05.03.2011 года город Балаково Балаковский районный суд Саратовской области в составе судьи Бирюковой И.Г. при секретаре судебного заседания Бобровой С.Ю. с участием представителя заявителя Михайловского А.О. - Карсановой Н.С., представителя заинтересованного лица Ткаченко В.В. - Слепневой О.В., представителя заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района Трифоновой О.В., старшего помощника прокурора г. Балаково Решетникова А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области по одномандатному избирательному округу № <…> Михайловского А.О. об отмене регистрации зарегистрированного кандидата в депутаты Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области по одномандатному избирательному округу № <…> Ткаченко В.В., На <…> года назначены выборы депутатов Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области второго созыва. Михайловский А.О. и Ткаченко В.В. зарегистрированы кандидатами в депутаты Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области по одномандатному избирательному округу № <…>. <…> года Михайловский А.О. обратился в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата Ткаченко В.В. на основании пункта «б» части 7 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) в связи с использованием кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышение предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов. В обоснование заявления Михайловский А.О. указал следующее. Частью 11 статьи 49 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» от 31 октября 2005 года № 107-ЗСО (далее - Закона Саратовской области № 107-ЗСО) установлена предельная сумма всех расходов кандидата, зарегистрированного кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования, из средств его избирательного фонда не более 500 000 рублей. Кандидат Ткаченко В.В. в целях обеспечения своего избрания использовал помимо средств своего избирательного фонда денежные средства в сумме, превышающей установленное ограничение 25 000 рублей, что выразилось в расходовании им добровольных пожертвований, внесённых юридическими лицами на его специальный избирательный счёт с нарушением требований, установленных частью 6 статьи 49 Закона Саратовской области № 107 -ЗСО. Платежным поручением № <…> от <…> года общество с ограниченной ответственностью «Н…» перечислило на специальный избирательный счёт Ткаченко В.В. добровольное пожертвование в сумме 20 000 рублей. Платежным поручением № <…> от <…> года общество с ограниченной ответственностью «Р… «С…» перечислило на специальный избирательный счёт Ткаченко В.В. добровольное пожертвование в сумме 20 000 рублей. Платежным поручением № <…> от <…> года общество с ограниченной ответственностью «П…» перечислило на специальный избирательный счёт Ткаченко В.В. добровольное пожертвование в сумме 20 000 рублей. В указанных платежных поручениях вопреки требованию, установленному частью статьи 49 Закона Саратовской области № 107 -ЗСО отсутствовала отметка об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 4 статьи 49 Закона Саратовской области № 107-ЗСО. Вопреки требованию, установленному частью 15 статьи 49 Закона Саратовской области № 107 -ЗСО и пунктом 3.3. Разъяснений порядка формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов в органы местного самоуправления Саратовской области, утвержденных Постановлением избирательной комиссии Саратовской области от 23 ноября 2005 года № 01-10/197 - П (далее - Разъяснений порядка формирования фондов) Ткаченко В.В. не возвратил жертвователям в десятидневный срок денежные суммы, перечисленные ими с нарушением установленного порядка, а использовал их для достижения определённого результата на выборах. <…> года Ткаченко В.В. перечислил со специального избирательного счёта 250 рублей, 7 500 рублей, 30 715 рублей, <…> года - 30 000 рублей. Допущенные Ткаченко В.В. нарушения повысили его шансы быть избранным и поставили его в привилегированное положение по отношению к заявителю. Незнание закона не освобождает кандидата ответственности за нарушение порядка формирования и использования средств избирательного фонда. Указанные нарушения являются основанием для отмены регистрации в качестве кандидата в депутаты Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № <…>. Ткаченко В.В. с заявлением не согласился, в письменных объяснениях указал следующее. В указанных заявителем платёжных поручениях в поле «назначение платежа» указано «Г-0 %; М-0 %; И-0 %», что обозначает отсутствие иностранного капитала, средств государственных или муниципальных органов и предприятий. Такое сокращённое указание на отсутствие ограничений не запрещено. Образец платёжного поручения был получен в Территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района. Общества с ограниченной ответственностью «Н…», «Р…«С…», «П…«Б…» не имеют ограничений для перечисления пожертвований в на специальный избирательный счёт. Денежные средства внесены ими в размере, не превышающем установленные пределы. В судебном заседании Михайловский А.О. и Ткаченко В.В. заявили о рассмотрении дела в их отсутствие. Представитель заявителя Михайловского А.О. - Карсанова Н.С. считала заявление подлежащим удовлетворению, поддержала доводы доверителя. Представитель заинтересованного лица Ткаченко В.В. - Слепнева О.В. считала заявление не подлежащим удовлетворению, поддержала доводы доверителя. Председатель территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района Трифонова О.В. отношение к заявлению не выразила, в письменных и устных объяснениях в судебном заседании указала что заявитель и Ткаченко В.В. зарегистрированы кандидатами в депутаты Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № <…>, в территориальной избирательной комиссии отсутствуют сведения о финансовых нарушениях Ткаченко В.В. Старший помощник прокурора Решетников А.Б. дал заключение об отказе в удовлетворении заявления. