Решение по гражданскому делу 2-3083/10



Дело № 2-3083РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

14.09.2010 года город Балаково

Балаковский районный суд Саратовской области в составе

судьи Бирюковой И.Г.

при секретаре судебного заседания Бобровой С.Ю.

с участием

истца Красильникова А.В.,

его представителя Шестакова П.В.,

представителя ответчика администрации муниципального образования г. <…> Озерновой И П., представившей доверенность,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красильникова А.В. к администрации муниципального образования г. <…> о признании незаконным отказа поставить на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, возложении обязанности признать нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставить на учёт с <…> 2009 года для обеспечения жилищным сертификатом за счёт средств Федерального бюджета Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Красильников А.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования г. Балаково о признании незаконным отказа поставить его на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, возложении обязанности признать нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставить на учёт с <…> 2009 года для обеспечения жилищным сертификатом за счёт средств Федерального бюджета Российской Федерации.

В качестве основания иска указал, что он является участником ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. <…> года он обратился в администрацию муниципального образования <…>, просил поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Ответчиком было отказано в постановке на учет по мотиву, что истец не является малоимущим.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования, дал объяснения аналогичные указанным в исковом заявлении.

Представитель истца Шестаков П.В. поддержал доводы доверителя.

Представитель ответчика администрации муниципального образования <…> Озернова И П., исковые требования не признала, объяснила, что основанием для отказа в постановке истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий послужило то, что он не являлся малоимущим, заявила о пропуске истцом трехмесячного срока обжалования действий ответчика.

Ответчиком представлен отзыв на иск (лист дела № 22).

Заслушав объяснения истца и его представителя, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.

Судом установлено, что Красильников А.В. является участником ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. Истец по договору социального найма проживает в квартире № <…> дома № <…> по <…> в городе <…>, общей площадью 47,9 квадратных метров. Совместно с истцом проживает его мать К.Г.Н., сестра К.Н.В. и племянник К.А.А. Другого жилья истец не имеет.

Красильников А.В. с <…> года по <…> год - в период получения жилья на бесплатной основе состоял в очереди на улучшение жилищных условий на <…> АЭС. С <…>года Корпоративной программой улучшения жилищных условий работников открытого акционерного общества «К…» - «… АЭС» предусмотрено предоставление жилья только на платной основе по программе ипотечного кредитования, в том числе участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

<…> года истец обратился в администрацию муниципального образования <…>, просил поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. На заседании жилищной комиссии при администрации муниципального образования <…> <…> года истцу было отказано в постановке на учет по мотиву, что он не является малоимущим.

Данные обстоятельства установлены судом на основании удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (лист дела № 6), справок о составе семьи Красильникова А.В. (листы дела № 9, 31), расписки в получении документов (лист дела № 10), ответа главы администрации <…> (лист дела № 11), заявления председателя совета общероссийской общественной организации инвалидов Союз «Ч…» от <…> года (лист дела № 12) и ответа от <…> года главы администрации <…> на данное заявление (лист дела № 14), ответов открытого акционерного общества «К…» (листы дела № 15, 17), заявления истца (лист дела № 16), таблицы расчета параметров для признания гражданина малоимущим (лист дела № 27), заявления истца о принятии его на учет (лист дела № 29), свидетельства о расторжении брака (лист дела № 32), ответа <…> отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Саратовской области (лист дела № 33), справки <…> отделения Саратовского филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Р…" (лист дела № 34), страхового свидетельства государственного пенсионного страхования (лист дела № 35), справки об отсутствии сведений в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (лист дела № 36), справки о заработной плате истца (лист дела № 37), справки территориального межрайонного отдела № <…> <У…> по Саратовской области (лист дела № 38), справки МРЭО ГИБДД УВД по <…> муниципальному району (лист дела № 39), договора социального найма квартиры № <…> в доме № <…> по <…> в городе <…> (лист дела № 40).

В соответствии с частью 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В соответствии с частью 4 статьи 198 ГПК РФ в случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств.

Решение об отказе в постановке на учет истца было принято на заседании жилищной комиссии при администрации муниципального образования г. Балаково 15.01.2010 года. Об этом истцу было сообщено письмом от <…> года (лист дела № 11).

Из объяснений в судебном заседании представителя истца Шестакова П.В. следует, что истец знал о нарушении своих прав до направления письма от <…> года от имени общероссийской общественной организации инвалидов Союз «Ч…» (лист дела № 12).

Заявление в суд подано <…> 2010 года, то есть с пропуском установленного статьёй 256 ГПК РФ трехмесячного срока на обращение в суд. Ходатайства о восстановлении данного срока суду не заявлено.

Таким образом, в удовлетворении исковых требований Красильникова А.В. к администрации муниципального образования <…> о признании незаконным отказа поставить на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий необходимо отказать в связи с пропуском срока на обращение в суд.

Законом Российской Федерации от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 года N 179-ФЗ) для участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось первоочередное разовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью (пункт 3 части первой статьи 15).

01.01.2005 года вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым статьи 14 и 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" были изложены в новой редакции (пункты 8 и 9 статьи 3).

Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства (статья 2). К числу конституционно признаваемых и защищаемых прав и свобод человека и гражданина относятся право на охрану здоровья, а также право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением (статьи 41 и 42 Конституции Российской Федерации), которым корреспондирует обязанность государства обеспечить экологическое благополучие путем охраны окружающей среды, предотвращения экологически опасной деятельности, предупреждения и ликвидации последствий аварий и катастроф, в том числе радиационных.

