Решение по гражданскому делу 2-2661/10



Дело №

2-2661

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

05.08.2010 года город Балаково

Балаковский районный суд Саратовской области в составе

судьи Ж.А. Песковой

при секретаре судебного заседания Т.

с участием

истца Б.,

представителя ответчика государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области Ю., действовавшей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области о включении в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периода работы,

УСТАНОВИЛ:

Б. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области (далее - УПФ РФ в Балаковском районе), в котором просит отменить решение ответчика от 00.00.2010 года и решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 00.00.2010 года об исключении из её льготного педагогического стажа периода работы в должности старшей пионервожатой в средней школе с 00.00.1984 года по 00.00.1989 года; обязать УПФ РФ в Балаковском районе включить в льготный педагогический стаж указанные периоды работы; обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения в УПФ РФ в Балаковском районе - с 00.00.2010 года.

Свои требования Б. обосновала тем, что период работы в должности старшей пионервожатой в средней школе должен быть включен в льготный стаж на основании Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397.

В судебном заседании Б. поддержала заявленные требования, основываясь на изложенных выше обстоятельствах.

Представитель ответчика Ю. иск не признала. Из объяснений и письменного отзыва представителя ответчика следует, что при расчете педагогического стажа истицы по двум вариантам (с учетом законодательства, действовавшего в период спорной трудовой деятельности и законодательства, действовавшего на момент обращения истицы за назначением пенсии) у Б. отсутствовал необходимый для назначения досрочной пенсии 25-летний педагогический стаж. Спорные периоды не могут быть засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в связи с тем, что должность «пионервожатый» не поименовано Списком должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, а также Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463. В соответствии с пунктом 1.2 Инструктивного Письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» пенсии за выслугу лет назначаются при условии, если не менее 2/3 требуемого стажа приходится на работу, предусмотренную Перечнем. То есть, лица, работавшие в качестве штатных пионервожатых, обратившиеся в настоящее время за досрочным назначением трудовой пенсии по старости не рассчитывали и не могут рассчитывать на реализацию своего права в части досрочного пенсионного обеспечения, как не приобретённого в рамках действовавшего Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, правила исчисления периодов работы, и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 9 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статьи 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Реализуя названные предписания, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации постановлением от 17.10.2003 года № 70 утвердило разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27,28,30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.11.2003 года № 5280), в соответствии с которым, расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» также признано конституционным производить оценку приобретенных прав по исчислению трудового стажа и размера пенсии, приобретенных гражданином до 01.01.2002 года, по нормам ранее действовавшего законодательства.

В соответствии с пунктом 2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действовавшего в период работы Б. старшей пионервожатой, указанный период работы засчитывался в специальный педагогический стаж.

Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 действовало до признания его утратившим силу на территории Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года № 953. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 утратившим силу не признавалось. Более того, в пункте 3 Постановления Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 (до признания утратившим силу указанного пункта Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года № 953) указано о сохранении за другими педагогическими работниками условий и порядка назначения пенсии за выслугу лет, действовавших до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Из копии трудовой книжки Б. (л.д.10-12) видно, что истица после спорного периода работы продолжала заниматься педагогической деятельностью.

Ссылка ответчика на пункт 1.2 Инструктивного письма от 30.06.1986 года № 1-63-И Министерства социального обеспечения РСФСР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» несостоятельна.

Во-первых, указанный документ не был опубликован, во-вторых, период работы Б. в должности старшей пионервожатой составляет менее 1/3 стажа, выработанного истцом и подлежащего включению в льготный педагогический стаж необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что период работы Б. в должности старшей пионервожатой в средней школе с 00.00.1984 года по 00.00.1989 года подлежит включению в педагогический стаж.

При рассмотрении дела ответчик не представил доказательства, подтверждающие наличие иных оснований, препятствующих назначению досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Суд исходит из того, что изменение порядка исчисления трудового стажа не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение. Поэтому вновь принятые Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации № 516 от 11.07.2002 года «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не имеют обратной силы и не распространяются на правоотношения, возникшие до их принятия.

При включении в стаж спорного периода работы у истца имеется достаточный стаж для назначения льготной пенсии. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.

Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией.

Истец обратилась в УПФ РФ в Балаковском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью - 00.00.2010 года, поэтому ее требование о назначении данной пенсии с указанной даты также подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьёй 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истицы в возмещение расходов по уплате государственной пошлины подлежит взысканию 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Б. удовлетворить.

Отменить решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области об отказе Б. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости от 00.00.2010 года.

Отменить решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области от 00.00.2010 года об исключении из льготного педагогического стажа Б. периода работы в должности старшей пионервожатой в средней школе с 00.00.1984 года по 00.00.1989 года.

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области включить в льготный педагогический стаж Б. период работы в должности старшей пионервожатой в средней школе с 00.00.1984 года по 00.00.1989 года.

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области назначить Б. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью со дня обращения к ответчику - с 00.00.2010 года.

Взыскать с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области в пользу Б. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

В течение 10 дней со дня принятия решения на него может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд.

Судья