о понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения с последующим заключением договора социального найма



Дело №2-917/11

                                                            Решение

                                          Именем Российской Федерации

                                                      ДД.ММ.ГГГГ

Балашихинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего Казиначикова А.А.,

при секретаре Беленковой Ю.В.,

рассмотрев открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лушкина С.И. к Администрации городского округа Балашиха, Управлению имущественных отношений Администрации городского округа Балашиха, Министерству образования Московской области о понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения с последующим заключением договора социального найма,

                                                                       установил:

Лушкин С.И. обратился в суд с иском к ответчикам с требованием о предоставлении ему, как лицу из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, в виде отдельной благоустроенной квартиры на территории г. Балашиха по договору социального найма. Свои требования истец мотивировал тем, что он родился в г. Балашиха Московской области, его мать отказалась от него в родильном доме, отец неизвестен. Воспитывался в Уваровском детском доме-интернате для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где находился на полном государственном обеспечении в период с 21.06.1988г. по 26.05.2004г.

При помещении Лушкина С.И. в детское сиротское учреждение жилое помещение за ним закреплено не было.

После выхода из Уваровского детского дома интерната в 2004г., в связи с отсутствием жилья истец был вынужден зарегистрироваться в Звенигородском доме-интернате для престарелых и инвалидов. После реорганизации указанного учреждения 10.12.2008г. Лушкин С.И. был переведен в Королевский дом-интернат для престарелых и инвалидов.

Постановлением Главы администрации Балашихинского района Московской области от 23.12.2004г. № 1881 (Постановление № 1881) Лушкин С.И. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет в качестве лица, которому жилое помещение по договору социального найма предоставляется без очереди (как выпускнику детского сиротского учреждения), присвоен номер льготной очереди: 53, заведено учетное дело № 3871. Однако, жилое помещение до настоящего времени ему не представлено.

Лушкин С.И. в судебное заседание явился, иск поддержал.

Представитель Администрации городского округа Балашиха по доверенности Купчин В.С. в судебное заседание явился, иск не признал, пояснил, что Лушкину С.И. в 2008 г. Администрацией городского округа предлагалась комната в коммунальной квартире в доме-новостройке, от которой он отказался. Иной возможности обеспечить истца жилой площадью у Администрации нет в связи с отсутствием субвенции от Министерства образования Московской области на обеспечение Лушкина С.И. жилым помещением.

Представитель Министерства образования Московской области по доверенности Пешкова Е.О. в судебное заседание явилась, с иском не согласилась в части предоставления Лушкину С.И. вне очереди жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет субвенций, распределяемых Министерством образования в связи с тем, что на момент постановки на учет 23.12.2004 г. истцу уже было 23 года. Однако оставила на усмотрение суда вопрос о предоставлении истцу жилого помещения за счет средств бюджета городского округа Балашиха, пояснив, что, несмотря на то, что возраст истца в настоящее время и на момент постановки его на учет превышает установленный законом максимальный возраст для лиц из числа детей-сирот - 23 года, до достижения которого данные лица имеют право на постановку на такой учет, ввиду того, что фактически Постановлением № 1881 он был поставлен на данный учет, как выпускник детского сиротского учреждения, но свое право на внеочередное получение жилого помещения не реализовал.

Представитель управления имущественных отношений Администрации городского округа Балашиха в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования по делу - Управления опеки и попечительства по городскому округу Балашиха по доверенности Морозова Е.В. в судебное заседание явилась, пояснила, что документы из Уваровского детского дома-интерната о постановке Лушкина С.И. на учет в качестве лица, нуждающегося во внеочередном предоставлении жилья в органы опеки не поступали. Также ходатайствовала о привлечении Администрации Уваровского детского дома-интерната к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования. Принимая во внимание, что решение по данному спору не затрагивает права и интересы указанного учебного заведения суд в удовлетворении ходатайства отказал.

Суд также счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя управления имущественных отношений, так как оно является структурным подразделением Администрации городского округа.

Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, оценив все представленные по делу доказательства в их совокупности и по правилам ст. 67 ГПК РФ, находит иск Лушкина С.И. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон о дополнительных гарантиях) определено, что дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

Согласно ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительствавне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно п.2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Судом установлено, что Лушкин С.И. 14.05.1981 года рождения, уроженец г. Балашиха Московской области, был оставлен своей матерью в родильном доме, отец неизвестен. В связи с этим он в период с 21.06.1988г. по 26.05.2004г. находился в Уваровском детском доме-интернате для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При помещении Лушкина С.И. в детское сиротское учреждение жилое помещение за ним закреплено не было.

После выхода из Уваровского детского дома интерната в 2004г., в связи с отсутствием жилья, истец был вынужден зарегистрироваться в Звенигородском доме-интернате для престарелых и инвалидов. После реорганизации указанного учреждения 10.12.2008г. Лушкин С.И. был переведен в Королевский дом-интернат для престарелых и инвалидов.

