Дело № 2-2140/2010г. Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Балашихинский городской суд Московской области Российской Федерации в составе председательствующего Гришаковой Н.Б., при секретаре Чунаревой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Соломатиной Т.В. к Министерству социальной защиты населения Московской области о предоставлении мер социальной поддержки, обязании поставить на учет, УСТАНОВИЛ: Саломатина Т.В. обратилась в суд с требованием к Министерству социальной защиты населения Московской области о предоставлении мер социальной поддержки как пенсионеру, проработавшему работником со средним медицинским образованием в государственном учреждении здравоохранения в сельской местности в Московской области более 10 лет, пользовавшей льготой по оплате жилья и коммунальных услуг до выхода на пенсию и имеющей место жительства в Московской области, в виде денежной компенсации оплаты жилья и коммунальных услуг. Также Саломатина Т.В. просит обязать Министерство социальной защиты населения Московской области в лице Балашихинского управления социальной защиты населения Московской области поставить Саломатину Т.В. на учет для предоставления указанных мер социальной поддержки. В обосновании заявленных требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ. начальником Балашихинского управления социальной защиты населения Министерства соцзащиты Московской области письмом №№. Саломатиной Т.В. было отказано в предоставлении мер социальной поддержки в виде льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных ст. 15 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области». Саломатина Т.В. считает данный отказ незаконным, поскольку из более 25 лет общего стажа медработника явно более 10 лет проработала медсестрой в сельской местности. Балашихинское управление социальной защиты населения решило, что ФГУ 8 ЦП ВВС относится к федеральному специализированному государственному медицинскому учреждению. ФГУ 8ЦП ВВС в перечне федеральных специализированных медицинских учреждений, финансирующихся за счет средств федерального бюджета никогда не было и нет. Факт работы Саломатиной Т.В. медсестрой в государственных учреждениях, относящихся к Министерству обороны РФ, расположенных в сельской местности Московской области, более 10 лет и то, что до выхода на пенсию она пользовалась льготами по оплате жилья и коммунальных услуг подтверждается представленными документами. В судебном заседании представитель истицы поддержал исковые требования. Представитель Министерства социальной защиты населения Московской области, в судебное заседании не явился, извещен надлежащим образом, письменные возражения приобщены к материалам дела (л.д. ). Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В ст.1 Закона Московской области от 23.06.06 г. №36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» перечислены категории граждан, для которых меры социальной поддержки установлены настоящим Законом, это в том числе работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственных и муниципальных учреждений социально-культурной сферы в Московской области. К учреждениям социально-культурной сферы относятся государственные и муниципальные бюджетные учреждения сферы образования, культуры, здравоохранения и социального обеспечения населения Московской области; Меры социальной поддержки, установленные пунктами 1, 2 и 3 части 1 настоящей статьи, сохраняются: В силу ст.15 вышеназванного Закона за указанными лицами, прекратившими трудовые отношения с учреждениями после установления (назначения) им пенсии (независимо от вида пенсии), если общий стаж их работы в учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области и других субъектов Российской Федерации, составляет не менее 10 лет и на день установления (назначения) пенсии они пользовались указанными мерами социальной поддержки. Из материалов дела следует, что Саломатина Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ работала медицинской сестрой медицинского пункта в/ч №, дислоцировавшейся в сельской местности; с ДД.ММ.ГГГГ. - медицинской сестрой кардиологического кабинета <данные изъяты>, дислоцировавшейся в сельской местности. Согласно паспорта гражданина РФ Саломатина Т.В. зарегистрирована по адресу: <адрес>. Копией письма Главы Администрации Балашихинского района МО от ДД.ММ.ГГГГ. №№ подтверждается, что территория военного городска «Заря» относится к сельской местности, копией письма заведующего отделом организационной работы Московского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. №с-№ в котором сообщается о том, что территория военного городска «Заря» относится к сельской местности; Общий медицинский стаж истицы более 25 лет, 10 лет проработала медсестрой в сельской местности. Саломатиной Т.В. отказано в предоставлении мер социальной поддержки, установленных ст.15 Закона Московской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» так как Саломатина Т.В. работала в 8 Центральной поликлинике военно-воздушных сил Министерства обороны Российской Федерации, которая является Федеральным государственным учреждением (л.д.11). Т.е. к муниципальным, государственным учреждениям здравоохранения Московской области также не относится. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения, с 1 января 2005 г.