17.02.2011 года город Балаково Балаковский районный суд Саратовской области в составе судьи Назарова П.С., при секретаре судебного заседания Сергеевой Е.Н., с участием представителя истца Короткова Ю.В., представителя истца Лихотворика Е.П., представителя ответчика Тишкиной Н.И., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика - Управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области Зубова Д.А., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика - администрации муниципального образования город Балаково Саратовской области Нестеровой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жирова Д.Н. к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области о признании незаконным отказа в выборе и предварительном согласовании места размещения объекта, возложении на ответчика обязанности рассмотреть заявление о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта, Жиров Д.Н., уточнив исковые требования (листы дела № 4, 35), обратился в суд с иском к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее БМР) о признании незаконным отказа от ---.2010 года в выборе и предварительном согласовании места размещения объекта, возложении на ответчика обязанности рассмотреть заявление о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта. В качестве основания заявленных требований указал, что ---.2010 года он обратился в администрацию БМР с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения под строительство гаражей по адресу: Саратовская область, город Балаково, угол улиц ---. Администрация БМР ---.2010 года отказала в удовлетворении его заявления, поскольку утвержденным генеральным планом города Балаково территория на углу улиц --- предусмотрена для организации жилой зоны. Истец указал, что считает отказ незаконным, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на размещение в жилой зоне гаражей. В судебном заседании представители истца Коротков Ю.В. и Лихотворик Е.П. поддержали исковые требования. Дали объяснения, аналогичные указанным в исковом заявлении. Представитель ответчика Тишкина Н.И. исковые требования не признала. Пояснила, что оспариваемое решение является законным, поскольку оно принималось на межведомственной комиссии. Документа, нормативного акта, запрещающего размещать гаражи в жилой зоне, нет. Градостроительный регламент только разрабатывается. Ранее градостроительного регламента не существовало. Суду представлен отзыв ответчика на иск (лист дела № 22). Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика - Управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации БМР Зубов Д.А. с исковыми требованиями не согласился. Пояснил, что заявление истца рассматривалось на межведомственной комиссии, где было принято решение об отказе в согласовании размещения объекта. Нормативного акта или иного документа, запрещающего размещение гаражей в жилой зоне, нет. Градостроительный регламент только разрабатывается. Ранее градостроительного регламента не существовало. Суду представлен отзыв на иск (лист дела № 29). Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика - администрации муниципального образования город Балаково Саратовской области Нестерова Л.И., с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что площадь одного гаража по проекту составляет 27 квадратных метров, а Решение Совета муниципального образования город Балаково № 210 от 24.09.2010 года устанавливает допустимую площадь в 30 квадратных метров. Истцу необходимо было попросить большую площадь, тогда бы его заявление было удовлетворено. Суду представлен отзыв на иск (лист дела № 48). Истец Жиров Д.Н., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Представил заявление с просьбой рассмотреть дело в своё отсутствие. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившегося истца. Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, суд установил следующее. В соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии со статьёй 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии с частью 1 статьи 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). При этом рассмотрение гражданского дела в порядке искового судопроизводства не изменяет распределения бремени доказывания. Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ. В силу пункта 1 статьи 31 ЗК РФ, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. В соответствии с частью 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. В соответствии с частями 5, 6 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Судом установлено, что Жиров Д.Н. ---.2010 года обратился в администрацию БМР с заявлением, просил предварительно согласовать место размещения объекта и разрешить выбор земельного участка в связи с планируемым строительством гаражей по адресу: Саратовская область, город Балаково, угол улиц ---. Жиров Д.Н. указал, что земельный участок площадью примерно 650 квадратных метров необходим для постройки объектов, подъездных площадок к ним и благоустройства прилегающей территории. Администрация БМР в письме от ---.2010 года сообщила Жирову Д.