Дело ***(1)/2010 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 марта 2010 года город Балашов Балашовский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Климовой СВ. при секретаре ФИО3 с участием истца ФИО1, представителя ответчика администрации Балашовского муниципального района по доверенности ФИО4, представителя третьего лица войсковой части *** *** по доверенности ФИО6, представителя третьего лица комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Балашовского муниципального района по доверенности ФИО5, представителя администрации муниципального образования *** муниципального района *** по доверенности ФИО7 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Балашовского муниципального района о признании права на жилое помещение и понуждении к заключению договора социального найма,- УСТАНОВИЛ: Истец ФИО1 обратился в суд с иском, в котором просит признать право на предоставление ему квартиры, расположенной по адресу: ***-3, *** заключить с ним договор социального найма на спорную квартиру. В обосновании указывая на то, что истец проходил военную службу в войсковой части *** *** и по месту прохождения службы с 2007 года состоит в очереди военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения. Решением жилищной комиссии войсковой части *** от *** протокол *** спорная квартира была распределена истцу для заселения по договору социального найма. Обратившись в администрацию Балашовского муниципального района с заявлением о предоставлении ***-3 и заключении договора социального найма ФИО1 получен ответ, в котором ему рекомендовано обратиться в комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Балашовского муниципального района ***. Не согласившись с данным решением, истец вынужден обратиться в суд за защитой своих прав, при этом просит также взыскать с ответчика уплаченную им государственную пошлину при подаче иска в суд в размере 100 руб. Согласно определению Балашовского районного суда *** от *** производство по данному гражданскому делу в части исковых требований о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 100 руб. прекращено в связи с отказом истца от данной части исковых требований. Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал в полном объеме исковые требования о признании права на предоставление квартиры и заключении с ним договора социального найма, выдвигая вышеуказанные доводы, полагая, что иск основан на законе и доказательствах, просил удовлетворить их в полном объеме. Представитель ответчика администрации Балашовского муниципального района по доверенности ФИО4 в судебном заседании просила суд в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать, ссылаясь на то, что жилищный фон, находящийся в федеральной собственности и закрепленный на праве оперативного управления за 206 квартирно-эксплуатационной частью (района) был передан в муниципальную собственность и правом владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом обладает только орган местного самоуправления. Кроме того такие вопросы местного значения, как содержание и использование муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, относятся к ведению муниципальных образований, поскольку, допуская заселение освобожденных военнослужащими жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, другими военнослужащими и членами их семей, ограничивает тем самым право местного самоуправления владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью, а также граждан, которые в установленном законом порядке признаны органом местного самоуправления нуждающимися в жилых помещениях. Согласно п 3 ст.15 Федерального закона №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» органы местного самоуправления оказывают содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений. Администрацией Балашовского муниципального района предлагалось ФИО1 заключить договор аренды спорного жилого помещения. В ст.57 ЖК РФ указан исчерпывающий перечень граждан, которые имеют право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, военнослужащие к данной категории не относятся. В настоящее время в очереди на получение жилого помещения в Балашовском районе состоит более 800 человек. Решение вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя. Представитель войсковой части *** *** по доверенности ФИО6, привлеченной в качестве третьего лица, не заявляющей самостоятельных требований относительно иска по определению суда от ***, исковые требования ФИО1 признал полностью, просил суд вынести решение об их удовлетворении, ссылаясь на положения Федерального Закона «О статусе военнослужащих» и Приказ Министра Обороны РФ № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации», поясняя, что в силу закона ФИО1 имеет право на предоставление ему ***, расположенной в ***-3 и заключения с ним договора социального найма на данное жилое помещение. Представитель комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Балашовского муниципального района по доверенности ФИО5 и представитель администрации муниципального образования *** муниципального района *** по доверенности ФИО7, привлеченные в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно иска по определению суда, в судебном заседании просили суд вынести решение в соответствии с законом. Суд, выслушав участников дела, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Военная служба, по смыслу статей 59 и 71 (пункт "т") Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций для военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Тем самым государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении указанной категории граждан. В развитие названных конституционных положений Федеральный закон "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации), в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения. В судебном заседании бесспорно установлено и не оспаривалось сторонами, что с *** ФИО1 проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации в войсковой части *** *** и состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (список нуждающихся в получении жилой площади военнослужащих войсковой части *** и 4 ФА КВВАУЛ), в настоящее время ФИО1 является военнослужащим войсковой части ***. Войсковая часть *** *** является структурным подразделением войсковой части *** ***. Военнослужащие войсковой части *** находятся на квартирном обеспечении в войсковой части ***. В соответствии с Положением о жилищной комиссии (приложение *** к ФИО2 РФ от *** ***) жилищная комиссия в войсковой части *** не создавалась. Согласно протокола *** заседания жилищной комиссии войсковой части 44606 от *** ФИО1 была распределена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: ***-3, ***, общей площадью 33,02 кв.м., с исключением из списка нуждающихся в жилой площади военнослужащих. ФИО1 зарегистрирован по адресу: войсковая часть *** ***-3, а фактически по договору от *** на условиях коммерческого найма проживает по адресу ***, ул. ***. Собственником объектов недвижимости истец не является (сообщение Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» Балашовского отделения от *** ***, из Балашовского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по *** от *** *** и от *** ***). Как установлено, ранее спорную квартиру на основании корешка к ордеру *** от *** занимал военнослужащий ФИО8 со своей семьей из трех человек, освободивший ее вместе с семьёй, что подтверждается справкой ООО «Управляющая компания Домоуправление ***). Спорная квартира свободна от регистрации и проживания семьи ФИО8 *** необходимые документы для распределения жилья ФИО1 были оформлены войсковой частью и направлены в администрацию Балашовского муниципального образования для решения вопроса о заключении договора социального найма на жилое помещение. Из сообщения главы администрации Балашовского муниципального района Саратовской области от *** № М-691/02 усматривается, что органы местного самоуправления оказывают содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений. В случае не заключения договора аренды, данные жилые помещения будут предоставляться гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий в порядке очередности. Согласно распоряжению ***-р от *** квартира, расположенная по адресу: ***-3, ***, общей площадью 34,0 кв.м., находящаяся в федеральной собственности и закрепленная на праве оперативного управления за 206 квартирно-эксплуатационной частью района, передана в муниципальную собственность Балашовского муниципального района Саратовской области. В силу п 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Таким образом, за военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом. При этом реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений, в частности, к муниципальному жилищному фонду. Данная правовая норма является императивной. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не изменил положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющего право на повторное заселение. Таким образом, предоставление военнослужащему жилого помещения из муниципального жилищного фонда в порядке повторного заселения является обязанностью администрации муниципального образования. Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается. Однако несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение. Что касается доводов ответчика о том, что у войсковой части *** *** имеется возможность предоставления военнослужащему ФИО1 непосредственно по месту службы жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, а также о том, что обеспечение семьи истца жилым помещением возможно иным способом - посредством получения ФИО1 государственного жилищного сертификата судом не принимается во внимание, поскольку вопрос предоставления жилья войсковой частью *** *** решен в соответствии с требованиями п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" путем предоставления ФИО1 жилого помещения, ранее занимаемого другим военнослужащим и освободившегося после его выезда на другое место службы. Принимая во внимание вышеизложенные доводы, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований и считает возможным признать право на предоставление ФИО1 ***-3 и заключить с ним договор социального найма на спорную квартиру. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования ФИО1 удовлетворить в полном объёме. Признать право ФИО1 на предоставление квартиры, расположенной по адресу: ***-3, ***. Обязать администрацию Балашовского муниципального района Саратовской области заключить с ФИО1 договор социального найма на квартиру, расположенную по адресу: ***-3, ***. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Саратовский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Балашовский районный суд со дня изготовления мотивированного решения (05 апреля 2010 года). Председательствующий С.В.Климова