2-640(1)/2011 РЕШЕНИЕ 30 сентября 2011 года г. Балашов Балашовский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Тарараксиной С.Э., при секретаре Бондаревой Т.С., с участием старшего помощника прокурора г. Балашова Изотова П.В., представителя администрации муниципального образования город Балашов Саратовской области Мягковой О.Г., Храмова А.А., представителя УВД Балашовского муниципального района Устинова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора г. Балашова (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования г. Балашова о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления, возложении обязанности организовать проведение работ, установил: Первый заместитель прокурора г. Балашова обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования г. Балашова ( далее по тексту МО г. Балашова) по реализации полномочий по решению вопросов местного значения, касающихся осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения, и возложении обязанности на администрацию МО г. Балашова организовать проведение ремонтных работ автомобильных дорог г. Балашова Саратовской области, указывая на то, что в нарушение Федеральных законов «О безопасности дорожного движения», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», администрация МО г. Балашов Саратовской области уклоняется от исполнения обязанности по содержанию дорог г. Балашова. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. По результатам комплексных проверок участков дороги г. Балашова, проводимых прокуратурой г. Балашова ДД.ММ.ГГГГ с участием инспектора дорожного надзора отделения ГИБДДД УВД по Балашовскому муниципальному району, главного специалиста отдела ЖКХ администрации МО г. Балашова, установлено нарушение предельных размеров выбоин, просадок проезжей части по ул. Юбилейной г. Балашова, отсутствие пешеходных светофоров на участках дорог, дорожных знаков 5.19.1 и 5.19.2 « Пешеходный переход », ограждений у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием, и дорожной разметки 1.14.1 на участках улиц г. Балашова, что препятствует безопасному движению автотранспорта по вышеуказанным дорогам, и нарушает требование ГОСТ Р 50597-93 « Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Бездействие администрации МО г. Балашов Саратовской области по исполнению требований законодательства ставит под угрозу жизнь и здоровье участников дорожного движения, нарушая их права на безопасные условия движения по дорогам. В связи с тем, что невыполнением администрацией МО г. Балашов Саратовской области требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования г. Балашов, утвержденного главой администрации муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ, нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем, первый заместитель прокурора г. Балашова обратился в суд с данным иском в порядке ст. 45 ГПК РФ. Старший помощник прокурора г. Балашова Изотов П.В. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объёме, выдвигая в их обоснование те же доводы. Отказался от заявленных требований в части возложения обязанности на администрацию МО г. Балашова организовать проведение ремонтных работ автомобильной дороги про <адрес>, с учетом добровольно выполненных работ, о чем представлено заявление первого заместителя прокурора г. Балашова. Представитель администрации муниципального образования город Балашов Саратовской области Мягкова О.Г., Храмов А.А. исковые требования не признали. Не возражали против прекращения производства по иску первого заместителя прокурора г. Балашова в части возложения обязанности по проведению ремонтных работ автомобильной дороги про <адрес>. Пояснили, что администрация МО г. Балашова, исполняя требования Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», а равно и проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования г. Балашов, утвержденного главой администрации муниципального образования от 6 августа 2010 года, не бездействует. Администрацией МО г. Балашова принимаются все меры для безопасного движения на автомобильных дорогах, на основании Постановления № 31-П от 1 апреля 2011 года администрацией утверждена целевая программа « Обеспечение безопасности дорожного движения на территории муниципального образования г. Балашов на 2011-2012 гг. Храмов А.А. дополнил, что во исполнение требований ГОСТ Р 50597-93 « Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» выявленные в ходе прокурорской проверки выбоины на участке дороги по <адрес> устранены, о чем составлен акт ДД.ММ.ГГГГ. Реализация проекта организации дорожного движения потребует большого вложения денежных средств, в силу чего при исполнении решения суда произойдет нецелевое использование бюджетных средств. Запланированная на 2011 год работа в рамках реализации программы выполнена, что подтверждается актами от ДД.ММ.ГГГГ. Проект требуется усовершенствовать. Часть дорожных знаков 5.19.1., 5.19.2. «Пешеходный переход» на день рассмотрения дела в суде установлена, а именно : <данные изъяты>. Просили в удовлетворении требований отказать. Представитель УВД Балашовского муниципального района Устинов А.А. в судебном заседании не возражал против заявленных требований прокурора, полагая, что требования основаны на законе. Определением Балашовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования первого заместителя прокурора г. Балашова в интересах неопределенного круга лиц в части возложения обязанности на администрацию муниципального образования г. Балашова организовать проведение ремонтных работ на автомобильных дорогах <адрес>, прекращены в виду отказа от иска. Выслушав стороны, проверив материалы гражданского дела, допросив свидетеля ФИО7, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Статьей 12 вышеуказанного закона № 196-ФЗ, а так же п.п. 