12- 42(1) / 2011 Р Е Ш Е Н И Е 24 мая 2011 года город Балашов Судья Балашовского районного суда Саратовской области Ерохина И.В. с участием законного представителя юридического лица Тимонина А.А., защитника юридического лица по доверенности Шуниной Ю.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя юридического лица ОГУ «Балашовская районная станция по борьбе с болезнями животных» Тимонина Александра Алексеевича на постановление начальника отдела ветнадзора Управления Россельхознадзора по Саратовской области Борисова С.Г. от 25 марта 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении: юридического лица Областного государственного учреждения «Балашовская районная станция по борьбе с болезнями животных», юридический адрес: Саратовская область, г.Балашов, ул.Советская, д.112А, права и обязанности, предусмотренные ст.ст. 25.4, 30.1, 30.2, 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, Тимонину А.А. разъяснены, У С Т А Н О В И Л: Протоколом № 64/004/Б от 5 марта 2011 года, составленным государственным инспектором отдела государственного ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора Совиным А.С., возбуждено производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица Областного государственного учреждения «Балашовская районная станция по борьбе с болезнями животных» (далее по тексту ОГУ «Балашовская районная СББЖ») по ч.1 ст.10.6 КоАП РФ за то, что при проведении выездной плановой проверки 3 марта 2011 года в 14 часов 30 минут выявлены нарушения: в выдаче ветеринарных свидетельств формы № 1 без описи животных, заверенной печатью учреждения, выдавшего ветеринарный сопроводительный документ; формы № 3 без наличия сведений о лаборатории, в которой исследовалась продукция животного происхождения; при сборе в биотермическую яму биологических отходов (конфискатов) для обеззараживания не проводилась сверка с сопроводительными документами на биологические отходы. Постановлением № 64/004/Б начальника отдела ветнадзора Управления Россельхознадзора по Саратовской области Борисова С.Г. от 25 марта 2011 года юридическое лицо ОГУ «Балашовская районная СББЖ» признано виновным и подвергнуто административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.10.6 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 20000 рублей. Не согласившись с данным постановлением, законный представитель юридического лица Тимонин А.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит оспариваемый им акт отменить, производство по делу прекратить. Податель жалобы отметил, что опись животных должна прилагаться к ветеринарному свидетельству, но не к корешку ветеринарного свидетельства, а составление перечня и описей необходимо при перевозке товарных и племенных животных, не относя к ним экзотических животных. Наличие сведений о лаборатории, в которой производилось исследование продукции животного происхождения, по мнению автора жалобы, обязательно в ветеринарных сопроводительных документах, каким не является корешок ветеринарного свидетельства. По вопросу сброса в биотермическую яму биологических отходов для обеззараживания без проведения сверки с сопроводительными документами на биологические отходы жалоба содержит пояснение о том, что не представляется возможным оформить таких документов по причине отсутствия получателя биологических отходов, транспортировку которых осуществляет ОГУ «Балашовская районная СББЖ», не являющееся владельцем животных, а также организацией, предприятием, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения. Кроме того, в жалобе поставлены вопросы о законности вынесенного постановления должностным лицом, не наделенным такими полномочиями, и об оставленном без рассмотрения ходатайства о рассмотрении дела по месту нахождения организации. В судебном заседании законный представитель юридического лица Тимонин А.А. доводы своей жалобы поддержал, просил удовлетворить его прошение об отмене постановления по делу об административном правонарушении. Защитник юридического лица Шунина Ю.Н. к доводам жалобы добавила позицию об отсутствии, исходя из ст.23 Закона «О ветеринарии», правовых оснований привлечения юридического лица к административной ответственности. Заслушав законного представителя и защитника юридического лица, привлеченного к административной ответственности, свидетеля, проверив представленный материал, судья считает жалобу необоснованной и подлежащей отклонению по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Как следует из материалов дела копия обжалуемого постановления получена ОГУ «Балашовская районная СББЖ» 5 апреля 2011 года, 15 апреля 2011 года последовало обращение в суд в пределах срока, установленного ч.1 ст.30.3 КоАП РФ на обжалование. В силу ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. Согласно ч.ч.2,3 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания свидетелей, иные документы. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Представленными Уставом ОГУ «Балашовская районная СББЖ», Свидетельством о постановке на учет в налоговом органе по месту его нахождения серии 64 № 002463437, Свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 64 № 002691261 установлено, что ОГУ «Балашовская районная СББЖ» является юридическим лицом, начальником Учреждения в соответствии с приказом начальника управления ветеринарии от 27 февраля 2006 года № 45-к является Тимонин А.А. Уставом предусмотрен предмет деятельности Учреждения, оно, в том числе, организует и осуществляет мероприятия, направленные на выполнение Закона РФ «О ветеринарии», ветеринарно-санитарных правил, а также инструкций по борьбе с болезнями животных; в пределах своей компетенции руководит работой всех ветеринарных специалистов государственной ветеринарной службы, организаций, предприятий, а также хозяйств независимо от форм собственности; организует и контролирует выдачу в установленном порядке ветеринарных сопроводительных документов, справок и оформление иной ветеринарной документации (п.2.3 Устава). В соответствии с ч.1 ст.10.6 КоАП РФ нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 16 ноября 2006 года N 422 утверждены Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов. Настоящие Правила устанавливают порядок организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, которые являются обязательными для исполнения должностными лицами, уполномоченными осуществлять оформление и выдачу ветеринарных сопроводительных документов, юридическими лицами любой организационно-правовой формы и гражданами, занятыми содержанием, ловлей, добычей животных (в том числе птиц, рыб (других гидробионтов), пчел), а также производством, заготовкой, переработкой, перевозкой, хранением и реализацией продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок (п.1.1 Правил). В п.1.2 Правил предусмотрено, что ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок (далее - грузы), подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации. Груз в виде животных и кожсырья должны сопровождаться соответственно ветеринарными свидетельствами формы № 1 и формы № 3 при перевозке грузов за пределы района (города) по территории Российской Федерации. Ветеринарными справками формы N 4 при перевозке эндокринного и кишечного сырья, костей, крови, другого вида сырья животного происхождения, биологические отходы в пределах района (города)(п.1.3 Правил). Согласно п.2.6 Правил при перевозке животных в количестве до 5 голов за пределы района (города) перечень с указанием клички и номера (для товарных животных), а также пола, породы, возраста (для племенных животных) приводят в графе "Особые отметки" ветеринарного свидетельства формы N 1. При перевозке животных в количестве более 5 голов к ветеринарному свидетельству прилагают опись, заверенную печатью учреждения, подведомственного органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, выдавшего ветеринарный сопроводительный документ. Порядок нумерации и учета ветеринарных сопроводительных документов, предусмотрен разделом 3 Правил. Так, ветеринарные сопроводительные документы оформляют на бланках, учитываемых в единой автоматизированной системе, изготовленных в соответствии с образцами, устанавливаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование и оказание государственных услуг в области ветеринарии (п.3.1 Правил). Ветеринарные сопроводительные документы, не соответствующие требованиям пунктов 3.1, 3.2 и 3.3 настоящих Правил, а также заполненные разными чернилами, почерками, имеющие исправления, неясный оттиск печати, без печати, без подписи, без полного наименования должности, без указания фамилии, инициалов специалиста, подписавшего ветеринарный сопроводительный документ, без указания всех требуемых сведений, в т.ч. даты их выдачи, а также копии документов считаются недействительными (п.3.4 Правил). 4 декабря 1995 года за N 13-7-2/469 Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ утвердило Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, которые являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения (п.1.1). Указанные правила к биологическим отходом относят, в том числе ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах (п.1.2). При даче ветеринарным специалистом заключения об уничтожения (п.2.1), биологические отходы перед сбросом в биотермическую яму для обеззараживания подвергают ветеринарному осмотру. При этом сверяется соответствие каждого материала (по биркам) с сопроводительными документами. В случае необходимости проводят патологоанатомическое вскрытие трупов (п.6.3 Правил). Основанием для привлечения ОГУ «Балашовская районная СББЖ» к административной ответственности послужило то обстоятельство, что при проведении