отказ в признании права на досрочное назначение пенсии



Дело (1)/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 ноября 2011 года                                                                               город Балашов

Балашовский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Чередниковой И.Т., при секретаре ФИО3, с участием истца ФИО2, представителя истца по доверенности ФИО4, представителей ответчика ФИО5, ФИО6, рассмотрев гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балашовском районе Саратовской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,

установил:

ФИО2 обратился в суд с вышеуказанным иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балашовском районе Саратовской области, обосновывая требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, в удовлетворении которого решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, с указанием зачтенного <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по нормам пп.19 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», исчисленной по постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 и с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П., с исключением из специального стажа периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога дополнительного образования муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «<данные изъяты> <данные изъяты>», и прохождения службы в Вооруженных Силах СССР по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Истец считает принятое пенсионным органом решение незаконным, поскольку на дату обращения имеет специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, который составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, и при прохождении срочной службы по призыву действовало Постановление Совета Министров СССР № 1397 от 17 декабря 1959 года об утверждении Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения, где в пп. «г» п.1 содержалось, что учителям служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывается в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П определено, что переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не должен приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан и не должен препятствовать осуществлению оценки приобретенных до 01.01.2002 года прав по нормам ранее действующего законодательства. Истец также считает, что период работы в должности педагога дополнительного образования подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку на дату обращения за назначением пенсии выработал не менее 2/3 стажа (не менее 16 лет 8 месяцев), требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, учебная нагрузка в должности педагога дополнительного образования составляла 20-24 часа, характер работы соответствует работе учителя общеобразовательных учреждений в соответствии с нагрузкой по утвержденным тарификационным спискам. ФИО2 считает, что при обращении в пенсионный орган имел необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельностью <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, и пенсия подлежит назначению с ДД.ММ.ГГГГ. За защитой нарушенных пенсионных прав истец обратился в суд с требованиями о признании незаконным решения Государственного учреждения Пенсионного фонда РФ в Балашовском районе об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ, не включения в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, периодов прохождения службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работы в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признании права на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец совместно с представителем по доверенности ФИО4 настаивают на доводах, изложенных в исковом заявлении при обращении и поданном заявлении в порядке статьи 39 ГПК РФ об изменении требований, в котором просили признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью об исключении из специального стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии периодов похождения службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работы в должности педагога дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Представители ответчика по доверенностям ФИО5, ФИО6 с исковыми требованиями не согласились, просили в удовлетворении отказать, в представленных письменных возражениях указывают, что в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, назначается трудовая пенсия ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, при определении права на данный вил пенсии указанная норма применяется в совокупности с пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона, с применением Постановления от 29.10.2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Постановления от 11.07.2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога дополнительного образования МОУ ДОД «<данные изъяты> не может быть засчитан в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку данная должность включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067, до указанной даты данная должность Списками не была предусмотрена, и может быть включена в специальный стаж только с 01 ноября 1999 года, из трудовой книжки, представленной ФИО2, следует, что в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в указанной должности не работал. Согласно пункту 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, работа в должностях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей», за периоды, начиная с 01 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно условий: наличие на 01 января 2001 года стажа в должностях и учреждениях, указанных в Списке, не менее 16 лет 8 месяцев; факта работы в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в поименованных в Списке должностях, специальный стаж истца на 01.01.2001 года составлял <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня, а также отсутствует факт работы в указанных должностях в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 года. Постановлением Конституционного суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативно-правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц за выслугу лет до введения нового правового регулирования. В период прохождения службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, где п. 1 предусматривалось, что учителям в стаж работы по специальности засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию. На момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости указанное Постановление утратило силу, следовательно, условие о включении службы в армии при наличии не менее 2/3 специального стажа должно быть соблюдено на момент утраты силы Постановления (л.д.77-79).

Выслушав объяснения истца, представителя истца, представителей ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит необходимым отказать в удовлетворении иска в части по следующим основаниям.

