№ 12-105(1)/2010 РЕШЕНИЕ 26 ноября 2010 года город Балашов Судья Балашовского районного суда Саратовской области Соседова Е.А. с участием помощника прокурора г.Балашова Изотова П.В., лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Клемина Алексея Васильевича, 09 сентября 1938 года рождения, уроженца пос. Красная Заря Аркадакского района Саратовской области, гражданина РФ, проживающего по адресу: Саратовская область, город Балашов, ул. Нефтяная, д. 3, кв.6, председателя товарищества собственников жилья «Нефтяник», рассмотрев жалобу Клемина Алексея Васильевича на постановление по делу об административном правонарушении № 829 от 11 октября 2010 года, которым он за административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей, УСТАНОВИЛ: Постановлением заместителя прокурора города Балашова Юдникова В.С. от 20 сентября 2010 года возбуждено производство по делу об административном правонарушении в отношении председателя товарищества собственников жилья «Нефтяник» (далее по тексту ТСЖ «Нефтяник») Клемина А.В. по ст. 7.22 КоАП РФ. Постановлением начальника, главного государственного жилищного инспектора Саратовской области Цопина В.А. № 829 от 11 октября 2010 года председатель ТСЖ «Нефтяник» Клемин А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей. Не согласившись с данным постановлением, Клемин А.В. обратился в Балашовский районный суд Саратовской области с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление отменить за отсутствием в его действиях административно наказуемого деяния, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, и производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что его вина в нарушении требований действующего жилищного законодательства не установлена и не доказана. Являясь председателем ТСЖ «Нефтяник», избранным большинством собственников многоквартирного дома, он осуществляет руководство многоквартирными домами согласно волеизъявлению собственников жилых помещений и принимает все необходимые меры по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах (поддержание жилищного фонда, в том числе инженерных коммуникаций в надлежащем состоянии). Ссылка Государственной жилищной инспекции на Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда № 170 от 27 сентября 2003 года является необоснованной ввиду того, что согласно разъяснениям Министерства регионального развития № 26084-СНК 4 от 14 октября 2008 года, Правила носят рекомендательный характер, в договоре ссылка на них отсутствует. Кроме того законодательство не предусматривает обязанности выполнения работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме без соразмерной оплаты и своевременного заказа этих услуг. Для включения в договор работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме требуется решение общего собрания собственников помещений, принимаемого большинством голосов, а для внесения в договор работ по капитальному ремонту - решение общего собрания, принятое большинством не менее двух третей голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Полагает, что в случае отсутствия указанных коллегиальных решений он не может отвечать за последствия невыполнения отмеченных в обжалуемом им постановлении работ и услуг. В судебном заседании Клемин А.В. жалобу поддержал в полном объеме, выдвигая в ее обоснование те же доводы, виновным себя в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, не признал, так как, являясь председателем ТСЖ «Нефтяник», он в пределах имеющихся денежных средств предпринимал все необходимые меры по содержанию и текущему ремонту общего имущества в подведомственных ТСЖ «Нефтяник» многоквартирных домах. Помощник прокурора Изотов П.В. в судебном заседании, указывая на законность принятого по делу решения, просил постановление по делу об административном правонарушении № 829 от 11 октября 2010 года в отношении Клемина А.В. оставить без изменения, а жалобу Клемина А.В. без удовлетворения, полагая, что в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170, председатель ТСЖ «Нефтяник» Клемин А.В. должен содержать общее имущество в многоквартирных домах в надлежащем состоянии и, зная о неисправностях общего имущества в многоквартирных домах, должных мер к их устранению не предпринял. Заслушав доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Клемина А.В., мнение помощника прокурора Изотова П.В., исследовав административное дело № 829, проверив законность и обоснованность постановления должностного лица, прихожу к следующему выводу. Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. В соответствии со ст. 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей. Основанием привлечения председателя ТСЖ «Нефтяник» Клемина А.В. к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ послужили выявленные 14 сентября 2010 года по обращению жильцов домов нарушения п. 4.6.1.26, 4.8.14, 5.2.22 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170, а именно как указано в постановлении должностного лица, в доме № 30 по ул. Нефтяная имеется разрушение покрытия отмостки, отслоение штукатурки, трещины; в доме № 34 по ул. Нефтяная - протекает крыша, неисправность, износ кровельного покрытия, протечи; в доме № 42 по ул. Нефтяная - повреждение штукатурного и окрасочного слоёв стен лестничных клеток. В связи с выявленными нарушениями 20 сентября 2010 года заместителем прокурора города Балашова Юдниковым В.