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возложена на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. В соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. В статье 3 данного Федерального закона определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6); под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно - распорядительный орган муниципального образования), владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7). Основным вещным правом является право собственности. В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Дороги г. Балашова, в соответствии с ч. 8 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», являются собственностью муниципального образования <адрес>. В связи с чем, на администрацию муниципального образования <адрес> возложена обязанность по содержанию дорог г. Балашова в соответствии с законодательством РФ, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения. В соответствии с п. 3.1.2 Государственного стандарта РФ ГОСТ 50597 -93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» от ДД.ММ.ГГГГ предельные размеры отдельных просадок и выбоин не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см. Судом, бесспорно, установлено, что в ходе проведенной контрольной проверки уличной дорожной сети г. Балашова, установлено неудовлетворительное состояние дорог, находящихся в ведении Администрации МО <адрес>, требующих капитального ремонта, что подтверждено актом обследования. В то же время ремонт по <адрес> произведен своевременно, в соответствии с муниципальным контрактом в 1, 2 и 3 квартале на выполнение работ по текущему содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах муниципального образования <адрес>, что исключает бездействие ответчика в виде не осуществления ремонта дорожного покрытия автомобильной дороги по <адрес>, и суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований первого заместителя прокурора <адрес>. Согласно пункту первому статьи 12 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Пункт 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (в ред. от 12.11.2010 года) указывает установку удерживающих пешеходных ограждений (перил) у внешнего края тротуара на мостовом сооружении или на насыпи высотой более 1 м должны быть установлены удерживающие пешеходные ограждения (перила). Ограничивающие пешеходные ограждения применяют, в том числе перильного типа - у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием с двух сторон дороги, на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от пешеходного перехода, а также на участках, где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч - при запрещенной остановке или стоянке. Пунктом 6.1.1. указанного выше ГОСТ Р 52289-2004 установлено, что разметка дорог устанавливает режимы, порядок движения, является средством визуального ориентирования водителей и может применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими техническими средствами организации дорожного движения. Разметка, наносимая на усовершенствованное покрытие дорог и элементы дорожных сооружений, должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 51256 ( п. 6.1.2.). Разметку 1.14.1 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами ( п. 6.2.17.), а также на пешеходных переходах, ширина которых не превышает 6 м. Пунктом 7.3.4. указанного выше ГОСТ Р52289-2004 предусмотрено установка светофоров пешеходных на тротуарах с обеих сторон проезжей части, а при наличии разделительной полосы или приподнятого островка безопасности - и на них, если число полос движения в одном направлении более двух. При установке пешеходных светофоров должна быть обеспечена видимость их сигналов пешеходами с противоположной стороны проезжей части дороги. Пешеходными светофорами оборудуют все пешеходные переходы, расположенные на регулируемом перекрестке. Знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход" применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу ( п. 5.6.24. ГОСТ Р 52289-2004). При отсутствии на переходе разметки 1.14знак 5.19.1 устанавливают на ближней границе перехода относительно приближающихся транспортных средств, знак 5.19.2 - на дальней. Допускается не устанавливать знаки на размеченных пешеходных переходах, расположенных на регулируемых перекрестках. Проектом организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования г. Балашов, Балашовского муниципального района Саратовской области, утвержденного главой администрации Балашовского муниципального образования г. Балашов ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрена установка технических средств организации дорожного движения. В судебном заседании установлено, что при проведении обследования улично-дорожной сети г. Балашова на предмет соответствия состояния автомобильных дорог установленным стандартам безопасности дорожного движения было выявлено, что на участках дорог муниципального образования г. Балашов ( акт от ДД.ММ.ГГГГ) отсутствует предусмотренное п. 8.1.27 ГОСТ Р52289-2004 ограничивающее пешеходное ограждение, пешеходные светофоры ( акт ДД.ММ.ГГГГ), знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход" ( акт от ДД.ММ.ГГГГ), дорожная разметка 1.14.1. ( акт от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно ст. 30 Устава Муниципального образования г. Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области администрация муниципального образования - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения. Из смысла ст. 2 Устава муниципального образования г. Балашов к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством. Возражая против заявленных первым заместителем прокурора г. Балашова требований представитель администрации муниципального образования г. Балашов по доверенности Мягкова О.Г. пояснила, что Советом муниципального образования г. Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области ( решение № от ДД.ММ.ГГГГ) утверждена долгосрочная целевая программа « Обеспечение безопасности дорожного движения на территории муниципального образования г. Балашов» со сроком реализации 2010 -2012 г.