Н., что в связи с утвержденным планом города Балаково территория на углу улиц Вольская и Свердлова, район Пищекомбината предусмотрена для организации жилой зоны, выделение испрашиваемого земельного участка не представляется возможным. Данные обстоятельства подтверждаются заявлением Жирова Д.Н. от ---.2010 года (лист дела № 9), ответом администрации БМР от ---.2010 года (лист дела № 10), эскизным предложением (листы дела № 55-58). В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В состав жилых зон могут включаться: 1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами; 2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами; 3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; 4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами; 5) зоны жилой застройки иных видов. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 8 ЗК РФ категория земель указывается в государственном кадастре недвижимости. Из ответа межрайонного отдела № 3 Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области от ---.2011 года (листы дела № 51, 52) следует, что земельный участок, на который претендует истец, расположен в пределах территориальной зоны «земли индивидуальной жилой застройки». В соответствии с частями 1, 2, 3, 5 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам. Таким образом, в соответствии с частью 5 статьи 85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены и для иных видов застройки согласно градостроительным регламентам, часть 3 статьи 35 ГрК РФ допускает размещение в жилых зонах гаражей. Из ответа главы администрации города Балаково Саратовской области от ---.2011 года (лист дела № 24) следует, что градостроительные регламенты в отношении земельных участков, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, разрабатываются в составе правил землепользования и застройки. Проект правил землепользования и застройки муниципального образования город Балаково находится на стадии разработки. Суду представлен генеральный план спорной территории (листы дела № 25, 26). Из данного плана видно, что земельный участок, на который претендует истец, расположен в пределах территориальной зоны многоэтажной жилой застройки. Рядом находится зона малоэтажной жилой застройки с приусадебными участками. Из анализа генерального плана спорной территории (листы дела № 25, 26), схемы (лист дела № 56), ответов Управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации БМР от ---.2011 года (лист дела № 42), от ---.2011 года (листы дела № 53, 54), следует, что в пределах территориальной зоны многоэтажной жилой застройки предоставлялись участки для строительства гаражей в 2009 году обществу с ограниченной ответственностью «---», в 2010 году К., ГСК ---»; проводится процедура выделения участка обществу с ограниченной ответственностью «---» для строительства второй очереди подземно-надземной парковки автомобилей. Лица, участвующие в деле, так же подтвердили данные обстоятельства. На генеральном плане спорной территории (листы дела № 25, 26), в зоне многоэтажной жилой застройки расположен объект, обозначенный литерой «Г» - «гаражи, стоянки». Таким образом, часть 3 статьи 35 ГрК РФ, часть 5 статьи 85 ЗК РФ допускают размещение в жилых зонах гаражей. Ранее на расположенной рядом со спорным участком территории жилой зоны предоставлялись участки гражданам и юридическим лицам для строительства гаражей. Градостроительный регламент для жилых зон на территории муниципального образования город Балаково отсутствует. Пункт 5.3 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 года N 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" допускает размещать гаражи в границах санитарно-защитной зоны промышленного объекта или производства. При таких обстоятельствах отказ истцу в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения под строительство гаражей по мотиву, что испрашиваемый им участок находится в составе жилой зоны, не основан на существующих нормативных актах. Каких-либо иных основания для отказа истцу в ответе администрация БМР от ---.2010 года не указано. Ссылка представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика - администрации муниципального образования город Балаково Саратовской области Нестеровой Л.И. в отзыве (лист дела № 48) на Типовой перечень видов разрешенного использования (приложение № 2 к Приказу Роснедвижимости от 29.06.2007 года N П/0152 "Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов") является необоснованной, поскольку данный нормативный акт описывает технологическую схему выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов и не имеет отношения к доказыванию юридически значимых обстоятельств по делу. Ссылка представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика - администрации муниципального образования город Балаково Саратовской области Нестеровой Л.