2-641(1)/2011 РЕШЕНИЕ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Балашовский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Тарараксиной С.Э., при секретаре ФИО2 с участием старшего помощника прокурора <адрес> ФИО4, представителей <данные изъяты> по доверенности ФИО5, ФИО6, ФИО3 рассмотрев материалы гражданского дела по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> о признании действий незаконными, установил: Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> (далее по тексту <данные изъяты>») о признании действий, выразившихся в корректировки платы за отопление в отопительный сезон 2010-2011г.г. жителям <адрес>, незаконными, свои требования мотивирует тем, что на основании проведенной проверки с привлечением специалистов комитета государственного регулирования тарифов <адрес> установлена неправомерность начисления <данные изъяты> корректировки платы за отопление в отопительный перио<адрес> - 2011 г.г. жителям <адрес>, которое произведено в связи с превышением объемов теплоотпуска. В соответствии с ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. На основании Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № предусматривается учет потребленных коммунальных услуг (в том числе отопления) двумя способами: по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и абонентом и расчетным путем исходя из площади и утвержденных нормативов потребления тепловой энергии. В соответствии с п. 1.2 публичного договора с населением на оказание услуг по поставке тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ, опубликованного в газете «Балашовская правда» от ДД.ММ.ГГГГ № (19369) объем отпуска тепловой энергии абоненту определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергии, а также по фактическим объемам принятой тепловой энергии по показаниям приборов учета. <данные изъяты> на протяжении отопительного сезона 2010-2011 г.г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, производило абонентам начисление платы за отопление согласно нормативам потребления тепловой энергии, утвержденным Решением Собрания депутатов Балашовского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ и установленным приборам учета тепловой энергии. Однако, в июне 2011 года выставило корректировку платы за отопление за перио<адрес>.г. собственникам помещений 58 многоквартирных жилых домов в размере 6 180 446 руб. 57 коп., сверх установленного потребления тепловой энергии, что нарушает нормы действующего законодательства и положения публичного договора теплоснабжения <данные изъяты> своих абонентов. В связи с чем, вынуждены обратиться в суд в рамках ст. 45 ГПК РФ, считая, что действиями <данные изъяты> нарушило права неопределенного круга лиц, проживающих в жилых помещениях отапливаемых <данные изъяты> домов, и не только собственников жилых помещений, но и лиц совместно с ними проживающих временно и постоянно, количество которых постоянно меняется. Определить точное количество лиц, чьи права нарушены невозможно. В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> по доверенности ФИО4 исковые требования поддержал в полном объёме, выдвигая в их обоснование теже доводы. Пояснил, что отсутствие доказательств <данные изъяты> по эксплуатации в соответствии с п. 1.3. Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ ДД.ММ.ГГГГ № Вк-4936 коммерческого узла учета тепловой энергии в отопительный сезон 2010 - 2011 гг., показания которого могут быть приняты для расчета с потребителями, влекут нарушение прав последних. При отсутствии в доме коллективного (общедомового) прибора учета корректировка платы за отопление возможна только исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления. То обстоятельство, что <данные изъяты> выставляет счета потребителям, на основании своих данных о фактически отпущенной тепловой энергии на 58 многоквартирные жилые дома, не может служить основанием для возложения расходов по таким счетам на граждан, проживающих в данных домах, поскольку условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемых Правительством РФ. Дополнил, что расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающей организацией за полученное ими тепло осуществляется на основании показаний прибора учета и контроля параметров теплоносителя, установленных непосредственно у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с Правилами учета тепла. Просил признать действия <данные изъяты> по выставлению корректировки в отношении потребителей коммунальных услуг, проживающих в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета по теплу, незаконными. Представитель <данные изъяты> по доверенности ФИО5 исковые требования прокурора <адрес> не признала. Пояснила, что <данные изъяты> производило начисления жилым домам, в соответствии с нормативами потребления коммунальных услуг в отопительный сезон - 2010-2011 г.