устанавливается Правительством РФ. Согласно ч.4 статьи 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 24.12.04 г. №872 «О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля» в редакции от 12.08.2008 г. №594 утвержден перечень федеральных специализированных медицинских учреждений, финансирующихся за счет средств федерального бюджета. Войсковой части и <данные изъяты> в этом перечне нет. Юридическое обоснование незаконности отнесения медработников, работавших в федеральных государственных медицинских учреждениях, расположенных в сельской местности, к федеральным специализированным медицинским учреждениям, разъяснено в определении Конституционного суда РФ от 5 февраля 2009 года № 149-О-П. Изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. Как следует из части четвертой статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, в рамках пересмотра прежней системы социальных гарантий для отдельных категорий населения федеральный законодатель передал Правительству Российской Федерации полномочие по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 1 января 2005 года мер социальной поддержки медицинских работников только той части государственной системы здравоохранения, к которой в настоящее время отнесены федеральные специализированные организации здравоохранения (их перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 872 "О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля", действующим в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 года N 594). Больницы, находящиеся в ведении Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, в этом перечне не указаны, в связи с чем их медицинские работники, в отличие от аналогичной категории работников иных государственных и муниципальных организаций здравоохранения, оказались лишенными возможности приобрести право на устанавливаемые меры социальной поддержки, а те из них, кто, работая и проживая в сельской местности, до 1 января 2005 года пользовался жилищно-коммунальными льготами на основании части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в прежней редакции, фактически утратили на них право без какой-либо компенсации. Такое правовое регулирование не согласуется с приведенной правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации и вступает в противоречие с предписаниями части 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, которые не предполагают отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности медицинскими работниками государственной системы здравоохранения на основании законодательства, действовавшего до 1 января 2005 года, а, напротив, обеспечивают их сохранение после указанной даты при возможном, как подчеркнуто в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2007 года N 129-О-П, изменении способа социальной защиты этих лиц, в том числе путем предоставления в соответствии с частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Таким образом, закрепленное пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование, не предусматривающее порядок определения с 1 января 2005 года мер социальной поддержки медицинских работников федеральных организаций здравоохранения, не относящихся к федеральным специализированным организациям здравоохранения, в силу правовых позиций, сформулированных в ранее вынесенных Конституционным Судом Российской Федерации решениях, и предписаний части 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, не предполагает, что Российская Федерация вправе произвольно отказаться от предоставления медицинским работникам больниц, относящихся к ведению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, работающим и проживающим в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались на основании законодательства, действовавшего до 1 января 2005 года. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников федеральному законодателю надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты». Не предоставление мер социальной поддержки Саломатиной Т.В. в виде льгот по оплате жилья и коммунальных услуг нарушает ее субъективные права как пенсионера, в связи с чем исковые требования Саломатиной Т.В. о признании права на предоставление мер социальной поддержки как пенсионеру, проработавшему работником со средним медицинским образованием в государственном учреждении здравоохранения в сельской местности в Московской области более 10 лет, имеющей место жительства в Московской области, в виде денежной компенсации оплаты жилья и коммунальных услуг, об обязании Балашихинское управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области поставить Саломатину Татьяну Васильевну на учет для предоставления мер социальной поддержки, подлежат удовлетворению. На основании выше изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Соломатиной Т.В. к Министерству социальной защиты населения Московской области о предоставлении мер социальной поддержки, обязании поставить на учет удовлетворить. Признать за Соломатиной Т.В. право на предоставление мер социальной поддержки как пенсионеру, проработавшему работником со средним медицинским образованием в государственном учреждении здравоохранения в сельской местности в Московской области более 10 лет, имеющей место жительства в Московской области, в виде денежной компенсации оплаты жилья и коммунальных услуг. Обязать Балашихинское управление социальной защиты населения Минисрертсва социальной защиты населения Московской области поставить Соломатину Т.В. на учет для предоставления мер социальной поддержки. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение 10 дней. Федеральный судья Н.Б. Гришакова