РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Балашовский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Климовой С.В. при секретаре ФИО3 с участием помощника прокурора <адрес> ФИО4 заявителя ФИО2 и представителя по доверенности ФИО5 представителя заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии Балашовского муниципального района <адрес> по доверенности ФИО6 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 об отмене решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета муниципального образования <адрес> по одномандатному избирательному округу №, установил: Решением Совета муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутата Совета муниципального образования <адрес> по одномандатному избирательному округу №. ФИО2 обратилась в установленном порядке в территориальную избирательную комиссию Балашовского муниципального района с заявлением о регистрации её в качестве кандидата в депутаты Совета муниципального образования <адрес> по одномандатному избирательному округу №. Решением территориальной избирательной комиссии Балашовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № на основании статьи <адрес> «О выборах в органы местного самоуправления <адрес>» в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, ФИО2 отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета муниципального образования <адрес> по одномандатному избирательному округу №. ФИО2 обратилась в суд с заявлением (с учетом уточненных требований) об отмене решения территориальной избирательной комиссии Балашовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № и обязании территориальную избирательную комиссию зарегистрировать её кандидатом в депутаты Совета муниципального образования <адрес> по одномандатному избирательному округу №. В обоснование заявленных требований ФИО2 указала, что ею в названную избирательную комиссию представлены подписные листы с 77 подписями, из необходимых 70 подписей избирателей. По результатам проверки путем исследования подписей в подписных листах избирательной комиссией 8 подписей признаны недействительными, из которых она согласна только с 5 подписями; за двое суток не была предупреждена о проведенном ДД.ММ.ГГГГ заседании избирательной комиссии; решение об отказе в регистрации её кандидатом в депутаты Совета муниципального образования <адрес> по одномандатному избирательному округу №, итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей от ДД.ММ.ГГГГ она получила только ДД.ММ.ГГГГ после заседания комиссии, на котором она присутствовала, при этом ей не была вручена ведомость проверки подписных листов, что является незаконным, а следовательно, решение об отказе в регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты является незаконным и подлежит отмене. Оспариваемое решение лишает его (заявителя) права быть избранным в орган местной власти. В судебном заседании заявитель ФИО2 и её представитель по доверенности ФИО5 заявление поддержали в полном объёме, выдвигая в обоснование те же доводы, полагая, что заявление основано на законе и доказательствах. Представитель территориальной избирательной комиссии Балашовского муниципального района <адрес> по доверенности ФИО6 просил суд в удовлетворении заявления отказать, обосновывая позицию тем, что оспариваемое решение территориальной избирательной комиссией Балашовского муниципального района <адрес> принято в соответствии с нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О выборах в органы местного самоуправления <адрес>» (с последующими изменениями и дополнениями). Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, находит заявление необоснованным и подлежащим отклонению по следующим основаниям. В пункте 2 статьи 32 Конституции РФ закреплено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Федеральным законом РФ N 67 от ДД.ММ.ГГГГ "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (статья 1) определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона РФ N 67 от ДД.ММ.ГГГГ "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации" настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом. Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 этого Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов. Подписи, собранные с нарушением положений пункта 6 статьи 37 указанного Федерального закона, являются недействительными (пункт 6 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ). В силу положений пункта 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (с последующими изменениями) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. Количество подписей, представляемых для регистрации кандидата, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации списка кандидатов, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ). Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия) (пункт 3 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ). По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми (пункт 7 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ). Основанием для отказа в регистрации кандидата в соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа (п.44): недостоверная подпись - подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом (п.45). В силу положений п «е» ч 6.4 ст. 38 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи. Порядок организации и проведения выборов депутатов <адрес> регламентированы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления <адрес>» (с последующими изменениями и дополнениями). В ч 1 ст. 30 названного <адрес> отражено, что в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов должно быть собрано два процента подписей избирателей от числа избирателей, зарегистрированных на территории данного избирательного округа, но не может быть менее десяти подписей. На территории избирательного округа № <адрес> зарегистрировано 3477 избирателей. Соответственно минимальное количество подписей в силу закона составляет 70 (2% от 3477), максимальное количество подписей -77, что составляет 10% от 70. Решением территориальной избирательной комиссии Балашовского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ создана рабочая группа по приему и проверки документов, представляемых кандидатами в депутаты Совета муниципального образования <адрес> по одномандатному избирательному округу №, в состав которой вошел в качестве специалиста почерковеда заместитель начальника МРО № ГУ МВД России по <адрес> ФИО7 Как усматривается из материалов дела, ФИО2 в территориальную избирательную комиссию Балашовского муниципального района <адрес> были представлены необходимые для регистрации её кандидатом в депутаты Совета муниципального образования <адрес> по одномандатному избирательному округу № документы, в том числе, шесть подписных листов, прошитых, пронумерованных, содержащих 77 подписей избирателей в поддержку её самовыдвижения. ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол рабочей группы об итогах проверки подписных листов, согласно которому кандидатом к проверке заявлено 77 подписей, представлено и проверено рабочей группой 77 подписей, из которых 69 подписей признаны достоверными. Недействительными установлены 8 подписей избирателей. Решением территориальной избирательной комиссии Балашовского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 отказано в регистрации кандидата в депутаты Совета муниципального образования <адрес> по одномандатному избирательному округу №, т.к. ею представлено 69 действительных (достоверных) подписей, что на 1 подпись меньше необходимого количества для регистрации. С целью проверки доводов ФИО2, изложенных в заявлении, при рассмотрении дела в судебном заседании обозревались подписные листы, при исследовании которых судом установлено, что для проверки в территориальную избирательную комиссию Балашовского муниципального района <адрес> ФИО2 было представлено 77 подписей. В силу части 3 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О выборах в органы местного самоуправления <адрес>» (с последующими изменениями и дополнениями) проверке подлежат все подписи избирателей, представленные в соответствующую комиссию кандидатом. Избирательной комиссией признаны недействительными 8 подписей, из которых 4 подписи - на основании данных органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а именно отделом УФМС России по <адрес> в <адрес> (что не оспаривается заявителем); 1 подпись - лист 3 подписного листа в строках 4 и 5 подписи выполнены одним лицом (что не оспаривается заявителем), 1 подпись - лист 1 подписного листа в строках 14 и 15 даты выполнены одним лицом; 1 подпись - лист 3 подписного листа в строках 1 и 3 даты выполнены одним лицом; 1 подпись- лист 5 подписного листа в строках 5 и 6 даты выполнены одним лицом, согласно справки об исследовании от ДД.ММ.ГГГГ №. В случае отказа в регистрации кандидата, соответствующая комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, обязана выдать кандидату, копию соответствующего решения с изложением оснований отказа (пункт 23 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ). В силу положений ч 8 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О выборах в органы местного самоуправления <адрес>» (с последующими изменениями и дополнениями) при проведении проверки подписей избирателей, представленных кандидатом, избирательным объединением, вправе присутствовать кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, муниципальные списки кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей. Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО8, ФИО9 и ФИО10 подтвердили, что графа «дата внесения подписи» ими заполнялись каждым собственноручно. Свидетель ФИО11 показала, что она осуществляла сбор подписей избирателей в поддержку кандидата в депутаты ФИО2 Каждый избиратель графы «дата внесения подписи» и «подпись» заполняли собственноручно. ФИО12 и ФИО13, допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей, являются членами территориальной избирательной комиссии Балашовского муниципального района <адрес>, показали, что ДД.ММ.ГГГГ проходило заседание территориальной избирательной комиссии Балашовского муниципального района <адрес>, на котором рассматривался вопрос о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Совета муниципального образования <адрес> по одномандатному избирательному округу №. На заседание комиссии был представлен пакет документов, в том числе справка об исследовании подписей избирателей в поддержку кандидата ФИО2 При проведении голосования они голосовали за регистрацию ФИО2 кандидатом в депутаты Совета муниципального образования <адрес> по одномандатному избирательному округу №. Допрошенный в судебном заседании специалист ФИО7 показал, что он проводил исследование всех 77 подписей, представленных территориальной избирательной комиссией Балашовского муниципального района <адрес> на 6-ти листах. Исследование проводилось по наклону, по форме и направлению движения, по степени нажима, выполнения тех или иных элементов как цифр, так и букв. Проведя исследование частных признаков элементов объектов (цифр, букв) в совокупности с общими признаками им (специалистом) был сделан именно утвердительный вывод, изложенный в справке об исследовании от ДД.