г. В июне 2011г., в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ выставило корректировку платы за отопление за 2010-2011гг. в адрес жителям 58 многоквартирным жилым домам в размере 6 180 446 руб. 57 ко<адрес>, что начисления <данные изъяты> сверх установленного норматива потребления тепловой энергии не нарушает нормы действующего законодательства и положения публичного договора на оказание услуг по поставке тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ, просила в иске отказать. Пункт 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предоставляет право исполнителю при отсутствии коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета определять размер платы за коммунальные услуги для отопления в соответствии с пп. 1 п. 1 приложения № к Правилам и производить 1 раз в год корректировку размера платы за отопления в соответствии с пп. 2 п. 1 Приложения № к Правилам. Дополнила, что судебной коллегией по гражданским делам Саратовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ приказ <данные изъяты> о проведении корректировки размера платы в период отопительного сезона 2009- 2010г.г. признала законной. Судом было признано право выставлять корректировку как исполнителем в соответствии с правилами (приложение №). Обратила внимание суда, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов. Оснований обращения в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц у прокурора не было. Лиц, чьи права, по мнению прокурора нарушены, можно определить. Полагала требования незаконными. Представитель <данные изъяты> по доверенности ФИО6 исковые требования прокурора не признал, пояснил, что им производился расчет корректировки по теплу жителям 58 жилых многоквартирных домов в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный перио<адрес> - 2011 годы на основании приборов учета тепла, которые находятся в эксплуатации <данные изъяты> Во внимание приин6ималось потребление население тепловой энергии от общего полезного отпуска за отопительный сезон 2010-2011г.г., принималась во внимание для корректировки и общая площадь всех 58 многоквартирных домов одновременно. Дополнил, что участок магистрали теплопровода, на которой установлен прибор учета тепловой энергии находится в аренде у <данные изъяты> Считая корректировку законной, просил в удовлетворении требований прокурору отказать. Представитель <данные изъяты> по доверенности ФИО3 исковые требования прокурора <адрес> не признала, пояснила о законности выставленной корректировки, соответствие таковой Постановлению Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ. Указала на порядок расчета корректировке. Не отрицала, что корректировка выставлена населению при превышении отпуска тепла сверх, установленного норматива, и рассчитана по формуле с учетом показаний прибора учета. Выслушав стороны, проверив материалы дела, допросив специалиста, свидетелей, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании бесспорно установлено, что <данные изъяты> является ресурсоснабжающей организацией, поставляющей тепловую энергию населению, в том числе собственникам 58 многоквартирным жилым домам. В связи с превышением объемов теплоотпуска, за отопительный перио<адрес> - 2011 годов <данные изъяты> произвело корректировку платы за отопление в сторону увеличения платы в размере 6 180 446 рублей 57 копеек, в соответствии с п. 19 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку многоквартирные дома, общедомовыми приборами учета не оборудованы. Ответчик осуществляет прямые расчеты с населением, ежемесячно направляя жителям извещения на оплату. В уставе <данные изъяты>, утвержденным решением единственного участника <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что общество является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 4 Правил (далее - Правила), коммунальные услуги, в том числе отопление, предоставляются гражданам, проживающим в многоквартирных домах, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником соответствующего жилого помещения. Договор с абонентом <данные изъяты> заключен на условиях публичного договора, опубликованного в средствах массовой информации ( газета «Балашовская правда» от ДД.ММ.ГГГГ №). В соответствии с п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть теплом, правила о договоре энергоснабжения (ст. ст. 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. В силу п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата производится за фактически принятое абонентом количество тепловой энергии в соответствии с данными учета тепла, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Согласно п. 2 ст. 539 ГК РФ, разделу 9 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ ДД.ММ.ГГГГ N Вк-4936, абонент обеспечивает учет тепловой энергии, в том числе с учетом п. 4 публичного договора от ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из п. 1.3, абз. 2 пп. 2.1.1 указанных выше Правил, средства измерения устанавливаются у потребителя (абонента) на оборудованном узле учета тепловой энергии воды, который должен размещаться на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом. В силу п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам РФ при определении условий договора энергоснабжения. Как следует из показаний представителя <данные изъяты> ФИО5 пункт 4.3. публичного договора разъясняет абоненту о расчете Энергоснабжающей организацией по количеству отпускаемой тепловой энергии при отсутствии прибора учета тепла по показаниям прибора учета, установленного на котельной за вычетом отпущенного объема сторонним потребителям. Между тем, Жилищный кодекс РФ в части 1 статьи 157 устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Как следует из ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ рассчитываются по тарифам, установленным Постановлением комитета государственного регулирования тарифов <адрес>, соответственно № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с п. 