Государство, с деятельностью которого в сфере освоения и использования ядерной энергии связано причинение этого вреда, при избрании способов его компенсации обязано руководствоваться вытекающими из статей 2, 19 и 42 Конституции Российской Федерации требованиями, в основе которых лежит признание в качестве конституционной ценности жизни и здоровья, имеющих равное, одинаковое значение для всех граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы.

Возмещение вреда, причиненного гражданам вследствие чернобыльской катастрофы, осуществляется путем специального правового регулирования в целях создания - на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств - компенсационного механизма, предусматривающего предоставление мер социальной защиты как в денежной, так и в натуральной форме.

При установлении соответствующего правового регулирования и внесении в него изменений законодатель должен соблюдать конституционные принципы равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и исходить из того, что в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации различия в условиях реализации отдельными категориями граждан того или иного права допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ, предусматривал для участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, первоочередное разовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью. На основе названного Закона Правительством Российской Федерации были разработаны Федеральная целевая программа по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1995 - 1997 годах (Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 1995 года N 511), действовавшая до 2001 года, и Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675).

Федеральным законом от 22.08.2004 года N 122-ФЗ, принятым в рамках реформирования системы социальной защиты населения, часть льгот, ранее предоставлявшихся гражданам в натуральной форме, была заменена на денежные выплаты. В частности, изменился порядок обеспечения жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС: тем из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года, предоставляется право на обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, а принятые на учет после 01.01.2005 года обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Предназначение мер социальной поддержки, их правовая природа предопределяют характер обязанностей государства по отношению к инвалидам-чернобыльцам и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы как лицам, имеющим особый правовой статус. В силу требований, сформулированных в преамбуле и статье 153 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ, которым были внесены соответствующие изменения в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Федерального закона, законодатель обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств, реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования, не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц; нормы данного Федерального закона не могут использоваться для умаления прав и законных интересов граждан.

Изменение условий и порядка обеспечения жильем граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы и нуждающихся в улучшении жилищных условий, допустимо лишь при введении гарантий, в равной мере обеспечивающих предоставление указанной меры социальной поддержки как гражданам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года, так и гражданам, относящимся к той же категории, но вставшим на учет после этой даты.

Между тем введение денежной формы обеспечения жилыми помещениями только в отношении инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года, при отсутствии адекватных социальных гарантий для лиц, относящихся к той же категории граждан, но вставших на учет после 01.01.2005 года, привело к снижению уровня их социальной защиты по сравнению с лицами, принятыми на учет до 01.01.2005 года, и повлекло необоснованную дифференциацию в зависимости исключительно от даты принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (до и после 01.01.2005 года). Такая дифференциация - при наличии у инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий одинаковых оснований для льготного (в сравнении с общеустановленным порядком) жилищного обеспечения - в нарушение конституционного принципа равенства приводит к необоснованным различиям в объеме их социальных прав как граждан, относящихся к одной категории пострадавших от радиационного воздействия в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и нуждающихся в улучшении жилищных условий, и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, положения пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40, 42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой данные положения во взаимосвязи с жилищным законодательством Российской Федерации не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 01.01.2005 года, так и после этой даты.

По указанным мотивам Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 года N 17-П положения пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40, 42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 01.01.2005 года, так и после этой даты.

Ответчиком иных оснований для отказа в постановке истца на учет, кроме того, что истец не является малоимущим, в судебном заседании не указано.

Данное основание не является юридически значимым в рамках рассматриваемых требований, поскольку пункт 3 части 2 статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ, предусматривал для участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, первоочередное разовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью и не связывал предоставление жилья с тем, чтобы гражданин являлся малоимущим.

Пункт 1 статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ, так же не связывает обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий, с тем, чтобы гражданин являлся малоимущим.

Других основания для отказа в постановке на учет ответчиком не указано.

В судебном заседании представитель истца Озернова И.П. подтвердила, что решением комиссии истец был признан нуждающимся в получении жилого помещения.

Участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставлено право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы с использованием средств социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, за счёт средств Федерального бюджета Российской Федерации (пункт 4 раздела 2 подпрограммы).

Таким образом, исковые требования о возложении на ответчика обязанности признать Красильникова А.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставить его на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий с <…> года для обеспечения жилищным сертификатом за счёт средств Федерального бюджета Российской Федерации подлежат удовлетворению.

При принятии решения суд так же учитывает, что, как следует из ответов открытого акционерного общества «К…» (лист дела № 15, 17), Красильников А.В. с <…> года по <…> год - в период получения жилья на бесплатной основе состоял в очереди на улучшение жилищных условий на <… АЭС>.

Из ответа управления финансов администрации муниципального образования <…> от <…> года (лист дела № 25) следует, что средства вышестоящих бюджетов на проведение мероприятий по обеспечению жильем участником ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в бюджет муниципального образования <…> в <…> годах не поступали (лист дела № 25).

Данное обстоятельство не может служить основанием для отказа в признании Красильникова А.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий для обеспечения жилищным сертификатом за счёт средств Федерального бюджета Российской Федерации, поскольку доказательств принятия всех необходимых мер для получения данных денежных средств ответчиком суду не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования <…> Саратовской области признать Красильникова А.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставить его на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий с <…> года для обеспечения жилищным сертификатом за счёт средств Федерального бюджета Российской Федерации.

Отказать в удовлетворении исковых требований Красильникова А.В. к администрации муниципального образования <…> о признании незаконным отказа поставить на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200