выездной плановой проверки на основании Приказа № 36-п от 24 января 2011 года 3 марта 2011 года в 14 часов 20 минут и в 14 часов 30 минут установлено, что: -ветеринарные свидетельства формы № 1 серии 264 № 00578535 от 10 января 2011 года и серии 264 № 0057842 от 3 февраля 2011 года выданы соответственно обществу с ограниченной ответственностью «Парус» на перевозку 34-х голов экзотических животных и обществу с ограниченной ответственностью «Котоврас» на перевозку 33-х голов крупного рогатого скота без описи животных, заверенной печатью учреждения, выдавшего ветеринарный сопроводительный документ; -ветеринарные свидетельства формы № 3 серии 264 № 0014875 от 1 февраля 2011 года на 50 штук кожевенного сырья от крупного рогатого скота и серии 264 № 0014876 от 2 февраля 2011 года на 50 штук кожевенного сырья от крупного рогатого скота выдано индивидуальному предпринимателю Мустееву Р.И. без наличия сведений о лаборатории, в которой исследовалась продукция животного происхождения; -при сбросе в биотермическую яму биологических отходов для обеззараживания не проводилась сверка с сопроводительными документами на биологические отходы. Виновность ОГУ «Балашовская районная СББЖ» в совершении указанного правонарушения подтверждается совокупностью имеющихся доказательств: -приказом о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 24 января 2011 года № 36-п; -актом проверки органом государственного контроля (надзора) № 36-П, с изложением в нем выявленных нарушений; -протоколом об административном правонарушении от 5 марта 2011 года № 64/004/Б. С учетом требований административного законодательства, а также положений приказа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.04.2005 N 138 протокол об административном правонарушении по настоящему делу составлен уполномоченным лицом; -актами лаборатории ВСЭ на ООО «Дмитриевский рынок» от 23 февраля 2011 года, 9 февраля 2011 года, от 25 февраля 2011 года, от 2 марта 2011 года, от 4 марта 2011 года о том, что лаборатория ВСЭ передает ОГУ «Балашовская районная СББЖ» конфискаты на утилизацию в скотомогильник в с.Репное, с указанием количества при каждой такой передаче. Сопроводительные документы, допускающие возможность сверить соответствие каждого материала, отсутствуют. О том, что сопроводительные документы, сопровождающие биологические отходы, не оформлялись, не отрицал в судебном заседании законный представитель юридического лица; -корешками ветеринарных свидетельств формы № 1 серии 264 № 0057835 от 10 января 2011 года и серии 264 №0057842 3 февраля 2011 года, согласно которым подлежали перевозки более 5 голов животных без приложенной описи, заверенной печатью учреждения, подведомственного органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, выдавшего ветеринарный сопроводительный документ; -корешками ветеринарных свидетельств формы № 3 серии 264 № 0014875 от 1 февраля 2011 года и серии 264 № 0014876 от 2 февраля 2011 года без указания в них сведений о лаборатории, в которой исследовалась продукция животного происхождения. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не исключает участие в качестве свидетеля при рассмотрении судом дела об административном правонарушении должностного лица, составившего протокол по делу об административном правонарушении. Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов (пункт 10). Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля государственный инспектор отдела государственного ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора Совин А.С. перечислил выявленные нарушения, добавил, что корешки ветеринарных свидетельств являются бланками строгой отчетности и должны соответствовать самим свидетельствам, а транспортировка биологических отходов без сопроводительных документов не допустима. Таким образом, исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности позволяют сделать вывод о подтверждении факта нарушения правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, следовательно, наличии в действиях юридического лица ОГУ «Балашовская районная СББЖ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Установленные в постановление обстоятельства дела, нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания. Изложенные в жалобе законным представителем юридического лица Тимониным А.