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № норматив потребления коммунальных услуг - месячный объем потребления коммунальных ресурсов, в том числе тепловой энергии, потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами (органами государственной власти субъекта РФ) (п. 2, 4 Правил). Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления (п. 12 Правил). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (п. 13 Правил). В установленном законом порядке изменение тарифов и нормативов не производилось. Ссылка ответчика на необходимость корректировки расчетов с учетом температурных показателей наружного воздуха в период отопительного сезона ничем не подтверждены. Допрошенный в судебном заседании директор <данные изъяты> ФИО7 показал, чтона границе балансовой принадлежности <данные изъяты> установлены приборы учета тепла для иных сторонних организация, для покупки тепла. Поскольку лишены покупателя тепловая энергия идет непосредственно к потребителям через арендованные предприятием тепловые сети. <данные изъяты> осуществляет прямые расчеты с населением, ежемесячно направляя жителям извещения на оплату. Пока работал <данные изъяты> все списывалось в убыток, при банкротстве которого встал вопрос о применении Правил № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым 58 многоквартирным жилым домам микрорайона « Комбинат плащевых тканей » в отсутствии у таковых прибора учета выставлена корректировка в отопительный сезон 2010-2011г.г. в сторону увеличения платы. Из п. 3 Правил усматривается, что "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. В соответствии с п. 15 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" размер платы за отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, установленном законодательством РФ. Постановлением комитета государственного регулирования тарифов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ установлен тариф 2010 г. на тепловую на энергию для потребителей <данные изъяты> в размере 783,53 руб./Гкал., без учета НДС, тариф с учетом НДС составляет 924, 57 руб./Гкал. Постановлением комитета государственного регулирования тарифов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ установлен тариф 2011 г. на тепловую на энергию для потребителей <данные изъяты> в размере 806,07 руб./Гкал. Без учета НДС, с учетом НДС тариф составляет 951,16 руб./Гкал. Размер платы за топление, рассчитанный исходя из нормативов потребления тепловой энергии, составляет в 2010 году - 35,13 руб./кв.м., в 2011году- 36,1 руб./кв.м. Возможность периодической корректировки размера платы за коммунальные ресурсы предусмотрена Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила). При этом, из содержания пп. 19 и 21 Правил следует, что для корректировки платы за отопление предусмотрено два способа: при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета - исходя из показаний таких приборов учета, и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета - исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления. В обоснование заявленных прокурором иска, помощник прокурора ФИО4 показал, что при отсутствии средств измерения, предусмотренных Правилами Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ ДД.ММ.ГГГГ № Вк-4936 ( п.1.3.), объем отпущенной тепловой энергии должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов или расчетным методом с учетом положений Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №. В случае, когда к магистрали, отходящей от источника теплоты, подключен единственный потребитель, и эта магистраль находится на его балансе, по взаимному согласию сторон допускается ведение учета потребляемой тепловой энергии по приборам учета, установленным на узле учета источника теплоты. Частью 2 ФЗ "О теплоснабжении" № 190-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что по общему правилу учет тепловой энергии (теплоносителя) осуществляется путем их измерения приборами учета, расположенными на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации. Каких- либо убедительных доводов, доказательств об установке коммерческого прибора учета на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, со стороны представителей <данные изъяты> не представлено. Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста ФИО8 суду показала, что по показаниям прибора учета тепловой энергии, который установлен на магистрали, до границы балансовой ответственности с потребителем, нельзя рассчитать количество потребляемой энергии потребителями. В тарифе, установленным органом исполнительной власти субъектов, уже заведомо вложены потери на сети, и факт перерасхода тепловой энергии в период отопительного сезона, необходимо отнести на определение своих собственных потерь. Учет и регистрация отпуска тепловой энергии по показаниям прибора учета, установленного <данные изъяты> не могут являться основанием для коммерческого расчета, поскольку в соответствии с требованиями Правил учета тепла ведение учета по приборам, установленным на узле учета источника, возможно лишь при подключении и к магистрали от источника тепла единого потребителя. Данные показания суд учитывает, как доказательства, поскольку согласуются с иными доказательствами по делу. Акты, представленные <данные изъяты> и указывающие на показания прибора учета тепловой энергии на начало и окончание отопительного сезона 2010-2011 г.