Решение по гражданскому делу 2-3213/10



Дело № 2-3213РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

13.10.2010 года город Балаково

Балаковский районный суд Саратовской области в составе

судьи Ж.А. Песковой

при секретаре судебного заседания Ж.Э. Арутюновой

с участием

истца Орловой С.В.,

представителя ответчика государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области Рыбаковой Ю.В., действовавшей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орловой С.В. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области о признании незаконным решения, о включении периодов работы в льготный трудовой стаж, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Орлова С.В., уточнив заявленные требования (л.д.22), обратилась в суд с иском, просит признать незаконным решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Балаковском районе Саратовской области (далее - УПФ РФ в Балаковском районе) об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в части исключения из льготного трудового стажа в связи с лечебной деятельностью периодов работы в ясли-саде № 25 «Саратовгэсстрой» в должности патронажной медицинской сестры, в детском саде № 63 Балаковской АЭС в должности старшей медицинской сестры, периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком; обязать ответчика включить указанные периоды в льготный стаж; назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с момента обращения к ответчику.

В обоснование своего требования, истец указывает, что 00.00.2010 года она обратилась к ответчику в заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, так как её стаж лечебной деятельности составлял 30 лет. На основании протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан истцу было отказано в назначении пенсии по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости. Из специального стажа исключены периоды работы истца в ясли-саде № 25 «Саратовгэсстрой» в должности патронажной медицинской сестры, в детском саде № 63 Балаковской АЭС в должности старшей медицинской сестры, период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком. Спорные периоды подлежат включению в специальный стаж, так как указанный период действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в соответствии с которым предусмотрено включение в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет, работа в должности медицинской сестры в детских садах и объединённых яслях садах. Период нахождения истца в отпуске по уходу за ребёнком должен быть включён в специальный стаж, так как статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

В судебном заседании истец поддержала заявленные требования, основываясь на изложенных выше обстоятельствах.

Представитель ответчика Романова О.Н. исковые требования не признала. Из объяснений и письменного отзыва представителя ответчика (л.д.20) следует, что 00.00.2010 года Орлова С.В. обратилась в УПФ РФ в Балаковском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. На день обращения за назначением пенсии специальный стаж истца составил 27 лет 5 месяцев 12 дней, что менее необходимой для назначения пенсии продолжительности 30 лет. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 и Списком должностей и учреждений, работа в которых даёт право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 не поименованы такие учреждения как ясли-сад и детский сад. Период нахождения истца в отпуске по уходу за ребёнком не может быть включён в льготный стаж, так как уход за ребёнком осуществлялся в период деятельности, не подлежащей включению в льготный стаж.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Обращение истца за назначением пенсии 00.00.2010 года, отказ в назначении пенсии в связи с исключением из педагогического стажа спорных периодов подтверждается объяснениями сторон, копией решения УПФ РФ в Балаковском районе об отказе Орловой С.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и копией протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (л.д.8-10). Из письменных объяснений ответчика следует, что специальный стаж истца с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П, за исключением спорного периода, составляет 27 лет 5 месяцев 12 дней.

Из трудовой книжки истца (л.д.11-14) следует, что в спорный период она работала в ясли-саде № 25 «Саратовгэсстрой» в должности патронажной медицинской сестры и в детском саду № 63 Балаковской АЭС в должности старшей медицинской сестры.

Доказательства получены надлежащим образом, согласуются между собой и с объяснениями сторон, не вызывают сомнений в достоверности, не опровергаются другими доказательствами, поэтому суд считает указанные обстоятельства установленными.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьей 55 пунктом 3 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается досрочно лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, правила исчисления периодов работы, и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 года утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы. Указанным Списком не предусмотрена работа в качестве патронажной медицинской сестры в ясли-саду и в качестве старшей медицинской сестры в детском саду.

Согласно пункту 9 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статьи 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Реализуя названные предписания, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации постановлением от 17.10.2003 года № 70 утвердило разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27,28,30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.11.2003 года № 5280), в соответствии с которым, расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» также признано конституционным производить оценку приобретенных прав по исчислению трудового стажа и размера пенсии, приобретенных гражданином до 01.01.2002 года, по нормам ранее действовавшего законодательства.

Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 утверждён Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". В соответствии с указанным Списком, право на выслугу имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности в лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях всех форм собственности.

В спорный период действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения. Здравоохранения и сельского хозяйства», согласно которому пенсии за выслугу лет назначались врачам и другим работникам здравоохранения при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках) и не менее 30 лет в городах. Приложением к данному постановлению являлся Перечень учреждений организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет. Разделом № 2 Перечня предусмотрены должности медицинских сестёр независимо от наименования должности, в числе учреждений - детские сады, детские ясли, объединённые ясли-сады.

Изменение пенсионного законодательства не может являться основанием для ограничения конституционного права на пенсионное обеспечение в старости, поэтому спорные периоды работа истца необоснованно исключёны из специального стажа истца.

Из копии свидетельства о рождении (л.д.19) видно, что Орлова С.В. имеет дочь, 00.00.1986 года рождения.

Согласно статье 167 КЗоТ РСФСР и статье 256 Трудового кодекса Российской федерации отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях). Однако изменение положения о зачете в льготный стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, исключающее возможность зачета в льготный стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком, произведено Законом Российской Федерации от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Законов о труде Российской Федерации», поэтому эти периоды до 06.10.1992 года в соответствии с разъяснениями Министерства труда Российской Федерации, утвержденными постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 года № 29, могут засчитываться в льготный стаж, независимо от времени обращения за назначением льготной пенсии. Аналогичные разъяснения даны Министерством труда и социального развития Российской Федерации от 21.07.2003 года № 717-АП.

В соответствии с разъяснением «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР по труду и социальным вопросам от 29.11.1989 года № 375 и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 года № 24-11, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

Таким образом, период нахождения Орловой С.В. в отпуске по уходу за ребёнком, также подлежит включению в её льготный стаж.

При включении в стаж спорных периодов у истца имеется стаж требуемой продолжительности 30 лет на день обращения за назначением пенсии.

При рассмотрении дела ответчик не представил доказательства, подтверждающие наличие иных оснований, препятствующих назначению досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 пунктом 1 подпунктом 20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Учитывая изложенное, исковые требования Орловой С.В. подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьёй 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьёй 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Орловой С.В. удовлетворить.

Признать незаконным решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Балаковском районе Саратовской области об отказе Орловой С.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Признать незаконным протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Балаковском районе Саратовской области в части исключения из льготного трудового стажа в связи с лечебной деятельностью Орловой С.В. периодов работы в ясли-саде № 25 «Саратовгэсстрой» в должности патронажной медицинской сестры, в детском саде № 63 Балаковской АЭС в должности старшей медицинской сестры, периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком.

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Балаковском районе Саратовской области включить Орловой С.В. в льготный трудовой стаж в связи с лечебной деятельностью периоды работы в ясли-саде № 25 «Саратовгэсстрой» в должности патронажной медицинской сестры, в детском саде № 63 Балаковской в должности старшей медицинской сестры, период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком.

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Балаковском районе Саратовской области назначить Орловой С.В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с момента обращения к ответчику.

Взыскать с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Балаковском районе Саратовской области в пользу Орловой С.В. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

В течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд.

Судья