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность их доводов путём исследования письменных доказательств в материалах дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с частями 1,2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в частности в целях защиты прав и законных интересов других лиц. Применению подлежит Федеральный закон № 67-ФЗ, в преамбуле которого указано, что демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме. Указанный Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом (пункты 2,3 статьи 1 указанного Федерального закона). На основании объяснений лиц, участвующих в деле, и представленных ими письменных доказательств, полученных надлежащим образом, не вызывающих сомнений в достоверности, установлены следующие обстоятельства. Постановлением избирательной комиссии Саратовской области № <…> от <…> года на территориальную избирательную комиссию Балаковского муниципального района возложены полномочия избирательной комиссии муниципального района по подготовке и проведению выборов депутатов представительных органов Балаковского муниципального района Саратовской области. Решением территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района № <…> от <…> года на территориальную избирательную комиссию Балаковского муниципального района возложены полномочия 25 окружных избирательных комиссий. Решением Собрания Балаковского муниципального района № <…> от <…> года утверждены схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов в Собрание Балаковского муниципального района второго созыва. Решением Собрания Балаковского муниципального района № <…> от <…> года на <…>года назначены выборы депутатов Собрания Балаковского муниципального района второго созыва. Решением территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района № <…> от <…> года Михайловский А.О. зарегистрирован кандидатом в депутаты Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № <…>. Решением территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района № <…> от <…> года Ткаченко В.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № <…>. В соответствии с частью 3 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кандидат вправе обратиться в суд с заявлением от отмене регистрации кандидата, зарегистрированного тому же избирательному округу. В соответствии с частью 3 статьи 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление об отмене регистрации кандидата может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования. Михайловский А.О. обратился в суд в указанный срок. В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона Саратовской области № 107-ЗСО кандидат обязан создать собственный избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления избирательной комиссии о выдвижении до представления документов на регистрацию. В соответствии с частью 12 статьи 58 Федерального закона № 67-ФЗ, частью 18 статьи 49 Закона Саратовской области № 107-ЗСО порядок открытия, ведения и закрытия специального избирательного счёта устанавливается избирательной комиссией области по согласованию с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Саратовской области. Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств устанавливаются избирательной комиссией области. Частью 11 статьи 49 Закона Саратовской области № 107-ЗСО установлена предельная сумма всех расходов кандидата, зарегистрированного кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования, из средств его избирательного фонда не более 500 000 рублей. В соответствии с частью 3 статьи 49 Закона Саратовской области № 107-ЗСО избирательный фонд кандидата может создаваться, в частности, за счет добровольных пожертвований юридических лиц и добровольных пожертвований граждан. В соответствии с частью 4 статьи 49 Закона Саратовской области № 107-ЗСО запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, а) иностранным государствам и иностранным организациям; б) иностранным гражданам, за исключением случая, установленного пунктом 10 статьи 4 Федерального закона; в) лицам без гражданства; г) гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет на день голосования; д) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год); е) международным организациям и международным общественным движениям; ж) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления; з) государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям; и) юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год; к) организациям, учрежденным государственными органами и (или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации); организациям, учрежденным юридическими лицами, указанными в пунктах "д" и "и" настоящей части; организациям, имеющим в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) юридических лиц, указанных в пунктах "д" и "и" настоящей части, превышающую (превышающий) 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год); л) воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам; м) благотворительным и религиозным организациям, а также учрежденным ими организациям; н) анонимным жертвователям (юридическое лицо рассматривается как анонимный жертвователь, если им не указано в платежном документе любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, название, банковские реквизиты или если указаны недостоверные сведения); о) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования на выборах; п) некоммерческим организациям, получавшим в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования в избирательный фонд, денежные средства либо иное имущество от: иностранных государств, а также от указанных в пунктах "а" - "г", "е" - "з", "л" - "о" настоящей части органов, организаций или физических лиц; российских юридических лиц с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год); юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год); организаций, учрежденных государственными органами и (или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации); организаций, учрежденных юридическими лицами, указанными в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта; организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) юридических лиц, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год). Часть 6 статьи 49 Закона Саратовской области № 107-ЗСО устанавливает требования при внесении пожертвований юридическим лицом, в частности, при внесении пожертвования юридическим лицом в платежном поручении указываются следующие сведения о