Решение по гражданскому делу 2-3138/10



Дело № 2-3138РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

19.10.2010 года город Балаково

Балаковский районный суд Саратовской области в составе

судьи Совкича А.П.

при секретаре судебного заседания Губиной Е.П.

с участием:

1) представителя истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Саратовской области - Рябовой Я.В., действовавшей на основании доверенности от 02.03.2010 года ,

2) представителя ответчика Гусельниковой А.В. - Шварева М.В., действовавшего на основании доверенности от 23.06.2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Саратовской области к Гусельниковой А.В. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 3 по Саратовской области обратилась в суд с иском к Сусловой А.В. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2009 год в размере 214 509 рублей 72 копейки и пени в размере 19 796 рублей 91 копейка.

В судебном заседании представитель истца уточнил исковые требования и просил взыскать с Гусельниковой А.В. задолженность по земельному налогу за 2009 год в размере 214 509 рублей 72 копейки и пени в размере 11 033 рубля 21 копейка.Требования основаны на следующем.

Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации (статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 года № 945 «О государственной кадастровой оценке земель» и пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года № 316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов. Российской Федерации.

В соответствии со статьей 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 12). Указанные сведения представляются органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 13).

Согласно пункту 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.

Таким образом, для целей налогообложения в соответствующем налоговом периоде применяется кадастровая стоимость земли по оценке, определенной по состоянию на 1 января календарного года, являющегося налоговым периодом.

Статьей 396 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок исчисления налога. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

По информации, поступившей по телекоммуникационным средствам связи из регистрирующих органов Суслова А.В. является правообладателем земельного участка, находящегося по адресу: "...". Кадастровый номер земельного участка "...", дата возникновения права собственности 17.04.2008 года на основании договора купли-продажи земельного участка и нежилого двухэтажного здания от 02.04.2008 года, кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2009 года 14 300 648 рублей.

Площадь земельного участка 7083 квадратных метра, разрешенное использование - для эксплуатации детского сада.

В соответствии с Решением Алексеевского муниципального образования Хвалынского района Саратовской области № 102 от 07.10.2008 года «О земельном налоге» ставка земельного налога для земельных участков, используемых для прочих видов разрешенного использования, составляет 1,5% от кадастровой стоимости.

Сумма земельного налога, подлежащего уплате за 2009 год, составила 214 509 рублей 72 копейки.

В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом был исчислен земельный налог и в адрес налогоплательщика были направлены уведомления на уплату авансовых платежей, налога.

В связи с неоплатой налога налогоплательщику в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации направлено требование об уплате налога в сумме 214 509 рублей 72 копейки и пени в размере 19796 рублей 91 копейка с предложением погасить имеющуюся задолженность. Согласно пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование б уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказной корреспонденции.

До настоящего времени налогоплательщиком не оплачен земельный налог и пени, исчисленные в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 3 по Саратовской области вынуждена обратиться в суд.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования по указанным основаниям.

Ответчик Гусельникова А.В. представила письменные возражения (листы дела № 45-51), просила в удовлетворении иска отказать, поскольку кадастровая стоимость принадлежащего ей на праве собственности земельного участка в установленном действующим законом порядке не определена, следовательно, заявленные истцом требования о взыскании недоимки по земельному налогу за 2009 год, расчет которой произведен истцом на основании произвольно установленной кадастровой стоимости, то есть налоговой базы, не имеющей под собой какого-либо экономического основания, не могут быть признанными законными и обоснованными.

В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения иска по указанным основаниям.

Ответчик Гусельникова А.В. извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, об уважительности причин неявки суду не сообщила.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Суд, заслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли является земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 части второй Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 389 части второй Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Как установлено судом, Суслова А.В. является собственником земельного участка под кадастровым номером "...", расположенного по адресу: Саратовская область, Хвалынский район, "...". Право собственности возникло с 17.04.2008 года. Разрешенное использование земельного участка - для эксплуатации детского сада. 20.01.2010 года Суслова А.В. вступила в брак. После регистрации брака ей присвоена фамилия Гусельникова. Таким образом, собственником указанного земельного участка является Гусельникова А.В..

