об обязании устранить нарушения стандартов в области дорожного движения



Дело № 2-685/2012 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

    Балашихинский городской суд Московской области в составе:

    председательствующего судьи Быстряковой О.А.,

    с участием прокурора Куликова С.Б.,

    при секретаре судебного заседания Рачевской О.П.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балашихинского горпрокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.о. Балашиха Московской области, Управлению имущественных отношений Администрации г.о. Балашиха об обязании устранить нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

    Балашихинский горпрокурор обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.о. Балашиха Московской области об обязании устранить нарушения стандартов и нормативов безопасности дорожного движения, указывая на то, что Балашихинской городской прокуратурой, по поручению прокуратуры Московской области, совместно со старшим госинспектором ГИБДД МУ МВД России «Балашихинское» Ануфриевым Е.А., зам. начальника отдела ТД и С управления городского хозяйства администрации г.о. Балашиха Дзгоевым Т.П., экспертом управления имущественных отношений администрации г.о. Балашиха Кравченко Л.Г., зам. генерального директора ООО «Балавтодор» Криворучко Д.П., зам. директора по безопасности дорожного движения «Автоколонны 1377» Сухининым П.И., ДД.ММ.ГГГГ проведена выездная проверка соблюдения законодательства в области безопасности дорожного движения. В ходе проверки установлено, что в нарушение ст. 12 ФЗ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на участке автодороги по адресу: <адрес> имеются повреждения асфальтобетонного покрытия, в виде ямочности, размеры которых превышают предельно допустимые по ГОСТ Р 50597-93, в частности: длиной более <данные изъяты>, шириной более <данные изъяты> см, глубиной более <данные изъяты> см. Так, согласно п.п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Согласно п.п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине <данные изъяты>, ширине <данные изъяты> см и глубине <данные изъяты>. Данные факты существенным образом влияют на безопасность дорожного движения и служат предпосылками к увеличению вероятности возникновения дорожно-транспортным происшествий. В ходе проведенной проверки установлено, что в собственности г.о. Балашиха состоит 269,3 км. дорог, в том числе дорога, по адресу: <адрес>. Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», к вопросам местного значения городского округа относится содержание и строительство дорог общего пользования. В соответствии с требованиями ст. 12 ФЗ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Администрацией г.о. Балашиха допускаются нарушения требований вышеуказанных нормативных актов: не обеспечивается содержание дороги, в соответствии с установленными нормами и правилами, что подтверждается актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ.

    Балашихинский горпрокурор в интересах неопределенного круга лиц просит суд обязать Администрацию г.о. Балашиха устранить нарушения стандартов и нормативов на участке улицы <адрес>.

    Судом в соответствии со ст. 40 ГПК РФ, привлечено к участию в деле в качестве соответчика Управление имущественных отношений Администрации г.о. Балашиха.

    В соответствии со ст. 39 ГПК РФ, Балашихинский горопрокурор уточнил исковые требования, просил суд обязать Администрации г.о. Балашиха устранить повреждения асфальтобетонного покрытия, в виде ямочности, по адресу: <адрес>.

В судебное заседание пом. Балашихинского горпрокурора Куликов С.Б. явился, уточненные исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Администрации г.о. Балашиха, по доверенности Шайдуров М.М. в судебное заседание явился, иск не признал и пояснил, что прокуратурой в адрес Администрации не выдавалось представление о восстановлении асфальтобетонного покрытия.

Представитель Управления имущественных отношений Администрации г.о. Балашиха, по доверенности Баранов И.Н. в судебное заседание явился, иск не признал и пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ от ОГИБДД в их адрес поступило представление об устранении нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В ответ на представление ими был дан ответ, в соответствии с которым сообщалось, что асфальт во внутридворовом проезде <адрес>, был отремонтирован в ДД.ММ.ГГГГ.

3-и лица ООО «Южный» и ООО «ПКФ Стройбетон» в судебное заседание своих представителей не направили, о слушание дела извещались.

С учетом мнения сторон, суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствии 3-их лиц.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 5 ФЗ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 указанного Закона, к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая:

принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения;

участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района.

К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая:

принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения;

участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч. 2 ст. 13).

В соответствии с п. 1 ст. 12 ФЗ "О безопасности дорожного движения", ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

В силу п. 1 и п. 6 ст. 13 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;

В силу ч. 3 ст. 15 указанного Федерального закона, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 17 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В силу п.п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Согласно п.п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине 50 см и глубине 5 см.

Согласно представления зам. начальника ОГИБДД межмуниципального управления МВД России «Балашихинское» Ставчикова А.М. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Управлению имущественных отношений Администрации г.о. Балашиха ДД.ММ.ГГГГ было выдано представление об устранении нарушений законодательных и нормативных актов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, а именно ямочности, общей площадью более <данные изъяты> кв.м., глубиной более <данные изъяты> см., в том числе и в районе <адрес> (л.д. 19).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя Администрации г.о. Балашиха, Балашихинской горпрокуратурой, было направлено письмо, с указанием, что ДД.ММ.ГГГГ, в 10 час. 00 мин. назначена комплексная выездная проверка состояния дорожного покрытия на территории г.о. Балашиха (л.д. 23).

Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе: ст. госинспектора МУ МВД России «Балашихинское» Ануфриева Е.А., зам. начальника отдела ТД и С Управления городского хозяйства Администрации г.о. Балашиха Дзгоева Т.П., эксперта Управления имущественных отношений Администрации г.о. Балашиха Кравченко Л.Г., зам. генерального директора ООО «Балавтодор» Криворучко Д.П., зам. директора по безопасности дорожного движения а/к 1377 Сухинина П.И., пом. Балашихинского горпрокурора Аэровой А.А., составлен акт обследования автомобильной дороги, согласно которому обнаружено повреждение асфальтобетонного покрытия, в виде ямочности, по адресу: <адрес>, внутридворовой проезд у <адрес>, размеры которых превышают предельно допустимые по ГОСТ, а в частности длина более 15 см., ширина более 60 см., глубина более 5 см. (л.д. 7).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 и п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения, кроме прочего, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционировании парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Выпиской из реестра муниципальной собственности г.о. Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что внутриквартальная дорога, расположенная по адресу: Ш.Энтузиастов, д. 76 включена в реестр муниципальной собственности г.о. Балашиха (л.д. 57).

Из Постановления Главы г.о. Балашиха с от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня внутригородских, районных дорог и сооружений, передаваемых в муниципальную собственность Балашихинского района» следует, что внутридворовая дорога у дома № <адрес> отнесена к муниципальной собственности г.о. Балашиха (л.д. 59-61).

В соответствии с Положением об Управлении имущественных отношений Администрации г.о. Балашиха, утв. Постановлением Главы г.о. Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Управление имущественных отношений Администрации г.о. Балашиха входит в структуру Администрации г.о. Балашиха и является её органом, осуществляющим полномочия в сфере имущественных отношений (п. 1.1 Положения) (л.д. 75-81).

ДД.ММ.ГГГГ, между Управлением имущественных отношений Администрации г.о. Балашиха и ООО «Южный» был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по текущему ремонту асфальтового покрытия внутриквартальных дорог на территории городского округа Балашиха в мкр. Южный в ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 95-101, 108-114).

ДД.ММ.ГГГГ, между Управлением имущественных отношений Администрации г.о. Балашиха и ООО «ПКФ Стройбетон» был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по текущему ремонту асфальтового покрытия внутриквартальных дорог на территории городского округа Балашиха в мкр. Южный ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 84-93, 115-127).

В ходе судебного разбирательства представитель Администрации г.о. Балашиха и представитель Управления имущественных отношений Администрации г.о. Балашиха пояснили, что до настоящего времени ямочность в районе внутридворового проезда <адрес>, не устранена, так как в зимний период времени ремонт дорог не предусмотрен.

Принимая во внимание, что безопасность граждан затрагивает интересы граждан, проживающих на территории г.о. Балашиха, то прокурор вправе предъявить указанный иск в суд в защиту неопределенного круга лиц.

Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд полагает, что иск Балашихинского горпрокурора об обязании устранить повреждения асфальтобетонного покрытия, в виде ямочности, подлежит удовлетворению и, учитывая, что обязанность по обеспечению соответствия эксплуатации дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган местного самоуправления, в ведении которого находятся дороги, внутридворовая дорога у <адрес> является муниципальной собственностью и включена в реестр муниципальной собственности, следовательно, Администрация г.о. Балашиха является ответственным лицом за содержание и ремонт вышеуказанной дороги, факт дефекта дороги, создающей опасность при автомобильном движении, подтверждается представленными доказательствами, в связи с чем суд полагает необходимым обязать Администрацию городского округа Балашиха устранить повреждения асфальтобетонного покрытия, в виде ямочности, размером длиной более <данные изъяты> см, шириной более <данные изъяты> см, глубиной более <данные изъяты>, по адресу: <адрес>.

    Что касается соответчика Управления имущественных отношений Администрации г.о. Балашиха суд полагает, что исковые требования к соответчику не подлежат удовлетворению, поскольку в ходе судебного разбирательства прокурор настаивал на требованиях именно к Администрации г.о. Балашиха и не поддерживал требований к Управлению имущественных отношений. Кроме того, Управление имущественных отношений Администрации г.о. Балашиха входит в структуру Администрации г.о. Балашиха, действует от имени Администрации по вопросам управления и распоряжения имуществом, в соответствии с установленным законодательством и нормативными актами г.о. Балашиха. Положением об Управлении имущественных отношений Администрации г.о. Балашиха не предусмотрено возложение на Управление имущественных отношений обеспечения безопасности дорожного движения и сохранности автомобильных дорог местного значения, тогда как действующим законодательством такая ответственность возложена на орган местного самоуправления, в данном случае Администрацию г.о. Балашиха.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Иск Балашихинского городского прокурора удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа Балашиха устранить повреждения асфальтобетонного покрытия, в виде ямочности, размером длиной более <данные изъяты> см, шириной более <данные изъяты>, глубиной более <данные изъяты> см, по адресу: <адрес>

В удовлетворении иска прокурора к Управлению имущественных отношений Администрации г.о. Балашиха, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Федеральный судья                        О.А.Быстрякова