22.02.2011 года город Балаково Балаковский районный суд Саратовской области в составе судьи Назарова П.С. при секретаре судебного заседания Сергеевой Е.Н., с участием представителя заявителя Брызгаловой Л.А., представителя заинтересованного лица - территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района - Трифоновой О.В., старшего помощника прокурора города Балаково Решетникова А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Паршина А.Ф. об отмене решения № 01-07/224-Р территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района Саратовской области от 08.02.2011 года об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области по одномандатному избирательному округу № 24, возложении обязанности на территориальную избирательную комиссию Балаковского муниципального района зарегистрировать его кандидатом в депутаты Собрания Балаковского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 24, Решением территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района от 08.02.2011 года № 01-07/224-Р Паршину А.Ф. было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области по одномандатному избирательному округу № 24. Паршин А.Ф. обратился в суд с заявлением, в котором просил указанное решение отменить и обязать территориальную избирательную комиссию Балаковского муниципального района Саратовской области (далее ТИК БМР) принять решение о регистрации его кандидатом в депутаты Собрания Балаковского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 24, указывая в обоснование заявления следующее. 21.01.2011 года он представил в территориальную избирательную комиссию Балаковского муниципального района заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Собрания Балаковского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 24. 31.01.2011 года он сдал в территориальную избирательную комиссию Балаковского муниципального района подписные листы с подписями избирателей. 03.02.2011 года по результатам проверки он получил итоговый протокол проверки подписных листов, в котором было указано на 39 недостоверных подписей в представленных подписных листах. 04.02.2011 года им были перепроверены несколько адресов избирателей, и было подано заявление в ТИК БМР с просьбой произвести дополнительную проверку достоверности подписей. 08.02.2011 года ТИК БМР приняла решение № 01-07/224-Р, которым Паршину А.Ф. было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Собрания Балаковского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 24. Мотивом отказа послужило наличие в подписных листах 23,7 % недействительных подписей. В судебном заседании представитель заявителя Брызгалова Л.А. поддержала заявление, дала объяснения аналогичные изложенным в заявлении. Дополнительно пояснила, что считает оспариваемое решение незаконным так же и по тем основаниям, что при принятии решения 08.02.2011 года не присутствовал Паршин А.Ф. Председатель территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района Трифонова О.В. заявленные требования не признала. В письменных возражениях (лист дела № 28) и в устных объяснениях в судебном заседании указала следующее. Постановлением избирательной комиссии Саратовской области № 01-06/74-П от 21.09.2010 года на ТИК БМР возложены полномочия избирательной комиссии муниципального района по подготовке и проведению выборов депутатов представительных органов Балаковского муниципального района Саратовской области. Решением ТИК БМР № 01-06/11-Р от 27.09.2010 года на территориальную избирательную комиссию Балаковского муниципального района возложены полномочия 25 окружных избирательных комиссий. Решением Собрания Балаковского муниципального района № 1062 от 21.12.2010 года, опубликованным в газете «Балаковские вести» 24.12.2010 года, на 13.03.2011 года назначены выборы депутатов Собрания Балаковского муниципального района второго созыва. 21.01.2011 года Паршин А.Ф. представил в ТИК БМР документы о самовыдвижении кандидатом в депутаты Собрания Балаковского муниципального района второго созыва по одномандатному избирательному округу № 24. 31.01.2011 года он сдал в территориальную избирательную комиссию Балаковского муниципального района подписные листы с подписями избирателей. При проверке подписных листов, представленных Паршиным А.Ф., было установлено наличие в подписных листах 23,7 % недействительных подписей. 08.02.2011 года на заседании ТИК БМР принято обжалуемое решение об отказе Паршину А.Ф. в регистрации кандидатом. Председатель территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района Трифонова О.В. в судебном заседании подтвердила, что 5 подписей: в подписном листе 3 строка 3, в подписном листе 18 строка 2, в подписном листе 27 строка 1, в подписном листе 28 строка 3, в подписном листе 32 строка 5 являются действительными и необоснованно исключены ТИК БМР при подсчете действительных подписей. Старший помощник прокурора Решетников А.Б. дал заключение об отказе в удовлетворении заявления Паршина А.Ф. Заявитель Паршин А.Ф., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Сведений об уважительности причин неявки суду не представил. В соответствии со статьей 260.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившегося заявителя. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность их доводов путём исследования письменных доказательств в материалах дела, показаний свидетелей Д., Н., П., суд установил следующее. Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии с частью 1 статьи 259 ГПК РФ кандидаты, считающие, что решениями или действиями (бездействием) избирательной комиссии нарушаются избирательные права граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд. В соответствии с частью 2 статьи 260 ГПК РФ заявление, касающееся решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, может быть подано в суд в течение 10 дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения. Паршин А.Ф. обратился в суд по почте в указанный срок (лист дела № 45). В соответствии с частями 1, 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо, в частности, в целях защиты прав и законных интересов других лиц. В соответствии со статьёй 2 Закона Саратовской области от 31.10.2005 года N 107-ЗСО "О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области" законодательство области о выборах в органы местного самоуправления основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), других федеральных законах и состоит из Устава (Основного Закона) Саратовской области, настоящего Закона и уставов муниципальных образований. Порядок регистрации кандидата установлен статьей 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 года № 67-ФЗ, пунктом 1 статьи 31 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области». Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. Согласно пункту 18 статьи 38 у Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. В соответствии с частями 2, 3, 5 статьи 31 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» количество представляемых для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, муниципального списка кандидатов, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на десять процентов. Проверке подлежат все представленные подписи избирателей. Соответствующая избирательная комиссия в пятидневный срок организует проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, собранных в поддержку кандидата, муниципального списка кандидатов. По результатам проверки достоверности подписей и данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной. Объяснения лиц, участвующих в деле, относительно фактических обстоятельств и представленные ими письменные доказательства не содержат противоречий, в совокупности достаточны для установления следующих обстоятельств. Постановлением избирательной комиссии Саратовской области № 01-06/74-П от 21.09.2010 года (лист дела № 48) на ТИК БМР возложены полномочия избирательной комиссии муниципального района по подготовке и проведению выборов депутатов представительных органов Балаковского муниципального района Саратовской области. Решением территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района № 01-06/11-Р от 27.09.2010 года (лист дела № 49) на ТИК БМР возложены полномочия 25 окружных избирательных комиссий. Решением Собрания Балаковского муниципального района № 1062 от 21.12.2010 года (лист дела № 51) на 13.03.2011 года назначены выборы депутатов Собрания Балаковского муниципального района второго созыва. В установленный срок 21.01.2011 года Паршин А.Ф. представил в ТИК БМР документы о самовыдвижении кандидатом в депутаты Собрания Балаковского муниципального района второго созыва по одномандатному избирательному округу № 24. В заявлении о согласии баллотироваться по данному избирательному округу он указал сведения о членстве в политической партии «Единая Россия». Данные обстоятельства установлены судом на основании подтверждения о получении документов (лист дела № 64), акта от 21.01.2011 года (лист дела № 66), заявления Паршина А.Ф. от 21.01.2011 года (лист дела № 65), справки о членстве в политической партии «Единая Россия» (лист дела № 69). В судебном заседании было приобщено заявление Паршина А.Ф. от 03.02.2011 года, в котором он просил исключить из заявления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты пункт о своей партийной принадлежности. Представитель ТИК БМР в судебном заседании подтвердила поступление такого заявления, а так же то обстоятельство, что в связи с внесением данных изменений в заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты основанием для отказа в регистрации кандидата не служило то, что в подписных листах отсутствуют сведения о его партийной принадлежности. В установленный срок 31.01.2011 года Паршин А.Ф. представил в территориальную избирательную комиссию Балаковского муниципального района подписные листы в количестве 35 штук, содержащие 164 подписи избирателей. Данные обстоятельства подтверждаются актом от 31.01.2011 года о приёме подписных листов (лист дела № 67), протоколом об итогах сбора подписей (лист дела № 68). 03.02.2011 года был составлен итоговый протокол проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата Паршина А.Ф., в котором было указано на 39 недостоверных подписи из 164 в представленных подписных листах, что составляет 23,7 % (лист дела № 70). Наличие недостоверных подписей было установлено на основании запроса ТИК БМР (листы дела № 72-76) и ответа отдела Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Саратовской области в городе Балаково (лист дела № 77). 04.02.2011 года Паршин А.