Решение по гражданскому делу 2-2730/10



Дело № 2-2730РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

04.08.2010 года город Балаково

Балаковский районный суд Саратовской области в составе

судьи Назарова П.С.

при секретаре судебного заседания Сергеевой Е.Н.,

с участием

помощника прокурора Бочкова М.В.,

представителя ответчика администрации Балаковского муниципального района Саратовской области Паршина С.А.,

представителя ответчика администрации муниципального образования город Балаково Саратовской области Климановой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Балаково в интересах неопределенного круга лиц к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, Правительству Саратовской области, администрации муниципального образования город Балаково Саратовской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушение,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора города Балаково обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее БМР), просил признать незаконным бездействие ответчика, возложить обязанность устранить нарушение.

В качестве основания заявленных требований указал, что 09.04.2007 года между управлением капитального строительства комитета по вопросам промышленности, строительства и транспорта администрации БМР и индивидуальным предпринимателем Ш. был заключен муниципальный контракт для выполнения проектных работ по объекту «Гидроинженерная защита поселка Сазанлей города Балаково Саратовской области». Прокурор указал, что в проектные работы вошли, в том числе и полевые работы с устройством разведочно-эксплуатационных скважин в количестве 36 штук, расположенных по Набережной Леонова в городе Балаково.

Прокурор указал, что данные скважины являются первой линией отсекающего дренажа, предназначены для защиты поселка Сазанлей города Балаково от подтопления. Необходимо ежегодно производить техническое обслуживание данных скважин, однако с 2007 года данные водопонижающие скважины не поставлены на баланс администрации БМР и их обслуживание не осуществляется. Отсутствие обслуживания данных скважин может повлечь затопление жилых домов в поселке Сазанлей города Балаково.

Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации БМР, выразившееся в отсутствии обслуживания 1-36 водопонижающих скважин, являющихся первой линией отсекающего дренажа гидроинженерной защиты поселка Сазанлей в городе Балаково Саратовской области, обязать администрацию БМР производить обслуживание данных скважин в соответствии с рекомендациями по их эксплуатации.

По ходатайству прокурора (лист дела № 139) определением суда от 30.07.2010 года в качестве соответчиков были привлечены Правительство Саратовской области и администрация муниципального образования города Балаково Саратовской области.

В судебном заседании 04.08.2010 года помощник прокурора города Балаково Бочков М.В., а в судебном заседании 28.07.2010 года помощник прокурора Беккалиев Д.Х. поддержали исковые требования. Дали объяснения, аналогичные указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации БМР Паршин С.А. заявленные требования не признал. Пояснил, что по муниципальному контракту № 1 от 09.04.2007 года администрация Балаковского муниципального образования не заказывала спорные 36 скважин. Заказывался только проект. Прием самих скважин от индивидуального предпринимателя Ш. не производился. Пояснил, что поселок Сазанлей полностью находится на территории муниципального образования город Балаково.

Представил отзыв на иск (лист дела № 125).

Представитель ответчика администрации муниципального образования город Балаково Саратовской области Климанова В.Н. так же заявленные требования не признала. Подтвердила, что поселок Сазанлей полностью находится на территории муниципального образования город Балаково.

Пояснила, что администрация муниципального образования город Балаково Саратовской области не является собственником 36 скважин и не является стороной муниципального контракта, по которому были пробурены данные скважины.

Представила отзыв на иск (лист дела № 210).

Привлеченное в качестве ответчика Правительство Саратовской области, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось. Сведений об уважительности причин неявки суду не представлено.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившегося Правительства Саратовской области.

Правительством Саратовской области представлен отзыв на иск (лист дела № 191), в котором указано, что Правительство Саратовской области является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям.

Заслушав объяснения прокурора, представителей ответчиков, показания свидетелей, исследовав представленные письменные доказательства, суд установил следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Поданное исковое заявление соответствует данным требованиям.

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" к гидротехническим сооружениям относятся: плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов;

Из данной статьи следует, что гидротехнические сооружения могут находиться в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического или юридического лица независимо от его организационно-правовой формы.

Статья 8 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" устанавливает в качестве одного из требований безопасности гидротехнического сооружения непрерывность эксплуатации данного сооружения.

Статья 9 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" устанавливает обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации.

Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация, в частности, обязаны:

обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;

финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона Саратовской области от 23.12.2004 года N 78-ЗСО "О муниципальных районах" Балаковское муниципальное образование было наделено статусом муниципального района.

Суду представлен муниципальный контракт № 1 от 09.04.2007 года, заключенный между управлением капитального строительства комитета по вопросам промышленности, строительства, транспорта и связи администрации Балаковского муниципального образования Саратовской области и индивидуальным предпринимателем Ш. (лист дела № 84). По данному контракту Ш. обязался выполнить проектные работы (рабочий проект) для муниципальных нужд (на основании протокола заседания конкурсной комиссии от 28.03.2007 года № 4) по объекту «Гидроинженерная защита поселка Сазанлей города Балаково Саратовской области». В качестве приложения к договору указаны: календарный план работ (лист дела № 197), протокол соглашения о договорной цене на продукцию (лист дела № 90), смета (лист дела № 88).

Ш. в период с мая 2007 года по июль 2007 года создал 36 скважин, что подтверждается паспортами водопонижающих скважин (листы дела № 21-56).

Свидетель Л. суду показала, что она является жителем поселка Сазанлей, который ранее постоянно подтапливало. После бурения 36 скважин уровень воды уменьшился.

Законом Саратовской области от 13.12.2006 года N 139-ЗСО "Об областном бюджете на 2007 год" в разделе «Проектные работы», подраздел «Водные ресурсы» было предусмотрено финансирование проектных работ по гидроинженерной защите поселка Сазанлей в городе Балаково.

Законом Саратовской области от 05.12.2007 N 294-ЗСО "Об областном бюджете на 2008 год" в разделе «Строительство и реконструкция объектов», подраздел «Водные ресурсы» было предусмотрено финансирование работ по гидроинженерной защите поселка Сазанлей в городе Балаково.

Суду представлен государственный контракт от 10.04.2007 года (лист дела № 16), заключенный между комитетом капитального строительства Саратовской области и индивидуальным предпринимателем Ш. (лист дела № 16). По данному контракту Ш. обязался выполнить проектно-изыскательские работы для государственных нужд по объекту «Гидроинженерная защита поселка Сазанлей города Балаково Саратовской области».

В качестве приложения к договору указаны календарный план работ, протокол соглашения о договорной цене на продукцию, смета (лист дела № 95).

В смете (лист дела № 95) указано, что смета составлена на «стадию проектирования» на 294 скважины.

Суду представлен проект бурения водопонижающих скважин (лист дела № 96), принятый, как следует из штампа на титульном листе, комитетом капитального строительства Саратовской области в производство работ.

Во введении указано, что в основу проекта положены, в том числе, государственный контракт от 10.04.2007 года на производство проектно-изыскательских работ, муниципальный контракт № 1 от 09.04.2007 года на проектные работы (рабочий проект). В разделе 4 проекта указано, что предполагается сооружение 294 водопонижающих скважин. Кроме того, передаются на баланс эксплуатирующей организации 36 водопонижающих разведочно-эксплуатационных скважин, пробуренных и оборудованных в процессе проведения гидрогеологических изысканий. Общее количество водопонижающих скважин составляет 330 штук.

Данный проект (лист дела № 96) в разделе 6.5 содержит рекомендацию вводить скважины в эксплуатацию непосредственно по окончанию бурения и производства опытной откачки. Скважины подлежат техническому обслуживанию с периодичностью не реже 1 раза в год.

Государственным учреждением «Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве» 13.08.2007 года произведена экспертиза технического отчета по результатам инженерно-гидрогеологических изысканий и рабочего проекта на бурение водопонижающих скважин.

Данное обстоятельство установлено судом на основании экспертного заключения (лист дела № 9). В данном экспертном заключении, заказанном индивидуальным предпринимателем Ш. (пункт 1), указаны заказчики строительства: управление капитального строительства Балаковского муниципального образования и комитет капитального строительства Саратовской области (пункт 1.1).

В пунктах 3 и 5 экспертного заключения указано, что экспертизе подверглись технический отчет по результатам инженерно-гидрогеологических изысканий и рабочий проект на бурение водопонижающих скважин

В пункте 4 экспертного заключения указаны основания для проектирования: Постановление главы администрации Балаковского муниципального образования Саратовской области № 2584 от 24.07.2007 года; муниципальный контракт № 1 от 09.04.2007 года на проектные работы (рабочий проект); техническое задание на проектирование от 12.02.2007 года.

