Приговор по уголовному делу № 1-645/10



Дело № 1-645/10ПРИГОВОРИменем Российской Федерации

30.11.2010 года город Балаково

Балаковский районный суд Саратовской области в составе

судьи Иванникова С.Н.,

при секретаре судебного заседания Борисовой Е.Н.,

с участием

государственного обвинителя в лице помощника прокурора г. Балаково Саратовской области Зайцевой А.Н.,,

подсудимого Беллер В.А.,

защитника в лице адвоката Качкина Р.В., представившего удостоверение 6 и ордер № 076 от 09.11.2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

Беллер В.А., имеющего на иждивении малолетнего ребенка, работающего региональным руководителем Общероссийской благотворительной организации,       не судимого

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 118 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ),

УСТАНОВИЛ:

Подсудимый Беллер В.А. причинил тяжкий вред здоровью по неосторожности.

Преступление было совершено при следующих обстоятельствах.

23.08.2010 года в утреннее время Беллер В.А., находясь в квартире по адресу Саратовская область, г., улица Степная, дом, на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений, учинил ссору с К. Р.Е. В ходе ссоры Беллер В.А. схватил за ворот куртки К.а Р.Е., и вытащил его волоком на лестничную площадку. В дальнейшем, относясь к своим действиям небрежно, то есть, не предвидя возможности наступления общественно опасных последствий, тогда как при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть, Беллер В.А. толкнул К.а Р.Е. в сторону лестничного марша, отчего К. упал на перила, увлекая за собой подсудимого. Затем подсудимый во второй раз толкнул потерпевшего от себя, отчего тот упал на ступени лестницы. В результате К. Р.Е. были причинены телесные повреждения в виде перелома 8-9 ребер слева, левосторонний пневмоторакс, каждое из которых, так и в совокупности причинили тяжкий вред здоровью человека по признаку опасного для жизни.

Подсудимый Беллер В.А., допрошенный в судебном заседании, виновным себя в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 118 УК РФ признал полностью и показал, что он, являясь региональным руководителем Общероссийской благотворительной организации, 23.08.2010 года в утреннее время прибыл из г. Э. в филиал, расположенный в квартире дома по ул. Степная в г., с проверкой. В указанном жилище он застал руководителя филиала К.а Р.Е. в состоянии алкогольного опьянения, что являлось несовместимым с уставными целями и задачами общества. В этой связи, обнаружив, что К. Р.Е. ко всему прочему начал в квартире в его присутствии дебоширить, пиная ногами сумки проживавших в квартире граждан, на почве возникших личных неприязненных отношений он (подсудимый) своей ногой ударил К.а по его ноге, отчего тот упал в прихожей. После он нанес ему два удара кулаком в живот и в переднюю часть грудной клетки. Затем открыл входную дверь и вытащил волоком потерпевшего на лестничную площадку. Там он толкнул последнего в сторону лестничного марша, отчего К. падая вниз, увлек его (подсудимого) за собой таким образом, что потерпевший своей спиной ударился о лестничные перила, после чего он (подсудимый) оттолкнул К.а вторично от себя и тогда тот упал на лестничные ступени, свалившись после на межэтажную площадку.

Виновность подсудимого подтверждается следующими доказательствами, исследованными в судебном заседании.

Из рапорта о госпитализации в приемный покой ГБ № 1 г. следует, что 23.08.2010 года К. Р.Е. поступил с диагнозом сочетанная травма, ОЧМТ, СГМ, ушибленная рана затылка, переломы 7, 8 и 9 ребер слева, пневмоторакс (т.1 л.д.4).

Из оглашенных в порядке статьи 281 УПК РФ показаний потерпевшего К.а Р.Е. следует, что на протяжении предварительного следствия и в период судебной подготовки дела к слушанию он давал весьма противоречивые показания. Так в ходе его первоначальных допросов (т.1 л.д. 41-42, 84-85) следовало, что 23.08.2010 года в утреннее время ему, находившемуся в квартире в доме, приехавший региональный руководитель Беллер В.А. умышленно нанес несколько ударов кулаками и ногами по телу, на ступени лестницы он не падал. Пребывая в дальнейшем в больнице, обнаружил слева от пояса до подмышечной области множественные гематомы, образовавшиеся от ударов ногами Беллер В.А.

Однако позднее К. Р.Е. стал утверждать, что перелом ребер и пневмоторакс возникли у него в результате падения на спину от толчков Беллера В.А., а не от ударов последнего кулаками по его ребрам (т.1 л.д. 77). Последняя позиция потерпевшего согласуется с результатами экспертных исследований.

