23.11.2010 года город Балаково Балаковский районный суд Саратовской области в составе судьи Песковой Ж.А. при секретаре судебного заседания Арутюновой Ж.Э. с участием истца Колдякина А.Б., истца Колдякиной В.Н. представителя ответчика администрации Новониколаевского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области Гончарова А.В., действовавшего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колдякина А.Б., Колдякиной В.Н. к администрации Новониколаевского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области о признании права собственности на дом в порядке приватизации, Колдякин А.Б. и Колдякина В.Н. обратились в суд с иском к администрации Новониколаевского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области, просят признать за ними право собственности в порядке приватизации по 1/2 доли каждому на жилой дом в селе Андреевка Балаковского района Саратовской области. В обоснование своего требования истцы указывают, что они зарегистрированы и проживают в спорном доме, который находился на балансе федерального государственного предприятия «Опытно-производственное хозяйство «Новониколаевское» (далее ФГУП «ОПХ «Новониколаевское»). После ликвидации ФГУП «ОПХ «Новониколаевское» вследствие банкротства, данный дом не был передан в муниципальную собственность, в связи с чем на протяжении длительного времени Колдякины не могут воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию жилья. В судебном заседании истцы поддержали заявленные требования, основываясь на изложенных выше обстоятельствах. Представитель администрации Новониколаевского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области Гончаров А.В. согласился с исковыми требованиями Колдякина А.Б. и Колдякиной В.Н., полномочия по признанию иска в доверенности Гончарова А.В. отсутствуют. Представитель ответчика администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, представители третьих лиц Управления муниципального жилья и жилищной политики администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, Управления имущественных отношений администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, извещённых о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились. Представитель администрации Балаковского муниципального района Саратовской области Тишкина Н.Н. представила в суд письменный отзыв, в котором указала, что спорное жилое помещение не состоит на учете в реестре собственности Балаковского муниципального района, администрация Балаковского муниципального района Саратовской области считает исковые требования подлежащими удовлетворению, просит о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (л.д.52-52а). Управление муниципального жилья и жилищной политики администрации Балаковского муниципального района Саратовской области также просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (л.д.51). В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и их представителей, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования Колдякина А.Б. и Колдякиной В.Н. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации к основам конституционного строя относится обязанность государства защищать права и свободы человека и гражданина. Государственная, в том числе судебная, защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется статьёй 45 частью 1, статьёй 46 частями 1, 2 Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьёй 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда. Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации установлены Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» №1541-1 от 4 июля 1991 года с последующими изменениями. Согласно статье 1 указанного Закона приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. В соответствии со статьёй 2 указанного Закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Согласно статье 7 указанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность. Статьёй 11 указанного Закона предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. При этом несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия. При рассмотрении дела судом установлено, что истцы зарегистрированы и проживают по адресу: Саратовская область, Балаковский район, с. Андреевка, являются гражданами Российской Федерации, ранее в бесплатной приватизации жилья участия они не принимали. Данные обстоятельства подтверждаются копиями справок администрации Новониколаевского муниципального образования Балаковского района Саратовской области (л.д.10,34,35), копией справки Управления муниципального жилья и жилищной политики администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (л.д.11), копиями паспортов истцов (л.д.54-55). Спорный жилой дом числился на балансе ФГУП «ОПХ «Новониколаевское», был закреплён за предприятием на праве хозяйственного ведения Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Саратовской области, что подтверждается сообщением конкурсного управляющего ФГУП «ОПХ «Новониколаевское» (л.д.12а-13), копией распоряжения Территориального управления (л.д.22-24), копией справки администрации Новониколаевского муниципального образования Балаковского муниципального района (л.д.36). Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д.20-21) ФГУП «ОПХ «Новониколаевское» ликвидировано вследствие банкротства. В письме, адресованном главе Новониколаевского муниципального образования Балаковского муниципального района саратовской области, конкурсный управляющий ФГУП «ОПХ «Новониколаевское» просил принять в собственность имущество, не включённое в конкурсную массу, в том числе, спорное жилое помещение. В настоящее время спорный дом ни в муниципальной, ни в государственной собственности не значится, что следует из сообщений главы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (л.д.25), Балаковского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (л.д.47), Балаковского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (л.д.26), Комитета по управлению имуществом Саратовской области (л.д.27-29), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области (л.д.30-32), администрации Новониколаевского муниципального образования Балаковского района Саратовской области (л.д.33). В соответствии со статьёй 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» №1541-1 от 4 июля 1991 при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений. В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе, и на право бесплатной приватизации жилья. По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. В том случае, если по каким-либо причинам жилое помещение не передано в муниципальную собственность, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что соответственно нарушает положения статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации». Согласно пунктам 5, 6 статьи 132 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» жилищный фонд социального использования ликвидируемого вследствие банкротства предприятия подлежит передаче в муниципальную собственность без каких-либо дополнительных условий. Законом Саратовской области от 25.03.2008 N 71-ЗСО "О разграничении муниципального имущества между Балаковским муниципальным районом Саратовской области и вновь образованными поселениями, входящими в его состав", в редакции от 30.10.2009 года, жилищный фонд передан от Балаковского муниципального района поселениям, входящим в его состав. Спорный дом находится на территории Новониколаевского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области. Суд приходит к выводу, что при банкротстве ФГУП «ОПХ «Новониколаевское» спорный дом должен был быть передан Новониколаевскому муниципальному образованию. Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является администрация Новониколаевского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области. Администрация Новониколаевского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области не выполнила возложенную на неё обязанность по принятию спорного дома в муниципальную собственность, чем нарушила право истцов на приватизацию жилья. Невыполнение администрацией Новониколаевского муниципального образования Балаковского района Саратовской области своих обязанностей не может влиять на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Таким образом, исковое заявление Колдякина А.Б. и Колдякиной В.Н. подлежит удовлетворению. В судебном заседании истцы просили не взыскивать с ответчика в их пользу судебные расходы по уплате государственной пошлины. Учитывая, что взыскание судебных расходов является правом стороны, в пользу которой состоялось решение суда, суд данные расходы с ответчика не взыскивает. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Исковые требования Колдякина А.Б.и Колдякиной В.Н. удовлетворить. Признать за Колдякиным А.Б. и Колдякиной В.Н. право общей долевой собственности в равных долях по 1/2 доли каждому на жилой дом села Андреевка Балаковского района Саратовской области в порядке бесплатной приватизации. В течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд. Судья