В пункте 8.1 экспертного заключения указано, что предполагается сооружение 294 водопонижающих скважин. Кроме того, передаются на баланс эксплуатирующей организации 36 водопонижающих разведочно-эксплуатационных скважин. Общее количество водопонижающих скважин составляет 330 штук.

В пункте 7 экспертного заключения указано, что территория поселка Сазанлей в городе Балаково является зональной частью территории города Балаково. Данная территория находится в подтопленном состоянии, что затрудняет пользование подвальными помещениями, садово-огородными участками, вызывает переувлажнение полов и стен жилых и подсобных помещений.

Экспертное учреждение «Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве» пришло к выводу (пункт 9), что проект соответствует требованиям законодательства и нормативно-техническим документам.

В экспертном заключении филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области в Балаковском районе» (лист дела № 14) указано, что проектируемое строительство не оказывает негативного воздействия на природную среду.

Эксплуатация 36 скважин с 2007 года не производилась, денежные средства на неё из какого-либо бюджета не выделялись. Данное обстоятельство подтверждается ответом управления строительства, архитектуры и дорожного хозяйства администрации БМР (лист дела № 20), ответом комитета капитального строительства Саратовской области (лист дела № 166), отзывом администрации муниципального образования город Балаково (лист дела № 210).

Суду представлен государственный контракт № 129 «с» от 11.12.2007 года (лист дела № 167), заключенный между комитетом капитального строительства Саратовской области и закрытым акционерным обществом «Стройэкс». Из данного контракта, протоколов согласования цены (листы дела № 173, 174, 178, 181, 188), графиков выполнения работ (листы дела № 175, 177, 180, 186), дополнительного соглашения (лист дела № 179), конкурсной документации (лист дела № 182), соглашения о расторжении государственного контракта № 129 «с» от 11.12.2007 года (лист дела № 185) следует, что по контракту № 129 «с» от 11.12.2007 года подрядчик должен был создать 294 скважины по объекту «Гидроинженерная защита поселка Сазанлей города Балаково Саратовской области». В рамках данного договора подряда закрытое акционерное общество «Стройэкс» заключило договор субподряда с индивидуальным предпринимателем Ш. от 18.03.2008 года (лист дела № 207) на бурение 103 скважин по объекту «Гидроинженерная защита поселка Сазанлей города Балаково Саратовской области». Было выполнено работ на сумму --- рубля из --- рублей, то есть, как пояснил Ш. в судебном заседании - создано 103 скважины. Затем государственный контракт по соглашению сторон 11.02.2010 года был расторгнут.

Из ответа комитета капитального строительства Саратовской области (лист дела № 166) следует, что финансирование данного контракта осуществлялось в соответствии с законом Саратовской области № 294-ЗСО от 05.12.2007 года «Об областном бюджете Саратовской области на 2008 год». Денежные средства выделялись только на выполнение строительно-монтажных работ, денежные средства на обслуживание скважин не выделялись.

Суду представлен муниципальный контракт от 06.07.2010 года, заключенный между управлением благоустройства и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Балаково и обществом с ограниченной ответственностью «ФОРУМ-Строй» (лист дела № 154). Из данного контракта и приложенных документов (листы дела № 154-164) следует, что общество с ограниченной ответственностью «ФОРУМ-Строй» обязалось создать 5 скважин для гидроинженерной защиты поселка Сазанлей.

Из ответа главы администрации муниципального образования город Балаково (лист дела № 153) следует, что в июле 2010 года управлением благоустройства и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Балаково заключено 19 аналогичных муниципальных контрактов на бурение скважин по 5 скважин в каждом контракте.

В соответствии со статьёй 219 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Право собственности на 36 скважин не зарегистрировано, что подтверждается ответами Балаковского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Саратовской области (лист дела № 75), управления имущественных отношений администрации БМР от 16.07.2010 года (лист дела № 82), главы администрации муниципального образования город Балаково Саратовской области (лист дела № 79), комитета по управлению имуществом Саратовской области (лист дела № 80).