И. в отзыве (лист дела № 48) на таблицы с расстояниями и таблицу с площадями гаражей так же не может быть принята судом, поскольку такого основания для отказа оспариваемый ответ не содержит. Кроме того, ни представитель ответчика, ни представители третьих лиц не смогли суду назвать расстояния от указанных истцом гаражей до других объектов. Ссылка представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика - администрации муниципального образования город Балаково Саратовской области Нестеровой Л.И. в отзыве (лист дела № 48) на приобщенное к материалам дела Решение Совета муниципального образования город Балаково Саратовской области от 24.09.2010 года № 210 «Об утверждении Местных нормативов градостроительного проектирования в муниципальном образовании город Балаково» так же является необоснованной. В данном нормативном акте в разделе 5.2 «Принципы организации жилых зон» пункты 2, 12 допускают размещение в жилых зонах гаражей. Кроме того, суд не может принять в качестве обоснования законности оспариваемого решения объяснения представителей третьих лиц: администрации муниципального образования город Балаково Саратовской области и Управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации БМР, поскольку законность своих действии должен доказать ответчик - администрация БМР. Мотивы отказа администрации БМР на основании объяснений третьих лиц не могут быть установлены. Оспариваемый отказ от ---.2010 года мотивирован тем, что в жилых зонах запрещено размещение гаражей. Каких-либо других оснований для отказа в ответе администрации БМР от ---.2010 года не указано. Представитель ответчика Тишкина Н.И. пояснила, что нормативного акта, запрещающего размещать гаражи в жилой зоне, нет. Таким образом, ответчик не доказал законность принятого им решения, в связи с чем подлежат удовлетворению заявленные требования о признании незаконным отказа от ---.2010 года администрации БМР Жирову Д.Н. в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения под строительство гаражей по адресу: Саратовская область, город Балаково, угол улиц Вольская и Свердлова, район Пищекомбината. Истцом выбран способ защиты нарушенного права - обязать ответчика рассмотреть его заявление. Из пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" следует, что при признании действий органа или должностного лица незаконными суд может обязать их рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято. Поскольку ответчик не рассмотрел заявление Жирова Д.Н. в соответствии с действующим законодательством - не дал на него законный и обоснованный ответ, то в соответствии с выбранным истцом способом защиты нарушенного права необходимо обязать ответчика рассмотреть в установленном законом порядке заявление истца от ---.2010 года по вопросу выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения под строительство гаражей. В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд считает необходимым установить срок для рассмотрения администрацией БМР заявления Жирова Д.Н. по вопросу выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения под строительство гаражей в течение 20 дней с даты вступления решения суда в законную силу. Устанавливая данный срок, суд учитывает, что ранее данное заявление Жирова Д.Н. уже рассматривалось ответчиком, а так же то, что доказательств необходимости установления иного срока суду не представлено. Представители истца Коротков Ю.В. и Лихотворик Е.П. суду пояснили, что установить какие-либо юридически значимые обстоятельства по делу из представленных на листах дела № 63-78 документов не представляется возможным. В соответствии со статьей 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная истцом государственная пошлина в размере 200 рублей (лист дела № 3). Ссылка ответчика на пункт 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации в данном случае необоснованна, поскольку Жиров Д.Н. понес расходы по уплате государственной пошлины в связи с обращением в суд. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Исковые требования Жирова Д.Н. удовлетворить. Признать незаконным отказ от ---.2010 года администрации Балаковского муниципального района Саратовской области Жирову Д.Н. в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения под строительство гаражей по адресу: Саратовская область, город Балаково, угол улиц ---. Обязать администрацию Балаковского муниципального района Саратовской области рассмотреть заявление Жирова Д.Н. от ---.2010 года входящий № 2235 по вопросу выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения под строительство гаражей по адресу: Саратовская область, город Балаково, угол улиц --- в течение 20 дней с даты вступления решения суда в законную силу. Взыскать с администрации Балаковского муниципального района Саратовской области в пользу Жирова Д.Н. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей. В течение 10 дней со дня принятия решения на него может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд. Судья