С. возбуждено производство об административном правонарушении по признакам административно наказуемого деяния, предусмотренного ст. 23.55 КоАП РФ административный материал для рассмотрения и принятия решения по существу направлен в Государственную жилищную инспекцию Саратовской области по адресу: г. Саратов, ул. Челюскинцев, 114. Начальник, главный государственный жилищный инспектор Саратовской области Цопин В.А., усматривая в действиях председателя ТСЖ «Нефтяник» Клемина А.В. признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, 11 октября 2010 года вынес постановление о привлечении председателя ТСЖ «Нефтяник» Клемина А.В. к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей. В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении уполномоченное должностное лицо должно установить, в том числе виновность лица в совершении административного правонарушения наряду с иными обстоятельства, имеющими значение для правильного рассмотрения дела. Согласно ч. 2,3 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания свидетелей, иные документы. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Доказательствами по делу об административном правонарушении согласно представленному административному делу № 829 в отношении Клемина А.В. являются: акты проверок оценки технического состояния и соответствия правилам и нормам технической эксплуатации домов № 30, 34, 42 по ул. Нефтяная г. Балашова от 14 сентября 2010 года, постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от 20 сентября 2010 года. Исходя из диспозиции ст. 7.22 КоАП РФ объективную сторону данного правонарушения составляют противоправные действия ответственного лица, выражающиеся в нарушении правил содержания жилых домов и (или) жилых помещений, правил их ремонта. Таким образом для привлечения лица к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ необходимо доказать, что лицо является ответственным за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, им нарушены правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, а также его вину в нарушении правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений. Субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, являются лица, по закону или договору ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений. Судом установлено и подтверждается изменениями в п. 1.1 Устава ТСЖ «Нефтяник», что ТСЖ «Нефтяник» создано для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирных домах № 30, 34 и 42 по ул. Нефтяная г. Балашова. Согласно п. 2.2 раздела 2 Устава ТСЖ «Нефтяник» предметом деятельности товарищества является обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме; строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме; сдача в аренду, в наем части общего имущества в многоквартирном доме; обеспечение членов ТСЖ коммунальными и прочими услугами; защита и представление общих интересов членов ТСЖ в государственных органах власти и управления, органах местного самоуправления, суда; обеспечение соблюдения членами ТСЖ правил пользования жилыми и нежилыми помещениям, местами общего пользования и придомовыми территориями, утвержденных общим собранием членов ТСЖ; исполнение роли заказчика на работы по эксплуатации, ремонту, надстройке и реконструкции помещений, зданий и сооружений; заключение договоров, контрактов, соглашений с гражданами и юридическими лицами в соответствии с целями своей деятельности; проведение мероприятий по благоустройству и озеленению придомовых территорий; получение заемных средств на нужды ТСЖ. Согласно протоколу № 5 собрания членов правления ТСЖ «Нефтяник» от 02 мая 2010 года, председателем ТСЖ «Нефтяник» является Клемин А.В., который в соответствии с Уставом ТСЖ «Нефтяник» организует и проводит всю хозяйственную и финансовую деятельность товарищества, работу правления, общее отчётное собрание. Клемин А.В. в судебном заседании не отрицал наличие выявленных в ходе проверки нарушений в доме № 30 по ул. Нефтяная в виде разрушение покрытия отмостки, отслоения штукатурки, в доме № 42 по ул. Нефтяная - повреждения штукатурного и окрасочного слоёв стен лестничных клеток, объяснил причину их образования недостатком денежных средств, значительным износом жилищного фонда (дата постройки дома № 42 - 1955 год), направлением имеющихся в распоряжении ТСЖ денежных средств на иные, более неотложные цели, отсутствием возможности дополнительного сбора денежных средств жильцами, большая часть из которых относится к социально незащищенным слоям населения. Протекание крыши и износ её кровельного покрытия в доме № 34 по ул. Нефтяная относятся к капитальному ремонту, проводимого за счет средств федерального бюджета, однако не по его вине, а из-за недостатка денежных средств в текущем году указанный дом не был включен в федеральную программу. Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность. В обжалуемом постановлении по делу об административном правонарушении № 829 от 11 октября 2010 года в отношении заявителя указано на нарушения п. 4.6.1.26, 4.8.14, 5.2.22 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170, а именно: - при обслуживании крыш следует обеспечить: исправность системы водостока; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояков; водосточные трубы следует прокладывать вертикально; стояки внутреннего водостока, проходящие в чердачном помещении, следует утеплять; водоприемные воронки должны быть оборудованы защитными решетками, установленными на прижимном кольце, и колпаками с дренирующим отверстием; водоприемные воронки должны регулярно очищаться от мусора и снега, а также промываться; достаточность и исправность тепловой изоляции всех трубопроводов, стояков и запорной арматуры. Усиление тепловой изоляции