Решение по гражданскому делу 2-3114/10



Дело № 2-3114РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

11.10.2010 года город Балаково

Балаковский районный суд Саратовской области в составе

судьи Ж.А. Песковой

при секретаре судебного заседания Ж.Э. Арутюновой

с участием

истца Афанасенко Л.С.,

представителя ответчика государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области Романовой О.Н., действовавшей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Афанасенко Л.С. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области об отмене решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, об отмене решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, о досрочном назначении трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Афанасенко Л.С., уточнив заявленные требования (л.д.24), обратилась в суд с иском, просит отменить решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области (далее - УПФ РФ в Балаковском районе) об отказе в назначение досрочной трудовой пенсии по старости и протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в связи с исключением из льготного педагогического стажа истицы периодов работы в Доме пионеров с 29.11.1983 года по 31.08.1984 года в должности руководителя танцевального коллектива, в МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» с 01.01.2001 года по 12.04.2010 года в должности педагога дополнительного образования; периоды нахождения в административных отпусках с 04.01.1993 года по 10.01.1993 года, с 22.03.1993 года по 24.03.1993 года, с 17.01.1994 года по 22.01.1994 года, период нахождения в командировке с 20.12.1988 года по 22.12.1988 года; включить указанные периоды в стаж работы истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность и назначить досрочную трудовую пенсию с 00.00.2010 года.

В обоснование своего требования истица указывает, что 00.00.2010 года она обратилась в УПФ РФ в Балаковском районе с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Спорными решениями ответчика истце было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии. Периоды работы в Доме пионеров и в МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» могут быть засчитаны в льготный стаж, так как в данные периоды времени Афанасенко Л.С. осуществляла педагогическую деятельность. Работа в Доме пионеров была основным местом работы истицы, участниками коллектива, которым она руководила, были школьники разного возраста. Дом пионеров, Центр дополнительного образования и должность педагога дополнительного образования поименованы Списком должностей и учреждений, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781. Пункт 12 Правил исчисления периодов работы, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, не должен применяться к истице, так как данная норма ухудшает право Афанасенко Л.С. на досрочное назначение трудовой пенсии. При включении спорных периодов в льготный педагогический стаж, у истицы будет достаточно стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Периоды нахождения в административных отпусках могут быть засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, так как данные периоды времени Афанасенко Л.С. вела педагогическую деятельность, а во время нахождения в командировке истец выполняла свои трудовые обязанности.

В судебном заседании Афанасенко Л.С. поддержала заявленные требования, основываясь на изложенных выше обстоятельствах.

Представитель УПФ РФ в Балаковском районе Романова О.Н. иск не признала. Из объяснений и письменного отзыва представителя ответчика следует, что Афанасенко Л.С. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости (14 лет 09 месяцев 21 день с учётом законодательства, действовавшего в период осуществления Афанасенко Л.С. трудовой деятельности, и 15 лет 0 месяцев 10 дней с учётом законодательства, действовавшего на момент обращения истицы за назначение досрочной трудовой пенсии по старости). Период работы в Доме пионеров с 29.11.1983 года по 31.08.1984 года в должности руководителя танцевального коллектива не может быть включён в специальный стаж, так как указанные должность и учреждение не предусмотрены ни ранее действовавшим Списком, утверждённым Постановлением Совета Министров ОСФСР от 06.09.1991 года № 4363, ни Списком должностей и учреждений, утверждённым Постановлением Правительства от 29.10.2002 года № 781. Перечень, утверждённый Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, также не позволяет включить указанный период в специальный стаж, так как не содержит наименования должности «руководитель танцевального коллектива». Период работы в МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» с 01.01.2001 года по 12.04.2010 года в должности педагога дополнительного образования не может быть засчитан в специальный стаж, поскольку у истицы на 01.01.2001 года не имеется стажа работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, что противоречит пункту 12 Правил исчисления периодов работы, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781. Периоды нахождения в административных отпусках, период нахождения в командировке не могут быть засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, так как подобные периоды не поименованы ни пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516, ни пунктом 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 года № 5. Уважительность причин нахождения в административных отпусках не является основанием для их включения в педагогический стаж.

Заслушав объяснения истицы и представителя ответчика УПФ РФ в Балаковском районе, выслушав показания свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования Афанасенко Л.С. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ (здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Пунктом 3 статьи 28 данного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

При рассмотрении дела судом установлено, что 00.00.2010 года Афанасенко Л.С. обратилась в УПФ РФ в Балаковском районе с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Решением ответчика (л.д.9) истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно копии протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (л.д.10-11) в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, Афанасенко Л.С. не засчитаны периоды работы в Доме пионеров с 29.11.1983 года по 31.08.1984 года в должности руководителя танцевального коллектива, в МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» с 01.01.2001 года по 12.04.2010 года в должности педагога дополнительного образования; периоды нахождения в административных отпусках с 04.01.1993 года по 10.01.1993 года, с 22.03.1993 года по 24.03.1993 года, с 17.01.1994 года по 22.01.1994 года, период нахождения в командировке с 20.12.1988 года по 22.12.1988 года.

Работа истицы в указанных должностях и учреждениях в спорные периоды подтверждается копией трудовой книжки Афанасенко Л.С. (л.д.12-16), копиями справок работодателя (л.д.25,26).

Из показаний свидетелей К. и Ш., справок, уточняющих занятость истицы на соответствующих должностях, следует, что начиная с 10.05.1993 года, Дом пионеров неоднократно преобразовывался, в настоящее время - это муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей» г. Балаково.

