Решение по гражданскому делу 2-2754/10



Дело № 2-2754РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

09.08.2010 года город Балаково

Балаковский районный суд Саратовской области в составе

судьи Бирюковой И.Г.

при секретаре судебного заседания Бобровой С.Ю.

с участием

представителя истца Першиной Е.Ф. - Колдомасовой М.В., представившей доверенность,

представителя ответчика Управления внутренних дел по Балаковскому муниципальному району Саратовской области - Санниковой Ю.В.,

старшего помощника прокурора г. Балаково Иванова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Першиной Е.Ф. к Управления внутренних дел по Балаковскому муниципальному району Саратовской области о восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда 150 000 рублей, задолженности по выплате пособия по беременности и родам, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации на санаторно-курортное лечение 13 496 рублей 97 копеек,

УСТАНОВИЛ:

<…> июня 2010 года Першина Е.Ф. обратилась с иском к Управлению внутренних дел по Балаковскому муниципальному району Саратовской области (далее УВД), уточнив исковые требования, просила о восстановить её на работе в должности казначея, взыскать в её пользу компенсацию морального вреда 150 000 рублей и задолженность по оплате ежегодного отпуска, выплате пособия по беременности и родам, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации на санаторно-курортное лечение, всего 13 496 рублей 97 копеек.

В обоснование иска истец указала следующее. С <…> июня 2008 год АОНа служила в УВД казначеем. С <…> февраля 2010 года ей был предоставлен отпуск по беременности и родам. <…> апреля 2010 года у неё родился сын Першин И. <…> мая 2010 года она была уволена в связи с выходом на работу основного работника. Истец считает увольнение во время отпуска по уходу за ребёнком незаконным. Окончательный расчёт в день увольнения не произведён. Незаконным увольнением причинён моральный вред, истец перенесла унижение, испытала страх за своё будущее и будущее ребёнка, у неё прекратилась лактация. С <…> декабря 2009 года по <…> января 2010 года истец находилась в очередном отпуске. Ответчик не полностью начислил и выплатил сумму за время отпуска, задолженность составляет 3 319 рублей 02 копейки. В связи с неправильной оплатой периода отпуска ответчик неправильно определил размер пособия по беременности и родам и недоплатил 1 283 рубля 22 копейки. При увольнении ответчик не выплатил компенсацию на санаторно-курортное лечение истца и её сына в сумме 900 рублей. Ответчик неправильно произвёл расчёт компенсации за неиспользованный отпуск и недоплатил 9 684 рубля 73 копейки. Всего ответчик недоплатил 15 186 рублей 97 копеек, с учётом налога на доходы физических лиц сумма к выдаче составляет 13 496 рублей 97 копеек.

Истец Першина Е.Ф., извещённая о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель истца Колдомасова М.В. считала исковые требования подлежащими удовлетворению, поддержала доводы доверителя.

Представитель УВД Санникова Ю.В. с исковыми требованиями не согласилась, в письменном отзыве на иск (лист дела 27) и в судебном заседании объяснила следующее.

Першина Е.Ф. была принята на службу на период предоставленного И.И.Ю. отпуска по уходу за ребёнком, уволена из УВД по окончании срока службы, предусмотренного контрактом от <…> декабря 2008 года в связи с выходом из отпуска И.И.Ю. На дату увольнения истца не было вакантных должностей по 4 группе предназначения по здоровью. Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации предусмотрено ежегодное в течение календарного года предоставление отпуска. В период с <…> декабря 2009 года по <…> января 2010 года истец использовала отпуск за 2009 год. Денежное довольствие за период отпуска начислено в соответствии с пунктами 2,7,129 Положения о денежном довольствии в сумме 10 838 рублей, с учётом удержаний <…> декабря 2009 года выплачено 9 429 рублей 30 копеек. Размер пособия по беременности и родам определён в соответствии со статьёй 8 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и пунктом 10 Положения о денежном довольствии в сумме 58 943 рубля 07 копеек, 27 апреля 2010 года выплачено 49 038 рублей, 9 905 рублей 07 копеек. Размер денежной компенсации за неиспользованный отпуск определён в соответствии со статьёй 46 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, пунктами 155,156 Положения о денежном довольствии в сумме 3 612 рублей 77 копеек, которая выплачена истцу <…> июня 2010 года с учётом налога на доходы физических лиц. При предоставлении истцу ежегодного отпуска в 2009 году ей выплачена компенсация за санаторно-курортное лечение в сумме 600 рублей. Выплата компенсации на ребёнка не производилась, так как он ещё не родился. Выплата компенсации на супруга не производилась, так как он получил компенсацию самостоятельно как сотрудник УВД. В 2010 году ежегодный отпуск истцу не предоставлялся, поэтому выплата компенсации на санаторно-курортное лечение не производится.

Прокурор Иванов А.А. дал заключение об удовлетворении иска в части взыскания компенсации морального вреда в сумме 3 000 рублей в связи с нарушением имущественных прав истца вследствие невыплаты причитающихся работнику сумм в день увольнения и неустойки в связи с просрочкой выплат.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства в материалах дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации одними из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: свобода труда, включая право на труд, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе, в судебном порядке (статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Нормы Трудового кодекса Российской Федерации применяются к правоотношениям, возникающим при прохождении службы в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, или тогда, когда возникшие правоотношения не урегулированы специальными нормативными актами и требуется применение норм трудового законодательства.

В соответствии с пунктом «г» части 7 статьи 19 Закона Российской Федерации «О милиции» сотрудники милиции могут быть уволены со службы по окончании срока службы, предусмотренного контрактом.