Суд приходит к выводу, что администрация Балаковского муниципального образования Саратовской области на основании муниципального контракта № 1 от 09.04.2007 года, не заказывала индивидуальному предпринимателю Ш. создание спорных 36 водопонижающих скважин. Из анализа представленных доказательств следует, что по данному муниципальному контракту Ш. должен был после изучения геологических и гидрогеологических условий поселка Сазанлей, путем бурения разведочных 36 скважин, предоставить заказчику по результатам выполнения муниципального контракта комплект проектной документации - на бумажном и электронном носителе. В представленных доказательствах отсутствуют данные о том, что Ш. должен создать и передать заказчику 36 водопонижающих скважин. Данные скважины, как следует из задания на проектирование от 12.02.2007 года (лист дела № 57), должны быть после получения необходимых данных затампонированы, то есть закрыты.

Ш., являясь обладателем патента на вертикальную дренажную систему (лист дела № 6), самостоятельно принял решение о переводе разведочных скважин № 1-36 в разряд разведочно-эксплуатационных. Данные 36 скважин были включены Ш. в разработанный им общий проект защиты поселка Сазанлей, состоящий из 330 скважин.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются письменными объяснениями Ш., данными заместителю прокурора города Балаково от 18.03.2010 года (лист дела № 64). Из данных объяснений следует, что в 2007 году Ш. на основании контракта с администрацией города Балаково производил инженерно-гидрогеологические работы для разработки проекта вертикальной дренажной системы «Гидроинженерная защита поселка Сазанлей города Балаково Саратовской области». Согласно контракта были выполнены полевые работы по определению поглощающих свойств грунтов. После отработки фондовых материалов, Ш. были изучены геологические и гидрогеологические условия поселка Сазанлей. При проведении гидрогеологической рекогносцировки местности гидрогеологические скважины № 1-36 показали хороший результат по поглощению вод подтопления. В результате проведенных работ Ш. получил сведения об обстоятельствах, причинах и условиях подтопления поселка Сазанлей.

На основании имеющихся данных о возможности дальнейшего эксплуатирования скважин в качестве дренажных все разведочные скважины были переведены в разряд разведочно-эксплуатационных, а проект составлялся с таким расчетом, что имеющиеся скважины являлись первой линией гидроинженерной защиты и являлись отсекающими.

Таким образом, переведя скважины в разряд разведочно-эксплуатационных удалось:

1. получить 36 разведочно-эксплуатационных скважин,

2. создать первую линию отсекающего дренажа,

3. получить 36 наблюдательных скважин.

Ш. является обладателем патента на вертикальную дренажную систему, что подтверждается патентом (лист дела № 6), описанием полезной модели к патенту (лист дела № 7). В описание полезной модели (лист дела № 7) указано, что заявка подана 02.07.2007 года.

Из протокола № 4 заседания конкурсной комиссии от 28.03.2007 года (лист дела № 146) так же следует, что администрацией Балаковского муниципального образования заказывалась проектная документация (рабочий проект) по гидроинженерной защите поселка Сазанлей города Балаково Саратовской области. Сведений о заказе водопонижающих скважин данный протокол не содержит.

Из распечатки сайта, на котором объявлялся муниципальный конкурс (лист дела № 150) следует, что подрядчик должен был предоставить заказчику по результатам выполнения муниципального контракта комплект проектной документации на бумажном и электронном носителе. На сайте отсутствуют данные о том, что подрядчик должен создать и передать заказчику 36 водопонижающих скважин.

Суду так же представлено задание на проектирование (рабочий проект) по гидроинженерной защите поселка Сазанлей от 12.02.2007 года (лист дела № 57). Данным заданием предусмотрено выполнение рабочего проекта по гидроинженерной защите поселка Сазанлей. В частности, так же предусмотрены гидрогеологическое наблюдение при бурении 36 скважин, тампонаж 36 скважин.

Ш. суду пояснил, что тампонаж - это закрытие скважины.

В пункте 3 раздела 1 задания на проектирование (лист дела № 57) указано на необходимость производства обработки 6 лабораторных работ, 6 кустовых откачек, 24 одиночных откачек, составление проекта понижения уровня грунтовых вод поселка Сазанлей. Раздел 2 указывает на предоставление заказчику документации. Раздел 7 так же указывает на то, что Ш. обязан предоставить только документацию.

В протоколе соглашения о договорной цене (лист дела № 90) указана продукция - рабочий проект «Гидроинженерная защита поселка Сазанлей города Балаково Саратовской области».

