Решение по гражданскому делу 2-3244/10



Дело № 2-3244РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

27.10.2010 года город Балаково

Балаковский районный суд Саратовской области в составе

судьи Кузина В.В.,

при секретаре судебного заседания Феофановой О.Н.

с участием

истца Алимовой Л.В.,

представителя ответчика - Государственного учреждения <У…> Саратовской области - Романовой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алимовой Л.В. к Государственному учреждению <У…> Саратовской области о признании незаконными решения № <…> от <…>г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № <…> от <…>г. в части отказа включения в специальный стаж периодов работы, понуждении включить периоды работы в стаж в связи с лечебной деятельностью, назначении досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Протоколом комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ <У…> Саратовской области № <…> от <…>г. Алимовой Л.В. не засчитаны в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, периоды работы с <...>г. по <...>г., с <…>г. по <…>г. в должности фельдшера выездной бригады, с <…>г. по <…>г. в должности фельдшера по приёму вызовов и передаче их выездным бригадам, с <…>г. по <…>г. в должности фельдшера по приёму вызовов и передаче их выездным бригадам «Станции скорой медицинской помощи», период нахождения на курсах повышения квалификации с <…>г. по <…>г.

Решением ГУ <У…> № <…> от <…> 2010г. Алимовой Л.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью из-за отсутствия у неё требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.

Алимова Л.В. не согласна с указанными протоколом и решениям <У…> (далее <У…>), просит признать их незаконными, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью спорные периоды; а также назначить пенсию с момента обращения к ответчику, т.е. с <…>г.

В судебном заседании Алимова Л.В. иск поддержала и дала аналогичные объяснения.

Представитель ответчика Романова О.Н., действующая на основании доверенности, иск не признала по тем же мотивам, что были изложены в оспариваемом решении, отзыв приобщён к материалам дела.

Представитель третьего лица МУЗ «С…» в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Из представленного письменного объяснения следует, что иск поддерживает, Алимова Л.В. осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

Заслушав объяснения истца, объяснения представителя ответчика, исследовав письменные доказательства и оценив их в совокупности, суд пришёл к следующему выводу.

Согласно статьям 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Обращение истицы за назначением пенсии <…> 2010 года подтверждается указанием на это обстоятельство в протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от <…> 2010 года № <…>, объяснениями представителей ответчика.

Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости следует, что специальный стаж истца составляет <…> лет <…> месяцев <…> дней.

Между тем спорный период с <...>г. по <…>г. включен ответчиком в специальный стаж с учётом Постановления Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г., поэтому в удовлетворении данной части иска следует отказать.

Другие спорные периоды не включены в стаж лечебной деятельности, так как должности, которые занимала истица, не предусмотрены Списком, действующим на день обращения за назначением пенсии, а также Списком, действующим в период выполнения работ.

В силу п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3(в редакции на момент рассмотрения спора) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно пункту 3 статьи 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости согласно подпунктам 7-13 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы утверждаются Правительством РФ.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях в учреждениях и организациях.

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.

Право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ имеют лица, осуществляющее лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах независимо от их возраста.

Пенсия назначается в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых зачитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществившим лечебную и иную деятельность в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правилами исчисления этой работы, утвержденными Постановлением правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.

До 01.01.2002 года при определении права на досрочную пенсию за выслугу лет в соответствии со статьёй 81 Закона «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 года № 340-1 пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.

В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464.

С 1 ноября 1999 года применяются Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066.

При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.

Из подсчета специального стажа Алимовой Л.В. исключён период нахождения истицы на курсах повышения квалификации с отрывом от производства.

Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности. В соответствии со статьёй 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. За время нахождения заявителя на курсах повышения квалификации работодателем производятся соответствующие отчисления (страховые выплаты) в пенсионный фонд.

Из материалов дела видно, что период нахождения на курсах повышения квалификации с <…>г. по <…>г. относятся к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Подлежит включению в льготный стаж период нахождения на курсах повышения квалификации с <…>г. по <…>г. в связи с тем, что за ней сохранялось место работы (должность) и заработная плата за полный рабочий день, что подтверждается копией приказа главного врача (л.д.63), справками (л.д.53, 64). Кроме того, ни в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 78, ни в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, среди периодов, которые не включаются в периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не поименованы периоды нахождения на курсах повышения квалификации. В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, период нахождения Алимовой Л.В. на курсах повышения квалификации с отрывом от производства подлежат включению в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Периоды работы истицы с <…>г. по <…>г. в должности фельдшера по приёму вызовов и передаче их выездным бригадам, с <…>г. по <…>г. в должности фельдшера по приёму вызовов и передаче их выездным бригадам «С…» были исключены из подсчета специального стажа, поскольку должность фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам станции скорой медицинской помощи не была включена в ранее действующий список должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Как следует из определения Конституционного суда РФ № 310-О от 19.03.2009 года «согласно действовавшему до 1 ноября 1999 года правовому регулированию (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464) работа в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который вводился в действие на территории Российской Федерации с 1 ноября 1999 года и не предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи.

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" также не предусматривает возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи.

После принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 работникам указанной профессии стало известно, что их работа после 1 ноября 1999 года не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, гражданам предоставлялась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения. Основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности фельдшеров по приему вызовов станций скорой и неотложной медицинской помощи применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в специальный стаж, не нарушает конституционные требования и согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П)».

Поэтому суд приходит к выводу, что требования истицы о включении в специальный стаж период работы с <…>г. по <…>г. в должности фельдшера по приёму вызовов и передаче их выездным бригадам, с <…>г. по <…>г. в должности фельдшера по приёму вызовов и передаче их выездным бригадам «С…» не могут быть включены в подсчёт специального стажа, дающего права на назначение досрочной трудовой пенсии.

Таким образом, с учётом льготного стажа истицы, установленного <У…>, а также с учётом удовлетворенных исковых требований, стажа, необходимого Алимовой Л.В. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с лечебной деятельностью, недостаточно. Поэтому в удовлетворении требования Алимовой Л.В. о досрочном назначении пенсии с <…> 2010 года, следует отказать.

Удовлетворяя иск в части в соответствии со статьей 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы следует взыскать расходы по уплате государственной пошлины 100 руб.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Алимовой Л.В. удовлетворить частично.

Признать незаконным протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № <…> от <…>г. в части отказа включения Алимовой Л.В. в специальный стаж периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <…>г. по <…>г.

Обязать Государственное учреждение <У…> Саратовской области включить Алимовой Л.В. в специальный стаж за выслугу лет, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <…>г. по <…>г.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Государственного учреждения <У…> в пользу Алимовой Л.В., проживающей по адресу: Саратовская область, г. <Б…>, ул. <…>, д. <…>, кв. <…> расходы по оплате государственной пошлины 100 руб.

В течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд.

Судья