Право каждого гражданина на социальное обеспечение гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации и Федеральными законами.

Положением части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагается правовая определенность и связанная с нею предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимого для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от их возраста.

Пунктом 2 указанной правовой нормы предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П определено, что переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не должен приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан и не должен препятствовать осуществлению оценки приобретенных до 01.01.2002 года пенсионных прав, по нормам ранее действующего законодательства.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Нормативно-правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими на время прохождения ФИО2 службы в Советской Армии, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.

Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 действовало до признания его утратившим силу на территории Российской Федерации, по основаниям постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года № 953, пунктом 1 указанного Положения предусматривалась возможность включения в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения периода службы в составе Вооруженных Сил СССР.

Исходя из пункта 4 Положения, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Принимая во внимание, что на момент обращения ФИО2 в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, истцом выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на льготную пенсию, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, подлежит включению для назначения досрочной трудовой пенсии прохождение службы в составе Вооруженных Сил СССР в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права гражданина на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целям, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Дипломом КВ , выданным ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается, что ФИО2 поступил в ДД.ММ.ГГГГ году в Балашовский государственный педагогический институт и окончил в ДД.ММ.ГГГГ году по специальности математика и физика, с присвоением квалификации и звания учителя математики и физики средней школы (л.д.72).

Записями в трудовой книжке, выданной ФИО2 (л.д.12), военным билетом ВШ , выданным Балашовским ОГВК Саратовской области ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, с отражением, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Вооруженных Силах Союза ССР (л.д.12, л.д.26-27).

Протоколом Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ принято решение не засчитывать в специальный стаж период службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-10).

Доводы Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан об отказе засчитать период службы в составе Вооруженных Сил СССР в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии ФИО2 в связи с осуществлением педагогической деятельностью, по указанным основаниям опровергаются нормами пенсионного законодательства и толкованием о конституционных правах граждан на социальное обеспечение.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года во исполнение статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. В разделе «Наименование должностей» Списка (пункт 2) поименована должность «педагог дополнительного образования».

Согласно пункту 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Как усматривается из материалов дела, на 01 января 2001 года, стаж работы ФИО2 в должностях в учреждениях, указанных в списке, с учетом включения периода службы по призыву в Вооруженных Силах СССР, составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяц <данные изъяты> дней, и педагогическую деятельность в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. не осуществлял в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, следовательно, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога дополнительного образования муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «<данные изъяты>» ФИО2 не может быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

На день обращения ФИО2 следует руководствоваться указанными нормами, как установлено в суде и подтверждается материалами дела, на день обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, составлял <данные изъяты> года <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней, в связи с чем отсутствует необходимый стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, поэтому требования истца о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности со дня обращения не подлежат удовлетворению.

Решением Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балашовском районе Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ФИО2 досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью по основаниям отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (л.д.7), отказано обоснованно.

Исходя из протокола Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ обоснованно принято решение не засчитывать в стаж на соответствующих видах работ, период работы в должности педагога дополнительного образования МОУ ДОД «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.8-10).

Записями в трудовой книжке, выданной ФИО2, что в оспариваемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял деятельность в должности педагога дополнительного образования муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «<данные изъяты>» (л.д.14).

При установленных обстоятельствах требования истца о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в части не включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии периода службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подлежат удовлетворению, в остальной части требования о признании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в части исключения из специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периода работы в должности педагога дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включении указанного периода в специальный стаж, о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью со дня обращения удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                             решил:

отказать в части удовлетворения иска ФИО2 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балашовском районе Саратовской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии.

Признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда в Балашовском районе Саратовской области об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в части не включения в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью период прохождения срочной службы по призыву в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Включить ФИО2 в стаж для назначения в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Закона, период прохождения срочной службы по призыву в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Саратовский областной суд через Балашовский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме (05 декабря 2011 года).

Председательствующий                         И.Т. Чередникова