По результатам выполнения муниципального контракта № 1 от 09.04.2007 года был составлен акт сдачи-приемки технической продукции (лист дела № 65). Из данного акта, подписанного обеими сторонами, следует, что проектная продукция удовлетворяет условиям договора и техническому заданию, и в надлежащем порядке оформлена.

Обязанность Ш. действовать в соответствии с заданием на проектирование от 12.02.2007 года (л.д. 57) подтверждается тем, что данное задание было представлено им для проведения экспертизы - пункт 4 (лист дела № 9), а так же подписанным сторонами актом сдачи-приемки технической продукции (лист дела № 65), в котором указано на соответствие проектной продукции техническому заданию.

Суд представлены паспорта водопонижающих скважин (лист дела № 21-56). Ш. суду пояснил, что данные паспорта были им переданы заказчику на основании муниципального контракта № 1 от 09.04.2007 года. Данные паспорта для специалиста содержат всю необходимую информацию. Других документов, кроме технических паспортов, он заказчику на основании муниципального контракта № 1 от 09.04.2007 года не сдавал.

В пунктах 3 и 5 экспертного заключения (лист дела № 9) указано, что экспертизе подверглись технический отчет по результатам инженерно-гидрогеологических изысканий и рабочий проект на бурение водопонижающих скважин

Свидетель А. работающий инженером управления капитального строительства администрации БМР, суду показал, что по результату выполнения муниципального контракта Ш. должен был сдать технические паспорта на 36 скважин. По акту приема-передачи администрация БМР по муниципальному контракту приняла техническую документацию.

Таким образом, судом установлено, что Ш. самостоятельно перевел разведочные скважины № 1-36 в разряд разведочно-эксплуатационных. Данные 36 скважин были включены Ш. в составленный им общий проект защиты поселка Сазанлей, состоящий из 330 скважин. Передача водопонижающих скважин заказчику муниципальным контрактом № 1 от 09.04.2007 года не предусматривалась. Данным контрактом был предусмотрен тампонаж разведывательных скважин. По данному контракту Ш. передал заказчику технический отчет (паспорта скважин) по результатам инженерно-гидрогеологических изысканий, на который имеется ссылка в пунктах 3 и 5 экспертного заключения (лист дела № 9). Высказанная Ш. в судебном заседании позиция, что он по данному муниципальному контракту должен был передать 36 скважин, не основана на исследованных в судебном заседании доказательствах.

Ш. суду пояснил, что он на право собственности на спорные 36 скважин никогда не претендовал, и не претендует. Письменные объяснения Ш. в данной части приобщены к материалам дела (лист дела № 215).

Представитель администрации БМР Паршин С.А. так же суду представил письменное заявление (лист дела № 216), в котором указал, что администрация БМР на право собственности на спорные 36 скважин никогда не претендовала и не претендует.

В соответствии со статьёй 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии со статьёй 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Суд приходит к выводу, что спорные 36 скважин являются бесхозяйными. Лиц, претендующих на право собственности на данные скважины, судом не установлено.

Данные скважины находятся на территории муниципального образования город Балаково.

В соответствии с частью 3 статьи 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Оформление заявленных требований прокурором в виде иска не снимает с суда обязанности рассмотреть дело, не ограничиваясь основаниями заявленных требований.

Прокурором выбран способ защиты нарушенного права неопределенного круга лиц - признание незаконным бездействия и возложение обязанности производить обслуживание скважин.

С учетом выбранного истцом способа защиты и установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу, что заявленные к администрации муниципального образования город Балаково требования в соответствии со статьёй 225 ГК РФ подлежат удовлетворению.

Таким образом, необходимо признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Балаково Саратовской области, выразившееся в отсутствии обслуживания 1-36 водопонижающих скважин, и обязать администрацию муниципального образования город Балаково Саратовской области производить обслуживание данных скважин в соответствии с рекомендациями по их эксплуатации.

Обсуждая позицию представителя администрации БМР Паршина С.А. о том, что спорные 36 скважин не являются водопонижающими, а являются только разведочными, судом был поставлен на обсуждение вопрос о назначении экспертизы для установления данного факта. Ходатайства о назначении экспертизы от лиц, участвующих в деле, не поступило.

