05.03.2011 года город Балаково Балаковский районный суд Саратовской области в составе судьи Песковой Ж.А. при секретаре судебного заседания Арутюновой Ж.Э. с участием заявителя Карпочева Н.Ю., его представителя Черкезовой О.В., заинтересованного лица Сафонова С.Е., его представителей Ермолаева И.В. и адвоката коллегии адвокатов «Балаковское юридическое агентство» Слепневой О.В., действовавшей на основании ордера, помощника прокурора города Балаково Вавилкина С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карпочева Н.Ю. об отмене регистрации кандидата в депутаты Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области Сафонова С.Е., Карпочев Н.Ю. обратился в суд с указанным заявлением, просит отменить регистрацию Сафонова С.Е. в качестве кандидата в депутаты Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области. В обоснование своего требования Карпочев Н.Ю. указывает, что он и Сафонов С.Е. зарегистрированы кандидатами в депутаты Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области по одномандатному избирательному округу. Во время ведения избирательной компании Сафоновым С.Е. были допущены нарушения избирательного законодательства, которые являются основанием для отмены регистрации данного кандидата. А именно, в целях обеспечения своего избрания Сафонов С.Е., помимо средств своего избирательного фонда, использовал денежные средства, превышающие 25 000 рублей. На специальный счёт данного кандидата поступило 30 000 рублей. Эти деньги, под видом «собственных средств» внёс его уполномоченный представитель по финансовым вопросам Т. Заявление Сафонова С.Е. о назначении Т. уполномоченным представителем по финансовым вопросам не содержало перечень доверяемых ей полномочий. Вносить собственные денежные средства на свой специальный счёт кандидат Сафонов С.Е. гражданке Т. не доверял, указанные полномочия в нотариально удостоверенной доверенности, на основании которой действовала Т., отсутствуют. Закон позволял ей пополнить специальный избирательный счёт только в порядке, предусмотренном частью 5 и частью 7 статьи 49 Закона Саратовской области от 31.10.2005 года № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области», то есть в размере 2 000 рублей с указанием своих фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или иного документа, заменяющего паспорт гражданина, информации о гражданстве. Вопреки указанным требованиям закона, Т. не указала свой адрес места жительства и дату рождения. Таким образом, поступление 30 000 рублей не только превышает максимально допустимое пожертвование от гражданина на 28 000 рублей, но и попадает под определение пожертвования, внесённого анонимным жертвователем. Указанные денежные средства Сафоновым С.Е. не были перечислены в доход бюджета и были использованы в целях достижения определённого результата на выборах. В частности, 1 000 рублей перечислена ИП К., 400 рублей сняты на оплату телефона, дано поручение о перечислении 22 572 рублей ОАО РИК «П». Фактом использования кандидатом Сафоновым С.Е. денежных средств помимо средств избирательного фонда является оплата услуг нотариуса за удостоверение доверенности, выданной уполномоченному представителю по финансовым вопросам, в размере 730 рублей, не внесёнными в избирательный фонд. Кроме этого, на финансирование своей избирательной компании, а именно, на проведение агитационной работы, кандидат Сафонов С.Е. привлёк денежные средства ничего не подозревающих граждан. В своих печатных агитационных материалах, изготовленных ОАО РИК «П» и, изготовленных на собственном оборудовании, Сафонов С.Е. указал телефон горячей линии. Таким образом, каждый гражданин, обратившийся по телефону горячей линии, самостоятельно оплачивал установленное соединение и, в силу своей правовой неосведомлённости, финансировал деятельность кандидата Сафонова С.Е., направленную на достижение определённого результата на выборах. Фактический размер финансовых средств, незаконно привлечённых Сафоновым С.Е., можно установить путём получения информации о вызовах, поступивших на телефонный номер. Нарушение порядка формирования и использования средств специального избирательного фонда существенно повысили шансы Сафонова С.Е. быть избранным и поставили его в привилегированное положение по отношению к заявителю. Сохранение регистрации кандидата Сафонова С.Е. при условии совершения им действий, напрямую запрещённых законом и влекущих отмену регистрации, нарушает пассивное избирательное право Карпочева Н.Ю. В судебном заседании Карпочев Н.Ю. поддержал заявленные требования, просил допустить к участию в деле в качестве своего представителя Черкезову О.В. и рассмотреть дело в своё отсутствие. Представитель заявителя Черкезова О.В. поддержала заявленные требования, основываясь на изложенных выше обстоятельствах. Заинтересованное лицо Сафонов С.Е., его представители Ермолаев И.В. и Слепнева О.В. возражали против заявленных требований, пояснили, что внесенные уполномоченным по финансовым вопросам на специальный избирательный счёт денежные средства являлись личными средствами кандидата Сафонова С.Е., внесение данных средств на указанный счёт одобрено самим кандидатом. Полномочия уполномоченного представителя по финансовым вопросам Т. подтверждены нотариально удостоверенной доверенностью. Указание в печатных агитационных материалах номера сотового телефона в качестве телефона горячей линии и использование неизвестных средств на оплату нотариально удостоверенной доверенности не является основанием для отмены регистрации Сафонова С.Е. в качестве кандидата в депутаты. Представитель территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие. Прокурор Вавилкин С.