Согласно справке КЭК № 97 от 03.07.2007г., выданной Звенигородским психоневрологическим диспансером, истец может проживать самостоятельно.

Как следует из материалов дела, в 2008 году Лушкину С.И. Администрацией г.о. Балашиха была предложена комната в доме-новостройке общей площадью 24,4 кв.м. в коммунальной квартире <адрес>, от которой истец отказался. В судебном заседании Лушкин С.И. пояснил, что отказался от предложенной комнаты, так как ему не была предоставлена возможность предварительного осмотра указанного жилого помещения, в связи с чем, сделать вывод о её пригодности для проживания и согласиться на проживание в указанном жилом помещении, не видя его, он не мог. Со слов истца в обеспечении осмотра указанной комнаты сотрудниками Администрацией городского округа Балашиха ему было отказано.

Как видно из представленных документов, в письмах от 30.06.2008г. и от 01.08.2008г. на имя директора Звенигородского дома интерната для престарелых и инвалидов, начальник управления имущественных отношений администрации городского округа Балашиха Н.В. Иванов в ответ на обращения Лушкина С.И. с просьбой предоставить жилье, сообщает, что 24.06.2008г. истцу было предложено жилое помещение в доме-новостройке в виде комнаты в коммунальной квартире жилой площадью 12 кв. м.

Так, согласно письму начальника управления имущественных отношений администрации городского округа Балашиха от 30.06.2008г. исх. № 4249/2 Управление имущественных отношений, действуя в соответствии со ст. 16 ЖК РФ, принимая во внимание решение совета депутатов городского округа Балашиха от 14.02.2008г. № 11/55, Лушкину С.И. 24.06.2008г. предложено жилое помещение в доме-новостройке в виде комнаты в коммунальной квартире жилой площадью 12 кв. м, общей площадью 24,4 кв. м от которого Лушкин С.И. "в резкой форме отказался".

Как следует из письма начальника управления имущественных отношений администрации городского округа Балашиха Н.В. Иванова от 01.08.2008г. исх. № 5024/2, в связи с подписанием письменного отказа от предлагаемого жилого помещения Администрация городского округа Балашиха считает, что её сотрудниками приложены все усилия для обеспечения истца жилой площадью.

Представитель Администрации г.о. Балашиха подтвердил, что в связи с отказом в получении предложенной комнаты другого жилья истцу не предлагалось, а также пояснил, что никто не препятствовал Лушкину С.И. в осмотре предлагаемого жилого помещения.

Выслушав доводы сторон, суд приходит к выводу о том, не смотря на предложенную истцу комнату, Администрацией обязанность по обеспечению лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилым помещением вне очереди не исполнена.

Как следует из ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительствавне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Вышеуказанную норму Федерального закона конкретизирует ст. 8 Закона Московской области от 29.12.2007г. № 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», согласно которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно вне очереди обеспечиваются жилым помещением в виде квартиры по месту жительства за счет средств бюджета Московской области.

По смыслу вышеуказанных правовых норм обеспечение жилой площадью лиц из числа детей-сирот возможно и после 23 лет, и достижение указанного возраста при обращении за постановкой на учет в качестве лица, нуждающегося во внеочередном обеспечении жилым помещением, не лишает их права на реализацию жилищных льгот, установленных ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях, ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В обзоре судебной практики Верховного суда РФ за 2 квартал 2006 г., утвержденном постановлением Президиума ВС РФ от 27 сентября 2006 г., Верховный суд РФ суд разъяснил что «социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения». При этом в указанном обзоре не указано, что достижение 23-летнего возраста лишает соответствующих лиц права на реализацию льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерациипо социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях не связывает предоставление жилой площади и постановку на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий по категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа» с самостоятельными действиями такого лица.

Отсутствие такой оговорки означает, что данные действия должны осуществляться органами государственной власти и местного самоуправления и лицами, имеющими полномочия по защите прав и законных интересов сирот (органами опеки и попечительства, опекунами, попечителями и др.).

Однако, фактически бремя негативных последствий бездействия ответственных лиц (в данном случае администрации Уваровского детского дома-интерната) несет истец, что противоречит конституционным нормам и нормам законодательства Российской Федерации о поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Поскольку истец с рождения оставлен без попечения родителей и при помещении в детское сиротское учреждение не имел закрепленного жилого помещения, а также, учитывая тот факт, что постановлением Главы Балашихинского района Московской области от 23.12.2004г. № 1881 Лушкин С.И. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет в качестве лица, которому жилое помещение по договору социального найма предоставляется без очереди (как выпускнику детского сиротского учреждения), он имеет право на внеочередное получение отдельного благоустроенного жилья по договору социального найма в соответствии с п. 2 ч. 2, ч. 5 ст. 57 ЖК РФ, которое им до настоящего времени не реализовано.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

              

решил:

Исковые требования Лушкина С.И. удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа Балашиха предоставить Лушкину С.И. за счет средств бюджета Московской области благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

         Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Балашихинский горсуд в течение 10 дней.

Судья                                                                                                          А.А. Казиначиков