Дело № 2-1173 /2010 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Балашихинский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Елисеевой Н.Я., при секретаре судебного заседания Скальчёнковой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации городского округа Балашиха на действия судебного пристава-исполнителя специализированного межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по МО Ермакова Т.С., У С Т А Н О В И Л: ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем специализированного межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по МО Ермакова Т.С. вынесено постановление о взыскании с Администрации городского округа Балашиха исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей, в связи с неисполнением требования судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству об обязании Администрации городского округа Балашиха предоставить Соловьеву А.Н. жилое помещение за счет средств федерального бюджета. Согласно постановлению о возбуждении исполнительного производства Администрации предоставлено 5 дней для исполнения решения суда. Администрация городского округа Балашиха в своем заявлении указывает, что процедура предоставления жилого помещения за счет средств федерального бюджета требует длительного времени и зависит не только от органа местного самоуправления, что не учтено судебным приставом. Кроме того, согласно Бюджетного кодекса взыскание исполнительского сбора должно производиться за счет средств бюджета. Администрация городского округа Балашиха просит суд признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя по взысканию исполнительского сбора, отменить постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ Заявитель просит также восстановить срок для обжалования постановления. Представитель заявителя Шайдуров М.М. в судебном заседании заявление поддержал. Судебный пристав-исполнитель Ермакова Т.С., о слушании дела извещена, в судебное заседание не явилась. Выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд считает заявление обоснованным по следующим основаниям. Согласно ст. 441 ГПК РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием). Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 настоящего Кодекса, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными настоящей статьей. ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства и предложено должнику в течение 5 дней со дня получения настоящего постановления добровольно исполнить требование. На ДД.ММ.ГГГГ Администрацией городского округа Балашиха постановление добровольно не исполнено (л.д. 5). Из объяснений представителя заявителя следует, что предоставление жилого помещения за счет средств федерального бюджета возможно в случае выделения указанных средств. Однако, при обращении Администрации городского округа Балашиха в лице Управления имущественных отношений за выделением денежных средств в Управление Федерального казначейства по Московской области был получен ответ, согласно которому предоставление жилых помещений Соловьёву А.Н. возможно путем получения жилищного сертификата. Таким образом, на настоящий момент, Администрация городского округа Балашиха не может выполнить решение суда указанным способом и порядком. Согласно п. 2 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 39, ст. 3770; 2006, N 6, ст. 694), является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Таким образом, исполнение решение суда возможно путем добровольного участия взыскателя в указанной федеральной программе и получении им жилищного сертификата. Иного способа выделения федеральных средств на получение жилья взыскателю в настоящее время не предусмотрено. В соответствии с п. 1, 6, 7 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом РФ в пунктах 2, 3 и 4 Постановления от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения, представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. По смыслу ст.ст. 49,50,52-54 и 64 Конституции РФ, наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения - один из принципов юридической ответственности из этого следует, что при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию. Судом установлено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа должником - Администрацией городского округа Балашиха вызвано объективно непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению судебного решения. Кроме того, судебным приставом не учтено, что Администрация городского округа Балашиха является органом местного самоуправления и при наложении каких-либо взысканий и штрафов на муниципальный бюджет необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса, которые не предусматривают взыскание исполнительского сбора за счет средств бюджета. Постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ получено заявителем ДД.ММ.ГГГГ, что не позволило ему обжаловать указанное постановление в установленных федеральным законом срок, с жалобой он обратился ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем суд считает срок обращения подлежащим восстановлению. Учитывая изложенные обстоятельства, суд считает заявление подлежащим удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Восстановить Администрации городского округа Балашиха срок для обжалования постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № судебного пристава-исполнителя специализированного межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Московской области. Жалобу Администрации городского округа Балашиха на действия судебного пристава-исполнителя удовлетворить. Признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя специализированного межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Московской области Ермакова Т.С. в рамках исполнительного производства № по взысканию исполнительского сбора на Администрацию городского округа Балашиха. Отменить постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ судебного пристава-исполнителя специализированного межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Московской области Ермакова Т.С. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение 10 дней. Федеральный судья: Н.Я. Елисеева