ММ.ГГГГ №. Специалист ФИО7 также пояснил, что при проведении данного исследования ФИО2 в силу закона имела право присутствовать, что не повлияло бы на результаты исследования, которые были бы ей известны только после передачи соответствующих выводов исследования органу, который направил на исследование соответствующие подписи. При проведении исследования подписей лица, проставившие подписи и даты в подписных листах, не приглашаются, образцы их подписей, почерка, написания цифр не отбираются, исследование проводится только на основании данных, отраженных в подписных листах. Подтверждение гражданами в судебном заседании о заполнении ими собственноручно каждым отдельно графы подписного листа «дата внесения подписи» не является безусловным доказательством, опровергающим выводы, изложенные в справке об исследовании. Кроме того, свидетель ФИО11 в ходе допроса показала, что при заполнении подписных листов были случаи, когда данные избирателей заполнялись не по паспортам, а со слов граждан, что суд ставит под сомнение показания данного свидетеля, а также свидетелей ФИО8, ФИО9 и ФИО10 в части проставления избирателями собственноручно даты внесения подписи. В судебном заседании сторонам разъяснялось право на назначение и проведение почерковедческой экспертизы, данным правом стороны не воспользовались. Оценив в совокупности все представленные суду доказательства, суд кладет в основу данного решения как объективное, достоверное доказательство справку об исследовании подписей от ДД.ММ.ГГГГ №, а также суд делает вывод об отсутствии нарушения прав ФИО2 при не извещении её территориальной избирательной комиссией Балашовского муниципального района <адрес> о направлении подписных листов с подписями избирателей на исследование. Суд приходит к выводу о том, что результаты проверки рабочей группы подписей избирателей соответствуют данным, изложенным в ведомостях проверки подписных листов и итоговом протоколе рабочей группы, а также справке об исследовании подписей. Основания, по которым подписи были признаны недостоверными и недействительными, предусмотрены и соответствуют положениям статьи 38 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ и ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О выборах в органы местного самоуправления <адрес>» (с последующими изменениями и дополнениями). Что касается нарушения сроков передачи кандидату ФИО2 итогового протокола о результатах проверки подписных листов, не извещения лица за двое суток до даты заседания избирательной комиссии, то данное обстоятельство не может являться безусловным основанием для признания незаконным и отмене решения избирательной комиссии. Судом установлено, что основанием для отказа ФИО2 в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета муниципального образования <адрес> по одномандатному избирательному округу № послужили обстоятельства, связанные с недействительностью (недостоверностью) представленных ею подписей избирателей. Между тем, действующее законодательство (пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ) не предусматривает возможность внесения каких-либо изменений в подписные листы с подписями избирателей. Согласно ч 11 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О выборах в органы местного самоуправления <адрес>» (с последующими изменениями и дополнениями) в случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет последствия, предусмотренные пунктом "д" части 20 и пунктом "г" части 21 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов. Довод заявителя о невручении ей копии ведомости проверки подписных листов не является основанием для удовлетворения заявления, поскольку в силу вышеуказанной нормы ФИО2 данным правом не воспользовалась сама. Суд отказывает в удовлетворении заявления о признании незаконным и об отмене решения территориальной избирательной комиссии Балашовского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Совета муниципального образования <адрес> по одномандатному избирательному округу №», выдвинутого в порядке самовыдвижения, оспариваемое решение является законным, отмене не подлежит и не нарушает права ФИО2 Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении заявления ФИО2 об отмене решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета муниципального образования <адрес> по одномандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Совета муниципального образования <адрес> по одномандатному избирательному округу №» и обязании территориальную избирательную комиссию зарегистрировать её кандидатом в депутаты Совета муниципального образования <адрес> по одномандатному избирательному округу № отказать. Решение может быть обжаловано в течение 5 дней в Саратовский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Балашовский районный суд <адрес> с момента изготовления мотивированного решения (ДД.ММ.ГГГГ) Председательствующий С.В. Климова