Приказом Минобрнауки России от 00.00.2008 года Афанасенко Л.С. награждена нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации», что подтверждается копией удостоверения, выданного истице (л.д.18).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В указанном Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, а также в ранее действовавших Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, и Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, отсутствуют наименование должности "руководитель танцевального коллектива".

Приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 января 1993 года N 21 должности руководителей кружков, секций, студий и других объединений обучающихся переименованы в должность педагога дополнительного образования, которая впервые была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, а позднее - в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года N 367, наряду с должностью "педагог дополнительного образования" сохранено и прежнее название должности "руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы)".

Согласно пункту 3 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ) в отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Таким образом, данной правовой нормой (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ) установлено ограничение допустимости средств доказывания при определении характера работы.

Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.

Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", установивший указанное ограничение, вступил в силу с 1 января 2010 года.

Статья 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Таким образом, показания свидетелей К. и Ш. не могут быть приняты в качестве допустимого доказательства в части подтверждения педагогического характера работы Афанасенко Л.С.

Учитывая изложенное, требование Афанасенко Л.С. о включении в её специальный стаж периода работы в Доме пионеров с 29.11.1983 года по 31.08.1984 года в должности руководителя танцевального коллектива удовлетворению не подлежит.

Пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 (далее - Правила), предусмотрено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывает в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» предусматривало включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работу в должности педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей.

С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067" должность педагога дополнительного образования была исключена из категории должностей, работа в которых зачитывалась в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Одновременно была установлена специальная гарантия для граждан, длительное время проработавших в учреждениях для детей и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности педагогов дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей, что обеспечивало необходимую стабильность в правовом регулировании, создавало возможность для граждан адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Исходя из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П и воспроизведенной в определении от 16 ноября 2006 года N 512-О, само по себе изменение оценки профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования применительно к льготному пенсионному обеспечению, сопровождающееся установлением указанной специальной гарантии, не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение.

Пункт 12 Правил каких-либо новых положений не содержит, он позволяет засчитывать в специальный стаж работу после 1 января 2001 года в должностях педагога в учреждениях дополнительного образования детей на тех же условиях, на которых ранее данная работа включалась в выслугу лет, то есть фактически сохраняет специальную гарантию, установленную в 2001 году при исключении должности педагога дополнительного образования детей из категории должностей, работа в которых засчитывалась в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью (решение Верховного Суда Российской Федерации от 12.03.2007 года № ГКПИ07-4).

Таким образом, период работы истицы в МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» с 01.01.2001 года по 12.04.2010 года в должности педагога дополнительного образования не может быть засчитан в специальный стаж, поскольку у Афанасенко Л.С. на 01.01.2001 года не имеется стажа работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.

Суд также соглашается с доводами ответчика о том, что периоды нахождения Афанасенко Л.С. в административных отпусках не могут быть засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, так как подобные периоды не поименованы ни пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516, ни пунктом 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 года № 5. Уважительность причин нахождения в административных отпусках не является основанием для их включения в педагогический стаж.

Согласно трудовой книжке (л.д.14) с 12.08.1985 года по 11.01.1993 года истица работала в Школе искусств преподавателем класса хореографии.

Указанный период включён в специальный стаж Афанасенко Л.С., что подтверждается расчётом трудового стажа истицы, представленным представителем ответчика (л.д. 34-35).

В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» основным принципом для включения в страховой стаж работника периодов работы и (или) иной деятельности является условие, связанное с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд. В период нахождения в командировке за Афанасенко Л.С. в соответствии с действующим законодательством сохранялась заработная плата, и, соответственно, уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, поэтому отказ ответчика включить в льготный стаж истицы в календарном исчислении периоды нахождения в командировке с 20.12.1988 года по 22.12.1988 года является незаконным.

Следовательно, решение ответчика и протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в части исключения из льготного стажа Афанасенко Л.С., дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периода нахождения в командировке с 20.12.1988 года по 22.12.1988 года подлежит отмене.

В то же время, при не включении указанных выше периодов работы истицы в Доме пионеров и МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей», периодов нахождения её в административных отпусках у истицы отсутствует требуемая продолжительность стажа работы, дающая право на досрочное назначение пенсии по старости, в связи с чем требование Афанасенко Л.С. о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с 00.00.2010 года удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьёй 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьёй 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины пропорционального удовлетворённым исковым требованиям в размере 60 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Афанасенко Л.С. удовлетворить частично.

Отменить решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области об отказе Афанасенко Л.С. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области от в части исключения из льготного стажа Афанасенко Л.С., дающего права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периода нахождения в командировке с 20.12.1988 года по 22.12.1988 года.

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Балаковском районе Саратовской области включить Афанасенко Л.С. в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период нахождения в командировке с 20.12.1988 года по 22.12.1988 года.

В части требований об отмене решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области об отказе Афанасенко Л.С. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области в части исключения из льготного стажа Афанасенко Л.С., дающего права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периодов работы в Доме пионеров с 29.11.1983 года по 31.08.1984 года в должности руководителя танцевального коллектива, в МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» с 01.01.2001 года по 12.04.2010 года в должности педагога дополнительного образования, периодов нахождения в административных отпусках с 04.01.1993 года по 10.01.1993 года, с 22.03.1993 года по 24.03.1993 года, с 17.01.1994 года по 22.01.1994 года; включении указанных периодов в льготный стаж и назначении Афанасенко Л.С. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с 00.00.2010 года - отказать.

Взыскать с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области в пользу Афанасенко Л.С. расходы по уплате государственной пошлины в размере 60 рублей.

В течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд.

Судья