КЭЧ района на основании договора найма служебного помещения на семью из двух человек была предоставлена спорная квартира, состоящая из двух комнат общей площадью 33, 16 кв.м., в том числе жилой 23, 6 кв. м., после проведения технической инвентаризации общая площадь квартиры была уточнена и составляет 54, 9 кв. м. Приняв решение о приватизации занимаемого жилья, в соответствии с действующим законодательством, обратились в ФГКЭУ «206 КЭЧ района», в чем им было отказано, поскольку квартира значится служебной и отчуждению не подлежит. Истцы считают, что нарушены их жилищные права, так как данная жилая площадь в установленном законом порядке не признавалась служебной, была предоставлена в порядке очередности. Сам факт заключения договора найма служебного помещения не может служить основанием к отказу в приватизации, поскольку спорная квартира фактически была предоставлена на условиях социального найма, процедура по присвоению статуса служебного жилья квартиры, по поводу которой возник спор, не была соблюдена.

Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме, выдвигая вышеуказанные доводы, полагая, что иск основан на законе и доказательствах.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело без ее участия, на исковых требованиях настаивает, не возражала против вынесения решения в соответствии с действующим законодательством.

Ответчики Министерство обороны РФ, Департамент имущественных отношений Министерств обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, каких-либо возражений на иск суду не представили.

В судебном заседании представитель третьего лица федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «206 квартирно-эксплуатационная часть района» по доверенности ФИО4 в удовлетворении требований истцов просила отказать и пояснила, что спорное жилое помещение находится в оперативном управлении ФГКЭУ «206 КЭЧ района», является федеральной собственностью РФ, внесено в реестр федерального имущества. Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р спорная квартира не передана в муниципальную собственность. Данное жилое помещение является служебным, в связи с чем в силу ст. 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежит приватизации. Собственником не принималось решение о передаче данной служебной квартиры в чью-либо собственность. При представлении служебного жилья ФИО1 были соблюдены все требования действующего жилищного законодательства.

Суд, выслушав истца, представителя ФГКУ «206 КЭЧ района», исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время состоит в трудовых отношениях с 206 Квартирно-эксплуатационной частью (района) в должности водителя третьего класса (трудовая книжка на имя ФИО1).

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением администрации Балашовского муниципального района <адрес> ФИО1 и ФИО2 приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с учетом состава его семьи по договору найма служебного помещения для временного проживания в связи с работой в ФГКУ предоставлена двухкомнатная <адрес>А по <адрес> в <адрес>.

Указанное жилое помещение является федеральной собственностью (выписка из реестра федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ ), распоряжением территориального управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за -р квартира закреплена по перечню основных средств федерального имущества за 206 Квартирно-эксплуатационной части (района) на праве оперативного управления.

Двухкомнатная <адрес>-А по <адрес> в <адрес>, как следует из технического паспорта, изготовленного ДД.ММ.ГГГГ, имеет общую площадь 54, 9 кв. м, в том числе жилую 23, 6 кв. м.

Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 90 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 42. Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.

В соответствии с положениями ст. 92 ЖК РФ, Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 42, настоящий вопрос в соответствии с Постановлением Правительства РФот ДД.ММ.ГГГГ N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» относится к компетенции органа, осуществляющего управление государственным имуществом в Министерстве обороны РФ - Управлению по реализации жилищных программ Минобороны РФ (УРЖП МО РФ).

В Указании Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ определен «Порядок включения жилого помещения в специализированны жилищный фонд и исключения жилого помещения из указанного фонда». Согласно данному Указанию в случае отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду Заявитель (КЭЧ района) представляет на согласование соответствующему начальнику строительства, инженерно-технического обеспечения и расквартирования видов (родов войск) Вооруженных Сил Российской Федерации, квартирно-эксплуатационного управления военного округа, главного или центрального управления Министерства обороны Российской Федерации, заявление о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд. После согласования, указанное заявление представляется в УРЖП МО РФ для принятия решения. Решение, утвержденное начальником УРЖП МО РФ, направляется Заявителю и в копии начальнику, согласовавшему заявление о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд Министерства обороны Российской Федерации, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения. Информацию о принятом решении Заявитель направляет в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним установленным порядком.

Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда.

В своих возражениях представитель ФГКУ «206 КЭЧ района» указывая, что спорная квартира отнесена к категории специализированного жилья, а именно является служебной, не представила доказательств, что она признана таковой в установленном законом порядке.

В связи с изложенным, доводы истцов о несоблюдении процедуры присвоения жилому помещению статуса «служебное» ничем не опровергнуты, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что ФГКУ «206 КЭЧ района» необоснованно отнесла спорную квартиру к категории служебного жилого помещения.

Поскольку договор найма служебного жилого помещения заключен с нарушением вышеуказанных требований о признании жилого помещения служебным, то в соответствии с положениями ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации данный договор признается ничтожным.

Установленные в судебном заседании обстоятельства дела на основании исследованных доказательствах свидетельствуют об отсутствии факта заключения между сторонами рассматриваемого гражданского спора соглашения в предоставлении, пользовании жилым помещением на условиях ограничения жилищных прав истцов, не имеется правовых оснований на момент рассмотрения дела отнесения спорной жилой площади к специализированной. Такие обстоятельства дела приводят суд к выводу, что вселение и пользование семьёй ФИО1 спорным жилым помещением имело место по договору социального найма в порядке очередности.

Таким образом, на момент предоставления жилого помещения оно в число служебных включено в установленном законом порядке не было, заключение договора найма служебного жилого помещения не имело, а изменение статуса жилого помещения ущемило право истцов на приватизацию занимаемой квартиры, предусмотренное Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

По справке «Управляющей компании Домоуправление » от ДД.ММ.ГГГГ и копии лицевого счета в <адрес>-А по <адрес> в <адрес> проживают квартиросъемщик ФИО1 и его супруга ФИО2

В сообщении начальника ФГКУ «206 КЭЧ района» ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ указано на невозможность передачи в частную собственность занимаемого ФИО2 жилого помещения в виду того, что оно является служебным и отчуждению в соответствии с п. 3 ст. 92 Жилищного кодекса РФ не подлежит.

В соответствии со ст.ст. 1,2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ (с последующими изменениями и дополнениями) приватизация жилья - бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане РФ, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору социального найма вправе с согласия всех совместно проживающих приобрести эти помещения в собственность.

Целью этого Закона, как указано в части 2 его преамбулы, является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Рассматривая возникший спор, суд учитывает положение статьи 19 Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед судом и законом вне зависимости от каких-либо обстоятельств и считает, что право на бесплатную приватизацию занимаемых гражданами жилых помещений должно быть представлено в равной мере всем нанимателям и членам их семей.

При отсутствии добровольного разрешения данного спора с собственником во внесудебном порядке, нарушенное право истцов на приватизацию и право собственности на спорное жилое помещение, которым последние пользовались на условиях социального найма, восстанавливается судом. Ранее правом на приватизацию истцы не воспользовались.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1, ФИО2 к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации о признании договора найма служебного помещения недействительным, признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, признании права на приватизацию и признании права общей долевой собственности удовлетворить в полном объёме.

Признать недействительным договор найма служебного помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Федеральным государственным квартирно-эксплуатационным учреждением «206 квартирно-эксплуатационная часть района» в лице начальника ФИО5 и ФИО1.

Признать за ФИО1 и ФИО2 право пользования квартирой, расположенной по адресу: <адрес>А, <адрес>, на условиях социального найма.

Признать за ФИО1 и ФИО2 право на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>А, <адрес>.

Признать за ФИО1 и ФИО2 право общей долевой собственности в равных долях (по 1/2 доли каждому) на жилое помещение- <адрес> общей площадью 54,9 кв.м., в том числе жилой 23,6 кв. м., расположенную по адресу: <адрес>А, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня оглашения путем подачи жалобы через Балашовский районный суд.

Председательствующий                                                                И.В.Ерохина