Из заключения судебно-медицинского эксперта от 07.09.2010 года следует, что имевшиеся у потерпевшего К.а Р.Е. телесные повреждения в виде переломов ребер слева по лопаточной линии и напряженный пневмоторакс слева причинили тяжкий вред здоровью человека по признаку опасного для жизни (т.1 л.д. 177-178).

Из дополнительного заключения эксперта от 05.10.2010 года следует, что у потерпевшего К.а Р.Е. имелись переломы 8 и 9 ребер слева и левосторонний пневмоторакс, причинившие как каждое в отдельности, так и в совокупности тяжкий вред здоровью человека по признаку опасного для жизни. Кроме этого имели место другие телесные повреждения, относящиеся к категории, причинившие легкий вред здоровью человека, и, не вызвавшие кратковременного расстройства здоровья сроком не свыше 21 дня. С учетом всего количества, локализации повреждений не исключалось образование всего комплекса имевшихся повреждений при падении на лестничный марш.

Из оглашенных в порядке статьи 281 УПК РФ показаний свидетеля Л. следует (т.1 л.д. 183), что он является заведующим отделением лучевой диагностики в городской больнице № 1 г.. В представленных ему на обозрение рентгеноснимков установлены переломы 8 и 9 ребер, расположенные по лопаточной линии.

Допрошенный в суде в качестве эксперта С. разъяснил, что касательно группы А/ телесных повреждений, причинивших тяжкий вред здоровью человека, не исключается их причинение при механизме падения потерпевшего на перила и ступени лестничного марша.

Свидетель З. показал, что больной К. Р.Е. поступил в стационар больницы в утреннее время 23.08.2010 года. Пациенту сделали рентгенографию, показавшей очевидные переломы 8 и 9 ребер слева по задне-подмышечной линии, и перелом 7 ребра, определенный клиническим способом при визуальном осмотре. Пациент поступил в состоянии алкогольного опьянения. Отказывался от первоначальной медпомощи. Впоследствии вел себя подозрительно, обвиняя медперсонал в кражах его личных вещей и рентгеноснимков.

Из оглашенных в порядке статьи 281 УПК РФ показаний свидетеля Кор. следует (т.1 л.д. 19-20, 72), что с 22 на 23.08.2010 года она вместе с другими жильцами квартиры отмечала свой день рождения с употреблением спиртных напитков. В начале суток 23.08.2010 года все легли спать. Однако примерно в 06 часов 30 минут её разбудил Беллер В. и попросил поставить чайник. Она прошла на кухню, откуда слышала как К. и Беллер разговаривали друг с другом на повышенных тонах. А затем она увидела, как Беллер В. наносил К. Р. несколько ударов кулаками по ребрам и груди. Затем видела, как К. лежал в прихожей на полу, как потом Беллер вытащил волоком К.а на лестничную площадку, где оставил последнего. После этого, вернувшись в их квартиру, Беллер вызвал по телефону наряд милиции.

Из протокола осмотра места происшествия от 23.08.2010 года (т.1 л.д. 5-6) видно, что на лестничной площадке возле квартиры дома, расположенного по ул. Степная в г. на полу были обнаружены пятна бурового цвета похожие на кровь. Кроме того подобные пятна имелись на лестничной площадке между 6 и 7 этажами данного дома, на перилах между 5 и 6 этажами, что подтверждало происшедшее событие.

Из протокола выемки видно, что у К.а Р.Е. была изъята джинсовая куртка, в которой последний находился в момент причинения ему телесных повреждений (т.1 л.д. 88)

Из осмотра куртки установлены индивидуальные признаки носильной вещи, а также наличие нескольких пятен бурового цвета похожих на кровь (т.1 л.д. 89), подтверждающих причинение потерпевшему телесных повреждений.

Из протокола выемки установлено, что из архива ГБ № 1 г. была изъята медкарта стационарного больного К.а Р.Е.(т.1 л.д. 171).

Из протокола осмотра установлено, что в медкарте на имя К.а Р.Е. содержались сведения о поступление больного в стационар 23.08.2010 года в 07 часов 40 минут с указанием диагноза сочетанной травмы, переломов ребер и пневмоторакс (т.1 л.д. 172).

Из оглашенных в порядке статьи 281 УПК РФ показаний свидетеля Д. видно (т.1 л.д. 21-22), что 23.08.2010 года в утреннее время между Беллер В.А. и К. произошла ссора. Он (свидетель) видел, как подсудимый, держа К.а Р.Е. за рукав куртки, вытащил последнего на лестничную площадку. Оттуда слышался шум, похожий на драку. Спустя несколько минут Беллер вернулся в квартиру один и по сотовому телефону вызвал милицию. Спустя примерно 10-15 минут прибыли сотрудники милиции. Вместе с ними в квартиру вернулся К. Р.Е., который сразу лег на диван, так как ему было плохо. В тот момент потерпевший оставался в состоянии алкогольного опьянения.