Н., в судебное заседание после перерыва не явился. Заслушав лиц, участвующих в деле, выслушав показания свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд считает заявление Карпочева Н.Ю. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Применению подлежит Федеральный закон от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно преамбуле указанного закона демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме. Частью 3 статьи 3 указанного Закона установлено, что участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным, никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. При рассмотрении дела установлено, что решением Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области на 13 марта 2011 года назначены выборы депутатов Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области второго созыва. Решением территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района от 00.00.2011 года и решением территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района от 00.00.2011 года Сафонов С.Е. и Карпочев Н.Ю. зарегистрированы кандидатами в Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области второго созыва по одномандатному избирательному округу. Заявитель обладает правом обращения в суд с указанным заявлением, обратился в суд до истечения срока, установленного пунктом 5 статьи 78 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - не позднее чем за восемь дней до дня голосования. Основаниями для отмены регистрации кандидата в депутаты судом являются случаи, перечисленные в части 7 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В указанный перечень входит и случай использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов. Суд учитывает, что перечень оснований для отмены регистрации кандидата, установленных статьей 76 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», является исчерпывающим. Данный перечень не содержит в качестве самостоятельного основания для отмены регистрации кандидата факт указания им в печатных агитационных материалах номера мобильного телефона горячей линии. Доказательств привлечения Сафоновым С.Е. дополнительных средств для осуществления своей избирательной деятельности за счёт граждан в связи с указанием в печатных агитационных материалах номера мобильного телефона горячей линии, доказательств, подтверждающих размер данных средств, заявителем не представлено, поэтому в данной части доводы Карпочева Н.Ю. о том, что указанные обстоятельства являются основанием для отмены регистрации кандидата Сафонова С.Е. - несостоятельны. В тоже время, согласно частям 1,2 и 3 статьи 49 Закона Саратовской области от 31.10.2005 года № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. Избирательный фонд кандидата может создаваться за счет: а) собственных средств кандидата; б) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; в) добровольных пожертвований граждан; г) добровольных пожертвований юридических лиц. Кандидаты вправе назначать уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Регистрация уполномоченных представителей по финансовым вопросам осуществляется соответствующей избирательной комиссией по письменному представлению кандидата. В силу части 11 статьи 49 Закона Саратовской области от 31.10.2005 года № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» предельная сумма всех расходов кандидата, зарегистрированного кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования из средств его избирательного фонда не может превышать 500,0 тыс. рублей. Порядок регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидатов в депутаты на выборах в органы местного самоуправления Саратовской области установлен Разъяснениями, утверждёнными постановлением избирательной комиссии Саратовской области от 25.08.2010 года № 01-06/64-П. Пунктами 2,3,4,5 указанных разъяснений предусмотрено, что уполномоченный представитель по финансовым вопросам кандидата в депутаты осуществляет свою деятельность в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением требований законодательства о выборах в Российской Федерации, Закона Саратовской области "О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области", Инструкции о порядке открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов, учета и отчетности кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов в органы местного самоуправления Саратовской области, утвержденной постановлением избирательной комиссии Саратовской области от 28 мая 2009 г. N 01-06/41-П. Уполномоченный представитель по финансовым вопросам кандидата в депутаты действует на основании оформленной в установленном порядке доверенности. В доверенности указываются фамилия, имя, отчество уполномоченного представителя по финансовым вопросам, дата его рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или заменяющего его документа, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), полномочия. В перечень полномочий уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата в депутаты могут входить: - открытие специального избирательного счета; - распоряжение денежными средствами избирательного фонда, включая выдачу поручений о перечислении средств (выдачи наличными) со специального избирательного счета, возврат средств со специального избирательного счета гражданам и юридическим лицам, их направившим, а также пропорциональное распределение остатков денежных средств со специального избирательного счета; - учет денежных средств избирательного фонда, включая получение в филиале Сберегательного банка - держателе специального избирательного счета, выписок по специальному избирательному счету и получение первичных финансовых документов; - контроль за формированием и расходованием денежных