В судебном заседании установлено, что с <…> 2008 года до <…> 2010 года истец проходил службу в УВД, приказом начальника УВД № <…> от <…> 2010 года уволена из органов внутренних дел по пункту «г» части 7 статьи 19 Закона Российской Федерации «О милиции» по окончании срока службы, предусмотренного контрактом. В качестве основания приказа об увольнении указан контракт от <…> декабря 2008 года.

Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, копией приказа (лист дела 33), копией трудовой книжки (лист дела 7), копией свидетельства о заключении брака. Срок обжалования в суде приказа об увольнении не нарушен.

Приказом начальника УВД № <…> от <…> 2008 года (лист дела 35), с которым истец ознакомлена <…> декабря 2008 года (лист дела 36) истец освобождена от должности милиционера отдельного взвода охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых и принята на должность казначея бухгалтерии подразделения тылового обеспечения на период отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет старшего сержанта милиции И.И.Ю. - казначея бухгалтерии подразделения тылового обеспечения.

Из копии контракта, подписанного сторонами <…> декабря 2008 года (лист дела 34) следует, что истец назначается на должность казначея бухгалтерии тылового обеспечения на время отпуска по уходу за сыном И.И.Ю. - М.Г. <…> 2008 года рождения, по выходу из отпуска И.И.Ю. при отсутствии вакантных должностей Косырева Е.Ф. (фамилия истца до вступления в брак) будет уволена.

Из копии свидетельства о рождении (лист дела 6) следует, что <…> апреля 2010 года у истца родился ребёнок.

<…> мая 2010 года И.И.Ю. подала начальнику УВД рапорт о том, что с <..> мая 2010 года приступит к исполнению служебных обязанностей, что подтверждается копией рапорта (лист дела 38).

В связи с выходом из отпуска И.И.Ю. истец была уволена в период нетрудоспособности - отпуска по беременности и родам.

Согласно справке заместителя начальника УВД (лист дела 37) на <…> мая 2010 года вакантных должностей, подлежащих замещению сотрудниками четвёртой группы предназначения, не было.

Частью 6 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации установлен запрет на увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске. При этом прекращение срочного трудового договора не отнесено к случаям увольнения пор инициативе работодателя.

Прекращение срочного трудового договора регулируется статьёй 79 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника. Трудовой договор, заключенный на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, прекращается с выходом этого работника на работу.

Таким образом, у ответчика были установленные законом основания для увольнения истца в период временной нетрудоспособности.

В связи с тем, что требование о взыскании компенсации морального вреда истец обосновала доводами о незаконности увольнения, а судом при рассмотрении дела данное обстоятельство не установлено, исковые требование о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежит.

Согласно справке заместителя начальника УВД (лист дела 39) с <…> декабря 2009 года по <…> января 2010 года истец находилась в очередном ежегодном отпуске, за 2010 год отпуск ей не предоставлялся, так как был запланирован на июль 2010 года, при увольнении выплачена компенсация за неиспользованный в 2010 году отпуск.

В соответствии со статьёй 46 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1, за неиспользованный в году увольнения ежегодный оплачиваемый отпуск выплачивается денежная компенсация в порядке, определяемом Министром внутренних дел Российской Федерации. Такой порядок установлен пунктами 155,156 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом министра внутренних дел Российской Федерации от 14 декабря 2009 года № 960. При увольнении по окончании срока службы, предусмотренного контрактом, компенсация выплачивается пропорционально времени службы в году увольнения из расчёта 1/12 части отпуска за каждый полный месяц службы. За четыре полных месяца службы и денежного довольствия истца на день увольнения 10 838 рублей 30 копеек размер компенсации составляет 3 612 рублей 77 копеек. Выплата произведена <…> июня 2010 года с учётом налога на доходы физических лиц.

Статьёй 54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1 установлена выплата ежегодной денежной компенсации на санаторно-курортное лечение в размере 600 рублей на сотрудника и по 300 рублей на супруга сотрудника и каждого несовершеннолетнего ребёнка. В 2010 году ежегодный оплачиваемый отпуск истцу не предоставлялся, поэтому основания для предоставления компенсации на санаторно-курортное лечение отсутствуют. Размер компенсации, выплаченной при предоставлении отпуска в 2009 году в сумме 600 рублей, истец не оспаривает.

Истец оспаривает размер оплаты ежегодного отпуска и пособия по беременности и родам.

В соответствии со статьёй 129 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом министра внутренних дел Российской Федерации от 14 декабря 2009 года № 960, за время отпуска выплачивается денежное довольствие в размере ко дню убытия в отпуск. Истцу выплачено денежное довольствие из расчёта 10 838 рублей с учётом удержаний налога на доходы физических лиц в сумме 9 429 рублей 30 копеек. Доводы истца об оплате отпуска исходя из среднего заработка не основаны на законе.

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ пособие по беременности и родам устанавливается в размере денежного довольствия - женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах.

Размер пособия определён в соответствии с пунктом 10 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом министра внутренних дел Российской Федерации от 14 декабря 2009 года № 960, в сумме 58 943 рубля 07 копеек. 27 апреля 2010 года выплачено 49 038 рублей и 9 905 рублей 07 копеек, что в сумме составляет 58 943 рубля 07 копеек. Доводы истца о выплате пособия исходя из среднего заработка не основаны на законе.

Размер используемого в расчётах денежного довольствия истца 10 838 рублей подтверждается справкой (лист дела 15), истцом не оспаривается. Представленные ответчиком расчёты сомнений в правильности не вызывают.

На основании изложенного исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Першиной Е.Ф. к Управления внутренних дел по Балаковскому муниципальному району Саратовской области о восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда 150 000 рублей, задолженности по выплате пособия по беременности и родам, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации на санаторно-курортное лечение 13 496 рублей 97 копеек.

В течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд.

Судья