Из оглашенных в порядке статьи 281 УПК РФ показаний свидетеля Лиг. следует (т.1 л.д.29-30), что 23.08.2010 года в утреннее время в квартире произошла ссора между Беллер В.А. и старшим их группы К. Беллер В.А. на тот момент предъявлял претензии к К. по поводу употребления ими спиртных напитков. Также он (свидетель) видел у К.а Р.Е. на голове кровь в момент прибытия в жилище сотрудников милиции.

Из оглашенных в порядке статьи 281 УПК РФ показаний свидетеля Кор. видно (т.1 л.д. 31-32, 71), что 23.08.2010 года в утреннее время в квартире она слышала крики и поняла, что дрались Роман К. и незнакомый мужчина, который чуть ранее разбудил её. Еще некоторое время спустя в её комнату зашел К. и со стонами лег на диван. По его просьбе она дала ему воды, в то время как незнакомец требовал от остальных присутствующих вызова милиции и врачей скорой помощи.

Из оглашенных в порядке статьи 281 УПК РФ показаний свидетеля Т. следует (т.1 л.д.25-26, 70), что 23.08.2010 года в утреннее время его разбудил Беллер В.А., который интересовался у него по поводу распития спиртных напитков в жилище. Он (свидетель) возражал, хотя накануне употребляли спиртное, чествуя именинницу Наталью. Затем он видел и слышал как К. бил ногами по сумкам и громко кричал. Затем Беллер В.А. предложил К. покинуть квартиру. Однако тот начал в адрес Беллера В.А. выражаться нецензурной бранью и пытался нанести Беллер удар кулаком, но тот нанес К. удар ногой в пах, отчего последний нагнулся. Тогда Беллер нанес ему удар кулаком по его голове. От данного удара К. упал на пол в прихожей. После Беллер схватил К.а Р.Е. за одежду и потащил из квартиры на лестничную площадку. Там Беллер находился несколько минут. Затем Беллер В.А. вернулся в жилище и не пускал обратно в квартиру, стучавшегося в дверь К.а. Последний вошел в жилище только с приездом милиционеров.

Из оглашенных в порядке статьи 281 УПК РФ показаний свидетеля Г. следует (т.1 л.д.27-28), что 23.08.2010 года в утреннее время он, управляя автомобилем, прибыл в г. с региональным руководителем общества Беллер В.А. с целью проверки филиала под руководством старшего группы К.а Р.Е. По прибытию к месту проживания лиц, пребывавших на излечении, он почувствовал в квартире запах алкоголя и сигарет. Они всех стали будить, в том числе и К.а Р.Е. С последним у Беллер В.А. произошла ссора, в ходе которой тот нанес К. несколько ударов руками по телу и один раз ногой по его ноге. После этого Беллер схватил К.а Р.Е. за ворот джинсовой куртки и вытащил его на лестничную площадку.

Из оглашенных в порядке статьи 281 УПК РФ показаний свидетеля Гор. следует (т.1 л.д.23-24), что 23.08.2010 года в утреннее время в его присутствии Беллер В.А. вместе со своим водителем разбудил старшего группы К.а Р.Е. и они спрашивали последнего по поводу его алкогольного опьянения. Беллер требовал от К.а Р.Е. покинуть их организацию, с чем последний был не согласен и направился с угрозами в сторону Беллер В.А., тогда тот толкнул К.а и он упал. А спустя примерно две минуты он (свидетель) видел, как Беллер В.А. тащил за рукав К.а Р.Е. в сторону лестничной площадки. Затем Беллер В.А. вернулся, закрыв за собой металлическую входную дверь, и принялся вызывать милицию.

Из оглашенных в порядке статьи 281 УПК РФ показаний свидетеля Н. следует (т.1 л.д.113-114), что 23.08.2010 года в утреннее время её и других остальных, проживавших в квартире, разбудил региональный руководитель Беллер В.А. Она изъявила желание уехать с ними в г. Энгельс, поскольку прибыв в Балаковский филиал накануне увидела в алкогольном опьянении руководителя Центра К.а Р.Е. Последний, увидев собранные ею две сумки, принялся по ним пинать ногами. Тогда она ушла на кухню, откуда слышала звуки ударов. Затем она видела, как Беллер В.А. схватил К.а Р.Е. за куртку и волоком потащил его к входной двери, выставив последнего за дверь подобным образом. На лестничной площадке Беллер пробыл с К.ом примерно 5 минут и вернулся в квартиру один, где принялся вызывать наряд милиции, а К. тем временем стучался в дверь, находясь снаружи.

