О признании незаконными действия Администрации



Дело № 2-2342/ 11 г.

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Балашихинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Буянтуевой Т.В.,

с участием прокурора Челебяна Н.Г.,

при секретаре Коровине И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балашихинского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации г.о. Балашиха о признании незаконным бездействий, обязании увеличить число дошкольных мест,

УСТАНОВИЛ:

Балашихинский городской прокурор обратился в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ответчику, указывая на то, что прокуратурой проведена проверка по факту публикации на сайте «Вести Москвы» статьи «Коммерческое детское счастье» о нарушении прав жителей мкр. 1 Мая г.о. Балашиха при обеспечении детей местами в детских дошкольных образовательных учреждениях. В ходе проверки установлено, что на основании утвержденного постановлением Главы Балашихинского района «<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в мкр. 1 Мая предусмотрено строительство двух дошкольных и одного школьного образовательного учреждения. Имущественные права одного дошкольного учреждения принадлежат Администрации г.о. Балашиха, строительство второго дошкольного учреждения <данные изъяты> производится за счет собственных средств ООО1. В настоящее время в мкр. 1 Мая функционирует единственное муниципальное дошкольное образовательное учреждение <данные изъяты> списочный состав составляет 120 детей на 6 групп. Несмотря на то, что в ноябре 2010 г. по информации Администрации г.о. инвестором-застройщиком ООО завершена реконструкция <данные изъяты> с увеличением вместимости на 75 человек, тем не менее по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в очереди на устройство в дошкольные учреждения мкр. 1 Мая состоят 382 ребенка. Подобная ситуация свидетельствует о том, что при утверждении проекта планировки территории микрорайонов г.о. Балашиха не было учтено планирование объектов соцкульбыта и строительство новых образовательных учреждений (школ и детских садов) с учетом численности населения. Вместе с тем, в г.о. Балашиха сохраняется тенденция к улучшению демографической ситуации, строительство жилых домов и целых микрорайонов требует расширения сети дошкольных образовательных учреждений. Администрацией г.о. Балашиха предпринимаются меры по развитию сети дошкольных образовательных учреждений в мкр. 1 Мая, но их явно не достаточно. Так, по информации Администрации г.о. Балашиха в настоящее время идет процесс передачи Администрации г.о. Балашиха от инвестора ООО прав собственности на здание детского сада на 140 мест, однако это не решит проблему по обеспечению доступного дошкольного образования. Подобная ситуация свидетельствует о том, что Администрацией г.о. Балашиха не осуществляется достаточных мероприятий по реализации социальной политики в части обеспечения общедоступного бесплатного дошкольного образования, что влечет нарушение ряда норм международного и внутригосударственного права. В связи с чем истец просит признать незаконным бездействие Администрации г.о. Балашиха в части непринятия мер по обеспечению нуждающихся детей, состоящих в очереди на зачисление в дошкольные образовательные учреждения, местами в указанных учреждениях, обязать Администрацию г.о. Балашиха увеличить число дошкольных образовательных мест в муниципальных учреждениях дошкольного образования мкр. 1 Мая г.о. Балашиха на 382 в течение двух лет со дня вынесения решения суда.

В судебном заседании помощник прокурора Челебян Н.Г. поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации г.о. Балашиха по доверенности ФИО2 иск не признал и пояснил, что со стороны Администрации г.о. Балашиха предпринимаются все меры по улучшению сложившейся ситуации, имеется проект застройки территории, который согласован, и Администрация действует в соответствии с этим проектом, очереди в дошкольные детские учреждения не имеется.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 43 Конституции РФ важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное. Государство и муниципальные образования, исходя из международного и конституционного требования общедоступности дошкольного образования, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Согласно ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, что предусматривает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей.

Обеспечение доступности и бесплатности дошкольного образования обусловлено наличием у государства социальной функции.