А. доводы об отсутствии нарушений по вопросу выдачи ветеринарных сопроводительных документов без описи животных, поскольку не требуется в качестве приложения к корешку ветеринарного свидетельства, в котором, по мнению подателя жалобы, не должны указываться сведения о лаборатории, являются несостоятельными. Исходя из приведенных бланков в приложении № 1, № 3 Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 16 ноября 2006 года N 422, корешки ветеринарных свидетельств формы № 1 и формы № 3 являются дубликатами самих ветеринарных свидетельств для отчетности того, кто их выдал. Графы корешков соответствуют графам ветеринарных сопроводительных документов, следовательно, подлежат заполнению все требуемые сведения, в отсутствие таковых, также копий документов считаются недействительными (п.3.4 Правил). Правилами также предусмотрено, что ветеринарные сопроводительные документы, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения должны сопровождаться ветеринарными свидетельствами. При перевозке животных в количестве более 5 голов к ветеринарному свидетельству прилагают опись, заверенную печатью учреждения, подведомственного органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, выдавшего ветеринарный сопроводительный документ. Приведенные положения Правил приводят судью к выводу о несостоятельности доводов законного представителя юридического лица, привлеченного к административной ответственности, о том, что опись необходима при перевозке товарных и племенных животных, к которым не относятся экзотические животные, подлежавшие отправке согласно корешку ветеринарного свидетельства от 10 января 2011 года серии 264 № 0057835. Актами о передаче ОГУ «Балашовская районная СББЖ» конфискатов на утилизацию в скотомогильник в с.Репное, положенных в основу вины ОГУ «Балашовская районная СББЖ», подтверждается транспортировка таких отходов ОГУ «Балашовская районная СББЖ», следовательно, в силу п.1.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, вопреки доводам законного представителя юридического лица, на Учреждение распространяются положения указанных правил о необходимости сверки на соответствие каждого материала (по биркам) с сопроводительными документами, отсутствие таковых является нарушение п.6.3 указанных Правил. Ходатайство о передаче дела на рассмотрение по месту нахождения юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, рассматривает, в данном случае, должностное лицо при подготовке дела об административном правонарушении в порядке п.6 ст.29.1, п.5 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ. Материалами дела подтверждено обстоятельство получения такого ходатайства после рассмотрения дела, по этой причине, оставленный без рассмотрения по существу вопрос о рассмотрении дела по месту нахождения правонарушителя не является нарушением прав лица, привлеченного к административной ответственности. В судебном заседании обсуждался вопрос о правомерности вынесения постановления по делу об административном правонарушении начальником отдела государственного ветеринарного надзора за обеспечением здоровья животных, безопасностью продукции животного происхождения и лабораторного контроля по Саратовской области и с учетом п.4 ч.2 ст.22.2 КоАП РФ и п. 15 Должностного регламента начальника отдела государственного ветеринарного надзора за обеспечением здоровья животных, безопасностью продукции животного происхождения и лабораторного контроля по Саратовской области у судьи сомнений в компетенции руководителя структурного подразделения не возникает. Объектом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.10.6 КоАП РФ. В этой связи доводы защитника юридического лица, сославшегося на положение ст.23 Закона РФ «О ветеринарии», о невозможности привлечения юридического лица к административной ответственности являются необоснованными. Судья не усматривает нарушений требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление о назначении административного наказания отвечает требованиям, предъявляемым ст.29.10 КоАП РФ, принятое начальником отдела ветнадзора Управления Россельхознадзора по Саратовской области Борисова С.Г. решение - обоснованное и мотивированное. Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении ОГУ «Балашовская районная СББЖ» не имеется. Вид и размер наказания были назначены юридическому лицу в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1 ч. 1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и определены в размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.10.6 КоАП РФ. Судьей каких-либо процессуальных нарушений, влекущих за собой отмену постановления должностного лица, изучением материалов дела не установлено. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, судья РЕШИЛ: Постановление начальника отдела ветнадзора Управления Россельхознадзора по Саратовской области Борисова С.Г. от 25 марта 2011 года по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица Областного государственного учреждения «Балашовская районная станция по борьбе с болезнями животных», которым оно подвергнуто административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.10.6 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 20000 рублей, оставить без изменения, а жалобу законного представителя юридического лица без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения. Судья И.В.Ерохина