г. и не могут быть приняты во внимание, поскольку не отвечают требования п. 4 публичного договора, при котором учета тепловой энергии обеспечивается абонентом. Кроме того, судом установлено, что прибор учета, фиксирующий отпуск тепловой энергии установлен <данные изъяты> до границы балансовой ответственности и эксплуатационной сторон по публичному договору, разделяющей магистраль тепла, находящейся у <данные изъяты> по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ. Применение к правоотношениям теплоснабжающей организацией и потребителей по п. 19 Правил № означало бы, по существу, перемещение границы эксплуатационной ответственности, и возложении на потребителя ответственности за потери в сетях, находящихся в аренде <данные изъяты>. Ведение учета потребляемой энергии по приборам учета, установленным на узле учета источника теплоты, может применяться при наличии единственного потребителя подключенного к магистрали, отходящей от источника тепла ( п.1.1., 1.2,1.3. ). Судом установлено, что корректировка <данные изъяты> произведена по формуле с определением расчетным путем размера оплаты за потребленную тепловую энергию жителям одновременно 58 многоквартирным жилым домам на основании объема теплопотребления с начала отопительного сезона 2010 года по окончании такового в 2011 году, о чем представлен суду письменный расчет корректировки. Доводы ответчика, что корректировка возможна с учетом разница между полученным по нормативу и фактическим отпуском тепловой энергии гражданам, исходя из показаний приборов учета, суд не может принять во внимание. В 58 многоквартирных домах общедомовые приборы учета отсутствуют, а возможность корректировки платы за отопление на основании показаний приборов учета ресурсоснабжающей организации Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам не предусмотрена. Доказательств применения расчетного метода определения количества потребленной жителями 58 многоквартирных жилых домов тепловой энергии в спорный период, с учетом положений Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № стороной ответчика не представлено. То обстоятельство, что <данные изъяты> выставляет счета потребителям на основании своих данных о фактически отпущенной тепловой энергии на указанные дома, не может служить основанием для возложения расходов по таким счетам на граждан, проживающих в конкретных домах, поскольку в силу действующего законодательства условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемых Правительством РФ. Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд исходит из того, что вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета в доме в течение всего отопительного периода должен решаться исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг, имея множественность потребителей <данные изъяты> неправомерно использовал показания счетчика для взаимных расчетов с ними. Из чего пришел к выводу об отсутствии правовых оснований проведения корректировки. Доводы представителя ответчика по доверенности ФИО5 о наличии решения Балашовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу при рассмотрении Судебной коллегией по гражданским делам Саратовского областного суда ДД.ММ.ГГГГ, при котором признание права за теплоснабжающей организацией на выставление корректировки было предметом оценки суда, не могут быть приняты во внимание, тождественность исков нельзя признать обоснованной. Право на обращение прокуратуры <адрес> в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявленными требованиями, предоставлено в силу положений ст. 45 ГПК РФ и во взаимосвязи с п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прокурору предоставлено право обращаться в соответствии с действующим законодательством по просьбам потребителей в суды с исками и заявлениями в защиту законных прав и интересов отдельных потребителей, групп потребителей, неопределенного круга потребителей, в том числе в силу иных обстоятельств нарушение, которых приобрело особое общественное значение. В результате систематических смен собственников, членов их семей количество лиц, и не позволяет осуществить защиту нарушенных прав конкретного лица, учитывая, что спор приобрел особое общественное значение, довод <данные изъяты> о неправомерном обращении истца в суд с заявленными требованиями, суд находит несостоятельными. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ. решил: Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> о признании действий незаконными удовлетворить. Признать незаконным действие <данные изъяты> по производству корректировки платы за отопление в отопительный перио<адрес>.г. жителям <адрес>. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения с ДД.ММ.ГГГГ, путем подачи жалобы через Балашовский районный суд <адрес>. Председательствующий С.Э. Тарараксина
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