г., в рамках реализации которой, заключены администрацией МО г. Балашова с ФБУ ЛИУ-3 УФСИН по Саратовской области во 2 и 3 квартале муниципальные контракты по установке защитных ограждений. Кроме того, за 2011 году в обеспечение Проекта организации дорожного движения нанесена дорожная разметка 1.14.1. ( «Пешеходный переход») на автомобильных дорогах общего пользования, заключены муниципальные контракты с ООО « Регион-163 » по установке дорожных знаков 5.19.1., 5.19.2. «Пешеходный переход», в связи с чем таковые установлены по адресам: <данные изъяты>, о чем свидетельствует составленный акт ДД.ММ.ГГГГ. Устранение по мере возможности нарушений, выявленных прокуратурой г. Балашова снимает ответственность администрации МО г. Балашова за бездействие в исполнение требований законодательства ФЗ "О безопасности дорожного движения" и ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления". Обстоятельства частичного устранения нарушений администрацией муниципального образования г.Балашов подтвердил в судебном заседании, допрошенный в качестве свидетеля инспектор ГИБДД Балашовского муниципального района ФИО7, который пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ принимал участие совместно с сотрудниками администрации муниципального образования г. Балашов при проверке автомобильных дорог, их соответствие проекту организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ, и исполнение требований первого заместителя прокурора г. Балашова в части заявленных требований. Пояснил, что частично работа в рамках реализации программы « Обеспечение безопасности дорожного движения на территории муниципального образования г. Балашов» выполнена, что нашло отражение в акте от 27 сентября 2011 года. Между тем, суд находит доказанным требования первого заместителя прокурора г. Балашова в части бездействия ответчика в виде не осуществления работ в соответствии с проектом организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования г. Балашов, утвержденного главой администрации муниципального образования ДД.ММ.ГГГГ, а именно: не установлены пешеходные светофоры на участках дорог г. Балашова, дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 « Пешеходный переход », ограждения у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием, отсутствует дорожная разметка 1.14.1., не соглашаясь с доводами представителя администрации муниципального образования г. Балашов по доверенности Мягковой О.Г. об отсутствии бездействия поскольку выявленные прокуратурой нарушения, во исполнение требований законодательства ФЗ "О безопасности дорожного движения", устранены в рамках рассматриваемого гражданского дела и не в полном объёме. Однако, полагает необходимым отказать в удовлетворении требований первого заместителя прокурора г. Балашова в части возложения обязанности на администрацию Балашовского муниципального района по установке дорожных знаков 5.19.1., 5.19.2. «Пешеходный переход» по адресам: <данные изъяты>. При этом, отсутствие в бюджете местной администрации денежных средств для выполнения вышеуказанных работ, что следует из показания в судебном заседании представителя администрации муниципального образования г. Балашов по доверенности Храмова А.А., само по себе не освобождает собственника от принятия необходимых мер для исполнения требования статьи 24 Закона «О безопасности дорожного движения», которой закреплены права граждан на безопасные условия передвижения по дорогам Российской Федерации путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения. Анализируя собранные по делу доказательства, суд полагает необходимым удовлетворить требования первого заместителя прокурора г. Балашова в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО г. Балашова в части реализации полномочий по решению вопросов местного значения, и непринятию мер по установки на автомобильных дорогах местного значения в границах поселения г. Балашова пешеходных светофоров, ограждений у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием, дорожной разметки 1.14.1. Возложить обязанности на ответчика по устранению выявленных нарушений путем установки на участках дорог г. Балашова пешеходных светофоров, дорожных знаков 5.19.1 и 5.19.2 « Пешеходный переход », ограждений у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием, дорожной разметки 1.14.1. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ. решил: Заявление первого заместителя прокурора г. Балашова в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО г. Балашова о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления удовлетворить в части. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Балашов Саратовской области по реализации полномочий по решению вопросов местного значения, в части непринятия мер по установки на автомобильных дорогах местного значения в границах поселения г. Балашова пешеходных светофоров, ограждений у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием, дорожной разметки 1.14.1. Обязать администрацию муниципального образования город Балашов Саратовской области организовать на автомобильных дорогах местного значения в границах поселения г. Балашова установку пешеходных светофоров по адресам (км+м): <данные изъяты>. - дорожных знаков 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» по адресам (км+м): <данные изъяты>. - ограждений у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием по адресам (км+м): <данные изъяты>; <адрес>: <данные изъяты>; <адрес>: <данные изъяты>. - дорожной разметки 1.14.1. на участках улиц по адресам (км+м): <данные изъяты>. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения с 5 октября 2011 года, путем подачи жалобы через Балашовский районный суд Саратовской области. Председательствующий С.Э. Тарараксина
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