о признании незаконным бездействия органа местного самоупраления



2-556(1)/2011

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 сентября 2011 года         г. Балашов

Балашовский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Тарараксиной С.Э.,

при секретаре ФИО1

с участием старшего помощника прокурора <адрес> Изотова П.В.

представителя администрации муниципального образования <адрес> ФИО4, ФИО3

представителя УВД Балашовского муниципального района ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора <адрес> (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления, обязании организовать проведение ремонтных работ,

установил:

Первый заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования <адрес> ( далее по тексту МО <адрес>) по реализации полномочий по решению вопросов местного значения, касающихся осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения, и возложении обязанности на администрацию МО <адрес> организовать проведение ремонтных работ автомобильных дорог <адрес>, указывая на то, что в нарушение Федеральных законов «О безопасности дорожного движения», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», администрация МО <адрес> уклоняется от исполнения обязанности по содержанию дорог <адрес>. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. По результатам комплексных проверок участков дороги <адрес>, соответственно <адрес>, <адрес>, <адрес>, проводимых прокуратурой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ с участием инспектора дорожного надзора отделения ГИБДДД УВД по Балашовскому муниципальному району, главного специалиста отдела ЖКХ администрации МО <адрес>, установлено нарушение предельных размеров выбоин, просадок, что препятствует безопасному движению автотранспорта по вышеуказанным дорогам и нарушает требование ГОСТ Р « Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», при котором срок ликвидации не должен превышать 10 суток. Бездействие администрации МО <адрес> по исполнению требований законодательства ставит под угрозу жизнь и здоровье участников дорожного движения, нарушая их права на безопасные условия движения по дорогам. В связи с тем, что невыполнением администрацией МО <адрес> требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, первый заместитель прокурора <адрес> вынужден обратиться в суд с данным иском в порядке ст. 45 ГПК РФ.

Старший помощник прокурора <адрес> ФИО2 в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объёме, выдвигая в их обоснование те же доводы. Отказался от заявленных требований в части возложения обязанности на администрацию МО <адрес> организовать проведение ремонтных работ автомобильных дорог <адрес>, с учетом добровольно выполненных работ, о чем представлено заявление и.о. прокурора <адрес>.

Представитель администрации муниципального образования <адрес> ФИО3, ФИО4 исковые требования не признали. Пояснили, что администрацией МО <адрес> в 1,2 и 3 квартале были заключены муниципальные контракты с МУП « Благоустройство и озеленение » по содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах муниципального образования <адрес>, таким образом исполняя требования Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» не бездействует, принимает все меры для безопасного движения на автомобильных дорогах. ФИО3 дополнила, что во исполнение требований ГОСТ Р « Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» выявленные в ходе прокурорской проверки выбоины на отдельных участках дорог были устранены, о чем составлены акты ДД.ММ.ГГГГ. Просила в удовлетворении требований отказать.

Представитель УВД Балашовского муниципального района ФИО5 в судебном заседании не возражал против заявленных требований прокурора, и полагая, что требования основаны на законе.

Определением Балашовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования первого заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц в части возложения обязанности на администрацию муниципального образования <адрес> организовать проведение ремонтных работ на автомобильных дорогах, прекращены в виду отказа от иска.

Выслушав стороны, проверив материалы гражданского дала, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Статьей 12 вышеуказанного закона № 196-ФЗ, а так же п.п. 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возложена на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

При этом в силу п. 6 ст. 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог являются дорожной деятельностью. Часть 3 ст. 15 данного Закона устанавливает, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Дороги <адрес>, в соответствии с ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2003 года № 131-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», являются собственностью муниципального образования <адрес>. В связи с чем, на администрацию муниципального образования <адрес> возложена обязанность по содержанию дорог <адрес> в соответствии с законодательством РФ, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения.

В соответствии с п. 3.1.2 Государственного стандарта РФ ГОСТ 50597 -93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» от 11.10.1993г. предельные размеры отдельных просадок и выбоин не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см.

Судом, бесспорно, установлено, что в ходе проведенной контрольной проверки уличной дорожной сети <адрес>, установлено неудовлетворительное состояние дорог, находящихся в ведении Администрации МО <адрес>, требующих капитального ремонта, что подтверждено актом обследования. В то же время ремонт улиц <адрес>, <адрес>, <адрес> не произведен, что не обеспечивает безопасность дорожного движения, ставя под угрозу жизнь, здоровье, имущество граждан и юридических лиц, несмотря на то, что дорожная деятельность в отношении дорог местного значения относится именно к компетенции органов местного самоуправления, в связи с чем, бездействие в виде не осуществления ремонта дорожного покрытия указанных дорог является незаконным.

Согласно ст. 30 Устава Муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> администрация муниципального образования - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения.

Из смысла ст. 2 Устава муниципального образования <адрес> к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством.

Возражая против требований первого заместителя прокурора <адрес> представитель администрации ФИО3 указала на наличие заключенных администрацией МО <адрес> с МУП « Благоустройство и озеленение » в 1, 2 и 3 квартале муниципальных контрактов по содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах муниципального образования <адрес>, что снимает ответственность администрации МО <адрес> за бездействие в исполнение требований законодательства ФЗ "О безопасности дорожного движения" и ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления".

С данными доводами, суд согласиться не может, поскольку противоречат исследованными судом муниципальными контрактами, соответственно за 1, 2 и 3 квартал 2011 года, из которых, согласно технического задания по выполнению работ по текущему содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах муниципального образования <адрес> в рамках благоустройства, не следует принятых на себя обязательств МУП « Благоустройство и озеленение » в части производства текущего ремонта дорожного покрытия автомобильных дорог, в том числе указанных в актах улиц.

Анализируя собранные по делу доказательства, в их совокупности, учитывая требования статьи 24 Закона «О безопасности дорожного движения», которой закреплены права граждан на безопасные условия передвижения по дорогам Российской Федерации путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения, суд принимает решение об удовлетворении требований первого заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ.

решил:

Заявление первого заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО <адрес> о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес> по реализации полномочий по решению вопросов местного значения, касающихся осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения с 12 сентября 2011 года, путем подачи жалобы через Балашовский районный суд Саратовской области.

Председательствующий      С.Э. Тарараксина