Суд, оценивая представленные доказательства, приходит к выводу, что скважины являются водопонижающими и нуждаются в ежегодном техническом обслуживании. Данные обстоятельства установлены судом на основании акта о результатах проверки гидроинженерной защиты поселка Сазанлей от 16.03.2010 года (лист дела № 66), составленного государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за безопасностью гидротехнических сооружений Средне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Михайловым А.А. Из акта следует, что спорные 36 скважин являются разведочно-водопонижающими, предназначены для гидроинженерной защиты поселка Сазанлей. Данные скважины без эксплуатации в соответствии с рекомендациями разработчика проекта могут прийти в негодность и перестать выполнять свои функции по понижению уровня грунтовых вод, что может привести к затоплению и разрушению жилых домов поселка Сазанлей.

Необходимость ежегодного технического обслуживания скважин подтверждается объяснениями Ш. в судебном заседании, письменными объяснениями Ш. (листы дела № 13, 64), письмом Ш. главе администрации муниципального образования город Балаково (лист дела № 18), рекомендациями Ш. по эксплуатации скважин (лист дела № 19).

На то, что спорные скважины являются водопонижающими и нуждаются в ежегодном техническом обслуживании, указано в проекте бурения водопонижающих скважин (лист дела № 96), прошедшем экспертизу в Государственном учреждении «Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве» (лист дела № 9).

Возлагая обязанность по обслуживанию спорных 36 скважин на администрацию муниципального образования город Балаково Саратовской области, суд так же руководствуется следующим.

В соответствии с пунктами 4, 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся:

организация в границах поселения водоотведения;

участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Аналогичные нормы содержат пункты 4 и 8 статьи 3 Устава муниципального образования город Балаково, принятого Решением Совета муниципального образования города Балаково от 12.12.2005 года N 14.

Из ответа управления по городу Балаково Главного управления МЧС России по Саратовской области от 26.07.2010 года (лист дела № 127) следует, что ситуация, связанная с повышением уровня грунтовых вод в поселке Сазанлей города Балаково не выходит за пределы муниципального образования город Балаково.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

Аналогичную норму содержит пункт 8 статьи 4 Устава Балаковского муниципального района Саратовской области", принятого на Референдуме 22.12.1996 года.

Представители ответчиков: администрации БМР Паршин С.А., администрации муниципального образования город Балаково Саратовской области Климанова В.Н. суду подтвердили, что поселок Сазанлей полностью находится на территории муниципального образования город Балаково.

Суд приходит к выводу, что возможная чрезвычайная ситуация, связанная с повышением уровня грунтовых вод в поселке Сазанлей города Балаково, не выходит за пределы муниципального образования город Балаково. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, пунктом 8 статьи 3 Устава муниципального образования города Балаково, обязанность по предупреждению данной чрезвычайной ситуации возложена на муниципальное образование город Балаково Саратовской области (определение Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2010 года N 47-Впр10-1).

С учетом установленных судом обстоятельств в удовлетворении исковых требований прокурора к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, Правительству Саратовской области необходимо отказать

В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Поскольку обязанность по обслуживанию скважин носит длящийся характер, суд приходит к выводу о необходимости установить срок, в течение которого администрация муниципального образования город Балаково Саратовской области обязана начать обслуживание 1-36 водопонижающих скважин.

Учитывая позицию сторон по данному вопросу, высказанную в судебном заседании, установленные судом обстоятельства дела, в том числе потенциальную угрозу подтопления имущества неопределенного круга лиц, суд считает необходимым определить данный срок - в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Балаково Саратовской области, выразившееся в отсутствии обслуживания 1-36 водопонижающих скважин, являющихся первой линией отсекающего дренажа гидроинженерной защиты поселка Сазанлей в городе Балаково Саратовской области.

Обязать администрацию муниципального образования город Балаково Саратовской области производить обслуживание 1-36 водопонижающих скважин, являющихся первой линией отсекающего дренажа гидроинженерной защиты поселка Сазанлей в городе Балаково Саратовской области, в соответствии с рекомендациями по их эксплуатации.

Администрация муниципального образования город Балаково Саратовской области обязана начать производство обслуживания 1-36 водопонижающих скважин, являющихся первой линией отсекающего дренажа гидроинженерной защиты поселка Сазанлей в городе Балаково Саратовской области, в соответствии с рекомендациями по их эксплуатации в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора города Балаково в интересах неопределенного круга лиц к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, Правительству Саратовской области, о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушение отказать.

В течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд.

Судья