средств избирательного фонда, возврат (перечисление в доход соответствующего местного бюджета) пожертвований, поступивших с нарушением установленного порядка; - представление в муниципальную (территориальную) или окружную (далее - соответствующая) избирательную комиссию финансовых отчетов и первичных финансовых документов, подтверждающих поступление и расходование средств на специальном избирательном счете; - закрытие специальных избирательных счетов; - право заключения и расторжения договоров, связанных с финансированием избирательной кампании; - право подписи первичных учетных документов, контроль за их своевременным и надлежащим оформлением, а также законностью совершаемых финансовых операций. В доверенности могут быть указаны иные полномочия, касающиеся финансовой деятельности кандидата в депутаты. Не указанные в доверенности полномочия считаются непорученными. Срок действия доверенности не должен превышать срока действия полномочий уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата в депутаты. Соответствующая избирательная комиссия осуществляет регистрацию уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата в депутаты и выдает ему удостоверение установленного образца. Регистрация уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата в депутаты производится на основании: - заявления кандидата в депутаты о назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата в депутаты, в котором указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места службы - род занятий), занимаемая должность, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, дата его выдачи, сведения о номерах контактных телефонов, полномочия; - письменного согласия уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата в депутаты осуществлять указанную деятельность. Как установлено в судебном заседании 21.01.2011 года кандидатом в депутаты Сафоновым С.Е. был открыт специальный избирательный счёт в Балаковском ОСБ № 3960 Сбербанка России. Решением территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата в депутаты Сафонова С.Е. зарегистрирована Т. в правом подписи на финансовых документах. Вопреки требованиям пункта 5 Разъяснений о регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидатов в депутаты на выборах в органы местного самоуправления Саратовской области, утверждённых постановлением избирательной комиссии Саратовской области от 25.08.2010 года № 01-06/64-П, сведения об основном месте работы или службы (в случае отсутствия основного места службы - рода занятий), занимаемой должности, адреса места жительства, полномочиях в заявлении Сафонова С.Е. о назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам (л.д.48) - отсутствуют. На основании нотариально удостоверенной доверенности Сафонов С.Е. делегировал Т. как своему уполномоченному представителю по финансовым вопросам следующие полномочия: быть представителем во всех административных, государственных и иных учреждениях и организациях, пользоваться специальным избирательным счётом, с правом распоряжаться денежными средствами избирательного фонда, учета денежных средств избирательного фонда, в правом осуществления контроля за поступлением и расходованием средств избирательного фонда, с правом подписи расчётных документов, закрыть счёт, получать и предоставлять необходимые справки и документы, подавать от имени Сафонова С.Е. всякого рода заявления, расписываться за него, а также выполнять все другие действия, связанные с данным поручением. Правомочие Т. по внесению денежных средств на специальный избирательный счёт Сафонова С.Е. не указано, следовательно, Т. не вправе была вносить денежные средства от имени кандидата Сафонова С.Е. на его специальный избирательный счет. Между тем, из копии приходного кассового ордера видно, что от Т. на специальный избирательный счет кандидата Сафонова С.Е. поступило 30 000 рублей. В ордере указано: "По доверенности Т. Предъявлен паспорт гражданина РФ с указанием серии, номера и даты выдачи". Имеется подпись вносителя Т. Показания свидетелей Т. и И., расписка Т. о том, что 30 000 рублей, внесённые уполномоченным представителем Сафонова С.Е. по финансовым вопросам, были сняты с личного счёта Сафонова С.Е., данные действия производились с одобрения заинтересованного лица, а также банковский документ о выдаче наличных в размере 20 000 рублей, указанные выводы суда не опровергают. Ссылка заинтересованного лица и его представителей на статью 183 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку, - несостоятельна, поскольку в данном случае подлежат применению специальные нормы, предусмотренные избирательным законодательством. Поскольку Сафонов С.Е. не поручал Т. вносить собственные денежные средства на свой специальный счёт, то та могла пополнить данный счёт только в порядке, предусмотренном частями 5 и 7 статьи 49 Закона Саратовской области от 31.10.2005 года № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области». Указанные нормы закона предусматривают, что при внесении пожертвования гражданин указывает в платежном документе следующие сведения о себе: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, информацию о гражданстве. Сумма пожертвований в избирательный фонд кандидата, зарегистрированного кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования не может превышать для каждого гражданина 2,0 тыс. рублей. Согласно пункту «н» части 4 статьи 49 Закона Саратовской области от 31.10.2005 года № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» гражданин рассматривается как анонимный жертвователь, если им не указано в платежном документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: фамилия, имя, отчество, адрес места жительства или если им указаны недостоверные сведения о себе. При внесении денежных средств на специальный избирательный счёт кандидата Сафонова С.