Ф. обратился в ТИК БМР с заявлением (листы дела № 79-81), в котором просил провести дополнительную проверку достоверности подписей в подписных листах. Данное заявление было направлено в отдел Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Саратовской области в городе Балаково (лист дела № 78). Отделом Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Саратовской области в городе Балаково на данное заявление был дан ответ (лист дела № 82). Паршин А.Ф. телеграммой был извещен о заседании ТИК БМР 08.02.2011 года в 17 часов 00 минут, на котором состоится рассмотрение документов на регистрацию его кандидатом в депутаты (лист дела № 85). 08.02.2011 года на заседании территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района принято обжалуемое решение № 01-07/224-Р об отказе Паршину А.Ф. в регистрации кандидатом в депутаты Собрания Балаковского муниципального района второго созыва по одномандатному избирательному округу № 24 (листы дела № 86-89). Решение об отказе в регистрации мотивировано тем, что в нарушение пунктов «б» и «ж» части 10 статьи 31 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» в подписных листах, представленных Паршиным А.Ф., имеется 39 недостоверных подписей. Количества достоверных подписей - 127 недостаточно для регистрации заявителя в качестве кандидата в депутаты. Количество подписей, необходимых для регистрации, составляет 149. Данное решение было направлено заявителю по почте 09.02.2011 года (листы дела № 90, 91). Из решения Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 29.10.2010 года № 1029 следует, что в одномандатном избирательном округе № 24 зарегистрировано 7 474 избирателя (листы дела № 52-63). В соответствии с частями 1, 4 статьи 2 Закона Саратовской области "О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области" в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов должно быть собрано два процента подписей избирателей от числа избирателей, зарегистрированных на территории данного избирательного округа, но не может быть менее десяти подписей. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, муниципальный список кандидатов. Таким образом, в поддержку выдвижения кандидата по одномандатному избирательному округу № 24 должно быть собрано 7 474 * 2 % = 149 подписей избирателей. Пункт 6 статьи 30 Закона Саратовской области "О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области" устанавливает перечень сведений, которые должны быть отражены в подписном листе. В подписном листе, в частности, указываются сведения о принадлежности кандидата к общественному объединению, если о членстве в нем он указал в заявлении о согласии баллотироваться, и о его статусе в этом общественном объединении. Подписной лист заверяется лицом, осуществляющим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства, ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения. В подписном листе избиратель ставит свою подпись и дату ее внесения, в также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателях, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, муниципального списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. В соответствии с пунктами «б» и «ж» части 10 статьи 31 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» недействительными считаются: подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, и (или) собственноручной подписью кандидата, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом имеются исправления, специально не отмеченные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей, уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом. В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" адресом места жительства являтеся адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Заявителем представлено 164 подписи, для регистрации в качестве кандидата должно быть собрано 149 действительных подписей. Количество недействительных подписей не может превышать 164 - 149 = 15. В соответствии с пунктом «ж» части 10 статьи 31 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» недействительными являются 5 подписей в подписном листе № 21, поскольку в данном листе в дате внесения подписи кандидатом имеются исправления, специально не отмеченные кандидатом (дата зачеркнута, другая дата не указана). Поскольку пункт 6 статьи 30 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» требует внесения в подписной лист адреса места жительства избирателя, указанного в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, то суд считает, что подписи избирателей, указавших в подписном листе свой фактический адрес, не совпадающий с адресом регистрации по месту жительства, в соответствии с пунктом «б» части 10 статьи 31 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» являются недействительными. На основании представленных подписных листов (лист дела № 92 конверт), ответа отдела Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Саратовской области в городе Балаково (лист дела № 82), копии паспорта Д. (лист дела № 14), показаний Д. судом установлено следующее. В подписном листе 2 строка 4 неверно указана фамилия избирателя - --- вместо ---. В подписном листе 4 строка 2 неверно указано отчество избирателя - --- вместо ---. В подписном листе 10 строка 3 неверно указана фамилия избирателя - --- вместо ---. В подписном листе 10 строка 4 неверно указана фамилия избирателя - --- вместо ---. В подписном листе 12 строка 1 неверно указана фамилия избирателя - --- вместо ---. В подписном листе 13 строка 2 неверно указан номер паспорта