Из показаний свидетеля Го. следует, что 23.08.2010 года она, работая фельдшером, выезжала по вызову на машине «скорой помощи» по адресу г., ул. Степная. По указанному адресу застала двух сотрудников милиции и нескольких граждан, один из которых лежал на диване со следами крови. Она спросила пострадавшего от чего на нем кровь. Он ответил, что упал. Однако по прибытию в приемное отделение, стал утверждать, что его избили.

Свидетель Бел. показала, что её супруг Беллер В.А., являясь региональным руководителем, занимался проверками Центров. 23.08.2010 года примерно в 03 часа он вместе с водителем уехал в г. в виду того, что руководитель Центра не выходил на связь и, как понял её супруг, тот был пьян. Вернулся супруг из командировки тем же утром, около 09 часов 30 минут. Супруг подтвердил свои опасения. Руководитель Центра был действительно пьян. Последний оказал ему сопротивление, порвав карман на брюках. Одна из лечащихся девушек просила её забрать из указанного Центра, что было исполнено её мужем.

Показания потерпевшего о причиненных ему телесных повреждениях в результате толчков подсудимого и последовавших за этим его (потерпевшего) падений, показания ряда свидетелей, разъяснения эксперта, выводы ряда заключений судебно-медицинских экспертиз полностью согласуются с протоколом явки с повинной Беллер В.А. о том, что им были причинены К. Р.Е. телесные повреждения на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений ( т.1 л.д. 35)

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд квалифицирует действия Беллер В.А. в рамках поддержанного государственным обвинителем обвинения по части 1 статьи 118 УК РФ, как причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности.

Подсудимый Беллер В.А. действовал с неосторожной формой вины в виде преступной небрежности, не предвидя возможности наступления последствий в результате своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть. Тяжкий вред здоровью им был причинен потерпевшему не непосредственно от воздействия руки или ноги виновного, а в результате отталкивания от себя К.а Р.Е., который ударялся при падении о твердые предметы - вначале о перила, затем о выступающие части ступеней лестничного марша.

К оглашенным в суде показаниям свидетеля Кор., утверждавшей о том, что видела, как Беллер В.А. наносил удары кулаками по ребрам потерпевшего К.а Р.Е. суд относится критически. В судебном заседании стороной обвинения не было доказано - в какую именно часть тела наносил удары Беллер В.А. В тоже время утверждения подсудимого о том, что им наносились удары потерпевшему исключительно в живот и переднюю часть грудной клетки, не были опровергнуты стороной обвинения, что подтверждало причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшему, с учетом их локализации на задней поверхности грудной клетки, по неосторожности.

При назначении наказания подсудимому суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности подсудимого, его отношение к содеянному, а также влияние назначенного наказания на исправление подсудимого.

Обстоятельствами, смягчающими наказание Беллер В.А., суд признает отсутствие у него судимостей, раскаяние в содеянном, положительные характеристики по месту работы и в быту, наличие на иждивении малолетнего ребенка, явку с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненного в результате преступления, мнение потерпевшего, не настаивающего на строгом наказании подсудимого, наличие хронического заболевания.

Обстоятельств, отягчающих наказание Беллер В.А., судом не установлено.

С учетом характера и степени общественной опасности преступления, личности подсудимого, условий жизни его семьи, имущественного положения, возможности получения доходов от трудовой деятельности, суд считает необходимым в целях исправительного воздействия назначить Беллер В.А. наказание в виде штрафа.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 302,307,308 и 309 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Беллер В.А. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 118 Уголовного кодекса Российской Федерации, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

На основании части 5 статьи 72 УК РФ, учитывая срок содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения с момента фактического его задержания 23.08.2010 года по 30.11.2010 года, полностью освободить Беллер В.А. от отбывания этого наказания

Меру пресечения Беллер В.А. до вступления приговора в законную силу изменить, освободив его из-под стражи в зале суда немедленно, на подписку о невыезде и надлежащем поведении.

Вещественные доказательства по делу:

джинсовую куртку, хранящуюся при деле, возвратить по принадлежности потерпевшему К. Р.Е.,

спортивные штаны, хранящиеся при деле, возвратить по принадлежности Беллер В.А.,

медкарту № 9218 с рентгеноснимками, хранящимися при деле, возвратить по принадлежности в медучреждение( т.1 л.д. 11, 88, 90, 109-110, 112, 171, 172, 173).

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Судебную коллегию по уголовным делам Саратовского областного суда в течение 10 суток со дня провозглашения.

Судья