трубопроводов и стояков систем горячего водоснабжения и центрального отопления следует выполнять эффективным теплоизоляционным материалом; - на лестничных клетках должно быть исправным остекление; наличие фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки; помещение должно регулярно проветриваться, температура воздуха - не менее +160 С; должна быть обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов - не реже 1 раза в 5 дней; стены - не менее 2 раз в месяц; мытье - не реже 1 раза в месяц; - трубопроводы и арматура систем отопления, находящиеся в неотапливаемых помещениях, должны иметь тепловую изоляцию, исправность которой необходимо проверять не реже двух раз в год. Однако каких-либо доказательств подтверждающих, что в ходе проверки технического состояния домов № 30, 34, 42 по ул. Нефтяная г. Балашова выявлены вышеуказанные нарушения, в материалах административного дела не имеется и суду не представлено. Кроме того, в акте проверки дома № 30 по ул. Нефтяная имеется знак «+» в графе 1.3 отмостка: - разрушение покрытия, - провалы, - контр-уклон, - повреждение ограждения приямков; графе 4.1 - отслоение штукатурки, трещины, - провисание и зыбкость перекрытий, - неисправности конструктивных элементов, создающие угрозу обрушения, тогда как в постановлении указано лишь на разрушение покрытия отмостки, отслоение штукатурки, трещины. В акте проверки дома № 42 по ул. Нефтяная знак «+» указан в графе 6.6 (- наличие трещин на стенах лестничных клеток, - повреждение штукатурного и окрасочного слоев стен лестничных клеток), а в постановлении указано на повреждение штукатурного и окрасочного слоев стен лестничных клеток. Таким образом, из имеющихся в административном деле актов проверок технического состояния домов № 30 и № 42 по ул. Нефтяная г. Балашова от 14 сентября 2010 года невозможно установить, какие именно нарушения технического состояния выявлены в соответствующих домах. Судом установлено, что по обращению жильцов домов № 30, 30А, 32, 34, 43 по ул. Нефтяная г. Балашова прокуратурой г. Балашова была проведена проверка оценки технического состояния и соответствие правилам и нормам технической эксплуатации домов № 30, 34, 42 по ул. Нефтяная г. Балашова. При этом специалисты, осуществляющие согласно Положению о Государственной жилищной инспекции Саратовской области, утвержденному постановлением Правительства Саратовской области от 12 мая 2005 года № 152-П, государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям законодательства, привлечены не были, осмотр многоквартирных домов при выходе на место не проводился, отраженные в актах проверок нарушения указаны со слов лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Клемина А.В. Не представлено доказательств и того, какой именно требуется ремонт отмостки для устранения возникшей неисправности, принималось ли собственниками домов решение о проведении ремонта названных домов, в каком объеме и при наличии денежных средств, а дома № 34 по ул. Нефтяная - решение о проведении капитального ремонта крыши. Кроме того, не представилось возможным установить, имелась ли у управляющей компании возможность устранить разрушения покрытия отмостки, отслоения штукатурки, трещин, повреждения штукатурного и окрасочного слоёв лестничных клеток посредством текущего ремонта. Доводы Клемина А.В. о недостаточности средств на ремонт должностным лицом не были опровергнуты. Не имеется в представленном материале и доказательств того, что обязанность по проведению капитального ремонта, к которому относится протекание крыши, неисправности, износ кровельного покрова, течи в доме № 34 по ул. Нефтяная, возложена на управляющую компанию. Таким образом, в данном случае невозможно было установить, имелась ли у управляющей компании возможность устранить выявленные неисправности посредством текущего ремонта. Не имеется у суда и доказательств того, что обязанность по проведению капитального ремонта возложена на управляющую компанию, договор управления многоквартирными домами о включении, в том числе и данной обязанности, суду не представлен. Таким образом, административный орган не доказал наличие у управляющей компании обязанности по устранению выявленных нарушений правил содержания и эксплуатации жилого дома. Тем самым, как при рассмотрении дела об административном правонарушении, так и при рассмотрении жалобы, доводы Клемина А.В. о принятии необходимых мер по содержанию и текущему ремонту общего имущества в подведомственных ТСЖ «Нефтяник» многоквартирных домах не опровергнуты. На основании вышеизложенных установленных в судебном заседании обстоятельств и исходя из положения ст. 1.5 КоАП РФ прихожу к выводу, что в действиях Клемина А.В. не содержится состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На основании ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ. В силу п. 3 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. На основании изложенного, руководствуясь ст. 24.5, 30.6, 30.7 РФ, судья РЕШИЛ: Жалобу Клемина Алексея Васильевича удовлетворить. Постановление начальника, главного государственного жилищного инспектора Саратовской области Цопина В.А. № 829 от 11 октября 2010 года о привлечении Клемина Алексея Васильевича к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей, отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении него прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. Решение может быть обжаловано в течение десяти суток в Саратовский областной суд в порядке, предусмотренном ст. 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Судья Е.А. Соседова