избирателя - --- вместо ---. В подписном листе 17 строка 1 неверно указано отчество избирателя - --- вместо ---. В подписном листе 30 строка 4 неверно указана фамилия избирателя - --- вместо ---. В подписном листе 3 строка 4, в подписном листе 6 строка 1, в подписном листе 8 строка 2, в подписном листе 9 строка 4, в подписном листе 16 строка 2, в подписном листе 23 строка 3, в подписном листе 28 строка 1, в подписном листе 34 строка 4 неверно указаны адреса места жительства избирателей. Представитель заявителя в судебном заседании пояснила, что факт неверного указания указанных выше фамилий, отчеств, адресов, номера паспорта не оспаривает. Суд установил, что наличие в данных подписных листах неправильных фамилий, отчеств, адресов, номера паспорта подтверждается так же ответом отдела Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Саратовской области в городе Балаково (лист дела № 82). Неверное указание фамилий, отчеств, адресов, номера паспорта в соответствии с пунктом «б» части 10 статьи 31 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» влечет признание подписей недействительными. Таким образом, число неоспариваемых представителем заявителя подписей, которые являются недействительными, составляет 16. Данные подписи и подписи признанные недействительными в соответствии с пунктом «ж» части 10 статьи 31 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» составляет 16+5 = 21. По оспариваемым представителем заявителя подписям судом был сделан запрос в отдел Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Саратовской области в городе Балаково. Из поступивших в суд адресных справок, форм № 1, а так же ответа отдела Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Саратовской области в городе Балаково (лист дела № 82) судом установлено следующее: В подписном листе 26 строка 3 неверно указан номер паспорта избирателя - --- вместо ---. В подписном листе 19 строка 2, в подписном листе 7 строка 2, в подписном листе 23 строка 2, в подписном листе 24 строка 4, в подписном листе 24 строка 5, в подписном листе 27 строка 4, в подписном листе 28 строка 2, в подписном листе 28 строка 5, в подписном листе 29 строка 1, в подписном листе 34 строка 5 неверно указаны адреса места жительства избирателей на момент сбора подписей. Из копии паспорта и показаний допрошенной в судебном заседании П. следует, что она зарегистрирована по адресу, указанному ей ---.01.2011 года в подписном листе № 23 строка № 5, только с ---.02.2011 года, что так же является основанием для признания данной подписи недействительной. Так же из представленной в суд адресной справки на Б., ответов отдела Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Саратовской области в городе Балаково (листы дела № 77, 82) следует, что в подписном листе № 16 строка № 1 указаны недостоверные сведения о том, что на момент заполнения подписного листа Б. был зарегистрирован по адресу, указанному в подписном листе - Саратовская область, город Балаково, улица ---, дом № ---, квартира № ---. Таким образом, еще 13 подписей являются недействительными, всего 21+ 13 = 34 подписи. Поскольку данное число подписей превышает допустимое количество недействительных подписей - 15, при которых возможно принять решение о регистрации кандидата в депутаты, то заявленные Паршиным А.Ф. требования удовлетворению не подлежат. В судебном заседании на основании ответа отдела Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Саратовской области в городе Балаково (лист дела № 82), копии паспорта Н. (лист дела № 13), показаний Н. установлено и не оспаривается представителем ТИК БМР, что 5 подписей в подписном листе 3 строка 3, в подписном листе 18 строка 2, в подписном листе 27 строка 1, в подписном листе 28 строка 3, в подписном листе 32 строка 5 являются действительными и необоснованно исключены ТИК БМР при подсчете действительных подписей. Данное обстоятельство не влияет на законность решения ТИК БМР № 01-07/224-Р от 08.02.2011 года об отказе Паршину А.Ф. в регистрации кандидатом в депутаты Собрания Балаковского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 24, поскольку необходимого количества действительных подписей - 149 в подписных листах не имеется. Доводы представителя заявителя о том, что оспариваемое решение является незаконным, поскольку при принятии решения 08.02.2011 года не присутствовал Паршин А.Ф., суд считает необоснованными, поскольку Паршин А.Ф. извещался телеграммой о заседании ТИК БМР 08.02.2011 года (лист дела № 85), что не оспаривается представителем заявителя. Таким образом, в удовлетворении заявленных требований необходимо отказать. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Отказать Паршину А.Ф. в удовлетворении заявления об отмене решения территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района Саратовской области № 01-07/224-Р от 08.02.2011 года об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области по одномандатному избирательному округу № 24, возложении обязанности на территориальную избирательную комиссию Балаковского муниципального района Саратовской области зарегистрировать его кандидатом в депутаты Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области по одномандатному избирательному округу № 24. В течение пяти дней со дня принятия решения на него может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд Саратовской области. Судья