В силу ст. ст. 7, 71, 75, 114, 132 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления должны при принятии нормативных правовых актов руководствоваться принципом наиболее полного финансирования публично-правовых обязательств, вытекающих из необходимости реализации общегосударственных гарантий прав и свобод, закрепленных непосредственно Конституцией РФ, в частности ст. 43 (часть 2) и 38 (часть 1).

В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления из физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений – ч. 3 ст. 18 данного закона.

Целями государственной политики в интересах детей в соответствии с положениями ФЗ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» является осуществление их прав, предусмотренных Конституцией РФ, содействие интеллектуальному, физическому, психическому и нравственному развитию ребенка.

В соответствии с п. 5 ст. 13 указанного закона порядок изменения назначения имущества, которое является муниципальной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество) и возникновение, обособление или приобретение которого связано с целями образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей, устанавливается органами местного самоуправления при условии предварительного создания (приобретения, изменения назначения) имущества, достаточного для обеспечения указанных целей.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территориях муниципальных образований, а также организация содержания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях су четом установленных федеральных гарантий относятся к вопросам местного значения.

Согласно ст. 86 Бюджетного Кодекса РФ содержание муниципальных учреждений является расходными обязательствами муниципальных образований.

Государственная политика в данной сфере является приоритетной и основана на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав и подготовки к полноценной жизни.

В данном случае неисполнение Администрацией г.о. Балашиха предусмотренных выше указанными нормативными актами обязательств по обеспечению прав всех нуждающихся малолетних жителей мкр. 1 Мая доступного дошкольного образования существенно нарушает их конституционное право, не позволяет соответствующим образом воспитывать несовершеннолетних.

Судом установлено, что Балашихинской городской прокуратурой проведена проверка по факту публикации на сайте «Вести Москвы» статьи «Коммерческое детское счастье» о нарушении прав жителей мкр. 1 Мая г.о. Балашиха при обеспечении детей местами в детских дошкольных образовательных учреждениях.

В ходе проверки установлено, что на основании утвержденного постановлением Главы Балашихинского района <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в мкр. 1 Мая предусмотрено строительство двух дошкольных и одного школьного образовательного учреждения. Имущественные права одного дошкольного учреждения принадлежат Администрации г.о. Балашиха, строительство второго дошкольного учреждения <данные изъяты> производится за счет собственных средств ООО

В настоящее время <адрес> функционирует единственное муниципальное дошкольное образовательное учреждение <данные изъяты> списочный состав составляет 120 детей на 6 групп.

Как следует из ответа Администрации г.о. Балашиха, в ноябре 2010 г. инвестором-застройщиком ООО завершена реконструкция <данные изъяты> с увеличением вместимости на 75 человек, тем не менее по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в очереди на устройство в дошкольные учреждения <адрес> состоят 382 ребенка (л.д. 7-ответ Администрации г.о. Балашиха, 8).

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.

Возражения представителя ответчика о том, что Администрацией г.о. Балашиха предпринимаются все меры для обеспечения детей в мкр. 1 Мая г.о. Балашиха местами в дошкольных образовательных учреждениях, суд находит необоснованными и не подтвержденными в ходе судебного разбирательства.

В подтверждение своих доводов ответчиком в силу ст. 56 ГПК РФ не были представлены доказательства.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку в судебном заседании было установлено, что Администрацией г.о. Балашиха не осуществляется достаточных мероприятий по реализации социальной политики в части обеспечения общедоступного бесплатного дошкольного образования, что влечет нарушение ряда норм международного и внутригосударственного права.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 254 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Балашихинского городского прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации г.о. Балашиха в части непринятия мер по обеспечению нуждающихся детей, состоящих в очереди на зачисление в дошкольные образовательные учреждения, местами в указанных учреждениях.

Обязать Администрацию г.о. Балашиха увеличить число дошкольных образовательных мест в муниципальных учреждениях дошкольного образования <адрес> в течение двух лет со дня вынесения решения суда.

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Балашихинский городской суд в течение 10 дней.

Федеральный судья:     Буянтуева Т.В.