Е. Т. не указала свои адрес места жительства и дату рождения. Таким образом, поступление 30 000 рублей не только превышает максимально допустимое пожертвование от гражданина на сумму 28 000 рублей, но и подпадает по определение пожертвования, внесённого анонимным жертвователем. Пункты 3.3 и 3.4 Разъяснений порядка формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, утверждённых постановлением Избирательной комиссии Саратовской области от 23.11.2005 года № 01-10/197-П предусматривают, что если добровольное пожертвование поступило в избирательный фонд от гражданина или юридического лица, не имеющих права осуществлять такое пожертвование, или если пожертвование было внесено с нарушением требований частей 5 и 6 статьи 49 Закона Саратовской области, либо в размерах, превышающих размеры, предусмотренные Законом Саратовской области и настоящих Разъяснений, кандидат, зарегистрированный кандидат, избирательное объединение обязаны возвратить эти пожертвования не позднее, чем через 10 дней со дня поступления пожертвования на специальный избирательный счет по их платежным (расчетным) документам жертвователю соответственно полностью или ту их часть, которая превышает установленный предельный размер пожертвования (за вычетом расходов на пересылку) с указанием в платежных (расчетных) документах причины возврата. Пожертвования, внесенные анонимными жертвователями, не позднее чем через 10 дней со дня поступления на специальный избирательный счет должны перечисляться кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, в доход соответствующего бюджета муниципального образования. Как установлено в судебном заседании, поступившие от Т. 30 000 рублей, Сафонов С.Е. не вернул и использовал на покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной компании. Так, согласно сведениям банка о поступлении и расходовании денежных средств, находившихся на специальном избирательном счёте Сафонова С.Е., после внесения 30 000 рублей с указанного счёта были сняты: 1 000 рублей ИП К., 400 рублей на оплату телефонной связи, 1 000 рублей на оплату канцтоваров, 22 572 рубля РИК «П» и 677 рублей 16 копеек комиссионный сбор, 3 480 рублей ООО «М». В соответствии с частями 2,3,6 статьи 50 Закона Саратовской области от 31.10.2005 года № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» средства избирательных фондов имеют целевое назначение. Средства избирательных фондов могут использоваться кандидатами только на покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной кампании, и могут использоваться на: а) финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей; б) предвыборную агитацию, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера; в) оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами или юридическими лицами, а также на покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами, избирательными объединениями своей избирательной кампании; Кандидаты вправе использовать на оплату организационно-технических мероприятий по сбору подписей избирателей, а также на проведение предвыборной агитации, осуществление другой деятельности, направленной на достижение определенного результата на выборах, только денежные средства, поступившие в их избирательные фонды в установленном настоящим Законом порядке. Судом также установлено, что при оформлении Сафоновым С.Е. нотариально удостоверенной доверенности Т., нотариусом было взыскано по тарифу 200 рублей и за услуги правового и технического характера 530 рублей, а всего 730 рублей. Согласно сведениям банка о поступлении и расходовании денежных средств, находившихся на специальном избирательном счёте Сафонова С.Е., и вопреки пункту «в» части 3 статьи 50 Закона Саратовской области от 31.10.2005 года № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области», указанные денежные средства не были использованы Сафоновым С.Е. из специального избирательного фонда. В силу части 6 статьи 5 Закона Саратовской области от 31.10.2005 года № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» и пункта 3.4 Инструкции о порядке открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов, учёта и отчётности кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов в органы местно самоуправления Саратовской области, утверждённой постановлением Избирательной комиссии Саратовской области от 28.05.2009 года № 01-06/41-П, использование кандидатом на проведение предвыборной агитации денежных средств, поступивших в его избирательный фонд с нарушением требований закона, и подлежащих возврату, является использованием средств помимо средств избирательного фонда кандидата. Таким образом, суд приходит к выводу, что кандидат Сафонов С.Е. в ходе избирательной компании по выборам депутатов Собрания Балаковского муниципального района второго созыва использовал в целях обеспечения своего избрания помимо средств своего избирательного фонда денежные средства в сумме, превышающей 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда (более 25 000 рублей), что является основанием для отмены регистрации кандидата Сафонова С.Е. и удовлетворения заявления Карпочева Н.Ю. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Заявление Карпочева Н.Ю. удовлетворить. Отменить регистрацию зарегистрированного кандидата в депутаты Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области по одномандатному избирательному округу Сафонова С.Е. В течение пяти дней со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд. Решение суда в окончательной форме составлено в 12 часов 35 минут 00.00.2011 года. Судья