Данные обстоятельства подтверждаются сведениями о правообладателях, (лист дела № 13), кадастровой выпиской о земельном участке (лист дела № 70), свидетельством о заключении брака (лист дела № 33) и сторонами не оспаривались.

В силу статьи 390 части второй Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 года № 270-П утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 01.01.2007 года.

В соответствии с данным постановлением Хвалынским отделом Управления Росреестра по Саратовской области установлена кадастровая стоимость указанного выше земельного участка в размере 14 300 647 рублей 83 копейки, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке (лист дела № 70).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что кадастровая стоимость земельного участка под кадастровым номером "...", расположенного по адресу: Саратовская область, Хвалынский район, "...", с разрешенным использованием для эксплуатации детского сада, определена в установленном законом порядке в размере 14 300 647 рублей 83 копеек. Гусельникова А.В. является налогоплательщиком земельного налога. Налоговая база составляет 14 300 647 рублей 83 копейки.

В этой связи указанные выше доводы ответчика суд находит несостоятельными.

Согласно пункту 1 статьи 393 части второй Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии с пунктом 1 статьи 394 части второй Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Решением Совета Алексеевского муниципального образования Хвалынского района Саратовской области от 07.10.2008 года № 102 с 01.01.2009 года на территории Алексеевского муниципального образования установлен и введен в действие земельный налог за земельные участки, используемые для прочих видов разрешенного использования в размере 1,5% от кадастровой стоимости участка.

Следовательно, размер земельного налога на указанный выше земельный участок за 2009 год составил 214 509 рублей 72 копейки (14 300 647 рублей 83 копейки х 1,5%).

Согласно статье 52 части первой Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Как установлено судом, 07.07.2009 года налоговым органом Гусельниковой А.В. заказным письмом направлялось уведомление на уплату земельного налога по указанному выше земельному участку (авансового платежа по налогу) за 2009 год, 16.02.2010 года заказным письмом направлялось уведомление на уплату земельного налога за 2009 год.

Данные обстоятельства подтверждаются налоговыми уведомлениями и реестрами почтовых отправлений (листы дела № 5-11).

Следовательно, налоговое уведомление считается полученным ответчиком не позднее 23.02.2010 года.

В соответствии со статьей 69 части первой Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восемь дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

27.02.2010 года налоговым органом Гусельниковой А.В. заказным письмом направлялось требование об уплате земельного налога по указанному выше земельному участку за 2009 год, что подтверждается требованием об уплате налога (лист дела № 12), квитанцией о приеме заказного письма (лист дела № 12 оборот).

Как установлено судом, до настоящего времени земельный налог Гусельниковой А.В. не уплачен.

Согласно статье 75 части первой Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главой 26.1 настоящего Кодекса.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В связи с неисполнением ответчиком обязанности по своевременной уплате земельного налога истцом начислены пени в размере 11 033 рубля 21 копейка (лист дела 14). Расчет пени ответчиком не оспаривался.

Согласно статье 15 части первой Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог относится к местным налогам.

В соответствии со статьей 61 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговые доходы от местных налогов зачисляются в бюджеты поселений.

При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчиком до настоящего времени не исполнена установленная законом обязанность по уплате земельного налога, суд считает необходимым взыскать с Гусельниковой А.В. в бюджет Алексеевского муниципального образования Хвалынского муниципального района Саратовской области задолженность по земельному налогу в сумме 214 509 рублей 72 копейки и пени за период с 18.08.2009 года по 23.08.2010 года в размере 11 033 рубля 21 копейка.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Саратовской области к Гусельниковой А.В. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени - удовлетворить.

Взыскать с Гусельниковой А.В. в бюджет Алексеевского муниципального образования Хвалынского муниципального района Саратовской области задолженность по земельному налогу в сумме 214 509 рублей 72 копейки и пени за период с 18.08.2009 года по 23.08.2010 года в размере 11 033 рубля 21 копейка, а всего в сумме 225 542 (двести двадцать пять тысяч пятьсот сорок два) рубля 93 (девяносто три) копейки.

В течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд.

Судья