нем: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, дата регистрации, банковские реквизиты, отметка об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 4 настоящей статьи. В соответствии с пунктом 7 статьи 49 Закона Саратовской области № 107-ЗСО сумма пожертвований в избирательный фонд кандидата, зарегистрированного кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования не может превышать для каждого гражданина 2 000 рублей и для каждого юридического лица - 20 000 рублей. Порядок внесения денежных средств на специальный избирательный счет кандидата устанавливается статьей 58 Федерального закона № 67-ФЗ, статьей 49 Закона Саратовской области № 107-ЗСО, частью 2 Инструкции о порядке открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов, учета и отчетности кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов в органы местного самоуправления Саратовской области, утвержденной Постановлением избирательной комиссии Саратовской области от 28 мая 2009 года № 1-06/41-П по согласованию с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Саратовской области, в соответствии с частью 18 статьи 49 Закона Саратовской области № 107-ЗСО (далее Инструкции о порядке открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов), а также Разъяснениями порядка формирования фондов. Кандидату запрещено в целях достижения определенного результата на выборах использовать денежные средства, не перечисленные в избирательный фонд или средства, поступивших в избирательный фонд с нарушениями. Ответственность за нарушение порядка формирования и использования средств избирательного фонда возлагается на кандидата (пункт 9.1 Разъяснений порядка формирования фондов). Пункт «б» части 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ предусматривает в качестве основания для отмены регистрации кандидата использование кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов. Объяснения лиц, участвующих в деле, относительно фактических обстоятельств и представленные ими письменные доказательства не содержат противоречий, в совокупности достаточны для установления следующих обстоятельств. В соответствии с договором № <…> от <…> года для формирования своего избирательного фонда кандидат Ткаченко В.В. открыл специальный избирательный счет № <…> в Балаковском отделении № <…> Сберегательного банка Российской Федерации (далее Банк). На основании представленных Банком справки о движении денежных средств по указанному счёту и копий первичных платёжных документов установлено, что за период с <…> года по <…> года на счёт поступили денежные средства в сумме 127 500 рублей, в том числе добровольные пожертвования гражданина 2 000 рублей, индивидуального предпринимателя 20 000 рублей и трёх обществ с ограниченной ответственностью: «Н…», «Р…«С…», «П…«Б…» по 20 000 рублей от каждого, со счёта перечислены денежные средства в сумме 124 659 рублей. В платёжных поручениях о перечислении в избирательный фонд кандидата Ткаченко В.В. добровольных пожертвований обществ с ограниченной ответственностью: «Н…», «Р…«С…», «П…«Б…» (соответственно № <…> от <…> года, № <…> от <…> года, № <…> от <…> года) указаны наименование юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, дата регистрации, банковские реквизиты. В платёжных поручениях в поле «назначение платежа» имеется запись «Г-0%, М-0%, И-0%». Из объяснений заинтересованных лиц следует, что отметка об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 4 статьи 49 Закона Саратовской области № 107 -ЗСО выполнена в виде записи «Г-0%, М-0%, И-0%». Из объяснений заинтересованных лиц и показаний свидетеля Р.Г.И. - доверенного лица Ткаченко В.В. по финансовым вопросам следует, что образец заполнения платёжного поручения для перечисления юридическим лицом добровольного пожертвования был получен в территориальной избирательной комиссии, указанные сокращения обозначают отсутствие в уставных капиталах жертвователей государственной, муниципальной собственности и собственности иностранных юридических лиц и граждан. Конкретная форма отметки об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 4 статьи 49 Закона Саратовской области № 107-ЗСО, действующими нормативными актами не предусмотрена. Форма отметок об отсутствии ограничений в указанных платежных поручениях допустима и понятна для лиц, которым известны требования пункта 4 статьи 49 Закона Саратовской области № 107-ЗСО и Инструкции о порядке открытия, ведения и закрытия специальных счетов. Согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Н…» и ООО «Р…«С…», учредителями данных юридических лиц являются физические лица, в числе учредителей ОАО «П…«Б…» указан Комитет по управлению имуществом Саратовской области. В данной выписке имеются сведения о держателе реестра акционеров данного акционерного общества - закрытое акционерное общество «С…» (ЗАО «С…») Из сообщения ЗАО «С…» от <…> года следует, что в системе ведения реестра акционеров ОАО «П…«Б…» отсутствуют счета, открытые на иностранные государства, организации или граждан, либо юридические лица с иностранным участием, доля иностранного участия которых превышает 30%, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и унитарных предприятий, либо субъектов, имеющих в уставном капитале более 30% государственных или муниципальных органов. Таким образом, общества с ограниченной ответственностью: «Н…», «Р… «С…», «П…«Б…» не относятся к числу лиц, которым запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, и не превысили установленный законом размер пожертвования. На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области по одномандатному избирательному округу № <…> Ткаченко В.В., поэтому заявление удовлетворению не подлежит. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Отказать в удовлетворении заявления зарегистрированного кандидата в депутаты Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области по одномандатному избирательному округу № <…> Михайловского А.О. об отмене регистрации зарегистрированного кандидата в депутаты Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области по одномандатному избирательному округу № <…> Ткаченко В.В. В течение 5 дней со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд. Судья