17.03.2011 года город Балаково Балаковский районный суд Саратовской области в составе судьи Песковой Ж.А. при секретаре судебного заседания Арутюновой Ж.Э. с участием истца Мельниковой О.В., его представителя адвоката Центра юридических услуг Ильиной Т.В., действовавшей на основании ордера, представителя ответчика государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области Рыбаковой Ю.В., действовавшем на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельниковой О.В. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области о признании незаконным протокола комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан и решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности включить в стаж периоды работы, назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения, Мельникова О.В., уточнив заявленные требования (л.д.57-60), обратилась в суд с иском, просила признать протокол комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан и решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области (далее - УПФ РФ в Балаковском районе) об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконными в части, включив в трудовой стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды работы в ясли-сад № 52 в должности старшей медсестры и в здравпункте № 1 профилактория «Ладья» в должности фельдшера; обязать УПФ РФ в Балаковском районе назначить досрочную трудовую пенсию по старости. В обоснование своего требования истец указала, что она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Спорными решениями Мельниковой О.В. отказано в назначении указанной пенсии из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Из специального стажа исключены периоды работы истца в ясли-саде № 52 в должности старшей медсестры и в здравпункте № 1 профилактория «Ладья» в должности фельдшера. Спорные периоды подлежат включению в специальный стаж, так как лицам, осуществляющим лечебную деятельность в государственных, муниципальных учреждениях, учреждениях здравоохранения лечебная деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, независимо от того, в чьём ведении находились учреждения, где работал истец и кому принадлежало закреплённое за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и т.д., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Фельдшер и медицинская сестра являются специалистами со средним профессиональным образованием, в должностные обязанности которых входят осуществление оказания лечебно-профилактической и санитарно-профилактической помощи, первой неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях. Согласно Постановлению Совмина РСФСР от 06.09.1991 года № 464 средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности имеет право на пенсию за выслугу лет. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1066, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 поименованы фельдшер и медсестра, медико-санитарная часть, поликлиники. Положением о фельдшерском здравпункте предусмотрено, что фельдшерские здравпункты организуются на промышленных и строительных предприятиях в соответствии с действующими штатными нормативами и являются структурным подразделением поликлиники (амбулатории). В судебном заседании истец отказалась от исковых требований в части признания незаконными протокола комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан и решения УПФ РФ в Балаковском районе об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в части исключения из льготного трудового стажа периода работы в здравпункте № 1 профилактория «Ладья» в должности фельдшера, включении указанного периода в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, и обязании УПФ РФ в Балаковском районе назначить досрочную трудовую пенсию по старости. Определением Балаковского районного суда Саратовской области отказ от указанной части исковых требований принят судом. В оставшейся части Мельникова О.В. заявленные требования поддержала, основываясь на изложенных выше обстоятельствах. Представитель ответчика Рыбакова Ю.В. исковые требования не признала. Из объяснений и письменного отзыва представителя ответчика (л.д.48-49) следует, что на день обращения за назначением пенсии специальный стаж истца составил менее необходимой для назначения пенсии продолжительности 30 лет. Такие учреждения как ясли-сад не поименованы Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 и Списком должностей и учреждений, работа в которых даёт право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования Мельниковой О.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Обращение истца за назначением пенсии, отказ в назначении пенсии в связи с исключением из льготного стажа спорного периода подтверждается объяснениями сторон, копией решения УПФ РФ в Балаковском районе об отказе Мельниковой О.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и копией протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (л.д.61-64). Из письменных объяснений ответчика следует, что специальный стаж истца с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П, за исключением спорного периода, составляет 28 лет 2 месяца 11 дней. Из трудовой книжки Мельниковой О.В. (л.д.8-10) следует, что она работала в ясли-саде № 52 Балаковского производственного объединения «Балакорезинотехника» имени 50-ти летия СССР в должности старшей медицинской сестры. Истец окончила полный курс Медицинского училища по специальности фельдшер, что подтверждается копий диплома Мельниковой О.В. (л.д.17) и копией её свидетельства о заключении брака (л.д.18). Согласно штатным расписаниям ясли-сада № 52 (л.д.20,22,24) и должностной инструкции старшей медицинской сестры (л.д.21) в указанном учреждении значилась старшая медицинская сестра, которая осуществляла в ясли-саде медицинскую деятельность. Доказательства получены надлежащим образом, согласуются между собой и с объяснениями сторон, не вызывают сомнений в достоверности, не опровергаются другими доказательствами, поэтому суд считает указанные обстоятельства установленными. Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьей 55 пунктом 3 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается досрочно лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, правила исчисления периодов работы, и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 года утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы. Указанным Списком не предусмотрена работа в качестве старшей медицинской сестры в ясле-саде. Согласно пункту 9 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Статьи 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Реализуя названные предписания, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации постановлением от 17.10.2003 года № 70 утвердило разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27,28,30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.11.2003 года № 5280), в соответствии с которым, расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» также признано конституционным производить оценку приобретенных прав по исчислению трудового стажа и размера пенсии, приобретенных гражданином до 01.01.2002 года, по нормам ранее действовавшего законодательства. Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 утверждён Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". В соответствии с указанным Списком, право на выслугу имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности в лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях всех форм собственности. В спорный период действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения. Здравоохранения и сельского хозяйства», согласно которому пенсии за выслугу лет назначались врачам и другим работникам здравоохранения при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках) и не менее 30 лет в городах. Приложением к данному постановлению являлся Перечень учреждений организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет. Разделом № 2 Перечня предусмотрены должности медицинских сестёр независимо от наименования должности, в числе учреждений - детские сады, детские ясли, объединённые ясли-сады. Изменение пенсионного законодательства не может являться основанием для ограничения конституционного права на пенсионное обеспечение в старости, поэтому периоды работа Мельниковой О.В. в ясли-саде № 52 в должности старшей медицинской сестры необоснованно исключёны из специального стажа истца. При рассмотрении дела ответчик не представил доказательства, подтверждающие наличие иных оснований, препятствующих назначению досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 пунктом 1 подпунктом 20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Учитывая изложенное, исковые требования Мельниковой О.В. подлежат удовлетворению. В соответствии со статьёй 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьёй 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Исковые требования Мельниковой О.В. удовлетворить. Признать незаконными решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Балаковском районе Саратовской области об отказе Мельниковой О.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Балаковском районе Саратовской области в части исключения из трудового стажа работы, дающего право на досрочное назначение пенсии, Мельниковой О.В. периода работы в ясли-саде № 52 в должности старшей медицинской сестры. Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Балаковском районе Саратовской области включить Мельниковой О.В. в трудовой стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, период работы в ясли-саде № 52 в должности старшей медицинской сестры. Взыскать с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Балаковском районе Саратовской области в пользу Мельниковой О.В. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей. В течение 10 дней со дня принятия решения на него может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд. Судья